О чем гласит закон?
01 сентября 2014 года в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был внесен целый ряд изменений, который в частности затронул и срок рассмотрения претензии по ОСАГО.
После наступления страхового случая вы обращаетесь в страховую компанию с заявлением и прикладываете все необходимые документы. Это вам необходимо сделать в срок, который не превышает 15 рабочих дней. С этого момента у Страховщика есть 20 дней для выплаты страхового возмещения. Общий срок рассмотрения заявления потерпевшего теперь сократился с 30 до 20 календарных дней. Однако если у вас полис ОСАГО старого образца, то срок рассмотрения заявления составляет 30 календарных дней.
Осмотр поврежденного транспортного средства должен будет проводиться, как и раньше в течение 5 рабочих дней. В случае не предоставления потерпевшим своего автомобиля для проведения осмотра, страховщик может увеличить срок принятия решения по его страховому событию на 20 календарных дней, о чем должен сообщить страхователю.
На что обратить внимание
Следует учесть, что при подаче досудебной претензии помимо требования выплаты страхового возмещения вы вправе потребовать выплаты размера неустойки, если страховщик нарушил срок рассмотрения заявления. Как следует из «буквы» Закона:
- В случае нарушения срока выплаты страховая компания обязана будет выплатить неустойку в размере 1 % от определенного размера страховой выплаты по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.
- Если Страховщиком будет нарушен срок для направления отказа в выплате страхового возмещения, то он будет обязан выплатить за каждый день просрочки Страхователю денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05 % от установленной страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.
При этом и неустойка, и финансовая санкция будут выплачиваться страховой компанией после получения от заинтересованного лица письменного заявления с таким требованием в размере, не превышающем размер страховой суммы по виду причиненного вреда.
В чем суть досудебной процедуры
Автовладелец не всегда может согласиться с действиями страховой компании. Например, водителя может не устроить размер страховой выплаты по ОСАГО, либо полный отказ в ее получении. Также автовладелец может быть недоволен тем, как страховщики работали по соглашению, в какие сроки и насколько качественно они исполнили свои обязательства.
Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас
и перестань уже переплачивать страховщикам!
Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее
Но прежде чем составлять заявление для обращения в суд с этим вопросом, водитель обязан обратиться с претензией к самому страховщику.
Претензия от недовольного клиента обязательно принимается компанией. Срок рассмотрения досудебной претензии по ОСАГО составляет 10 рабочих дней. Как только автовладелец получил ответ на претензию, и принятое страховщиком решение его не устраивает, он идет в суд.
Этим правилом государство решало проблему со злоупотреблением своим правом автоюристов, а также разгружало судебные органы от большого количества исков автовладельцев. Но процедура должна была действовать только до 2021 года, срок ее заканчивается 1 июля.
Как написать досудебную претензию на страховую компанию по ОСАГО
Прежде чем составлять досудебную претензию необходимо определиться с основаниями. Данный документ составляется в свободной форме. Его структура состоит из трех частей. В первой части указываются все причины, по которым было принято решение о подаче жалобы.
К таким причинам относятся:
- Необоснованное занижение всех положенных выплат;
- Несоблюдение формальных сроков;
- Итоговый отказ в предоставлении возмещения в рамках ОСАГО.
Во второй части автолюбитель описывает свои требования, ссылаясь на актуальные нормы профильного законодательства, либо на результаты технической экспертизы. Если это связано с занижением положенного возмещения, к жалобе прикрепляются документы по ранее проведенной экспертизе. Если же страховая компания нарушает все формальные сроки, здесь указываются ссылки профильного законодательства, регулирующее установленные сроки.
Третья часть является заключительной. В которой указываются ссылки на приложенные к документу информационные данные, ссылки на законодательство. В шапке такой претензии необходимо точно указать реквизиты организации, и адресата данного обращения. В большинстве случаев это руководитель филиала или отделения.
Куда подавать досудебную претензию по ОСАГО?
Жалобу по соглашению ОСАГО необходимо подать по адресу страховой компании в которой был заключен договор. А именно по адресу главного руководителя. Информацию о реквизитах для подачи жалобы можно изучить на официальном ресурсе условной страховой компании. Если речь идет о соглашении ОСАГО, подобные споры рассматривает непосредственно руководитель организации. Если это не даст ожидаемого результата, обратиться в досудебном порядке можно в РСА.
Образец досудебной претензии в страховую компанию по ОСАГО
Уже было отмечено, что основанием для прямой подачи жалобы могут быть несколько обстоятельств. Если после ДТП условная страховая компания затягивает все положенные сроки произведения возмещения, подача жалобы должна быть связана именно с этим нарушением.
В случае отказа, либо необоснованного занижения размеров положенных выплат, необходимо подать отдельный вид жалобы. Составляется она по тому же принципу, что и по всем остальным причинам.
Необходимые документы
Подается претензия по страховке КАСКО на выплату полного возмещения с приложением документов. Потребуется предоставить следующие оригиналы:
- Паспорт гражданина РФ.
- Договор страхования, оформленный в компании.
- Паспорт технического состояния авто.
- Удостоверение водителя.
- Документ, подтверждающий наступление страхового случая (авария, угон, повреждение от урагана).
Это исчерпывающий список, дополнительные справки требуется представлять в редких случаях. Обычно это копия проведенной экспертизы, если авто пострадало от стихийного бедствия. При приеме компания, оформившая страхование, не имеет право отказать и обязана рассмотреть все описанные факты.
Почему происходит занижение страховой выплаты?
Чем меньше средств компания заплатит автовладельцам по страховкам, тем больше денег она заработает для себя. Факт данного нарушения закона можно доказать лишь в суде.
Страховщик вправе уменьшить размер компенсации в случае превышения лимита выплат по ОСАГО, установленного государством.
Ограничения увеличили до следующих значений:
- До 500 000 рублей за вред, причинённый здоровью пострадавших в ДТП.
- До 400 000 рублей за ущерб, нанесённый транспортному средству и другому имуществу потерпевшего.
Каждое застрахованное лицо имеет право на выплату возмещения, соразмерного понесённому урону и не превышающего установленные законом ограничения.
Занижение выплат страховой компанией может произойти, когда расходы на ремонт транспортного средства или лечение пострадавшего выше верхних пределов.
Затраты сверх ограничения страховщик не будет компенсировать.
Есть законные основания, по которым СК может снизить сумму по ОСАГО. Таковыми являются:
- Износ деталей, которым требуется замена.
- Расчёт компенсации, не учитывая товарную стоимость.
- Исключение из конечной суммы выплаты некоторых повреждений, указанных в смете: коррозия, повреждения лакокрасочного покрытия.
Часто автомобилисты пытаются оспаривать действия СК по 1и 2 пункту. Но суд не всегда удовлетворят такие иски.
Советуем статью: Что делать, если страховая компания отказала в выплате по ОСАГО?
Как составить претензию, если мало выплатили по ОСАГО
Если страхователь направил претензию страховой компании, то это дает ему такие преимущества:
- все отношения со страховщиком документируются именно таким образом и копии претензий и ответов на них смогут быть представлены в суде в качестве доказательств;
- возможно, что возникла ошибка, вызванная человеческим фактором – конкретный исполнитель неправильно оценил ситуацию, а при направлении претензии произошло тщательное разбирательство в самой страховой компании и было принято верное решение;
- может быть найдено компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны. Только необходимо учитывать – для написания претензии нужны весомые причины. Например, обслуживание, которое вам не понравилось при оформлении полиса ОСАГО, не является такой причиной.
Обычно необходимость в письменной досудебной претензии возникает уже после дорожно-транспортного происшествия, то есть, когда наступает страховой случай по ОСАГО, а страховщик не желает выполнять взятые на себя обязанности.
Так же в претензии обязательно нужно указать не только свои домыслы, но и конкретные факты, подтверждающие нарушение ваших прав и нормы, предусмотренные законодательством.
Законодатель обязывает страховую компанию после дорожно-транспортного происшествия с участием застрахованного автотранспортного средства, полного предоставления всех необходимых документов, осмотра страховщиком поврежденной машины, выплатить компенсацию потерпевшему.
В Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 года, срок выплаты компенсации составляет 20 дней без учета праздничных дней.
Если же по истечении предоставленного законодателем срока выплата страховой компанией произведена не была, то есть, образовалась задержка, появляется законное основание направить страховщику письменную претензию.
Хотя все же советуем обратиться в страховую лично и узнать причину задержки, часто она бывает банальна – неправильно указанный номер счета для перевода средств. В этом случае подавать претензию конечно не нужно.
Если же ситуация не решается так просто, а страховая не объясняет причину просрочки, то необходимо составить письменную претензию, в которой указать, что в соответствии с законодательством за каждый день просрочки вам должны будут выплатить неустойку в размере 1 % от общей суммы задолженности за каждый день.
Как получить страховку по ОСАГО?
Мало выплатили по ОСАГО, что делать, читайте тут.
Что делать, если страховая не платит по ОСАГО, читайте по ссылке:
Как заполнить претензию?
От того насколько верно будет составлена претензия, в немалой степени зависит, какое решение примет страховая компания. Бланк претензии страховщик должен предоставить по первому требованию страхователя. Вы должны описать в нем подробно сложившуюся ситуацию, свои требования, а также их обоснованность.
При заполнении предоставленного бланка обязательно надо обратить внимание на следующие моменты:
- Верно указать наименование организации или фамилию лица, которым подаете претензию. Если бланк предоставляет страховая, то чаще всего этот пункт уже заполнен, но проверить не помешает;
- Не допустить ошибки при переписывании номеров полисов ОСАГО и своего, и виновного в дорожно-транспортном происшествии;
- Точно указать свои анкетные данные (фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта, место жительства и контактную информацию);
- Подробно описать свои претензии к страховщику, конкретно указать его действия, противоречащие законодательству;
- Необходимо предложить несколько компромиссных решений сложившейся ситуации, ведь страховщик может на них согласится и это сэкономит ваше время и нервы.
Так же на страховщика может повлиять и указание в тексте претензии на конкретные нормативно-правовые акты, которые, по вашему мнению, он нарушает. Это покажет вашу юридическую грамотность и желание отстаивать свои права. Не лишним будет и привлечение квалифицированного автоюриста к составлению претензии. Ведь вопрос о взыскании страховки достаточно сложен и без правовой помощи не всегда получится добиться положительного результата.
Передать претензию можно лично в офисе страховщика. При этом нужно удостовериться, что ответственное лицо на копии претензии, которая останется у вас, поставит оттиск печати, дату получения, подпись и свою фамилию. Если этого не будет, то достаточно сложно доказать, что претензия действительно передавалась страховой компании.
Так же можно направить претензию со всем пакетом документов и при помощи почтовой связи письмом с простым уведомлением и описью вложений. Но в этом случае отсчет срока ответа от страховой будет не с момента отправки, а с момента получения ей письма.