Движение автомобилей в плотном городском потоке доставляет водителям ряд трудностей и сложностей. А когда к общему потоку присоединяется ещё и спецтранспорт в виде машины скорой помощи, некоторые автомобилисты вовсе теряются, не знают, как им действовать и что делать дальше.
Вопрос с пропуском кареты скорой помощи действительно сложный актуальный. Вряд ли кто-то осознанно хочет получить штраф или даже лишиться прав на несколько месяцев. Но порой водителя наказывают в ситуации, когда он по сути всё сделал верно, дал спецтранспорту проехать, нарушив в действительности российские ПДД.
Потому рекомендуется разобраться в том, как правильно действовать в той или иной ситуации и что говорят нам действующие Правила дорожного движения.
Когда водители обязуются уступать
Приоритет движения для машин, на которых установлены спецсигналы, включая скорую, прописан в пункте 3.1 действующий правил движения.
Чтобы спецмашина получила преимущество, она обязана сначала включить соответствующий маячок установленного синего цвета, а также активировать звуковой сигнал. Воспользоваться полагающимся приоритетом можно лишь в ситуации, когда водитель скорой убедился в том, что ему уступили дорогу.
Важно учитывать, что для получения приоритета требуется соблюдать одновременно два условия. А именно включённый световой маячок и звуковой спецсигнал. Если скорая просто сигналит с помощью обычного клаксона, это не накладывает на других водителей предоставлять преимущество.
Водитель может схлопотать штраф или даже лишиться на некоторое время прав лишь в ситуации, если все требования приоритета со стороны скорой были соблюдены, но автомобилист всё равно не обеспечил преимущество спецтранспорту.
Как уступать дорогу и чём подвох ПДД
Порядок, согласно которому автомобилист должен уступить дорогу специальной машине, то есть скорой помощи в рассматриваемой ситуации, прописан в пункте 3.2 ПДД. Когда ТС с маячком и звуковым сигналом приближается, другие водители обязуются уступить дорогу и предоставить преимущество.
Действующие правила фактически основаны на терминах, утверждённых ПДД, касающихся преимущества и понятия уступить дорогу.
Преимуществом или приоритетом называют право, обеспечивающее первоочередное движение по намеченному направлению перед другими автомобилистами и участниками дорожного движения;
Уступить дорогу или же не создавать помехи определяют как требование. Согласно ему, участники движения не должны продолжать, возобновлять или начинать двигаться и осуществлять какие-либо манёвры, если эти действия заставят машину с приоритетом (преимуществом) поменять собственное направление или же скорость.
По действующим законам, опираясь на термины ПДД, водитель обязан действовать именно таким образом. Представленная терминология актуальна при пересечении перекрёстков, поворотах, перестроениях и прочих манёврах. Но в правилах не рассматривается отдельный случай, где речь идёт о приближении сзади машин, оснащённых спецсигналами.
Теперь подводим промежуточный итог. Когда водитель видит или слышит позади себя приближающуюся скорую, он обязуется действовать по ПДД. А именно остановиться, не продолжать и не возобновлять движение, не маневрировать. По сути он должен нажать на тормоз и остановить своё ТС. В правилах чётко указано, что продолжать движение и маневрировать запрещается. Но параллельно не забываем о том, что есть ещё одно неопределённое требование, касающееся обеспечения беспрепятственного проезда.
Не сложно представить, как всё это будет выглядеть на практике. С юридической точки зрения водитель выполнит требования закона, если затормозит и не станет двигаться. Но в такой ситуации скорая проехать не сможет, поскольку манёвр запрещён по закону. В теории водителю требуется прижаться вправо, и только потом остановиться. В законе или требованиях это не прописывается. Отсюда и появляются конфликтные ситуации.
На практике никто не будет наказывать водителя, если он сначала совершит манёвр, и только потом остановиться, обеспечив тем самым свободный проезд для скорой, но по факту нарушив ПДД. А вот если водитель выполнит все требования строго в рамках закона, тормозив, не маневрируя, тогда штраф могут выписать. Де-юре он выполнил требования ПДД, но по факту машину со спецсигналом не пропустил или заблокировал проезд.
Если говорить о реальных условиях, тогда самым правильным решением со стороны водителя будет принять вправо, освободить проезжую часть для спецмашины, насколько это возможно, и только после этого окончательно остановиться. Штрафовать вас в такой ситуации точно никто не будет.
В каких случаях обязательно пропускать скорую помощь?
Предоставление преимущества на дороге медицинской скорой помощи способно решить судьбу спасения пациента либо пострадавшего. Согласно пункту 1.2 ПДД, преимущество на дороге или приоритет — возможность передвигаться по проезжей части, уклоняясь от выполнения некоторых правил дорожного движения.
К таковым правилам относятся:
- необходимость соблюдения сигналов светофора;
- запрет обгона либо движения вдоль встречной полосы;
- ограничения скорости движения;
- правила остановки, стоянки.
В правилах прописаны четкие условия беспрекословного пропуска автомобиля «скорой машины». ПДД пункт 3.2 гласит: все участники дорожного движения обязаны уступить дорогу спецтранспорту, имеющему:
- включенные синие проблесковые маятники;
- включенную специальную звуковую сирену.
Эти обязательные условия бескомпромиссны. Случается, что водителей автотранспорта «скорой помощи» настоятельно просят включать проблесковые маячки даже не на экстренных вызовах, совсем не требующих спешки. Срочные неотложные вызовы требуют использования звуковой сирены, являющейся непоколебимым поводом уступить движение «скорой помощи», нежели отдельно включенные маячки.
Звуковой сигнал сирены должен обладать специальным звучанием – резким предупреждающим аудиосигналом, монотонный же вой показанием к предоставлению свободной дороги не считается. Происходили странные неприятные случаи штрафования автовладельцев, проигнорировавших «скорую машину» с одним лишь включенным маячком. Законодательство вынуждает граждан вести себя особо бдительно.
Однако на территории Российской Федерации действует множество неоднозначных правил. Некоторые законы содержат довольно мутные понятия, лишенные четких указаний по освобождению дорожной полосы движущейся позади спецтранспорта «скорой помощи».
Как правильно действовать при приближении скорой
Есть ряд правил, которые водитель обязан соблюдать, увидев приближающийся автомобиль, оснащённый спецсигналами. К их числу относятся и кареты скорой медицинской помощи.
https://www.youtube.com/watch?v=rwlFgLYc_ws
Для начала водителю требуется убедиться в том, что он действительно обязуется в этой ситуации уступать дорогу. Здесь речь идёт о соблюдении двух условий, связанных с включённым проблёскивающим синим маячком и звуковой сиреной. Если скорая соблюдает эти условия, водитель должен:
- сбросить скорость движения или полностью остановить транспортное средство;
- не возобновлять движение до тех пор, пока спецмашина не проедет;
- при наличии возможности освободить проезжую часть, выполняется манёвр;
- если машина стояла, не начинать движение до проезда мимо вас спецтранспорта;
- если автомобиль ехал, остановиться для пропуска спецмашины;
- если для пропуска и предоставления преимущества необходимо перестроиться или прижаться, такой манёвр выполняется лишь при условии, что он совершается по правилам и не создаёт неудобства для других ТС.
Здесь ничего сложного нет. Хотя неоднозначность трактовки закона вызывает некоторые сомнения касательно того, стоит совершать манёвр или нет. По закону маневрировать нельзя. Но иначе уступить дорогу порой не получается. Потому лучше повернуть и прижаться к обочине, нежели блокировать скорую.
Когда скорая может нарушать общие ПДД
Скорая относится к категории транспортных средств, которые имеют определённое право на условное нарушение действующих ПДД. Соответствующее право обусловлено наличием специальных сигналов. С их помощью они получают преимущество, порой влекущее за собой нарушение правил. К примеру, используя спецсигналы, скорая может не пропускать пешеходов, проезжать на красный цвет сигнала светофора и пр.
Можно выделить несколько важных моментов, касающихся скорой помощи и общих ПДД:
- Получать преимущество скорая может лишь при наличии соответствующей необходимости. Тут речь идёт о необходимости срочно доехать до пациента или доставить больного в больницу.
- Отступить от правил водитель скорой может лишь тогда, когда он убедился, что ему действительно уступают дорогу, и его действия не провоцируют создание аварийных ситуаций.
- Сигналы регулировщика скорая нарушать не может. Даже при условии, что включён звуковой и световой спецсигнал. Тут уже сам регулировщик обязан организовать проезд участка так, чтобы максимально быстро пропустить спецмашину.
- Карета скорой медицинской помощи действительно имеет право в некоторых случаях нарушать правила движения. Но не всегда и не везде. Если водитель не включит один из сигналов, тогда тот же проезд на красный будет считаться правонарушением. Водитель получит штраф.
- Прежде чем ждать от других участников движения предоставления приоритета, водители скорой обязаны выполнить предъявляемые к ним требования, без которых никто не должен им уступать, а соответственно и штраф таким водителям выписан не будет.
Как правильно уступить дорогу автомобилю скорой помощи и пожарной машине
При приближении «Скорой» водители обязаны «уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
Фото: Андрей ЦЫГАНОВ
В интернете полным-полно видео, как в Европе или Японии пропускают едущую с включенными мигалками «Скорую». Дисциплинированно, синхронно, как будто это специально срежиссированная постановка. У нас же, если сзади воет сирена, часто отодвигаются как бы нехотя, соседи по потоку редко смещаются, чтобы дать место уступающим дорогу. Начнете где-нибудь прилюдно возмущаться, так сразу найдется утверждающий, будто не больной там внутри, а кто-то за деньги пробки объезжает. А пожарные, естественно, за пивом торопятся. Некрасиво звучит, гадко, ведь речь идет о спасении жизней, в таком деле каждая секунда дорога. Только не все примеряют это на себя… А ведь всегда есть куда отодвинуться, нужно только постараться.
Арифметика простая
Предположим, «Скорая» пытается протиснуться на дороге, где встречные направления разделяет барьер. Так бывает обычно на широких трассах — в три полосы и шире. Обычно автомобилист ведет машину посередине полосы, чтобы боковые интервалы были побольше. Но ширина стандартной гостовской полосы на таких дорогах 3,5 — 3,7 м. Правая полоса в городах, где ходят троллейбусы, может запросто быть и 4-метровой. Но даже если полоса в ширину всего три метра, такое бывает на нескоростных дорогах, то две полосы будут не уже шести метров. А обычно шире, даже больше семи. При этом стандартная легковушка с учетом боковых зеркал в ширину немногим превышает 2 м. Без учета зеркал обычно 1,7 — 1,8 м. Суммируем и получаем, что три машины по ширине запросто помещаются на двух полосах.
Только для того, чтобы уступить дорогу автомобилю скорой помощи и пожарной машине едущие в правых рядах должны осторожно сместиться по возможности правее (см. схему). Мало кто так делает, обычно едут по принципу «моя хата с краю», пусть уворачивается тот, кто мешает мигалкам. Но если включить голову и отключить безразличие, даже в самых узких местах и самых плотных заторах можно пропустить машину.
Как правильно уступить дорогу автомобилю скорой помощи и пожарной машине
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
Уступай правильно
Если кто-то там крякает или чем-то мигает, не спешите бросаться в сторону. Не все авто со «светомузыкой» имеют право приоритета. Вот два признака машины, которую нужно пропустить:
1. Нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения (полиция, «Скорая», пожарная и т. д.).
2. Одновременно включены проблесковый маячок синего (не оранжевого!) цвета и (не или!) специальный звуковой сигнал. Дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.
При приближении такой машины водители обязаны «уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств)», так написано в Правилах дорожного движения. Обгонять такие машины, включая сопровождаемые, запрещено.
Права могут отобрать
Около полутора лет назад все обсуждали предложение разрешить машинам «Скорой» таранить мешающие им автомобили. Прямо вот бить и отодвигать с пути, если мешают проезду. А водителю за это ничего не будет, затраты на ремонт компенсирует страховая, а потом еще сдерет эти деньги с владельца машины, помешавшей проезду к больному.
— Ответственность за непропуск машин экстренных служб так и не изменили. Когда произошел громкий случай — машину не пропустили к больному, на этой волне некоторые чиновники и общественники решили громко заявить о себе, предложили ужесточить санкции вплоть до уголовного наказания, но дальше слов дело не пошло, — объясняет юрист, автоэксперт Сергей Смирнов. — Сейчас за «непредоставление преимущества в движении» машине экстренных служб по статье 12.17 (часть 2) КоАП водителя могут наказать штрафом в 500 рублей или даже лишить права управления на срок от одного до трех месяцев.
Действующие штрафы
Теперь стоит затронуть тему штрафов за непропуск скорой помощи. Соответствующие штрафные санкции регламентируются КоАП. За штраф, связанный с невыполнением требований уступить дорогу, отвечает статья 12.17 часть 3.
Важно учесть одну ключевую деталь. Наказание за то, что водитель не пропустил спецмашину, то есть скорую помощь, возможно только при непредоставлении преимущества. Если водители пропускают карету скорой, но не обеспечивают беспрепятственное движение, за это штраф никто не выпишет. В законе нет таких норм. А если нет правил и требований, но и штрафных санкций существовать не может.
В настоящее время существует два варианта административных наказаний за то, что автомобилист не уступил дорогу карете скорой помощи. Не уступивший в такой ситуации водитель может получить штраф. Какой именно, зависит от конкретного случая.
- Если водитель ТС не уступает машине, оснащённой спецсигналами (синий маячок и звуковая сирена), а также имеющей специальную графическую схему скорой помощи, и сами сигналы включены, тогда штраф составит 500 рублей.
- Вторая ситуация распространяется на машины со спецсигналами, но без графических схем. Это касается автомобилей депутатов, спецслужб и пр. Тут размер штрафа будет варьироваться от 100 до 300 рублей.
В законе не установлены какие-либо временные рамки, согласно которым водитель обязуется в течение определённого времени выполнить все условия, уступив дорогу.
Есть ситуации, когда водителя ждёт не просто денежный штраф, но также и лишение прав. Максимальный срок изъятия водительского удостоверения составляет 3 месяца.
Но у автомобилиста могут отобрать его права в ситуации, когда нарушение было зафиксировано сотрудниками ГИБДД. Потому чаще всего о лишении прав речь заходит лишь тогда, когда не пропускают машину ГИБДД, ДПС или иных подобных ведомств. Отобрать права могут, если водитель во время манёвра, пытаясь предоставить преимущество, нарушил иные правила движения.
Если водитель был пьяным, обогнал скорую с активными спецсигналами, тогда последует огромный денежный штраф, а права заберут на 1-3 года.
Предусмотрен ли штраф, если не уступил дорогу скорой помощи?
Уклонение от требования уступить дорогу «скорой помощи» водителем может обернуться привлечением к административной ответственности. Размер штрафа за непредоставление дороги для проезда скорой помощи составляет пятьсот рублей.
То же касается случая с остальными служебными автомобилями, имеющими специальные сигналы (пожарная машина, полицейская). Специальные цветографические схемы кузова служебной машины являются необязательным условием для предоставления преимущества на дороге. В случае с автомобилями без специальных цветографических схем (автомобили госслужащих, пр.), назначается штраф 100 — 300 рублей. В ранее рассматриваемом государством законопроекте штрафы могли бы ужесточиться до 1500 – 30 000 рублей.