Коэффициент ОСАГО по регионам устанавливается законодательно и может быть откорректирован указанием или дополнением к правилам подсчета Банка России. Региональный коэффициент участвует в стандартной формуле подсчета стоимости ОСАГО. Самый низкий коэффициент 0.5, относится к малонаселенным и дотационным регионам. Максимальный региональный коэффициент на страховку в Москве.
От чего зависит региональный коэффициент
При формировании коэффициента на страховку ОСАГО по регионам учитывается количество и плотность населения каждого конкретного региона, автономного округа, области, поселения, города. Учитывается количество зарегистрированных автотранспортных средств в данном регионе. Отличия, которые формируются на основании общей статистики, могут быть значимы. По причине разной концентрации населения и транспортных средств, коэффициент на страховку в городах всегда выше, чем в области. Например, если в Москве региональный коэффициент равен 2, то в московской области 1.7.
Важным фактором при назначении соответствующего коэффициента является показатель аварийности. Чем больше аварий в регионе, тем выше региональный коэффициент ОСАГО. Это связано с рисками страховой компании. Чем выше риски, тем выше цена страховки.
Периодически коэффициенты корректируются Банком России, в правила вычисления коэффициента по регионам централизованно вносятся изменения, обязательные для всех страховых компаний. Последняя корректировка выполнялась в 2015 году в связи с увеличением цифры максимальной выплаты по страховке.
Как рассчитывается цена полиса ОСАГО?
При вычислении стоимости полиса обязательного страхования учитывается ряд законов:
- Закон об ОСАГО. В нем рассмотрены главные правила вычисления, а также устанавливаются нормы по применению тех или иных показателей.
- Указание ЦБ РФ. Здесь прописаны основные ставки, которые применяются для выполнения вычислений, а также коэффициенты, используемые в отношении конкретного автовладельца.
Имея под рукой необходимый набор параметров, можно приступать к выполнению расчетов по вычислению цены ОСАГО. Сама формула имеет следующий вид:
П = ТБ х КТ х КО х КМ х КБМ х КВС х КС х КН х КП.
Здесь применяются следующие параметры:
- П — цена, которую требуется заплатить водителю за ОСАГО.
- ТБ — главный тариф, установленный ЦБ РФ. Он имеет определенный «коридор», в границах которого страховщики могут менять свое предложение. Из-за жесткой конкуренции на рынке страховщики, как правило, применяют выгодные ставки.
- КТ — показатель, которому уделено главное внимание в статье. Его размер зависит от места, где зарегистрирован хозяин машины. Этот показатель устанавливается на законодательном уровне и может меняться.
- КБМ — специальный параметр «бонус-малус». Он зависит от того, сколько раз автовладелец обратился за выплатой о ОСАГО в прошлом. Значение КБМ легко рассчитать с применением формулы и табличных сведений.
- КВС — показатель, который отражает зависимость между ключевыми характеристиками — возрастом владельца и водительским стажем. Этот параметр фиксируется законодательно и отражен в табличном виде.
- КО — коэффициент, величина которого зависит от числа водителей, которым открывается доступ к управлению авто. Для определения КО можно воспользоваться специальной таблицей.
- КМ — элемент упомянутой формулы, зависящий от мощности страхуемого ТС. Речь идет о машинах, относящихся к категориям В и ВЕ (данные по этому показателю также можно получить из таблицы).
- КС — показывает время, когда эксплуатируется машина. Такой коэффициент примеряется в процессе расчета, если автовладелец использует автомобиль в течение определенного периода, а не весь календарный год. К примеру, человек может ездить на ТС только летом, весной и осенью, а зимой — нет.
- КН — отражает факт нарушения со стороны владельца автомобиля условий страхования, прописанных в договоре ОСАГО. Если отклонения от условий соглашения отсутствуют, устанавливается КН, равный 1. При наличии таковых параметр возрастает до 1,5. Это значит, что стоимость полиса увеличивается на 50%. К нарушениям относится предоставление заведомо ложных показателей, передача управления ТС людям, которые не отражены в полисе, покидание места ДТП и так далее.
- КП — параметр, зависящий от периода, на который оформляется договор со страховой фирмой. Он определяется ЦБ и фиксируется в таблице.
Все перечисленные показатели влияют на конечную стоимость полиса. И их применение снижает или повышает стоимость ОСАГО, а в ряде случаев оставляет уровень расходов автовладельца при покупке полиса неизменным. Отдельного внимания заслуживает коэффициент территории, ведь он часто меняется.
Как узнать свой региональный коэффициент
Коэффициент начисляется не по месту приобретения автомобиля, как можно было бы ожидать, и не по месту использования транспорта. Региональный коэффициент привязан к прописке или временной регистрации владельца автомобиля. То есть москвич, приобретая автомобиль в Чебоксарах, будет покупать страховку ОСАГО по московским тарифам, даже если ездить будет в Чебоксарах или в Мурманской области. При значительном разбросе коэффициентов, возможно, имеет смысл регистрировать автомобиль именно в регионах. Для этого придется договариваться с кем-то из родственников или друзей, имеющих местную прописку, или получать региональную прописку самому.
Для ИП и предприятий расчет регионального коэффициента производится по региону официальной регистрации организации, по региону юридического адреса.
Для автотранспортных компаний разница в стоимости страховки может выливаться в существенные суммы. Возможно, действительно имеет смысл регистрировать предприятие в области, чтобы получить экономию. Региональный коэффициент ОСАГО способен менять общую стоимость страховки почти в 4 раза – от минимального значения 0.6, до максимального 2.0.
Зная правильные значения всех коэффициентов, вы можете правильно рассчитать стоимость страховки ОСАГО для своего автомобиля и даже существенно сэкономить. Для вашего удобства, мы предоставляем полные таблицы региональных коэффициентов по краям, республикам и округам.
Базовый коэффициент (тариф)
Базовый тариф (ставка) считается в рублях. Значение — фиксировано.
Оно определяется Центробанком России, обуславливается категорией автомобиля, страхователем (физ. или юр.
лицо), ценовой политикой и внутренними правилами компании (пол собственника, год выпуска автомобиля и т.д.), назначением использования автомобиля (такси или личное пользование), цветом и маркой ТС, семейным положением и варьируется в таких пределах:
Прочие данные смотрите в таблице:
Таблица региональных коэффициентов по республикам
Значения имеют 2 цифры для каждого региона – для обычного автотранспорта и для тракторов, сельхозтехники, самоходных машин. Как правило, коэффициент для тракторов значительно ниже, это обязательно нужно учитывать.
Стоимость страховки, как конструктор – складывается из нескольких нюансов
Регион, субъект Федерации, АО | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Москва | 2 | 1.2 |
Адыгея | 1.3 | 1 |
Карачаево-Черкессия | 1 | 0.8 |
Тыва | 0.6 | 0.5 |
Чечня | 0.6 | 0.5 |
Крым | 0.6 | 0.6 |
Ленинградская область | 1.3 | 0.8 |
Московская область | 1.7 | 1 |
Еврейская АО | 0.6 | 0.5 |
Ненецкий АО | 0.8 | 0.5 |
Байконур | 0.6 | 0.5 |
Республика Алтай | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Горно-Алтайск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Башкортостан | ||
Октябрьский, Благовещенск | 1.2 | 0.8 |
Ишимбай, Салават, Кумертау | 1.1 | 0.8 |
Стерлитамак, Туймазы | 1.3 | 0.8 |
Уфа | 1.8 | 1 |
Другие города | 1 | |
Дагестан | ||
Буйнакск, Хасавюрт, Дербент, Махачкала, Каспийск | 0.7 | 0.5 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Бурятия | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Улан-Удэ | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Ингушетия | ||
Малгобек | 0.8 | 0.6 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Кабардино-Балкария | ||
Нальчик, Прохладный | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Калмыкия | ||
Элиста | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Коми | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Сыктывкар | 1.6 | 1 |
Ухта | 1.5 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.8 |
Карелия | ||
Петрозаводск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Мордовия | ||
Рузаевка | 1.2 | 1 |
Саранск | 1.5 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.6 |
Марий Эл | ||
Волжск | 1 | 0.8 |
Йошкар-Ола | 1.4 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Северная Осетия | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Владикавказ | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Саха | ||
Нерюнгри | 0.8 | 0.5 |
Якутск | 1.2 | 0.7 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Хакасия | ||
Абакан, Черногорск, Саяногорск | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Татарстан | ||
Казань | 2 | 1.2 |
Бугульма, Лениногорск, Чистополь | 1 | 0.8 |
Елабуга | 1.2 | 0.8 |
Набережные Челны | 1.7 | 1 |
Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1.1 | 0.8 |
Чувашия | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Новочебоксарск | 1.2 | 0.8 |
Канаш | 1.1 | 0.8 |
Чебоксары | 1.7 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Удмуртия | ||
Глазов, Сарапул | 1 | 0.8 |
Ижевск | 1.6 | 1 |
Воткинск | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Региональные коэффициенты ОСАГО по краям
Алтайский край | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Бийск | 1.2 | 0.8 |
Барнаул | 1.7 | 1 |
Заринск, Новоалтайск, Рубцовск | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Камчатский край | ||
Петропавловск-Камчатский | 1.3 | 1 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.6 |
Ставропольский край | ||
Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные Воды, Невинномысск, Пятигорск | 1 | 0.8 |
Кисловодск, Михайловск, Ставрополь | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Забайкальский край | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Чита | 0.7 | 0.5 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Краснодарский край | ||
Сочи, Армавир, Туапсе | 1.2 | 0.8 |
Анапа, Геленджик | 1.3 | 0.8 |
Белореченск, Славянск-на-Кубани, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Тимашевск, Тихорецк | 1.1 | 0.8 |
Краснодар, Новороссийск | 1.8 | 1 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.8 |
Красноярский край | ||
Красноярск | 1.8 | 1 |
Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово | 1 | 0.8 |
Зеленогорск, Ачинск | 1.1 | 0.8 |
Железногорск, Норильск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Приморский край | ||
Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск | 1 | 0,8 |
Владивосток | 1,4 | 1 |
Другие населенные пункты | 0,7 | 0,5 |
Пермский край | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Соликамск | 1.2 | 0.8 |
Березники, Краснокамск | 1.3 | 0.8 |
Пермь | 2 | 1.2 |
Лысьва, Чайковский | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1.1 | 0.8 |
Хабаровский край | ||
Хабаровск | 1.7 | 1 |
Комсомольск-на-Амуре | 1.3 | 0.8 |
Амурск | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Архангельская область | ||
Северодвинск | 1.7 | 1 |
Архангельск | 1.8 | 1 |
Котлас | 1.6 | 1 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.5 |
Коэффициенты регионов ОСАГО по областям
Амурская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Белогорск, Свободный | 1.1 | 0.9 |
Благовещенск | 1.6 | 0.9 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.6 |
Астраханская область | ||
Астрахань | 1.4 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Брянская область | ||
Клинцы | 1 | 0.8 |
Брянск | 1.5 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Волгоградская область | ||
Камышин, Михайловка | 1 | 0.8 |
Волжский | 1.1 | 0.8 |
Волгоград | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Белгородская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Губкин, Старый Оскол | 1 | 0.8 |
Белгород | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Вологодская область | ||
Череповец | 1.8 | 1 |
Вологда | 1.7 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Воронежская область | ||
Борисоглебск, Лиски, Россошь | 1.1 | 0.9 |
Воронеж | 1.5 | 0.9 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.6 |
Владимирская область | ||
Муром | 1.2 | 0.8 |
Владимир | 1.6 | 1 |
Гусь-Хрустальный | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.8 |
Воронежская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Борисоглебск, Лиски, Россошь | 1.1 | 0.9 |
Воронеж | 1.5 | 1.1 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.6 |
Иркутская область | ||
Усолье-Сибирское | 1.1 | 0.8 |
Иркутск | 1.7 | 1 |
Ангарск | 1.2 | 0.8 |
Шелехов | 1.3 | 0.8 |
Братск, Тулун, Усть-Кут, Черемхово, Усть-Илимск | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Ивановская область | ||
Иваново | 1.8 | 1 |
Шуя | 1 | 0.8 |
Кинешма | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Кировская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Кирово-Чепецк | 1.2 | 0.8 |
Киров | 1.4 | 1 |
Кирово-Чепецк | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Калужская область | ||
Обнинск | 1.3 | 0.8 |
Калуга | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Кемеровская область | ||
Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга | 1.2 | 0.8 |
Новокузнецк | 1.8 | 1 |
Кемерово | 1.9 | 1 |
Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1.1 | 0.8 |
Калининградская область | ||
Калининград | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Костромская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Кострома | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Курская область | ||
Курск | 1.2 | 0.8 |
Железногорск | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Курганская область | ||
Шадринск | 1.1 | 0.8 |
Курган | 1.4 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Липецкая область | ||
Елец | 1 | 0.8 |
Липецк | 1.5 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Мурманская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Апатиты, Мончегорск | 1.3 | 1 |
Североморск | 1.6 | 1 |
Мурманск | 2.1 | 1.2 |
Другие населенные пункты | 1.2 | 1 |
Магаданская область | ||
Магадан | 0.7 | 0.5 |
Другие населенные пункты | 0.6 | 0.5 |
Новосибирская область | ||
Куйбышев | 1 | 0.8 |
Новосибирск | 1.7 | 1 |
Искитим | 1.2 | 0.8 |
Бердск | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Новгородская область | ||
Боровичи | 1 | 0.8 |
Великий Новгород | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Нижегородская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Балахна, Бор, Дзержинск | 1.3 | 0.8 |
Нижний Новгород | 1.8 | 1 |
Арзамас, Выкса, Саров | 1.1 | 0.8 |
Кстово | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.8 |
Оренбургская область | ||
Бугуруслан, Бузулук, Новотроицк | 1 | 0.8 |
Орск | 1.1 | 0.8 |
Оренбург | 1.7 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Орловская область | ||
Орел | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Омская область | ||
Омск | 1.6 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Псковская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Великие Луки | 1 | 0.8 |
Псков | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Пензенская область | ||
Заречный | 1.2 | 0.8 |
Кузнецк | 1 | 0.8 |
Пенза | 1.4 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Ростовская область | ||
Азов | 1.2 | 0.8 |
Ростов-на-Дону | 1.8 | 1 |
Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог | 1 | 0.8 |
Батайск | 1.3 | 0.8 |
Шахты | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Рязанская область | ||
Рязань | 1.4 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Саратовская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Балаково, Балашов, Вольск | 1 | 0.8 |
Саратов | 1.6 | 1 |
Энгельс | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Самарская область | ||
Новокуйбышевск, Сызрань | 1.1 | 0.8 |
Тольятти | 1.5 | 1 |
Самара | 1.6 | 1 |
Чапаевск | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Сахалинская область | ||
Южно-Сахалинск | 1.5 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Свердловская область | ||
Екатеринбург | 1.8 | 1 |
Новоуральск, Березовский, Первоуральск, Верхняя Пышма, | 1.3 | 0.8 |
Полевской, Верхняя Салда | 1.2 | 0.8 |
Асбест, Ревда | 1.1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.8 |
Смоленская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Смоленск | 1.2 | 0.8 |
Ярцево, Сафоново, Вязьма, Рославль | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.7 | 0.5 |
Тверская область | ||
Тверь | 1.5 | 1 |
Кимры, Вышний Волочек, Ржев | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Томская область | ||
Томск | 1.6 | 1 |
Северск | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Тульская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Тула | 1.5 | 1 |
Щекино, Узловая, | 1.2 | 0.8 |
Новомосковск, Алексин, Ефремов | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Тамбовская область | ||
Мичуринск | 1 | 0.8 |
Тамбов | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 0.8 | 0.5 |
Ульяновская область | ||
Ульяновск | 1.5 | 1.1 |
Димитровград | 1.2 | 0.9 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.6 |
Тюменская область | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Тобольск | 1.3 | 0.8 |
Тюмень | 2 | 1.2 |
Другие населенные пункты | 1.1 | 0.8 |
Челябинская область | ||
Челябинск | 2.1 | 1.3 |
Магнитогорск | 1.8 | 1 |
Копейск | 1.6 | 1 |
Миасс, Златоуст | 1.4 | 0.8 |
Чебаркуль, Сатка | 1.2 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1 | 0.8 |
Ярославская область | ||
Ярославль | 1.5 | 1 |
Другие населенные пункты | 0.9 | 0.5 |
Что стоит учесть в отношении коэффициентов?
Размер применяемых показателей при расчете стоимости ОСАГО может меняться в широком диапазоне. Некоторые коэффициенты имеют только два-три параметра. Что касается коэффициента территории, здесь имеется десятки позиций. Это значит, что для определения точного параметра для своего региона стоит иметь перед глазами специальную таблицу.
Рассмотренные выше параметры применяются в процессе расчета не всегда:
- КМ используется только для легковых машин.
- КПР, наоборот, не применяется для легковых транспортных средств.
- КП не актуален для машин, зарегистрированных на территории РФ.
Существует множество аспектов, которые должен учитывать автовладелец в процессе расчета. Вот почему вычисления проводятся не вручную, а с помощью специального калькулятора. В нем запрограммированы необходимые параметры и учтен правильный алгоритм.
Автономные округа, коэффициенты ОСАГО
Ханты-Мансийский АО | Значение для автотранспорта | Тракторы, самоходные машины |
Ханты-Мансийск | 1.5 | 1 |
Когалым | 1 | 0.8 |
Нижневартовск | 1.8 | 1 |
Сургут | 2 | 1.2 |
Нефтеюганск, Нягань | 1.3 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1.1 | 0.8 |
Чукотский АО | 0.6 | 0.5 |
Ямало-Ненецкий АО | ||
Ноябрьск | 1.7 | 1 |
Новый Уренгой | 1 | 0.8 |
Другие населенные пункты | 1.1 | 0.8 |