АвтоЮрайт.рф / Водительские права
Назад
Опубликовано: 31.12.2018
Время на чтение: 5 мин
0
1600
По российским законам любой водитель, выезжающий на дороги, должен иметь соответствующее удостоверение. И не имеет значения, какое количество колес насчитывает ваш транспорт – четыре или всего два. Сравнительно недавно требования к водителям мотоциклов и скутеров были лояльнее. С 2013 года ситуация в корне поменялась и даже водитель скутера обязан пройти обучение в мотошколе.
- Права на мотоцикл: можно ли обойтись без них?
- С какого возраста можно управлять мотоциклом
- Какие категории прав на мотоцикл выделяют в 2021 году Права для мотоцикла с коляской
- Права на мопед и скутер
- Документы будущего водителя
Права на мотоцикл: можно ли обойтись без них?
Закон непреклонен. Если вы не собираетесь вечно сидеть за рулем велосипеда, а планируете хоть изредка пересаживаться за руль хотя бы мопеда, права необходимы. И это не прихоть инспекторов ГИБДД и мотошкол, желающих «вытянуть» из вас побольше денег.
Квалифицированный водитель, прошедший обучение, четко знает, как вести себя в той или иной дорожной ситуации. В то время как «бесправный» водитель лишь догадывается о правильности своего поведения на дороге. И хорошо еще, если такое вождение закончится лишь штрафом и изъятием двухколесного коня.
Даже не надейтесь, что слабенький движок вашего скутера станет смягчающим обстоятельством при встрече с сотрудниками ГИБДД. Возрастные ограничения тоже никто не отменял.
Зато владельцы кроссовых мотоциклов могут спокойно выдохнуть. Им штрафы и изъятие транспортного средства за езду без прав не грозят. Но до тех пор, пока они остаются на территории спортивных треков.
Причина «поблажки» простая, кроссовый мотоцикл относится к категории спортивного инвентаря. И до тех пор, пока его обладатель гоняет по грунтовому покрытию треков, он не нарушает никаких правил.
Что будет за управление мотоциклом без прав
Управление мотоциклом без бумаг, подтверждающих уровень навыка субъекта – это административное правонарушение, за которое предусмотрен штраф от 5 до 15 тысяч рублей. Транспортное средство будет эвакуировано на штрафстоянку, и забрать его оттуда хозяин сможет только после предъявления прав, либо с человеком, у которого есть документ водителя необходимого уровня.
С какого возраста можно управлять мотоциклом
Этот параметр напрямую связан с видом двухколесного транспорта, которым водитель планирует управлять. Есть мотоциклы, за руль которых можно сесть не раньше 18 лет. Но есть категории транспорта, доступные для управления с 16 лет.
Скутеры, мопеды | Объем двигателя не выше 50 кубов | С 16 лет |
Легкие мотоциклы | Объем двигателя до 125 кубов | С 16 лет |
Мотоциклы | Объем двигателя больше 125 кубов | С 18 лет |
Трициклы, квадроциклы | Объем двигателя от 50 кубов | С 18 лет |
Еще по теме: Лишение водительских прав за долги
Приступить к обучению управления мотоциклом разрешено задолго до 18-летия. Но запаситесь терпением, к экзаменам вас допустят лишь при достижении этого возраста.
Какая категория прав должна быть для управления мотоциклом
Законом установлена категория прав на мотоцикл «А». Соответственно, получить её могут только:
- Граждане (или резиденты), достигшие 16-ти лет.
- Признанные психически здоровыми.
- Прошедшие тест на физическое здоровье.
Вид А-удостоверения связан с объёмом двигателя средства передвижения. Если он не превышает 125 кубов, тогда водитель получает удостоверение формы «А1», а если превышает – формы «А».
До 2013 года на мотоциклы с размером двигателя до 50 кубов права не были нужны. После изменения условий, на вопрос «на какие мотоциклы нужны права» дать ответ можно точно – на все, просто транспортные средства на двух (или трёх) колёсах с необъёмными двигателям назвали мопедами, и для них создали отдельную категорию прав – М.
Но даже из этого правила есть исключения. Например, кроссовый мотоцикл или квадроцикл, который используют для путешествий за городской чертой по бездорожью, можно водить и не оформляя водительское удостоверение.
Полезно знать «Как поставить мотоцикл на учет и получить номера»
Какие категории прав на мотоцикл выделяют в 2018 году
Моторынок готов предложить огромный выбор мотоциклов. Как не запутаться в этом многообразии и понять, какая категория нужна для управления тем или иным двухколесным конем? Все решила классификация.
Так как мотоцикл мотоциклу рознь, то решено было выделить три категории: «М», «А», «А1». Каждая из них дает возможность управлять мотоциклами с различным весом и объемом двигателя.
Категория «М» Появилась в 2013 году | Объем двигателя не выше 50 кубов | Мопеды (трициклы, мотороллеры); квадрациклы; мокики; скутеры |
Категория «А1» (самая распространенная среди подростков) | объём двигателя от 50 до 125 кубов; максимальная мощность – до 11 кВт. | Легкие мотоциклы |
Категория «А» | объём двигателя до 125 кубов; масса ТС в снаряжённом состоянии до 400 кг | Мотоциклы |
Если будущий водитель уже перешагнул 18-летний рубеж, имеет смысл выучиться на категорию «А». В этом случае «М» и «А1» будут проставлены ему в качестве бонусов. До знаменательной даты далеко, а за руль очень хочется, выбирайте «М» или «А1» – в зависимости от вашего транспорта.
Права для мотоцикла с коляской
Планируете прикупить мотоцикл с коляской? Поспешите обзавестись правами категории «А». Для собственной безопасности, не поленитесь взять пару уроков езды на таком мотоцикле.
Этот вид транспорта имеет кардинальное отличие от своего двухколесного собрата. Из-за коляски с одного бока он занимает куда больше места на дороге. А это требует особой привычки.
Права на мопед и скутер
Появление категории «М» облегчило жизнь владельцам скутеров и мопедов. Достигнув 16 лет, пройдите обучение в мотошколе и беспрепятственно ездите на легковесном транспорте.
Если водитель проходил обучение на категорию «А», то «М» проставляется автоматически. Что дает право садиться за руль легкого скутера.
Основные требования
Открыть категорию А можно в 18 лет, а категории А1 и М — в 16 лет. Записаться в мотошколу может ученик более младшего возраста, но к сдаче экзамена он будет допущен после достижения 16 или 18 лет.
Для получения водительского удостоверения необходимо собрать следующие документы:
- паспорт (используется для подтверждения личности, возраста и регистрации);
- заключение медиков о состоянии здоровья;
- квитанция об оплате госпошлины в размере 2 тысяч рублей;
- фотография 3х4 см (для изготовления ВУ);
- свидетельство из мотошколы (если учреждение не принимает участие в организации экзамена);
- ранее полученные права на управление транспортом (если водитель открывает дополнительную категорию).
Если учреждение подает данные в госавтоинспекцию за своих учеников, перечисленные бумаги необходимо предоставить канцелярии мотошколы. Если данная услуга не включена в стоимость обучения, документы в МРЭО предоставляются самостоятельно. Сотрудники примут документы и назначат дату экзамена.
Требования к водителю
- Будущий водитель должен быть здоров, соответствующую справку получают до начала учебных курсов. Будет обидно пройти курс в мотошколе и оказаться негодным по здоровью.
Проходя медосмотр предупредите медицинскую комиссию о желании открыть категорию «М». Если этого не сделать, категория не появится в ваших правах. Управлять мопедом вы не сможете.
- Достижение определенного возраста – каждая категория имеет возрастные параметры;
- Прохождение обучения в мотошколе, соответствующее необходимой категории.
Расходы на обучение
Для получения удостоверения, на основании которого человеку дается допуск к управлению 2-колесной техникой, необходимо обратиться в автошколу. Там можно узнать, сколько стоит сдать на права на мотоцикл. Причем цена данной услуги может варьироваться в зависимости от уровня квалификации педагогов, стоимость топлива и других факторов.
В целом, сдача на права на 2-колесный транспорт обойдется не менее 22 тысяч рублей. Однако в реальности эта цифра возрастает примерно до 30 тысяч рублей.
Снизить стоимость обучения можно, если при получении прав на мотоцикл у человека уже имеется удостоверение иной категории, полученное менее шести месяцев назад.
Помимо основных платежей, предусмотренных автошколе, будущего мотоциклиста ожидают следующие расходы:
- за медобследование;
- государственная пошлина;
- за аренду мотоцикла при прохождении экзамена.
В автошколах разрешается использовать собственный транспорт. Однако, на нем нельзя ездить по общественным дорогам, пока не получены водительские права.
По окончании учебного курса в МРЭО подаются документа для сдачи экзамена:
- заявление от гражданина;
- паспорт лица, которое сдает экзамен;
- квитанция об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий прохождение учебного курса;
- медицинская справка.
В случае если имеет водительское удостоверение другой категории, его также необходимо приложить к указанным документам.
Получение прав: специфика
Для получения прав на мотоцикл вам не придется сдавать традиционный для получения любых других прав экзамен по городу. В случае с мотоциклом инспекторы ГИБДД ограничиваются проверкой теоретических знаний правил ДД. Проверка практических навыков проходит в условиях специальных полигонов и площадок.
До тех пор, пока новоявленный мотоциклист не сдаст теоретический курс, к практическим испытаниям он допущен не будет. Пересдача теории в случае провала допускается через 2 недели.
Часть школ отказывается от набора на курсы по обучению езды на мотоцикле в зимнее время года. Связано это со сложностью дорожных условий. Трудно научить неопытного водителя всем тонкостям вождения на скользкой дороге.
Документы будущего водителя
До тех пор, пока претендент на получение прав не сдаст полный пакет документов, к учебе он попросту не будет допущен.
- Копия паспорта.
- Справка с заключением от медкомиссии.
- 2 фотографии 3х4.
- Заявление.
- Документ, подтверждающий факт успешного обучения в мотошколе.
- Платежка за внесение госпошлины.
- Согласие от родителей – если будущий мотоциклист не достиг 18-летнего возраста.
Порядок оформления водительского удостоверения
Эта процедура тоже имеет свой ход развития событий.
- Проверка подлинности каждой бумажки – будьте уверены, шанс с фальшивыми документами здесь точно не «прокатит»;
- Претендент на получение прав получает допуск к испытаниям;
- Первый этап экзаменов – теория;
- Второй этап– практика на специальном полигоне;
- Получение водительских прав.
Сдача экзаменов: поэтапно
Экзамен делится на два самостоятельных блока: теоретический и практический. Первый предполагает проверку теоретической базы и правил. Второй нацелен выявить практические умения и навыки.
Сдача теоретической части проходит целиком в компьютерном варианте. В ходе проверки на знание ПДД испытуемый отвечает на 20 вопросов. Идеально, если количество ошибок равно нолю.
На испытание отводится 20 минут времени – по минуте на вопрос. При одной допущенной ошибке, ко времени прибавляется еще 5 минут. За эти минуты нужно ответить на дополнительные 5 вопросов из блока, где допущена ошибка.
При допущении ошибок на 2 вопроса ко времени добавляется 10 минут и 10 вопросов. При промахе на 3 вопроса – экзаменуемый отправляется на пересдачу.
Практическая сторона экзамена проходит на свежем воздухе – на полигоне. Здесь все как в школе, за ошибку – минус к итоговой отметке. Достаточно набрать 4 штрафных балла, чтобы «загреметь» на пересдачу.
Минус 1 балл за:
- неподанный рукой предупреждающий сигнал о планируемом торможении;
- позднее торможение перед стоп-линией;
- не включенный ближний свет огней.
Минус 3 балла за:
- заглохший двигатель в начале экзамена;
- несвоевременное переключение с повышенной передачи на пониженную, и наоборот;
- игнорирование нейтральной передачи в момент длительной остановки мотоцикла;
- несвоевременное предупреждение о поворотах.
Минус 5 баллов за:
- заезд и переезд стоп-линии;
- касание земли ногой;
- наезд на оградительный знак;
- игнорирование левого поворотного сигнала;
- значительный недоезд до стоп-линии.
При успешном прохождении всех испытаний ученик переходит в категорию «водитель». Теперь осталось лишь получить долгожданные права соответствующей категории.
Срок действия мотоциклетных прав тот же, что и у автомобильных – 10 лет.
Как происходит обучение?
Одним из важных этапов, который должен будет пройти будущий водитель мотоцикла для получения прав, является обучение в автошколе. Если раньше на законодательном уровне допускалось самостоятельное обучение и получение прав после сдачи экзаменов в ГИБДД, то на данный момент процесс получения теоретических и практических знаний в автошколе обязателен.
Для каждого из учреждений существует определенный порядок получения разрешения на обучение и выпуск специалистов – если автошкола не открыла для себя определенную категорию, то и выпускать по ней водителей не имеет права.
Полный курс прохождения обучения будет составлять 2,5 месяца. В том случае, если будущий мотоциклист уже имеет водительские права на управление легковым автомобилем, то можно пройти ускоренный курс, который будет длиться всего 1 месяц.
При прохождении обучения будущего водителя мотоцикла ожидают следующие этапы:
- Занятия по теоретической части, на которых он будет получать знания относительно всех положений ПДД, существующих правонарушениях и наказаниях за них, а также правилах оказания первой медицинской помощи.
- Практическая часть. В ходе обучения происходит осваивание принципа управления и маневрирования транспортным средством.
Когда можно обойтись без специального обучения
От обязательного обучения в мотошколе можно «отвертеться». Но если будущий водитель не планирует управлять транспортом свыше 50 кубов. Хватит уже имеющихся прав с любой категорией.
Если водитель не успел обзавестись водительским удостоверением, то обучение в мотошколе обойти не удастся. Потребуется лишь определиться с получаемой категорией.
Не любите переплачивать, но хотите иметь категорию «М» в своем арсенале? Экономьте, «открывайте» категорию «А» и выше, и «М» вам предоставят в качестве бонуса. Сдавать дополнительных экзаменов не потребуется.
Как получить права на мотоцикл при наличии категории «В»?
Открытая категория «В» не дает своему владельцу право на управление мотоциклом свыше 50 кубиков. Придется снова садиться за парту и заново проходить правила ДД. Только после успешной сдачи устной части экзамена водитель будет допущен к практической.
Кого-то такой подход возмутит – зачем учить правила, все это пройдено. Дело не в самих ПДД, а в специфике управления мотоциклом. Управление автомобилем сильно отличается от езды на двухколесном транспорте.
Впрочем, если чувствуете в себе силы, посещать мотошколу не обязательно. Отрабатывать навыки езды на мотоцикле самостоятельно. Но где гарантия, что вы выполняете все элементы правильно?
Все же стоит перестраховаться и взять пару-тройку уроков у опытного водителя-инструктора. Он доходчиво объяснит требования на экзаменах.
Особенности проведения экзамена
Когда изучение теории и практики подходит к концу, ученик отправляется на экзамен (самостоятельно либо в составе группы от мотошколы). Последний, состоит из двух частей: проверка теоретических знаний и практических навыков. Выезжать в город для получения ВУ не нужно, по крайней мере, на сегодняшний день. К сдаче практической части допускаются лица, успешно сдавшие теорию.
Теоретическая часть экзамена идентична той, что сдается при получении прав категории В. Иными словами, ученику придется ответить на 20 вопросов и допустить не более 2 ошибок. Время испытания ограничено 20 минутами — так как экзамен проходит в тестовой форме, этого более чем достаточно. Если попытка не увенчалась успехом, теорию можно сдать повторно, но только через неделю.
Разметка автодрома для мотоцикла
Те, кто ответил правильно хотя бы на 18 вопросов из 20, могут переходить к сдаче практической части экзамена. Обычно для этого используется транспорт, на котором ученик проходил обучение, либо техника из МРЭО (в последнем случае аренда транспортного средства обойдется примерно в 700-1000 рублей). Сдавать экзамен на собственном мотоцикле запрещено.
Задача практической части — проверить навыки управления транспортным средством. Для этого в программу включены следующие испытания:
- езда по прямой линии (так называемый габаритный коридор);
- совершение плавного поворота с указанием направления движения;
- разгон с места, торможение.
Благодаря последнему заданию, экзаменатор может проверить уровень навыков ученика, способность переключаться с низшей передачи на высокую и обратно.
Что касается второй части практического экзамена, то она включает:
- выполнение упражнения «змейка» (проезд между установленными конусами);
- движение по колее (вдоль начерченной линии);
- маневр на минимально возможной скорости (необходимо проехать определенный отрезок пути за 5 секунд);
- выполнение упражнения «габаритная восьмерка».
Цена вопроса
Здесь все индивидуально. Есть несколько факторов, существенно влияющих на итоговую сумму обучения.
- Регион – обучение в крупном городе будет стоить на порядок дороже, чем в небольшом провинциальном городке.
- Учебное заведение – чем больше регалий у школы, тем дороже услуги ее преподавателей.
- Медицинское учреждение, где получена справка.
Единственная «незыблема» цифра – госпошлина за получение прав. Она едина для всех регионов и не зависит от мастерства педагогов.