Правовая база
В настоящее время сдать экзамен на права, совсем не обучаясь в соответствующем заведении, не получится. Проект закона, дающего автолюбителю право сдавать теоретический экзамен экстерном, действительно существовал — но был благополучно отложен на неопределённое время. И, разумеется, никто не отменял практическое вождение — оно изучалось и будет изучаться впредь исключительно в очной форме.
В настоящее время связь между обучением в автошколе и сдачей теории совершенно ясно определяется в статье 26, пункте 1 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с последними коррективами от 30 декабря 2021 года. В соответствии с этим пунктом получение водительского удостоверения возможно при соответствии гражданина совокупности требований:
- достижение установленного возраста — от 16 до 21 года, в зависимости от категории;
- удовлетворительное состояние здоровья, позволяющее управлять автотранспортным средством без риска для себя и окружающих — подтверждается выдачей медсправки;
- прохождение курса профессионального обучения.
Последнее — самое важное: если будущий водитель не был прикреплён к любой аккредитованной автошколе, возможности сдать теоретический экзамен, как бы хорошо ни были изучены правила дорожного движения, ему не предоставят.
С другой стороны, второй абзац того же пункта предполагает наличие разнообразных программ подготовки автомобилиста; об их видах — в следующем разделе.
Сколько стоит и длится дистанционное обучение
Дистанционное обучение на права подойдет тем, кто желает экономить время на дороге. Это особенно удобно для тех, кто имеет ненормированный или плавающий график работы, а также для мам с маленькими детьми. Несмотря на нестандартность учебы, вы также занимаетесь практикой на автодроме, принадлежащем автошколе, и сдаете экзамены в ГИБДД.
Что касается продолжительности курса, то она в разных автошколах отличается. В оффлайн-режиме он длится от 56 до 136 часов, а в онлайн-школе — от 10 до 56 часов. Это сделано для того, чтобы привлечь как можно больше учеников с разными графиками работы и учебы.
Цены на обучение также разнятся, и их сумма зависит от получаемой категории и продолжительности курса. Для сравнения 56-часовой курс обучения на категорию В в оффлайн-школе стоит от 38 тыс. рублей, а при дистанционном обучении с таким же количеством часов — 29 тыс. рублей.
Также читайте: Как получить налоговый вычет за обучение в автошколе
Варианты обучения
Гражданин, намеревающийся получить водительское удостоверение, может в настоящее время учиться в автошколе в следующих формах:
- Очная. Самая привычная, предполагающая регулярное посещение обучающимся занятий, сдачу тестов и внутренних, а затем — и государственных экзаменов.
- Онлайн. Человек остаётся дома и участвует в интернет-семинарах (вебинарах), на которых преподаватель знакомит учеников с новым материалом, а также, если предусмотрено регламентом школы, отвечает на вопросы. Такой вариант, в силу трудоёмкости для инструкторов, встречается реже прочих — зато по эффективности не уступает первому, а иногда его и превосходит.
- Дистанционная. Человек, записавшийся на курсы, получает доступ к личному кабинету, где просматривает записи лекций; проверка усвоения материала проводится в форме онлайн-тестов.
Последние два способа (обычно они оба называются дистанционными) имеют ряд преимуществ:
- обучающемуся нет нужды тратить силы и время на то, чтобы добраться на очередной урок до автошколы, а потом — уехать домой;
- будущий автолюбитель проходит курс в спокойной и комфортной обстановке, что позволяет лучше осмыслить материал;
- учебные пособия — книги, брошюры, нормативные акты и интерактивные продукты — предоставляются в электронной форме, а их стоимость обычно уже включена в плату за обучение.
Главный минус дистанционного образования — отсутствие обратной связи. Даже вебинары в абсолютном большинстве случаев представляют собой монолог инструктора, и «с места», как это делается в классе, в таких условиях невозможно.
Преимущества сдачи экзамена в ГИБДД экстерном
Для начала рассмотрим преимущества сдачи экзамена экстерном:
- Не фиксированная стоимость обучения.
- Возможность самостоятельного выбора инструктора по вождению.
- Выбор удобных часов для вождения.
- Эффективное использование времени.
- Не нужно повторно учиться, если Вы уже умеете водить.
Рассмотрим каждый из этих пунктов поподробнее.
Не фиксированная стоимость обучения, которая может быть значительно меньше, чем в типовой автошколе. Действительно, при подготовке к сдаче на права экстерном Вы платите только за те материалы и часы вождения, которые Вам действительно нужны.
Все лишнее можно смело отбросить. Под лишним подразумеваются разнообразные материалы, которые на самом деле не несут никакой практической пользы, но их покупка является обязательной во многих автошколах (например, сертификат о прохождении курса ПДД и т.п.).
Возможность самостоятельного выбора инструктора по вождению. Думаю, ни для кого не секрет, что автошколы, за очень редким исключением, самостоятельно распределяют учебные автомобили и автоинструкторов между кандидатами в водители. При этом не факт, что Вам достанется опытный и проверенный инструктор.
В статье «Как выбрать инструктора по вождению» я уже писал про то, что инструкторы в автошколах меняются достаточно часто, и попасть на обучение к новичку вероятность очень большая.
При самостоятельном выборе частного автоинструктора результат лежит исключительно в Ваших руках. Существенным плюсом является то, что Вы оплачиваете услуги инструктора по часам, т.е. если Вам что-то не понравилось, Вы можете смело заменить инструктора на более веселого, смелого или просто более дешевого.
Замечу, что при смене инструктора в автошколе, эта информация сразу же становится достоянием всего «инструкторского круга». Т.е. будьте уверены, при переходе на другой автомобиль в рамках автошколы новый инструктор будет заранее все о Вас знать. Причем не обязательно с положительной стороны.
В случае частных автоинструкторов подобная передача информации невозможна, поэтому у каждого нового инструктора можно начать обучение с чистого листа. И если первый инструктор на Вас орет и ругается, то на второго инструктора орать можете уже Вы. Это шутка.
Еще один плюс при подготовке к сдаче на водительские права экстерном — возможность выбора автомобиля из очень широкого круга вариантов. Если автошколы обычно предлагают либо отечественные автомобили, либо недорогие иномарки, то у частных автоинструкторов можно учиться вождению на автомобилях бизнес класса, например марок Мерседес, БМВ или Ауди. Естественно, аренда таких автомобилей будет стоить дороже, но если средства Вам позволяют, то почему бы и нет?
Выбор удобных часов для вождения — это один из главных факторов, который влияет на выбор автошколы или инструктора по вождению. В большинстве автошкол расписание определяется администрацией, повлиять на которую Вы не можете. Пропущенные часы не переносятся и деньги за них не возвращаются.
При сдаче на права экстерном Вы можете выбрать удобное именно Вам время вождения, например, перед работой или после. Можно договориться с инструктором, и обучаться вождению Вы будете по пути на работу. Это удобно, а заодно и будущий ежедневный маршрут хорошенько изучите.
Эффективное использование времени. Это довольно важный фактор. При самостоятельной сдаче экзамена в ГИБДД Вы для себя можете определить, сколько времени Вам тратить на обучение. Например, Вы хотите учить теорию по полчаса в день. Или наоборот, Вы хотите изучить все за 2 дня по 12 часов и сразу же перейти к вождению.
Естественно, подобные вольности невозможны при обучении в автошколе. Кроме того, в автошколах бывают очереди на вождение по несколько недель, поэтому об эффективном использовании времени говорить не приходится.
Не нужно повторно учиться, если Вы уже умеете водить. Пусть эта ситуация и не вполне типична, но довольно часто встречаются люди с подобной проблемой.
Например, человек имеет категории C и D на протяжении 20 лет, знает автомобили вдоль и поперек. И лишь сейчас у него появилась возможность приобрести личный автомобиль категории B. Конечно же, управлять автомобилями он умеет прекрасно.
Еще один вариант: человек получил водительское удостоверение за границей, много лет водил автомобиль там, а при переезде в Россию удостоверение потерял. В подобной ситуации замена водительского удостоверения в России невозможна, а для восстановления нужно возвращаться на родину. Естественно, билет на самолет может стоить дороже повторного обучения в автошколе, поэтому сдача на права экстерном оказывается самым выгодным вариантом.
Как Вы видите, список преимуществ весьма внушителен, поэтому многие водители и стремятся сдать на права без автошколы. Однако есть у самостоятельной подготовки и недостатки, которые будут рассмотрены несколько позже.
Переход на дистанционную форму обучения
Чтобы начать учиться в автошколе, предлагающей прохождение теоретического курса на удалённой основе, необходимо:
- Подать заявление на зачисление с указанием формы обучения.
- Заключить со школой стандартный договор на оказание услуг.
- Оплатить курсы, частично или полностью, и представить в учреждение квитанцию.
- Получить логин и пароль для входа в личный кабинет, в котором и будут доступны лекции и подручные материалы, и авторизоваться в нём.
Теперь будущему владельцу прав остаётся лишь старательно учиться, прослушивать и просматривать материал и сдавать промежуточные тесты — в зависимости от политики учреждения это делается или также через Интернет, или при личном посещении.
И, разумеется, учащемуся придётся пройти в полном объёме практическую подготовку — собственно вождение — на автодроме автошколы. Эти уроки, как правило, оплачиваются отдельно; реже — включаются в общую стоимость курсов.
Подготовка к экзаменам
Итак, получить возможность сдать теорию и практику вождения, не будучи «прикреплённым» к автошколе, не получится; автолюбителю придётся присутствовать на экзаменах и пройти их на удовлетворительном уровне. По результатам испытаний он получит сертификат — его потребуется представить в ГАИ, чтобы перейти к государственному экзамену.
Помимо сертификата в ГИБДД понадобится принести:
- паспорт — внутренний или заграничный;
- заявление на сдачу экзамена — его можно заполнить на месте;
- справку из медицинского учреждения о состоянии здоровья— она имеет ограниченный срок действия, а потому затягивать с получением не следует;
- квитанцию, свидетельствующую об уплате государственной пошлины в установленном размере.
Просто прийти и сдать экзамен в ГАИ не получится; будущему обладателю удостоверения следует заранее записаться. Сделать это можно двумя способами: при личном посещении «своего» подразделения ГИБДД или по интернету.
Второй вариант предпочтительнее по целому ряду причин:
- Автолюбителю не придётся добираться до Госавтоинспекции и терять время в ожидании приёма.
- Можно выбрать любое удобное время — расписание экзаменов представлено в открытом доступе.
- Водитель, не нашедший подходящих часов приёма, вправе записаться на экзамен в другое подразделение.
- Госпошлину также можно оплатить в режиме онлайн — и в этом случае будущий автомобилист сэкономит 30% стоимости.
Запись на экзамен в ГАИ проводится на портале «Госуслуги»; чтобы получить доступ к опции, понадобится зарегистрироваться, указав свои настоящие имя и фамилию, сотовый телефон и паспортные данные.
Ещё один плюс записи онлайн — отсутствие предвзятого отношения. Крайне часто между инструкторами автошкол и инспекторами ГИБДД существуют приятельские отношения — а значит, ученик, «не угодивший» преподавателю, рискует сдать государственный экзамен далеко не с первого раза. Записавшись же онлайн, в любое приглянувшееся подразделение Госавтоинспекции, водитель может рассчитывать на максимально корректную оценку своих навыков.
С чем связана отмена самостоятельной подготовки?
Изменения в законодательстве, приведшие к отмене сдачи водительского экзамена экстерном (то есть после самоподготовки), имели как сторонников, так и противников. Среди аргументов «за», можно выделить следующие:
- Высокий уровень коррупции. Не секрет, что достаточно большое число удостоверений в РФ просто продается при участии недобросовестных сотрудников ГИБДД. Возможность сдачи экзаменов после индивидуальных занятий в связи с этим была одной из лазеек, потворствующей развитию мошеннических схем;
- Рост аварийности среди неопытных водителей, чей средний стаж не превышает трех лет. При этом нужно заметить — подробного анализа статистики, который подтвердил бы высокий процент ДТП именно с участием граждан, получивших права экстерном, не проводилось;
- Борьба с так называемыми «серыми автошколами», чья инфраструктура не соответствовала требованиям госстандарта (маленький парк машин, низкая квалификация преподавателей и т.п.). Такие организации не могли обучать людей официально, поэтому предлагали клиентам «получить все необходимые навыки и сдать экзамен самостоятельно» и заманивали желающих низкими ценами.
Естественно, нашлись и противники подобных изменений, основные аргументы которых заключаются в том, что далеко не у всех жителей РФ имеется возможность посещать автошколу (во многих провинциальных населенных пунктах сельской местности их просто нет). Кроме того, по их мнению, принятое нововведение никак не отразилось на уровне коррупции, поскольку «купить права» без труда можно и сейчас.
Экзамен и пересдача
Чтобы приступить к прохождению испытаний, достаточно явиться в соответствующее подразделение в назначенное время и с полным пакетом документов. Экзамены для автолюбителей, выбравших дистанционный вариант обучения, проходят точно так же, как и для получивших навыки вождения в обычной форме.
Самый неприятный момент — неопределённость с учебным автомобилем. Водитель, проходящий практические испытания в ГАИ без сопровождения автошколы, может рассчитывать на три пути развития событий:
- в подразделении есть собственные учебные автомобили — это оптимальный вариант, однако остаётся опасность растеряться, если марка машины отличается от «освоенной» в школе;
- в ГИБДД практикуется «аренда» учебного транспорта или «подсадка» таких водителей в общий поток — разумеется, за плату;
- учебной машины нет и заказывать её инспектор не собирается — а значит, водителю придётся самостоятельно позаботиться об аренде.
Последнее встречается крайне редко, но всё же бывает; будущему обладателю прав стоит заранее позвонить или лично явиться в выбранное подразделение Госавтоинспекции и прояснить вопрос с учебным автомобилем.
Если экзамен успешно сдан — отлично; водителю остаётся в установленный срок получить свои права и радоваться жизни. Если нет — придётся записаться на пересдачу. Сделать это можно не ранее чем через неделю после неудавшейся попытки; форма заявления на «Госуслугах» ничем не отличается от первичной, и водитель, как и раньше, может выбрать для прохождения испытаний любое подразделение в зоне досягаемости.
Ваша оценка статье