Скучный, но правильный совет
Павел Бикетов, директор департамента экспертизы и урегулирования убытков страховой
Павел Бикетов, директор департамента экспертизы и урегулирования убытков страховой
Если виновник ДТП скрылся и у потерпевшего нет полиса автокаско, следует дождаться сотрудников ГИБДД, так как по европротоколу без установления второго участника ДТП и факта страхования его гражданской ответственности получить страховую выплату нельзя. Дожидаясь сотрудников ГИБДД, нужно запомнить или зафиксировать максимальный объем информации о виновнике ДТП (марка, модель ТС, цвет, тип кузова, госномер, особые приметы), постараться найти свидетелей ДТП и записать их контактные данные, обратить внимание на наличие камер видеонаблюдения на расположенных рядом зданиях, если ДТП не записано на видеорегистратор».
Когда можно не вызывать ГИБДД при ДТП
Стоит вместе рассмотреть случаи, когда можно не вызывать ГАИ при ДТП. Для этого существует несколько оснований, однако все равно надо понимать, что ответственность за случившееся не отменяется и водители обязаны выполнить свой гражданский долг.
Чтобы вы могли с чистой совестью не обращаться к сотрудникам полиции, проверьте, соответствует ли ваша ситуация положениям, прописанным в правилах, ведь ПДД – это, по сути, основной закон каждого водителя. Итак, в каких случаях можно не вызывать ГИБДД?
- Этого можно избежать лишь в том случае, если в аварии не пострадали люди: ни один из водителей, пассажиров или просто пешеходов.
- Этот пункт правил действует лишь при авариях, в которых были задействованы только два автомобиля.
- Избежать ожидания сотрудников полиции можно при условии полного порядка с полисами ОСАГО.
- Чтобы самостоятельно составить схему ДТП и решить вопрос, оба водителя должны иметь одинаковую точку зрения на случившееся: виновник должен признать свою вину и быть готовым всецело отразить это в документах.
Важно! При самостоятельном оформлении аварии не забудьте указать сумму ущерба, на которой вы сошлись, и точно описать характер повреждений транспортных средств.
Но до какой суммы можно не вызывать ГАИ? Подробнее мы обсудим это позже, но стоит отметить, что если вы оцениваете ущерб больше, чем на 50000 рублей, без представителей правоохранительных органов не обойтись.
Но можно ли не вызывать представителей автоинспекции, если столкнулись только два автомобиля, но один из них имеет прицеп? Однозначно, нет. Согласно правилам дорожного движения, прицеп считается полноценным элементом дорожного движения. И сотрудники ГИБДД, и агенты страховой компании будут считать, что в происшествии участвовало три транспортных средства. Если при такой аварии вы не обратитесь к гаишникам, никакой компенсации получить не удастся.
Совет! Если у вас КАСКО, то перед тем, как решиться на самостоятельное оформление ДТП, проконсультируйтесь со своим страховым агентом или перечитайте договор. Некоторые компании для осуществления выплаты требуют обязательное регистрирование происшествия сотрудниками ГИБДД.
Итак, если все детали соответствуют вашему случаю, вы можете отказаться от обращения к сотрудникам ГИБДД. При ДТП теперь можно не вызывать ГАИ? Но как правильно оформить происшествие, чтобы не остаться ни с чем после обращения к страховикам?
Как ускорить инспекторов?
Как бы цинично это ни звучало, но в скором и благополучном разрешении вопроса заинтересованы прежде всего вы — вам и проявлять инициативу.
Сергей Радько, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора»
Сергей Радько, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора»
Я рекомендую повторно сообщить о ДТП примерно через 30 минут после первого звонка в экстренные службы. Лучше обращаться по телефонам «02» или «112», поскольку такие обращения отслеживаются контролирующими органами более тщательно, чем звонки в территориальный отдел ГИБДД. Не факт, что «систематический обзвон» ускорит приезд экипажа, однако сделать это не помешает. Ваша заявка могла затеряться в череде других обращений, либо мог поступить другой сигнал о происшествии, до которого инспекторам ехать ближе.
Обязательно объясните диспетчеру, что ваш автомобиль находится на проезжей части и затрудняет проезд другим участникам дорожного движения. Самостоятельно передвигать машину вы не имеете права, поскольку второй водитель скрылся с места ДТП. Следовательно, вы создаете условия для возникновения других ДТП на этом участке дороги. Такая информация позволит сотрудникам ДПС правильно «расставить приоритеты»: первым делом им необходимо будет отработать ваш вызов, а уже потом отправляться на те ДТП, участники которых имеют возможность отогнать автомобили на обочину.
ГИБДД не хочет выезжать на места ДТП без пострадавших
Оговоримся сразу, поскольку приказ внутренний, известно о нем стало от представителей страховых компаний, на которых ссылается Business FM. Однако выглядит это решение вполне реалистичным, так как разговоры о том, что нужно приучать автовладельцев к самостоятельности (европротоколу), идут уже давно. Итак, с большой долей вероятности со следующего года сотрудники ГИБДД перестанут оформлять аварии, если в них нет пострадавших.
Сейчас по упрощенной схеме можно оформить ДТП, если ущерб не превышает 50 тысяч, оба водителя согласны, кто виноват, и нет пострадавших. В нескольких регионах работает так называемый безлимитный протокол — с суммой в 400 тысяч, но для оформления потребуется зафиксировать место аварии средствами ГЛОНАСС или GPS.
В МВД же полагают, что оформлять европротокол нужно обязать и в остальных случаях, даже если участники ДТП не пришли к согласию. Единственным препятствием могут служить физические повреждения, полученные в результате аварии, в этом случае без участия инспектора не обойтись.
«За рулем.РФ» запросил комментарии у страховщиков.
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс:
— Различные технические решения для фиксации ДТП страховое сообщество поддерживает. В частности, это касается бортовых устройств и мобильного приложения, требования к которому установлены РСА по согласованию с Банком России.
Однако значительное упрощение процедуры оформления европротокола может привести к неконтролируемому росту мошенничества в этой сфере. Здесь мы говорим о предложенном способе фиксации с помощью фото- и видеосъемки ТС и их повреждений на месте ДТП плюс подтверждение местоположения участника ДТП по его абонентскому номеру оператором мобильной связи. Такой способ может привести к увеличению рисков мошенничества. В целом по ОСАГО частотность страховых случаев составляет 6% по России. Например, в Волгограде она достигает 10%, хотя другие данные, в том числе от Госавтоинспекции, показывают, что машины бьются не так часто. Но из-за возможности подделать документы по европротоколу мы имеем этот показатель в регионе. Поэтому считаем, что европротокол должен работать исключительно с некорректируемой информацией.
При этом мы поддерживаем предложение, что в случае действия норм о натуральном ремонте при обнаружении скрытых повреждений, которые выходят за лимит по европротоколу в 50 тыс. рублей, это должна компенсировать страховая компания. На эту поблажку надо идти, это справедливо и возможно.
Комментирует редактор «За рулем», юрист Сергей Смирнов
:
— Госавтоинспекция не вправе игнорировать обращения участников ДТП. Дело в том, что в Правилах дорожного движения действительно предусмотрено самостоятельное оформление аварий. Но, во-первых, это право, а не обязанность. А во-вторых, даже при наличии всех условий, позволяющих теоретически оформить так называемый европротокол, водители могут сомневаться в стоимости восстановительного ремонта. Ведь определить самостоятельно, что ремонт не превысит 50 тысяч рублей, фактически невозможно.
Никакой приказ МВД или Минтранса не может служить основанием для игнорирования вызова на место аварии. Для этого как минимум нужно вносить изменения в сами Правила дорожного движения.
Поэтому вряд ли инициатива МВД принесет какую-то пользу. На мой взгляд, нужно больше рассказывать водителям о возможности и процедуре самостоятельного оформления и повышать лимит выплат по европротоколу.
Напомним, 1 июля 2015 года вступило в силу постановление Правительства РФ о внесении изменений в Правила дорожного движения. Эти изменения коснулись тех, кто попадет в аварию. За оставление места ДТП теперь не лишают водительского удостоверения на полтора года, как было раньше, напротив, водители должны убрать автомобили с проезжей части, если они препятствуют движению других транспортных средств. В противном случае их ждет штраф в размере одной тысячи рублей.
Прежде чем разъехаться, участники аварии должны зафиксировать место столкновения, повреждения автомобилей и расположение машин друг к другу и к объектам инфраструктуры.
Если отказаться от вызова инспектора, аварию можно оформить двумя способами. Первый: предварительно зафиксировав место происшествия, приехать в ближайшее подразделение ГИБДД и оформить с помощью инспекторов все необходимые документы. При этом заранее сообщать о случившемся в полицию участники ДТП не обязаны. Второй: можно и самостоятельно оформить происшествие с помощью европротокола. Здесь нужно быть предельно внимательными и заполнить бланк извещения о ДТП в соответствии с правилами обязательного страхования, для того чтобы потом не возникло проблем с выплатой страховки.
Что касается внутреннего приказа МВД, если он действительно существует, в нем можно найти спорный момент. Например, попавшие в ДТП могут сослаться на плохое самочувствие, например «тупую боль в животе», появившуюся в результате ДТП, и тогда инспекторы обязаны выехать на место. И ведь сильно при этом никто не слукавит — как ни крути, аварии часто сопровождаются ушибами и стрессом.
- ГИБДД опубликовала статистику дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах за 10 месяцев 2021 года. В целом показатели аварийности снизились, кроме нескольких позиций, подробнее об этом в нашем материале.
- В Федеральную антимонопольную службу стали меньше жаловаться на ОСАГО: число таких писем с января по сентябрь сократилось на 390 по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
Фото: «За рулем»
Как оформить мелкую аварию без сотрудников ГИБДД
Правила и особенности заполнения протокола осмотра места ДТП действуют для всех аварийных событий. Мелкое происшествие на дороге может быть оформлено без участия сотрудников дорожной полиции. Обращение в ГИБДД может привести к наложению дополнительного штрафа. В целом порядок действий достаточно прост, но есть некоторые отличия от типовой процедуры, о которых обязательно следует знать и учитывать их.
При оформлении используется специальный бланк — Европротокол, а сама процедура предусматривает выполнение определенной последовательности действий. Стандартный порядок оформления мелкой аварии без ГАИ по Европротоколу выглядит следующим образом:
- Сначала участники ДТП выполняют все обязательные действия, предписанные ПДД, а лишь после этого приступают к оформлению.
- Необходимо зафиксировать обстановку на месте аварии на фото- или видеокамеру.
- По возможности сделать снимки: общего плана ДТП, следов торможения и обмотки отдельных элементов, зафиксировать разбитые стекла и другие детали.
- Записать контактные данные свидетелей ДТП.
- Переписать и сфотографировать госномера всех ТС, которые попали в аварию.
- Заснять поврежденные детали транспортных средств.
европротокола
После указания всех данных важно позаботиться еще об одном моменте. Дело в том, что европротокол будет действителен только при соблюдении ряда условий. Если даже одно условие будет нарушено, то потребуется пригласить сотрудников дорожной полиции, чтобы они составили протокол. В интернете часто спрашивают, можно ли не оформлять европротокол, а просто договориться о возмещении ущерба. Такой вариант не противозаконен, но следует оформить расписку о передаче виновником средств пострадавшему, и годится подобная схема в случае, когда у одного из участников аварии нет полиса ОСАГО. В остальных ситуациях рекомендуется оформлять ДТП для последующего получения выплаты от страховой компании.
Есть несколько важных моментов, которые требуется учитывать при заполнении европротокола. Эти правила позволят в дальнейшем доказать свои претензии в суде и получить положенное возмещение. В качестве обязательных условий можно отметить такие:
- при заполнении бланка необходимо использовать только черную гелевую ручку;
- извещение о ДТП заполняется каждым из водителей — виновным и пострадавшим в определенных разделах;
- обратная сторона заполняется каждым водителем самостоятельно;
- после заполнения экземпляры документа требуется разделить;
- на лицевой стороне извещения подпись должны проставить оба водителя;
- в протокол можно внести поправки, но при условии, что это подтверждает и удостоверяет второй водитель.
Важным моментом является еще и то, что съемка обстоятельств произошедшего может быть выполнена только в течение 60 минут после случившейся аварии. В противном случае, все данные будут отнесены к недействительным.
Что делать, если виновник уехал с места ДТП
Иногда бывает так, что водитель уехал с места мелкого ДТП. Это будет иметь серьезные последствия для виновного лица, но чтобы привлечь его к ответственности, пострадавшему следует сделать следующее:
- Произвести все стандартные действия.
- Вызвать сотрудников дорожной полиции.
- До приезда инспекторов самостоятельно собрать максимум полезной информации о происшествии, например, опросить свидетелей, заснять место ДТП на видео и фотокамеру.
Если никто вину в мелком ДТП не признал, то нужно вызвать сотрудника ГИБДД, который займется составлением протокола с учетом всех обстоятельств и особенностей процедуры. В дальнейшем это пригодится на судебном заседании в качестве доказательства.
Внесение изменений в схему ДТП
Если участник ДТП выявил какие-то неточности в схеме ДТП, он может обратиться с ходатайством к соответствующему должностному лицу ГИБДД о внесении изменений в схему ДТП.
ВАЖНО: зафиксировать факт обращения с вышеуказанным ходатайством, то есть обратиться надо письменно, изложив, с чем вы не согласны и что просите, и вручить ходатайство под отметку на вашем экземпляре.
В случае удовлетворения ходатайства может быть осуществлен дополнительный выезд на место ДТП и составлена дополнительная схема, или внесены изменения в ранее составленную схему с соответствующими оговорками и подписью лица, которое внесло изменения.
Если сотрудник ГИБДД отказывается вносить изменения, можно обжаловать его бездействие.