Новые правила для грузовиков: что изменилось и как с этим жить

Ужесточение правил проезда грузовиков по Москве в рамках Грузового каркаса началось с 2014 года. Эксперимент показал улучшение экологической и транспортной обстановки в Восточном округе, после чего ограничения постепенно ввели во всех округах столицы.

В этой статье расскажем как водителям составлять маршрут по каркасу, чтобы не получить штраф и какие документы для этого необходимы.

  • Что такое грузовой каркас
  • Какие машины попали под ограничения грузового каркаса
  • Для чего ввели грузовой каркас
  • Карта грузового каркаса с 1 августа 2020
  • Как составить маршрут по грузовому каркасу в Яндекс.Навигатор
  • Как законно съехать с грузового каркаса
  • Штраф за нарушение правил грузового каркаса
  • Мнения перевозчиков о грузовом каркасе

Что такое грузовой каркас

Улицы Москвы в пределах МКАД разделили на две зоны — «жилая застройка» и «грузовой каркас».

Грузовой каркас — это улицы, по которым должны передвигаться грузовые машины.

В каркас включили кольцевые автомагистрали (МКАД, ТТК, СК), радиальные вылетные автомагистрали, улицы, расположенные вдали от жилых районов и социальных объектов и улицы, которые существенно сокращают путь грузовых автомобилей.

Комплект дорожных знаков грузового каркаса

Движение грузовиков по автомагистралям и дорогам для автомобилей

Отдельного внимания заслуживает расположение грузовиков на автомагистралях и дорогах для автомобилей.

16.1. На автомагистралях запрещается:

  • движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;

16.3. Требования данного раздела распространяются также на дороги, обозначенные знаком 5.3.

Тяжелее 3,5 тонн. На автомагистралях грузовики категории С могут двигаться только по двум правым полосам. Выезжать на остальные полосы они не могут ни при каких условиях.

От 2,5 до 3,5 тонн. Что касается грузовиков от 2,5 до 3,5 тонн, то на автомагистралях они могут двигаться по любым полосам, кроме крайней левой (при наличии 3-х или более полос в данном направлении).

Какие машины попали под ограничения грузового каркаса

Ограничения касаются грузовых автомобилей массой более 2,5 тонн. Передвигаться по столице они должны только по улицам каркаса. По жилым районам проезжать этой категории транспорта запрещено.

Есть случаи-исключения когда грузовик может въезжать на запрещенную территорию:

  1. Когда водитель едет к себе домой или на работу;
  2. Для обслуживания предприятий, магазинов и граждан, которые там находятся.

При этом съехать с разрешенной улицы и вернуться на нее водитель должен с ближайшего к месту назначения перекрестка.

Когда и зачем появились таблички 2,5 тонны, грузовой автомобиль со знаком въезд запрещен

Собственно этот вопрос наиболее актуален для города Москва, где каждый метр дорожного полотна на «вес золота», а грузовыми, которые особо мешаются везде и всюду, можно считать даже Газели. При этом у той же самой Газели разрешенная масса менее 3,5 тонн. Вот тут то и вышел казус, когда надо ограничить движение грузовиков, но какими знаками и как. В итоге можно увидеть вот такую елку из знаков…

Теперь давайте попробуем разобраться, что же значат эти знаки по отдельности и что они собой представляют в качестве трио. Знак «Движение запрещено» 3.2. Относиться к запрещающим знакам из главы «3. Запрещающие знаки» раздела «Дорожные знаки и разметка» в ПДД. Знак запрещает движение всех ТС, без исключения, но с исключениями для:

— маршрутные ТС; — почта, транспорт обслуживающий предприятия, транспорт проживающих или работающих людей в действии знака; — на ТС инвалидов 1 и 2 группы, либо перевозящих таковых.

Теперь обратимся к табличкам. Табличка 8.4.1. распространяет действие знака на грузовые автомобили, в том числе и с прицепом, с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. А вот 8.11 указывает на то, что действие знака распространяется только на транспортные средства с разрешенной максимальной массой более указанной на табличке.

Также можно утверждать, что эти таблички под знаком 3.2 являются всего лишь дополнением к «основному» запрещающему знаку. Такой вывод можно сделать из двух заключений. Первое, таблички относятся к главе ПДД «Знаки дополнительной информации (таблички)». То есть косвенно говорит о том, что таблички не могут существовать сами по себе, а лишь дополняют основной знак. Второе, процитируем первую фразу из этой главы.

Знаки дополнительной информации (таблички) уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены.

Заметьте, здесь нет упоминания, что они могут быть тем самым уточнением к какому-либо уточнению, то есть табличка к табличке. Сказано ясно и понятно. Таблички являются дополнением к знакам. В итоге как же можно прочитать то сочетание знаков, которые мы привели выше?

Первое, — запрещает движение ТС. Второе – для грузовиков с РММ более 3,5 тонн. Третье – движение запрещено для ТС всех с РММ более 2,5 тонн. Не знаем как вам, но для нас это просто вверх несостоятельности тех, кто ставит подобное на дороге. Эти знаки, мягко говоря, диссонируют друг с другом. И значат по мнению тех кто их установил запрет для всех ТС с РММ более 2,5 тонн. Однако как мы понимаем, то формально знаки призваны ограничить именно грузовые машины по типу Газель и тех кто тяжелее. Так вот, в этом случае более правильным было бы использовать знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено». К нему можно найти следующее пояснение.

Запрещается движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т (если на знаке не указана масса) или с разрешенной максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин. Знак 3.4 не запрещает движение грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей.

Вот и есть тот самый логичный вариант, когда ограничение должно быть для грузовых машин и с разрешенной максимальной массой какой нам надо.

Что же, а если смотреть вглубь проблемы, то первый вариант вполне может привести к тому, что и с водителей даже легковых автомобилей, с разрешенной массой более 2,5 тонн формально можно взять штраф за нарушение знака «Движение запрещено». А потом доказывай в суде что ты «не верблюд».

Для чего ввели грузовой каркас

Транзит грузовиков через город ограничили, чтобы снизить транспортную и экологическую нагрузку в жилых районах:

  • снизить уровень шума;
  • уменьшить концентрацию вредных веществ в воздухе;
  • сократить количество аварий;
  • сократить пробки.

Инициатива исходила и от самих москвичей — они просили правительство защитить спальные районы от шума и выхлопов.

Исследования Центра организации дорожного движения показали, что проект оправдал свои цели. Например, в Северном округе:

  • на 19% сократилось число аварий с грузовиками;
  • на 64% сократилась смертность в ДТП. На 30% — количество раненых;
  • в 2,3 раза уменьшилась концентрация оксида азота в воздухе;
  • снизился уровень оксида углерода и шума.

Опросы показали, что 73% жителей районов поддерживают введение грузового каркаса и считают, что это улучшит экологическую обстановку.

Результаты исследований в других округах можно посмотреть на Едином транспортном портале Москвы.

Внедрить контроль штрафов в организации

Карта грузового каркаса с 1 августа 2021

Ранее мы писали, что с 1 августа 2021 г. правила грузового каркаса вводятся в оставшихся трех округах Москвы: Центральном, Западном и Северо-Западном. В остальных районах они начали действовать раньше:

  • в Восточном округе — с 2014;
  • в Северном и Северо-Восточном — с декабря 2016;
  • в Юго-Восточном — с декабря 2019;
  • в Южном — с февраля 2021.

Сейчас новые правила для грузовиков действуют на всей территории Москвы в пределах МКАД.

Установлен конкретный перечень улиц, составляющих грузовой каркас. Карту можно посмотреть на Едином транспортном портале Москвы.

Как составить маршрут по грузовому каркасу в Яндекс.Навигатор

Чтобы не заблудиться в улицах каркаса и проехать максимально коротким путем, можно использовать Яндекс.Навигатор. Приложение умеет прокладывать маршруты специально для грузовиков. Для этого в настройках навигатора включите опцию «Маршруты по грузовому каркасу».

При включенной опции иконка автомобиля примет вид грузовика. Функцией можно пользоваться только онлайн, при отсутствии интернета маршрут построится без учета грузового каркаса. Если место назначения находится за пределами каркаса, навигатор предупредит, с какой точки понадобятся подтверждающие документы.

Информация о включенных в каркас улицах попадает в приложение из Центра организации дорожного движения Москвы.

Новые правила для грузовиков: что изменилось и как с этим жить

Визуализация: transport.mos.ru

Какие документы нужно иметь при себе?

У водителя грузовика должны быть при себе водительское удостоверение с соответствующей категорией, регистрационные документы на транспортное средство, страховой полис, путевой лист, документы на перевозимый груз, а в случае проживания в данном районе — документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства.

Как теперь ездить?

В конце прошлого года в «Яндекс.Навигатор» была добавлена функция построения маршрутов для грузовиков в Москве с учетом грузового каркаса. Для этого нужно включить в приложении специальную настройку.

«Если точка назначения находится за пределами каркаса, «Навигатор» предупредит, где кончается «грузовой каркас», и напомнит, что дальше нужно специальное разрешение. После запуска навигация по «грузовому каркасу» будет работать в тестовом режиме. Строить маршруты для грузовиков можно только с интернетом. Если связь ненадолго пропала, а потом появилась, приложение перестроит маршрут уже по каркасу», — рассказали в пресс-службе компании.

Полный список улиц, на которых 1 февраля ввели грузовой каркас:

Южный административный округ

1. Ленинский проспект 2. Мытная ул.; 3. Люсиновская ул.; 4. Павловская ул. от ул. Павла Андреева до д. 8; 5. Подольское шоссе; 6. Дербеневская набережная; 7. Павелецкая набережная; 8. Даниловская набережная; 9. Симоновский Вал ул.; 10. Велозаводская ул.; 11. Сайкина ул.; 12. проспект Андропова; 13. Новоданиловская набережная; 14. Нагатинская набережная от Даниловского моста (ж/д) до пересечения с проспектом Андропова; 15. Нагатинский бульвар; 16. 1-й Нагатинский проезд; 17. Проектируемый проезд № 1809; 18. Высокая ул.; 19. Садовники ул.; 20. Академика Миллионщикова ул.; 21. 2-й Нагатинский проезд; 22. 3-й Нагатинский проезд; 23. Большая Тульская ул.; 24. ТТК; 25. Новоданиловский проезд; 26. Трофимова ул.; 27. Коломенский проезд; 28. Нахимовский проспект; 29. Варшавское шоссе; 30. Каширское шоссе; 31. Каширский проезд; 32. Старокаширское шоссе; 33. Проектируемый проезд № 3664; 34. 1-й Варшавский проезд; 35. Проектируемый проезд № 3692; 36. Проектируемый проезд № 1250; 37. 2-й Варшавский проезд; 38. 2-й Котляковский переулок; 39. Котляковская ул.; 40. Котляковский проезд; 41. 1-й Котляковский переулок; 42. Москворечье ул. от пересечения с Котляковским проездом до пересечения с Пролетарским проспектом; 43. Колобашкина ул.; 44. Маршала Шестопалова ул. от пересечения с Каширским шоссе до пересечения с ул. Москворечье; 45. Проектируемый проезд № 6214; 46. Проектируемый проезд № 5159; 47. Кантемировская ул. от пересечения с Проектируемым проездом № 5159 до пересечения с Пролетарским проспектом; 48. Пролетарский проспект; 49. Кавказский бульвар от пересечения с Пролетарским проспектом до пересечения с Промышленной ул.; 50. Бакинская ул.; 51. Липецкая ул.; 52. Тарный проезд; 53. Проектируемый проезд № 1250; 54. Промышленная ул.; 55. Деловая ул.7; 56. Проектируемый проезд № 6414; 57. Проектируемый проезд № 5109; 58. Дорожная ул.; 59. Проектируемый проезд № 262; 60. Проектируемый проезд № 257; 61. 1-й Дорожный проезд; 62. Днепропетровский проезд от пересечения с Варшавским шоссе до пересечения с ул. Дорожная; 63. Проектируемый проезд № 5102; 64. Старопокровский проезд; 65. 1-й Дорожный проезд; 66. Подольских Курсантов ул.; 67. Мелитопольская ул.; 68. Проектируемый проезд № 5450; 69. Булатниковская ул. от пересечения с ул. Никопольская до пересечения с Проектируемым проездом № 5450; 70. Никопольская ул.; 71. Ступинский проезд; 72. Проектируемый проезд № 5449; 73. Газопровод ул.; 74. Проектируемый проезд № 4578; 75. Россошанская ул.; 76. Россошанский проезд; 77. 3-й Дорожный проезд; 78. Кирпичные Выемки ул.; 79. Проектируемый проезд № 4579; 80. Мосстройпуть ул.; 81. Проектируемый проезд № 4628; 82. Проектируемый проезд № 5108; 83. Элеваторная ул.; 84. Касимовская ул.; 85. Ряжская ул.; 86. Бирюлевская ул.; 87. Загорьевская улица от пересечения с Бирюлевской улицей до пересечения с Липецкой ул.; 88. Михневская ул.; 89. Лебедянская ул. от ул. Михневская до пересечения с Липецкой ул.; 90. Элеваторный переулок; 91. Донбасская ул.; 92. Педагогическая ул.; 93. Михневский проезд; 94. Загорьевский проезд; 95. Ягодная ул.; 96. Бесединское шоссе; 97. Борисовские пруды ул. от пересечения с Каширским шоссе до пересечения с Хордовым проездом; 98. Проектируемый проезд № 1819; 99. Хлебозаводский проезд; 100. Проектируемый проезд № 2147А; 101. 5-я Кожуховская ул.; 102. Дуговая ул.; 103. 6-я Радиальная ул.; 104. Проектируемый проезд № 6631; 105. Проектируемый проезд № 892; 106. Проектируемый проезд № 6630; 107. Проектируемый проезд № 5453; 108. Красный Луг ул.; 109. Бойчука ул.; 110. Канатчиковский проезд; 111. 4-й Загородный проезд; 112. Свержевского ул; 113. Загородное шоссе 114. 2-й Тульский пер.; 115. Нагатинская ул.; 116. Коломенское ш.; 117. Балаклавский проспект; 118. Севастопольский проспект; 119. Хордовый проезд (участок со стороны д. 21 по Братеевской ул. и д. 18 по ул. Борисовские Пруды); 120. Проектируемый проезд № 4902; 121. 2-я Покровская ул.; 122. Проектируемый проезд № 259; 123. Проектируемый проезд № 6443; 124. Проектируемый проезд № 6444; 125. Проектируемый проезд № 6445; 126. Зеленые Горы ул.; 127. Проектируемый проезд № 714; 128. Проектируемый проезд № 891; 129. Проектируемый проезд № 439; 130. Проектируемый проезд № 5402; 131. МКАД; 132. Проектируемый проезд № 4423.

Юго-Западный административный округ

1. Ленинский проспект (участок от МКАД до ул. Обручева); 2. Профсоюзная ул., 3. Проспект 60-летия Октября; 4. Нахимовский проспект; 5. Ломоносовский проспект; 6. Балаклавский проспект; 7. Обручева ул.; 8. ТТК; 9. 5-й Загородный проезд; 10. Б. Черемушкинская ул. (участок от 5-го Загородного пр. до ул. Свержевского); 11. Каховка ул. (участок от Севастопольского просп. до ул. Наметкина); 12. Наметкина ул. (участок от ул. Каховка до Профсоюзная ул.); 13. Хлебобулочный проезд; 14. Научный проезд; 15. Проектируемый проезд № 6666; 16. Севастопольский проспект; 17. Айвазовского ул.; 18. Ясногорская ул.; 19. Тарусская ул.; 20. Голубинская ул. (участок от ул. Тарусская до пр. Карамзина); 21. проспект Карамзина (участок от пр. № 5063 до Голубинской ул.); 22. Проектируемый проезд № 5063; 23. МКАД.

Как законно съехать с грузового каркаса

По правилам проезжать по территории жилой зоны грузовики не могут. Но, если водитель живет или работает на закрытой улице, или проехать нужно для погрузки/разгрузки, то ехать можно.

Чтобы съезд был законным, обязательно нужно иметь при себе подтверждающие цель поездки документы. Это может быть:

  • паспорт с пропиской;
  • свидетельство о регистрации по месту пребывания;
  • путевой лист.

Если таких документов нет — ехать нельзя.

Напомним, что есть общие ограничения для движения грузовиков по Москве. Подробнее об этом — в нашей отдельной статье.

Штраф за нарушение правил грузового каркаса

Соблюдение правил движения грузового транспорта контролируют сотрудники Госавтоинспекции и камеры. За игнорирование дорожных знаков, предписывающих движение грузовых транспортных средств предусмотрен штраф 5 000 рублей (часть 7 статья 12.16 КоАП РФ). Грузовики, принадлежащие иностранцам задерживаются до момента уплаты штрафа.

Оплатить штраф можно со скидкой 50% в течение 20 дней со дня вынесения постановления.

Чтобы не пропускать эти сроки и не переплачивать за штрафы, пользуйтесь сервисом . Сервис сообщает обо всех выписанных вам штрафах сразу, как только они появились.

Проверка штрафов для юр. лиц

Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?
Попробовать бесплатно

Виды машин соответствуют их назначению

Грузовой автомобиль предназначен для перевозки различных видов груза, поскольку идёт непрерывный обмен в связи с развитой торгово-промышленной деятельностью, то существуют и специальные машины, предназначенные под тот или иной вид провозимого груза. По дорогам ежечасно рассекают фуры, зерновозы, самосвалы, автосцепки, фургоны, рефрижераторы, которые перевозят собранный урожай, продукты, строительные материалы, мебель, бытовые приборы, легковые автомобили и специальную технику, животных и т. д. Многотонные грузовики бороздят дороги каждый день. Поскольку этот вид транспорта весьма специфичен, то он подчиняется своим определённым критериям, предписанным правилами дорожного движения и нормативными актами. Знак «Движение грузового транспорта запрещено» позволяет городской паутине дорог немного свободнее «дышать», иначе были бы заторы и нагрузка на дорожное покрытие ещё больше, чем есть.

Мнения перевозчиков о грузовом каркасе

По итогам пилотного проекта в Восточном округе перевозчики поддержали идею расширения каркаса. Коммерсант опубликовал мнения руководителей транспортных компаний.

Директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов считает, что неорганизованное движение грузовиков является проблемой для Москвы, требующей урегулирования — не все улицы столицы приспособлены к грузовым маневрам. По его мнению, изменения могут вызвать временные неудобства в логистике и потребуют дополнительных инструкций для водителей и диспетчеров.

Транспортно-экспедиционной компании ПЭК новые ограничения не создали препятствий для работы. “Водители работают на основании заявок и маршрутных листов, в которых указаны адреса клиентов. Это дает водителю право доставить груз на запрещенную для проезда улицу” — прокомментировал ситуацию директор департамента доставки Сергей Гребенщиков.

“На сроки поставок товаров в магазины Диски грузовой каркас никак не повлиял” — публикует ЦОДД мнение директора по транспортным операциям Ильи Никитина.

Председатель профсоюза “Дальнобойщик” Валерий Войтко, комментируя результаты введения каркаса в ВАО, заявил, что к изменению маршрутов все постепенно адаптировались.

Итак, чтобы передвигаться по грузовому каркасу Москвы без нарушений лучше заранее спланировать маршрут с помощью карты, либо воспользоваться Яндекс.Навигатором. Если есть необходимость съехать с каркаса, чтобы доехать до дома, работы или места разгрузки товара, обязательно возите с собой подтверждающие цель проезда документы.

Есть вопрос по статье?

Напишите нашему специалисту.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

О штрафах

Ответственность за несоблюдение знака прописана в КоАП РФ. Штрафы сейчас разнятся для обычных городов и городов федерального значения. К тому же знак «Грузовым движение запрещено» может предписывать время, а также дни и даже целый сезон, в которые нельзя большегрузам передвигаться по определённым участкам дороги.

Нарушение знака облагается штрафом 500 р.

Если грузовое движение запрещено, штраф за нарушение знака по России составляет всего 500 р., ну всего или не всего, решать вам, а нарушать правила всё же не стоит, не зря их придумали и прописали, и даже не для того, чтобы собирать с нарушителей «дань», правила дорожного движения, прежде всего, предусматривают порядок и безопасность на дорогах. Москва же и Питер сильно отличились в величине штрафа. Водителям, беспечно проигнорировавшим запрещение, придётся выложить 5 тыс. р. Но как известно, мастеров нарушать правила всегда много, видимо, не все ещё доросли до разумного мышления, какие-то серьёзные вопросы так и остаются у них в зоне безответственности, которая некоторых прямо поглощает, поэтому таких водителей надо хоть чем-то останавливать. К сожалению, чужими примерами не всех остановишь, но штрафы оказывают небольшое влияние на нерадивых водителей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: