Передача транспортного средства на СТО
Предлагаю начать разговор с того, как надо передавать машину автомеханикам. Итак, заявление про наступление страхового случая рассмотрено, ущерб оценен, и страховая компания выдала водителю направление на СТО. Напоминаю, что восстановительные работы проводятся на техстанциях, имеющих соответствующие договоры с СК. Автовладелец имеет права заранее, при покупке «автогражданки» выбрать из предложенного списка сервис, в который в случае аварии направится его транспортное средство.
Условиям для проведения работ посвящена глава 6 Положения Банка России от 19.09.2014 года «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 431-П.
Вот что озвучено в документе:
- СТО должна находится не далее час в 50 км от места происшествия или жительства собственника машины (за исключением случаев, когда страховщик берет на себя транспортировку ТС туда и обратно);
- машины, возрастом до 2-х лет, должны ремонтироваться на станциях технического обслуживания официальных дилеров.
Соответственно, если Вы заранее не позаботились о выборе автомастерской и Вам выдали направление с нарушением вышеназванных требований, от таких услуг можно отказаться. Ну а если все в порядке, то можно смело везти авто в сервис.
Итак, машина прибыла на СТО. Что же происходит дальше? А далее составляется акт приема-передачи автомобиля. Он должен содержать такие сведения:
- детальную информацию об автомобиле;
- перечень и описание повреждений машины, полученных при ДТП;
- дату и цель обращения на станцию технического обслуживания;
- информацию о автомастерской, принимающей машину.
Документ подписывается обеими сторонами и скрепляется печатью техстанции.
Некачественный ремонт: общее понятие
Что же говорит закон и Единая методика о некачественном ремонте? О наличии недоработок свидетельствуют:
- Разные или отличающиеся от тех, что были до аварии зазоры между деталями. Они должны быть обязательно выверенными автомехаником, проводившим работу.
- Неравномерно нанесенная, отличающаяся по цвету или легко отстающая краска. Такие признаки свидетельствуют о низком качестве покраски авто.
- Посторонние звуки при работе машины, уменьшенная тяга или другие технические неполадки.
- Наличие сколов, неровностей и неокрашенных элементов на деталях, которые подлежали восстановлению.
- При ремонте использовались бывшие в употреблении запасные части (что противоречит пункту 15.1, статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО».
В соответствии с Определением ВС РФ от 27.03.2017 года №4-КГ17-4, в результате проведения восстановительного ремонта автомобиль должен быть приведен в то состояние, в котором он был до дорожно-транспортного происшествия. Это же сказано в пункте 18, статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО».
Что значит некачественный ремонт по ОСАГО, в чем заключается плохое качество
Низкое качество ремонтных работ проявляется за счет:
- Использование дешевых материалов. Оригинальные детали могут заменяться низкокачественными запчастями.
- Ремонт только существенных повреждений. В первое время скрытые пострадавшие детали могут не проявлять себя, однако в дальнейшем выяснится, что требуется дорогостоящий ремонт.
- Детали, которые должны были идти под замену, починили.
Всё это яростные нарушения со стороны страховой организации, с целью заработать на клиенте денег. Не каждый владелец может определить некачественный ремонт ТС, однако спустя время могут возникнуть последствия и тогда то всё станет понятно. Если некачественно отремонтировали автомобиль, то стоит написать претензию страховщику. Если манипуляция не даст должного результата (страховщик откажется от устранения недостатков), то это повод для судебного разбирательства.
Кто и по каким признакам определяет качество
К сожалению, сразу определить качество ремонта скорее всего не получится. Важно только то, что подписывать акт о том, что вас устраивают услуги ремонта автомобиля, нужно после того, как вам покажут транспортное средство.
После получения машины отправьтесь в автосервис, которые не принадлежит страховщику. Для тщательной оценки ремонтных работ мастером понадобится некоторое время, ведь придется снимать какие-то детали. Но именно таким образом опытные мастера сразу заметят подвох. Это будет весомым основанием для выдвижения требований своему страховщику.
Стоит ли проверять качество ремонта сервиса страховщика
В случае некачественного ремонта автосервисом, который сотрудничает со страховщиком, ответственность несет страховая организация. Это регламентируется п. 17 ст. 12 “Закона об ОСАГО”.
После обнаружения недостатков владельцем авто или мастером автосервиса потребуется проведение экспертизы, результаты которой предъявляются страховщику.
Для этого составляется претензия с требованием устранить недостатки ремонтных работ, которую рассмотрят в течение 5 дней.
Если ответ не поступил по истечении этого срока или исправление не произошло в установленный период, то согласно ч. 7 п. 1 ст. 29 “Закона о защите прав потребителей” потребитель обязан обратиться в судебную инстанцию.
Возможные причины некачественного ремонта
К причинам некачественных ремонтных работ относится:
- нехватка денег для восстановления транспортного средства. В интересе страховщика как можно больше сократить свои расходы, что приводит к необходимости вместо покупки новых оригинальных запчастей покупать б/у, китайские элементы или вовсе их ремонтировать. Для повышения качества работ клиенту придется вкладывать свои финансовые средства;
- отсутствие в автосервисе опытных и квалифицированных специалистов с определенным уровнем знаний и опыта, так как небольшим мастерским не важен данный аспект. Действия неквалифицированных сотрудников могут привести к большим последствиям в ходе использование автомобиля после ремонта;
- невозможность контролировать за ходом проведения работ. При отсутствии возможности наблюдать за ремонтом, где может быть нарушен ход работ;
- наличие скрытых повреждений, которые не были выявлены во время оценки нанесенного ущерба.
При ремонте машины отечественного производителя стоимость устранения недостатков не столь велика. Обратный случай, если неисправности обнаружены в иномарках. Даже замена маленькой детали приведет к значительному увеличению ремонтных работ.
Претензия: форма, содержание и прилагаемые документы
Переходим к следующему этапу – подготовке претензии. Споры со страховщиками – процесс не простой и длительный, поэтому рекомендую уже на этом этапе привлечь к делу профильного адвоката. Но, если по каким-либо причинам Вы решили бороться за свои права самостоятельно, то запомните, какие ведомости должно содержать обращение в СК:
- полное название и реквизиты страховой компании;
- личные данные страхователя (ФИО, адрес, контактный номер телефона);
- описание проблемы;
- суть требований;
- ссылки на законодательные акты, нормы которых по Вашему мнению были нарушены;
- реквизиты банковского счета (автовладелец может отказаться от повторного ремонта и требовать денежной выплаты);
- перечень прилагаемых документов;
- подпись и дата.
Далее собираем пакет документов. Понадобятся копии:
- гражданского паспорта собственника машины;
- полиса ОСАГО;
- документов на авто (ПТС, СТС);
- направления на ремонт машины;
- результатов независимой экспертизы (если таковая проводилась);
- акта приема-передачи автомобиля после завершения ремонта с указанными недоработками.
Если претензию готовит и подаем представитель, то он и подписывает документ, а свои полномочия подтверждает нотариально удостоверенной доверенностью, копия которой также прилагается.
Направить требование можно двумя способами:
- передать лично (через адвоката);
- отправить по почте.
В первом случае документ подается в 2-х экземплярах. На том, что остается у собственника машины, страховщике ставит отметку о принятии и регистрации претензии. Указанная в штампе дата является «точкой отсчета» времени, положенного для ее рассмотрения.
Выбирая второй способ не забудьте отправить бумаги заказным письмом с описью вложения и уведомлением. Дата, проставленная в последнем, будет считаться началом истечения срока для рассмотрения требований.
Что можно требовать при ненадлежащем ремонте
Список требований, которые хозяин авто может предъявить страховой в случае некачественного ремонта по ОСАГО, прописан в законе «О защите прав потребителей». В него включено следующее:
- повторный ремонт машины;
- возврат затраченных средств средств;
- денежное возмещение ущерба;
- оплата дополнительных трат, которые потребовались из-за недобросовестно выполненного ремонта;
- оплата услуг независимого эксперта;
- оплата судебных расходов.
Дальнейшие действия
Если страховая компания решит рассмотреть претензию, она назначит дату повторного осмотра автомобиля. При проведении процедуры обычно присутствуют собственник, представитель страховщика и автосервиса, выполнявшего ремонт. Оценка проводится в 5-дневный срок после получения требований.
Сама же претензия рассматривается не более 10 рабочих дней с момента ее получения. Ответ на требования может быть таким:
- выдача направления на повторный ремонт;
- выплата денежных средств;
- отказ в удовлетворении требований.
Замена ремонты выплатой компенсации возможна, если между заявителем и СК достигнуто такое соглашение или повторно выполнить ремонтные работы нельзя.
Судебная практика
При натуральном возмещении по ОСАГО у клиентов страховых чаще всего наблюдаются претензии к качеству восстановления деталей кузова и покраски авто. Также нередки случаи, когда вместо новых запчастей на машину устанавливаются б/у. Автосервис обычно отказывается сразу исправлять указанные дефекты, ссылаясь на отсутствие денег и материалов. Досудебные претензии, направленные в страховую, как правило попросту игнорируются. Так что в большинстве случаев обращение в суд неизбежно.
Анализ судебной практики показывает, что в делах о некачественном ремонте по ОСАГО большая часть разбирательств решается в пользу водителя, если его требования грамотно обоснованы. Самым важным документом, доказывающим правоту автовладельца и вину страховой, становится заключение о независимой экспертизе. При этом принимаются обычно самые простые требования: возврат денег или повторное выполнение ремонта.
Получен отказ: что делать?
Если страховая компания отказалась удовлетворять предъявленные требования собственник машины может попробовать подать жалобу в Российский союз автостраховщиков или в Центробанк России. Эти органы контролируют деятельность страховщиков в вопросах, касающихся «автогражданки» и способны на них повлиять. Жалобы рассматриваются совершенно бесплатно, поэтому я всегда рекомендую использовать такую возможность.
Второй вариант решения проблемы – обращение в суд. Для этого нужно подготовить и подать исковое заявление, а также собрать доказательную базу. Если перед подачей претензии владелец машины не заказывал независимую экспертизу, то перед подачей иска ее нужно обязательно провести. Именно результаты исследования послужат доказательством того, что качество ремонта «оставляет желать лучшего». Если Вы до этого момента не пользовались услугами автоюриста, то на данном этапе рекомендую его привлечь. Как показывает практика, недобросовестные страховщики, желающие сэкономить на ремонте и не признающие недоработок, всегда идут до конца и серьезно готовятся к судебным разбирательствам, поэтому без адвоката обойтись будет сложно.
Ответственность, штрафы, возмещения
Несмотря на то, что ремонтные работы производит сервис, ответственность за некачественное устранение недостатков несет страховщик.
Согласно закону “Об ОСАГО”, на ремонт транспортного средства страховой компании отводится 30 дней. Если за этот период машину не вернут владельцу, то страховщику грозит штраф в размере 0,5% от суммы возмещения за каждый просроченный день. Уловки страховых компаний с качеством ремонта по ОСАГО.
Если посредством документальных бумаг будет доказано нарушение со стороны страховщика, то он обязан будет компенсировать пострадавшему все денежные траты, а именно: проведение экспертизы, ремонт автомобиля, оплата госпошлины.