Любая автокатастрофа оборачивается для водителя целым рядом проблем, начиная с разбирательство по поводу выяснения виновной стороны конфликта и заканчивая процессом ремонта пострадавшего транспортного средства. И если вопрос с определением инициатора аварии в полной мере возлагается на плечи инспекторов ГИБДД, то восстановление авто после ДТП является личной заботой автовладельца. Причем это касается и обладателей полиса ОСАГО, так как страховая компания может лишь предложить клиенту конкретное СТО, а не сделать за него выбор. Как правильно произвести оценку ущерба и где лучше проводить реконструкцию машины, выясним в статье.
Основные действия водителя после аварии
Попав в дорожно-транспортное происшествие, водитель первым делом должен убедиться в том, что другие участники аварии не получили серьезных травм. Далее, до приезда сотрудников Госавтоинспекции, автомобилисту следует оградить место столкновения специальными знаками, а само ТС обездвижить, заглушив мотор и включив стояночный тормоз.
По прибытию инспекторов ГАИ на место ДТП пострадавшие автовладельцы составляют письменное пояснение, которое в дальнейшем будет использоваться для установления виновнтка. Также полиция может опросить свидетелей (если таковые имеются) и просмотреть записи с видеорегистраторов.
Только после того, как работники ДПС составят протокол по дорожному происшествию, водитель сможет обратиться в страховую компанию за получением компенсационной выплаты. Как в подобном случае происходит оценка ущерба и дальнейший ремонт авто после ДТП, рассмотрим ниже.
Сколько стоит ремонт машины после аварии
Если авария произошла не по вине водителя и страховщик заплатил определенную сумму, а не предложил восстановить машину в сервисном центре и стоимость ремонта автомобиля выше, пострадавший вправе и страховщик обязан выровнять компенсацию с фактически понесенными расходами.
Обращаясь в СТОА за ремонтом на выделенные страховщиком деньги, пострадавший владелец ТС сам несет ответственность за то, кто вернет машине прежнее состояние.
Кузовной ремонт авто
Так, кузовной ремонт после ДТП оценивается в зависимости от процента повреждения кузовных деталей:
- Повреждения до 30% – от 2 000 рублей (за деталь);
- От 30% – от 3 000 рублей;
- Ремонт дверей – от 1 500 руб. (в зависимости от модели).
Покраска авто
Поврежденное в дорожном происшествии ТС защищенное страхованием, по закону должно быть восстановлено до прежнего состояния. Если ремонт после ДТП требует покраски всего кузова, а не отдельных его элементов, то компания должна выделить достаточное количество средств на это.
Если отдельные детали можно в среднем покрасить от 3 000 рублей, то за весь кузов от 60 000 рублей.
Обращение к страховщику
Вне зависимости от того, каким полисом владеет автомобилист (ОСАГО или КАСКО), уведомить страховщика о возникшем дорожном конфликте он должен не позже, чем через 7 суток с момента происшествия. Сделать это можно двумя разными способами:
- Позвонить на горячую линию СК;
- Обратиться в офис компании, предоставляющей услуги по защите гражданской ответственности.
Важно знать! В первом случае следует ожидать выезда независимого эксперта на место ДТП, где и будут оформляться все необходимые документы для получения компенсационной выплаты. При выборе второго варианта пострадавшему водителю придется собирать все справки и бумаги самостоятельно, что уменьшает его шансы на полное покрытие материального вреда со стороны СК.
Сбор документов
Перед тем, как отдать свое авто после ДТП под восстановление страховой компании, водитель должен приготовить следующую документацию:
- Паспорт;
- Свидетельство о праве собственности на автомобиль (также подойдет генеральная доверенность и дарственная);
- Действующий полис КАСКО или ОСАГО;
- ПТС;
- Водительские права;
- Заявление на получение компенсации;
- Постановление ГАИ о дорожно-транспортном происшествии, где указан виновник аварии.
Получив перечисленные справки, страховщик может приступать к оценке видимого ущерба, на что законом ему отводится не более 10 дней. Если СК намеренно игнорирует данные сроки или же посчитанная ею сумма компенсации слишком мала, то автовладелец оставляет за собою право подать на компанию судебный иск и провести собственную диагностику ТС с привлечением другого независимого эксперта.
Оценка ущерба
В обычном порядке процедура оценки материального ущерба проводится представителем страховой компании. Но законодательство РФ не запрещает автолюбителям осуществлять дополнительный осмотр изувеченного транспортного средства с привлечением независимого эксперта от СТО (за свой счет).
Определяется общая сумма затрат на ремонт машины после ДТП по следующему алгоритму:
- Оценщик внимательно осматривает кузов ТС и фиксирует повреждения внутренней конструкции;
- Выводится общая стоимость деталей, подлежащих замене, рассчитывается цена восстановительных работ;
- От получившегося значения отнимается процент по износу деталей (если автомобиль ремонтируется не у дилера).
Важно знать! В случае согласия водителя с установленной суммой компенсации, СК может производить наличный расчет с клиентом или же провести реконструкцию транспортного средства за свой счет. В обратной ситуации гражданин оставляет за собой право оспорить решение страховщика в суде и инициировать повторную оценку ущерба.
Процесс ремонта по страховому полису
При оформлении полиса ОСАГО страхователю предоставляется перечень станций технического обслуживания авто. Из него автомобилист может выбрать наиболее подходящую для себя автомастерскую. Иногда он по какой-то причине не получает перечень. В этом случае после ДТП собственник полиса может попросить его в офисе страховой компании виновника аварии.
Страховой случай оформляется в такой последовательности:
- Получите копию акта о наступлении страхового случая, признанного страховой. По закону СК отводится 3 дня на предоставление этого документа. Отчет начинается после получения соответствующего заявления.
- В течение десяти дней получите заключение о том, кто виноват в аварии.
- Если страховая компания либо СТО потребуют дополнительные документы по автомобилю, их необходимо подготовить (отводится три дня).
- Проведение экспертизы о причиненном транспортному средству ущербу (до 5 дней).
- Выбор СТО и доставка туда автомобиля (3 дня).
- Получение от страховой компании направления на восстановление транспортного средства.
- Проверка заказ-наряда, контроль соответствия реальных цен стоимости запчастей и ремонтных работ.
- Ожидание выполнения ремонта транспортного средства.
- Получение восстановленного автомобиля.
В некоторых случаях страховая компания настаивает на определенном автосервисе или дилере. Далеко не всегда сотрудничество с ними является плохим вариантом для страхователя. В некоторых случаях подобное обслуживание оказывается очень качественным. Если страхователь хочет выполнить восстановительные работы в автосервисе, с которым у страховщика нет договора, ему будет отказано.
Восстановление автомобиля после ДТП
Все действия страховщиков регламентированы. Страховая компания предусматривает три точки, где можно ремонтировать автомобиль после ДТП по ОСАГО:
- У официального дилера;
- На автостанции, предложенной страховщиком;
- На СТО, которую выбрал сам клиент.
Чем предложенные варианты отличаются между собой, и какой из них лучше выбрать пострадавшему, рассмотрим ниже.
У официального дилера
Чаще всего на ремонте машины у дилера настаивают владельцы, чье транспортное средство имеет минимальный пробег. Ведь это может гарантировать высокое качество выполненной работы. Но страховые компании неохотно соглашаются на данный способ восстановления ТС, ввиду трех основных причин:
- Цена на детали у дилера намного выше, нежели на рынке или в обычном автомагазине;
- Стоимость изувеченного авто после ремонта заметно снизится, даже несмотря на то, что реконструкция будет выполнена профессионально;
- Средняя длительность пребывания ТС в автосервисе составляет от 1 до 2 недель, в то время, как дилеры тратят на этот процесс порядка 30-60 дней.
Если же клиент настаивает на данном варианте, то вполне вероятно, что СК откажется от восстановления его авто за свой счет, и просто выдаст водителю компенсацию деньгами.
На СТО по направлению страховой
Такой способ реконструкции автомобиля считается наиболее популярным среди страховых контор, так как он позволяет им сэкономить внушительную часть компенсационных средств. Дело в том, что СК выдают направления исключительно на те станции техобслуживания, с которыми у них составлен договор, получая взамен более низкие тарифы на сами восстановительные работы.
Важно знать! При этом автовладелец также остается в плюсе, поскольку регламент компании предусматривает для него гарантию по проделанному ремонту. А это значит, что в случае выявления дефектов водитель сможет произвести последующую корректировку ТС за счет страховщика, чего не предлагают официальные дилеры и частные станции техобслуживания.
Собственный выбор СТО
Как мы уже упоминали ранее, автовладелец сам вправе выбирать: где ему проводить ремонт машины после ДТП по ОСАГО. Но для того, чтоб отдать автомобиль на СТО по страховому полису, клиенту нужно получить согласие от СК. Исходя из этого следует вывод, что восстановить транспортное средство на любом автосервисе у водителя не получится. Причиной для отказа компании от станции техобслуживания может послужить банальное отсутствие у нее аккредитации.
Дополнительным минусом такого варианта является снятие ответственности по срокам выполнения ремонтных работ с СК. Ну а при наличии большой разницы между стоимостью восстановления ТС по меркам частной автостанции и сметой, составленной представителем страховой, компания и вовсе может подать на клиента судебный иск, заставив его провести независимую экспертизу за свой счет.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕ АВАРИИ
Toyota Verso 2014 г.в.
На автомобиле выполнили:
- ремонт и окраска передней правой двери;
- ремонт и окраска задней правой двери.
Владелец автомобиля Тойота прислал фото поврежденных деталей на WhatsApp для предварительной оценки ремонта. Как известно, фотографии не передают объем и степень повреждения детали. Оценка по фото возможна, тем не менее, она примерна. Так и в этом случае казалось по фотографии, что степень повреждения дверей представляется несложная или небольшая. Мастер кузовного цеха предложил приехать на осмотр для окончательной оценки ремонта. При визуальном осмотре стало понятно, что степень повреждения поверхности двери гораздо тяжелее, чем выглядит на фото. На передней двери в результате ДТП, металл растянулся настолько, что образовался так называемый хлопун (играющий металл или растянутый металл). Также образовались бугры, и край двери был поврежден глубокими бороздами. Задняя дверь была повреждена в меньшей степени, но также нуждалась в ремонте (рихтовке) и окраске.
В процессе подготовки деталей автомобиля к ремонту, выяснилось, что необходимо заказать одноразовую защитную полиуретановую пленку на поверхность двери, которую устанавливают на заводе и клепки крепления лючка бензобака. Лючок бензобака необходимо демонтировать для подбора автоэмали. На автомобилях Тойота и Лексус лючки приклепаны к кузову автомобиля, и для последующей установки лючка обратно нужен специализированый инструмент.
Заказчик поставил перед нами следующие задачи:
- отремонтировать двери автомобиля;
- окрасить двери автомобиля;
- особенно было важно для заказчика, чтобы не было разнотона цвета между окрашенными деталями и неокрашенными деталями кузова;
- технологично правильно устранить хлопун (играющий металл или растянутый металл).
В процессе ремонта автомобиля были проведены следующие виды работ:
- снятие и установка лючка бензобака и сравнение цвета с цветом кузовных деталей (для точного подбора цвета и оттенка краски);
- технологическая мойка;
- подбор краски с предварительным тест-напылом;
- разборка и сборка ремонтируемых дверей автомобиля (снятие ручки открывания, зеркала заднего вида);
- ремонт (рихтовка) поверхности двери;
- устранение хлопуна;
- подготовка к окраске (грунтование, шлифование);
- покраска и нанесение лака;
- полировка покрашенных деталей.
Как было сказано выше, заказчик поставил задачу технологично правильно устранить хлопун или, как говорят мастера жестянщики, осадить растянутый металл. Существуют разные методы осаживания растянутого металла (ОРМ), мы применили метод осаживания металла нагревом с помощью графитового стержня и споттера, которым оборудован наш кузовной цех. В результате устранения повреждений, поверхность металла приобрела первоначальную форму, и деталь стало возможно готовить к покраске.
Для восстановления и ремонта дверей этого автомобиля использовалось следующие оборудование:
- ОКС (окрасочно-сушильная камера);
- зачистные машинки Festool для получения идеальной поверхности;
- споттер (оборудование для ремонта кузовных деталей);
- ИК-сушка;
- ручной заклепочник.
Если при данном повреждении не применить данный метод ремонта или оставить металл в таком состояние, как он был, то поверхность двери после покраски была бы изогнутая, и при внимательном изучении были бы видны дефекты.
Заказчику в качестве бонуса было предоставлено:
- бесплатная парковка до начала ремонта;
- бесплатная подкраска сколов на кузове автомобиля.
Стоимость работ по восстановлению автомобиля составила 19500 рублей, а время проведения работ 6 дней.
Как происходит направление на ремонт
После того, как потерпевший подаст все необходимые документы в СК, представители компании должны будут осмотреть изувеченное транспортное средство в течение 5 дней. Далее, имея на руках смету по стоимости ремонта, независимый эксперт от страховой фирмы составляет письменное направление на СТО, которое передается строго в руки клиенту.
Совет! Сам водитель может принять решение по использованию полученного документа в течение 20 суток. Если гражданин за отведенное ему время не успеет оспорить упомянутую бумагу, или загнать свое авто на указанную станцию технического обслуживания, то возможность восстановления ТС по полису ОСАГО для него аннулируется. И возобновить ее в дальнейшем не получится даже через суд.
Что это?
Клиенты страховых компаний, оформившие договор обязательного автострахования ОСАГО, имеют право на бесплатное восстановление своего транспортного средства, если являются в ДТП пострадавшей стороной. И если до 2021 года выбор вида возмещения зависел от страхователя, то сейчас его практически нет. Ремонт автомобиля, пострадавшего вследствие аварии утвержден Федеральным законом «Об ОСАГО». П.21 ст.12 гласит, что восстановительные работы должны быть произведены в течение 20 дней.
Страховщик обычно направляет владельца ТС в автомастерскую, с которой сотрудничает, но это не отменяет права пострадавшего самому выбрать, на какую СТО отправить свою машину. При этом клиентов всегда волнует вопрос, придется ли доплачивать за услуги мастерской. Для того, чтобы дополнительных средств не потребовалось, расчет на основании оценки экспертов должен быть выполнен правильно.
В каком случае нужна независимая экспертиза
Многие водители считают, что проводить независимую оценку после аварии нужно в обязательном порядке, чтобы избежать возможного обмана со стороны СК. Но на деле эта процедура является абсолютно бесполезной для лиц, отдавших свое транспортное средство на ремонт по направлению от страховщика.
Другое дело, если автомобилист решает восстанавливать машину своими силами, требуя от фирмы денежной компенсации. Ведь в таком случае расчетная сумма по страховке не всегда будет совпадать с реальной стоимостью реконструкции ТС. И для того, чтоб не доплачивать собственные деньги, гражданину необходимо инициировать дополнительную экспертизу.
Обращаться в СК с новой сметой человек может как через иск, так и в досудебном порядке, путем отправления письменной претензии. При этом начинать лучше со второго варианта, так как полюбовное решение конфликта позволит клиенту сэкономить массу времени. Да и страховщики в подобных ситуациях предпочитают соглашаться на условия пострадавших, не провоцируя дальнейшее разбирательство.
Сроки начала ремонта
Согласно внутреннему регламенту страховых компаний, обеспечивающих защиту гражданской ответственности, срок проведения восстановительных работ по ОСАГО не может превышать 30 дней с даты передачи транспортного средства сотрудникам автосервиса. Дополнительно это положение регулируется законодательством РФ, а именно п. 15.2 «Закона про автогражданку». Его игнорирование со стороны СК может стать причиной для судебного иска, поданного от имени клиента.
Внимание! В качестве наказания фирма, ответственная за ремонт машины по страховому полису, будет нести убытки в размере 1% в сутки от общей стоимости реконструкции ТС. И присваивается эта неустойка исключительно потерпевшему гражданину. Исключением в данном случае можно считать лишь отказ человека от направления, выданного ему работниками СК.
Требования к СТО
Как мы ранее упоминали, при самостоятельном выборе станции обслуживания клиент должен согласовывать свое решение со страховщиком. Для того, чтоб не получить негативный ответ от СК, гражданину следует заранее убедиться в том, что выбранное им СТО отвечает следующим требованиям:
- Сервис находится в пределах 50 км от адреса проживания владельца транспортного средства;
- Работники станции гарантируют выполнение заказа в 30-дневный период;
- Наличие аккредитации;
- СТО дает гарантию на произведенный ремонт (до 1 года).
Если же одно из вышеперечисленных критериев автосервисов не выполняется, то представители СК получают право отказать клиенту в выплате денежной компенсации с целью проведения самостоятельного восстановления автомобиля.
Если машина на гарантии
Если в дорожно-транспортном происшествии пострадал человек, чья движимая собственность находится на гарантии, то получить компенсационную выплату по ОСАГО он сможет только после выполнения следующих шагов:
- Пребывая на месте ДТП автовладелец должен уведомить СК о случившемс, и дождаться приезда независимого эксперта;
- После оформления протокола ГИБДД и проведения предварительного осмотра пострадавшего ТС, водитель обязан явиться в страховую компанию и подать заявление на возмещение ущерба;
- В течение 10 дней с момента попадания в ДТП автомобилисту необходимо предоставить свое транспортное средство на обширную диагностику с целью расчета полученного вреда.
Важно знать! Как можно заметить, процедура получения страховой выплаты по авто, находящемся на гарантии, не сильно отличается от процесса оформления компенсации для обычного ТС. Единственное, на что владельцу упомянутого автомобиля следует обратить внимание в данном случае – это сроки обращения в СК.
Мы узнали, где нужно ремонтировать машину на гарантии, если она попала в ДТП, и в какой период желательно подавать заявление в страховую контору. В заключение стоит добавить, что при несоблюдении внутреннего регламента ОСАГО, гражданин может получить отказ в возмещении материального ущерба. И тогда ему придется покрывать расходы на восстановительные работы исключительно из своего кармана.
Ремонт авто после ДТП: что надо знать
Если машина попала в ДТП, произошла авария по вине другого водителя, то по закону ФЗ-40 «Об ОСАГО», инициатор (или, собственно, страховая компания, где застрахован водитель) обязан покрыть расходы на ремонт вашего автомобиля.
Страховщики знают свои обязательства по отношению к пострадавшей стороне в результате столкновения или дорожного происшествия, но они почти всегда пытаются уменьшить выплачиваемую компенсацию или отказать, переложив обязательства по выплате на виновника ДТП.
Отказ по выплате может произойти:
- Алкогольное опьянение;
- Намеренное причинение урона;
- Не закрепление ремней безопасности при ДТП, злостные нарушения ПДД;
- Просроченный страховой сертификат.
Пострадавшие владельцы ТС вправе претендовать на компенсационные выплаты:
- В денежном эквиваленте. Если после ДТП авто не подлежит восстановлению, полностью уничтожено или ремонт не целесообразен (повреждения более 70%), то потерпевший получает деньги;
- В натуральном эквиваленте. Если в аварии ТС пострадало незначительно или повреждения средней тяжести, то в большинстве случаев машина отправляется на восстановительный ремонт.
По закону автострахования в 2021 году, владельцы автомобилей не могут выбирать ремонт или деньги при ДТП, так как это определяется в зависимости от ситуации и особых положений.
Компенсация положена пострадавшему, а виновник может осуществить ремонт автомобиля по Каско.