Авторы статьи: |
Коллектив компании AMB MOTORS |
www.ambmotors.ru |
+7(495) 724-10-44 |
Эта статья пригодится тем, кто планирует приобрести автомобиль в России и затем вывезти его в Беларусь или Казахстан. Здесь мы не будем советовать, как следует выбирать подходящую машину, проверять ее на предмет легальности или исправности – в данной статье речь пойдет о подробной процедуре оформления автомашины в МРЭО.
Как белорусу самостоятельно пригнать машину из Литвы
Поиск и цены
Поиски машины можно начать с самого большого автосайта Литвы – www.auto.plius.lt. Выбрав нужную модель, подходящую по цене, созвонитесь с продавцом, чтобы договориться, когда и где вам удобно будет ее посмотреть. Второй вариант – сразу ехать на крупнейший авторынок, который находится в Каунасе. Много стоянок с продающимися автомобилями есть в городке Таураге, но там цены на 5-10% выше, чем в Каунасе. В Интернете цены немного ниже, чем на рынках. И если вы хотите купить машину за один день, на рынок лучше отправляться за определенной моделью.
Не стоит ехать на авторынок в воскресенье или понедельник: в эти дни там, как и в Регитре (местное МРЭО), выходной. В будние дни на рынок лучше приезжать к 8 утра, а в субботу не позднее 7:30.
Маршрут и деньги
«АиФ» ранее рассказывал, как можно добраться до Вильнюса. Оттуда добраться до Каунаса на автобусе или поезде не проблема. В Литву можно ввезти неограниченное количество денег на пластиковой карточке, но банки берут немалую комиссию за обналичивание. И в банкоматах есть лимит на снятие наличных. Если вы везете с собою наличными не более 10 000 евро, декларировать деньги не нужно.
Как только пересечете границу, ищите на заправках, в магазинах и кассах супермаркетов сим-карту PILDYK (стоит 4,5 лита), чтобы позвонить продавцам, которые оставляют свои номера телефонов под стеклами автомобилей.
Покупка, регистрация, страховка
Итак, вы нашли нужную машину и сторговали ее по оптимальной цене. Будет лучше, если вы договоритесь с продавцом о помощи по оформлению всех документов (снятие с учета, оформление экспортной декларации, получение транзитных номеров, оформление договора купли-продажи или счет-справки). Обычно расходы по оформлению делятся поровну между покупателем и продавцом, но не забудьте обговорить этот момент отдельно. Также не забудьте приобрести страховку. Можно сделать так: оставить задаток примерно в 100-150 евро, а после оформления передать оставшиеся деньги. Главное, успеть договориться с продавцом в первой половине дня, иначе он не успеет снять машину с учета и сделать таможенную декларацию.
Стоит обратить внимание
Если у вас нет времени проверять выбранное авто на местном СТО, придется доверять только собственному опыту и интуиции. Сами литовцы говорят, что машины в Клайпеде обычно в лучшем состоянии, чем в Каунасе, объясняя это тем, что в Клайпеду машины привозят на паромах. Если автомобиль был зарегистрирован, то его данные можно проверить на сайте Регитры — www.eregitra.lt/viesa/paiesk/Index_en.php. Вы узнаете минимальную информацию об автомобиле: вводите транзитный номер и получаете марку, модель, год выпуска или первой регистрации машины.
Проверьте VIN-номер выбранной машины, который обычно выбит в двух-трёх местах кузова. Ни один из символов не должен вызывать у вас подозрений, иначе потом они могут возникнуть у пограничников или гаишников. VIN-номер также нужно сравнить с техпаспортом. Если есть возможность, сверьте его на сайте www.vin.su. Для удобства расшифровку выбранной модели можно распечатать с веб-страницы заранее.
Стоит заранее приготовиться к многочасовому ожиданию на границе. Желающих перегнать авто много. |
Граница и таможня
Не забывайте, что таможенная декларация оформляется на определенный таможенный пункт, т.е. нельзя сделать декларацию для Медининкая, например, а поехать в Лаворишкас. Приехав на границу, становитесь в красный канал и ждите своей очереди. Далее схема действий следующая: сотрудникам таможни подаете экспортную декларацию, они делают в ней отметку, затем пограничники осматривают машину и сверяют номера. Получив в паспорт отметку об убытии, покидаете территорию Литвы.
На белорусской границе также становитесь в красный коридор. Как только очередь подойдет, отправляйтесь в транспортную инспекцию, где сделают специальную отметку. После – паспортный контроль и «растаможка».
Сначала в окошке с названием «Белтаможсервис» регистрируетесь на подачу документов. Затем в любом окне берете бланк таможенной декларации и заполняете по образцу. Вместе с декларацией таможеннику нужно передать техпаспорт и счет-справку/договор купли-продажи, а также их ксерокопии (лучше сделать ксерокопии этих документов в Литве — на таможне эта услуга стоит 1 500 рублей за лист). На основании этих документов и рассчитывается таможенная пошлина.
Внимательно изучите ваши французские/немецкие документы: там с точностью до кубического сантиметра указан объем двигателя. Так, например, за коммерческим названием «1.6 литра» прячется реальный объем двигателя в 1560 куб.см., то есть можно сэкономить 16 евро на «растаможке». Когда вам посчитают пошлину, ее нужно будет оплатить в кассе в белорусских рублях по курсу НБ на день оплаты. Иногда очередь в кассу больше, чем на таможенное оформление, поэтому помните, что рядом, в других зданиях таможни, тоже есть кассы, в которых можно оплатить таможенную пошлину.
Во время ожидания можно оформить договор обязательного страхования гражданской ответственности, за которым внимательно следят сотрудники ГАИ. И не забудьте, что после успешного прохождения таможенного и пограничного контроля вам дается 10 дней на регистрацию в ГАИ купленного авто.
Как пригнать машину из России и не наколоться?
Без таких железных транзитных номеров машину в Беларуси на учет не поставят.
После вступления Беларуси в Таможенный союз и выравнивания пошлин на автомобили перекос на автомобильном рынке выровнялся. На белорусских авторынках исчезли многочисленные российские покупатели, цены на машины в Беларуси и России стали примерно одинаковыми. Более того, сейчас в России можно найти подходящий экземпляр порой даже дешевле, чем у нас. Именно такой вариант подвернулся минчанке Инессе, которая насмотрела в Москве Ford Fusion 2005 года всего за 5000 долларов. У «Форда» было стесано крыло и треснуто лобовое стекло, но подсчитав стоимость ремонта, Инесса решила, что надо брать, и отправилась в Москву. Тогда она еще не знала, с какими бюрократическими препонами ей предстоит столкнуться, чтобы поставить на учет легально купленный в дружественном государстве автомобиль.
— Машина уже была снята с учета, — рассказала «Комсомолке» Инесса. — О том, есть ли какие-нибудь особенности при продаже машины белорусу, не знал ни продавец, ни сотрудники ближайшей автокомиссионки, ни сотрудники ГИБДД, которые занимаются постановкой на учет. Я с продавцом заключила договор, написанный буквально на коленке, заверили его за 500 рублей в комиссионке, получила от продавца ПТС (Паспорт транспортного средства. — Прим. ред.) и со спокойной совестью отправилась в сторону Минска.
Первые проблемы начались буквально сразу же — застраховать машину с первого раза не получилось.
— Оказалось, с 1 мая купить на машину зеленую карту при наличии одного лишь ПТСа нельзя, — говорит Инесса. — Но мне повезло — удалось уломать девушку из ларька на окраине маленького российского городка. Видимо, о нововведении она просто не знала.
Но это оказалось лишь началом. В Минске машину ставить на учет отказались, сославшись на отсутствие среди документов свидетельства транспортного средства (СТС) с отметкой о том, что машина снята с учета для вывоза за пределы России.
— Выяснилось, что в России снимать машину можно по-разному, — рассказала Инесса. — Россияне привыкли продавать машины исключительно друг другу, и об этих особенностях просто не знают. Они снимают ее с учета, получают бумажные транзиты и передают новому владельцу ПТС. А чтобы снять ее с учета и продать в Беларусь, нужно сохранить СТС, которое разрезается, и в него ставится соответствующая печать. Плюс к этому выдаются железные транзитные номера. По словам Инессы, в минской ГАИ ей сказали, что помочь ничем не могут, и посоветовали опять ехать в Москву — найти продавца и попросить его заново поставить машину на учет, а потом снять с учета, но уже «как положено».
К сожалению, с 1 мая это предложение из постановления вычеркнуто. Инесса нашла выход — она вспомнила о родственниках в Смоленске, которые согласились переоформить машину на себя, а потом обратно на Инессу. Дополнительное время, нервы, расходы на взносы и пошлины, подарки родственникам — вот во что вылилась для будущего автовладельца разница в законодательстве России и Беларуси.
Как выяснила «Комсомолка», с такой проблемой уже столкнулись сотни белорусских покупателей. Некоторые обивают пороги кабинетов ГАИ, умоляя войти в положение и пытаясь решить вопрос. Другие же ищут родню в Смоленске или Вязьме — туда ближе, чем до Москвы или Питера. Третьи уповают, почему нет организаций, способных за дополнительную плату правильно переоформлять автомобили?
ОФИЦИАЛЬНО:
— Для постановки на учет приобретенного в России автомобиля нужно иметь российское свидетельство о регистрации с отметкой российского регистрирующего органа о снятии транспортного средства с учета в России, транзитные регистрационные знаки и договор купли-продажи, — рассказали «Комсомолке» в пресс-службе столичной ГАИ. — К сожалению, с одним только ПТСом поставить в Беларуси на учет автомобиль, купленный в России, не получится.
СОВЕТЫ «КП»
Как купить машину в России, чтобы без проблем поставить ее на учет в Беларуси?
Если машина уже снята с учета, у хозяина остался только ПТС и бумажные транзиты, но вы машину еще не купили:
Просите продавца заново поставить ее на учет, и снять с учета для вывоза за пределы РФ. В конечном итоге у вас на руках должно быть разрезанное свидетельство транспортного средства (СТС) с печатью внутри и железные транзитные номера. Не каждый продавец на это пойдет, поскольку несет дополнительные бюрократические процедуры и оплату соответствующих взносов. Кроме этого, пока вы не поставите автомобиль на учет в Беларуси, продавец по-прежнему платит за машину страховку и несет за нее ответственность. Если продавец отказываться снять с учета для вывоза за пределы РФ, от покупки лучше отказаться.
Если вы уже купили машину, и у вас на руках только ПТС и бумажные транзиты:
Тут есть три варианта:
1. Найти продавца автомобиля и уговорить его убить день в очередях в ГИБДД. Нужно снова продать ему машину, дождаться пока он поставит ее на учет, получит номера, заново снимет ее с учета и продаст вам снова.
2. Найти друга или родственника в России и проделать точно такую же процедуру с ним. Не забудьте, что в договоре купли-продажи должна стоять круглая печать. Советуем не обращаться к незнакомым людям или к частным фирмам, предлагающим услуги по перерегистрации транспорта. Дело в том, что при такой процедуре юридически машина переходит к ним, пусть даже и на час. Нечистые на руку деятели могут попросту легально отнять вашу машину.
3. Купить временную регистрацию в России на срок не менее шести месяцев. Тогда всю вышеописанную процедуру вы сможете проделать самостоятельно. Регистрация обойдется примерно в 5000 российских рублей ($160).