Как указали законодатели, в связи с введением платы в счет возмещения вреда, причиняемого большегрузными автомобилями дорогам общего пользования федерального значения, финансовая нагрузка на владельцев таких ТС существенно возросла. Ведь указанные лица должны уплачивать в консолидированный бюджет РФ два обязательных платежа на финансирование автомобильных дорог общего пользования: плату в счет возмещения вреда и транспортный налог. Данную «несправедливость» решили исправить (правда, ненадолго). Выясним, каким образом.
Ответ содержится в Федеральном законе от 03.07.2016 № 249‑ФЗ, которым внесены изменения в ч. II НК РФ. Данный закон вступил в силу с 03.07.2016, но действие измененных им статей НК РФ определено в особом порядке. Начнем с того, в каком порядке теперь должны исчислять транспортный налог организации – владельцы большегрузных транспортных средств.
Налоговый вычет по транспортному налогу у организации
Если транспортная компания, на которую зарегистрировано ТС, имеющее разрешенную максимальную массу свыше 12 т и включенное в реестр транспортных средств системы взимания платы (так называемой системы «Платон»), вносит плату в счет возмещения вреда, причиненного федеральным дорогам указанным ТС, она имеет возможность уменьшить свои обязательства по транспортному налогу. Соответствующие положения об этом включены в п. 2 ст. 362 НК РФ (новые дополнительные абз. 12 – 14).
Основная норма звучит так.
Сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.
Таким образом, снижение финансовой нагрузки на организации – владельцев большегрузных ТС реализуется путем применения налогового вычета.
Необходимо учитывать, что на сумму платы, перечисленной в течение налогового периода (то есть календарного года) по конкретному большегрузному транспортному средству, уменьшается величина транспортного налога, исчисленного по итогам указанного периода именно по этому автомобилю.
Возможна ситуация, когда сумма уплаченной платы превышает величину исчисленного по итогам года транспортного налога. При применении налогового вычета это, по сути, означает, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение. Так вот в таком случае сумму транспортного налога следует считать равной нулю (абз. 13 п. 2 ст. 362 НК РФ).
Также следует обратить внимание на новый абзац (абз. 2) в п. 2 ст. 363 НК РФ.
Налогоплательщики-организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают.
Напомним, по общему правилу в течение налогового периода налогоплательщики-организации должны уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу, если только законами субъектов РФ не предусмотрено иное. С учетом нововведения авансовые платежи в любом случае (вне зависимости от того, что определено законом субъекта РФ) не нужно уплачивать по большегрузным автомобилям, включенным в реестр ТС системы взимания платы (а вот их исчисление производить нужно, почему, станет понятно далее). По другим налогооблагаемым ТС авансовые платежи исчисляются и перечисляются, за исключением ситуации, когда иное установлено законом субъекта РФ.
Значение системы
Система «Платон» обеспечивает справедливое взимание средств для ремонта дорожного покрытия. Дело в том, что тяжеловесные транспортные средства массой более 12 т наносят серьезный ущерб государственным трассам. Чтобы оценить размер ущерба, причиняемого дороге одним тяжеловесом, достаточно обратиться к данным статистики: передвижение одного тяжеловеса сопоставим с движением по трассе 25 тысяч легковых авто.
«Платон» создан для того, чтобы владельцы тяжелых транспортных средств самостоятельно возмещали причиняемый вред. Данные взносы являются своеобразным видом компенсации за разрушительное воздействие на дороги общего пользования.
Собранные с помощью сервиса средства направляются в Федеральный бюджет Российской Федерации. Из бюджета они распределяются на ремонт дорожных покрытий общего пользования, а также развитие придорожной инфраструктуры. По этой причине обсуждаемые участки дорог называются федеральными трассами.
Система позволяет властям собирать точную информацию о передвижении транспортных средств, масса которых более 12 тонн. Также «Платон» обеспечивает надежное хранение полученных сведений и может автоматически передавать их. При этом действие данного алгоритма распространяется на все федеральные дороги.
Значение «Платона» заключается в контроле и улучшении эксплуатационного состояния дорог РФ. Стоит отметить оператора данной системы. Весь процесс создания «Платона» и регуляция его работы является заслугой РТИТС.
Льгота по транспортному налогу для физических лиц
Физические лица (в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей) на основании новой ст. 361.1 НК РФ освобождаются от обложения транспортным налогом в отношении большегрузного автомобиля, если размер «платоновской» платы, перечисленной в течение налогового периода, превышает или равен сумме исчисленного налога за этот период. Если же размер исчисленного транспортного налога превышает сумму платы, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы. Соответственно, разница уплачивается в бюджет.
Для того чтобы воспользоваться озвученной налоговой льготой, физическому лицу нужно представить в налоговый орган:
- заявление о предоставлении льготы;
- документы, подтверждающие право на ее получение.
Следует учитывать, что использование льготы в отношении большегрузного ТС – это право (не обязанность) физического лица – плательщика транспортного налога. Поэтому, если о сделанном выборе заявлено не будет (путем представления в налоговый орган соответствующих документов), освобождение применено не будет. Напомним, исчисление суммы транспортного налога, подлежащей перечислению в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, производит налоговый орган на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию ТС (п. 1 ст. 362 НК РФ).
Расчет выглядит следующим образом:
3,73 руб./км х 0,41 х 4 975,311 км = 7 608,51 руб.
При этом расчет учитывает суммы по отмененным маршрутным картам и произведенным корректировкам начислений по бортовым устройствам.
Такой отчет формируется автоматически из государственной системы взимания платы «Платон». Подобный документ подготавливает оператор государственной системы взимания платы ООО «РТИТС», действующий на основании Распоряжения Правительства РФ от 29.08.2014 г. №1662, постановления Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504, от 18.05.2015 г. №474, от 03.11.2015 г. №1191.
Выписка необходима для отслеживания состояния расчетов по «платоновской» плате.
В ней нет информации о датах движения, номерах большегрузов.
Для этого необходимо через личный кабинет компании заказать детализацию операций по дате проезда.
Детализация операций по дате проезда.
Учет платы при исчислении налога на прибыль организаций
Сумма «платоновской» платы, использованной в качестве налогового вычета по транспортному налогу, при исчислении налога на прибыль транспортной компанией не учитывается. На этот счет в ст. 270 НК РФ теперь есть специальная норма – п. 48.21. По итогам отчетных периодов сумма платы, не учитываемая при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определяется исходя из суммы авансовых платежей, исчисленной в соответствии с гл. 28 НК РФ в отношении большегрузных ТС.
А вот разница (если сумма перечисленной платы превышает величину транспортного налога) включается в состав налоговых расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (другие расходы, связанные с производством и реализацией). (Подпункт 1 не работает, поскольку, как указали финансисты в Письме от 29.12.2015 № 03‑05‑06‑04/77196, плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами, не относится к налогам и сборам, регулируемым Налоговым кодексом.) В качестве подтверждающих документов в отношении расходов в виде «платоновской» платы служат (письма Минфина РФ от 11.01.2016 № 03-03-РЗ/64, от 28.12.2015 № 03‑03‑06/1/76740):
- отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения ТС;
- первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, обосновывающие использование названного транспортного средства на соответствующем маршруте.
Перечисление авансового платежа оператору системы «Платон»
Нормативное регулирование
По всем ТС, зарегистрированным в системе «Платон», необходимо перечислять плату в счет возмещения вреда, нанесенного транспортным средством федеральным дорогам. Платежи перечисляются собственником (владельцем) ТС оператору системы «Платон» (ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ). Сумма и порядок внесения сумм определяется Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504.
Платежи в «Платон» могут быть авансовыми и отсроченными (постоплата). Чтобы получить отсрочку, Организации необходимо написать заявление оператору системы (п. 6-9 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504).
Перечисленная сумма авансового платежа не является расходом, а учитывается в составе выданных авансов (п. 3, 16 ПБУ 10/99).
Платежи оператору системы «Платон»отражаются по Дт 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (план счетов 1С), так как плата в систему «Платон» — это неналоговые платежи.
Учет в 1С
Перечисление платежа оператору системы «Платон» оформляется документом Списание с расчетного счета вид операции Прочие расчеты с контрагентами в разделе Банк и касса – Банк – Банковские выписки – кнопка Списание.
Рассмотрим особенности заполнения документа Списание с расчетного счета:
- Получатель — оператор системы «Платон»;
- Договор — основание для расчетов с оператором системы «Платон», Вид договора Прочее; PDF
- Счет расчетов — 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
- Дт 76.09 Кт — авансовый платеж, перечисленный оператору системы «Платон».
Плата как расход у «упрощенца»
Если транспортная компания (ИП) применяет УСНО с выбранными в качестве объекта налогообложения доходами, уменьшенными на величину расходов, у нее есть возможность поступить согласно порядку, аналогичному тому, что установлен для плательщиков налога на прибыль. Если говорить точнее: в состав налоговых расходов «упрощенцы» могут включить сумму превышения уплаченной в течение налогового периода платы в счет возмещения вреда над суммой исчисленного за налоговый период транспортного налога (новый пп. 37 в п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При исчислении авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, в расходах учитывается фактически уплаченная сумма «платоновской» платы за отчетный период, уменьшенная на сумму исчисленных авансовых платежей по транспортному налогу.
То же самое касается плательщиков ЕСХН – об этом новый пп. 45 в п. 2 ст. 346.5 НК РФ.
К сведению
Ранее «упрощенцы» были лишены возможности включения в состав налоговых расходов «платоновской» платы (письма Минфина РФ от 18.01.2016 № 031106/2/1319, от 06.10.2015 № 03‑11‑11/57133).
Примечание.
Бухгалтерские записи приведены в отношении большегрузов, по которым перечисляется «платоновская» плата. В отношении остальных транспортных средств по-прежнему уплачиваются авансовые платежи (если Законом субъекта РФ предусмотрен такой порядок), которые отражаются ежеквартально на счетах бухгалтерского учета (в последний месяц отчетного квартала).
Следует отметить, что порядок учета платы за проезд компания определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике (п.4 и п.7 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н).
Поэтому компания может использовать иную схему бухгалтерских записей.
Период действия нововведений
Возможность применения налоговых вычетов по транспортному налогу организациями распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2016, и действует до 31.12.2018 включительно. В течение этого же периода, соответственно, налоговые расходы (при применении обычной или упрощенной системы налогообложения) формируются с учетом зачтенной в уменьшение транспортного налога суммы «платоновской» платы (она в составе расходов не учитывается). С 01.01.2019 налоговые вычеты применять будет уже нельзя, а вот возможность включения в состав налоговых расходов суммы платы в счет возмещения вреда сохранится.
Физические лица налоговую льготу (освобождение от налогообложения) по транспортному налогу могут использовать в отношении правоотношений, возникших начиная с 01.01.2015. Льгота перестанет действовать с 01.01.2019.
При этом следует особо подчеркнуть, что налоговый вычет (льгота) по транспортному налогу предоставляется налогоплательщикам транспортного налога в связи с уплатой ими в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, платы в счет возмещения вреда. Поэтому, если, допустим, в отношении большегрузных транспортных средств, зарегистрированных на лизингодателя, «платоновская» плата уплачивается лизингополучателем, то лизингодатель не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную лизингополучателем сумму платы в счет возмещения вреда (Письмо Минфина РФ от 18.07.2016 № 03‑05‑04‑04/41940).
Принципы работы системы
«Платон» — это онлайн система, которая позволяет пользователям отслеживать состояние платежей без необходимости посещать офисы и сидеть в очередях. Выполнять операции владелец большегрузного транспорта сможет после регистрации на сайте и получения доступа к личному кабинету.
После этого шага автомобилист также получит данные о реквизитах банка, которые позволят ему переводить средство за езду по находящимся дорогам федерального уровня на авто, чей вес превышает показатель 12 тонн. Перевод средств основывается на авансах. Схема работает следующим образом: автовладелец вносить в систему некую сумму, после чего оператор постепенно списывает с расчетной записи необходимую к уплате сумму.
Некоторые большегрузные транспортные средства не предполагают внесения платежей за разрушительное воздействие на дорожное покрытие.
К числу таких большегрузов относятся:
- Авто, перевозящие пассажиров. Правило действует в отношении всех подобных ТС, кроме грузопассажирских фургонов.
- Автомобили спецслужб: «Скорой», полиции, пожарных, аварийно-спасательные. При этом такие транспортные средства должны быть оборудованы специальными опознавательными знаками: проблесковым маячком и звуковыми устройствами.
- ТС, предназначенные для перевозки военного оборудования.
Все прочие авто, не входящие в перечисленные категории должны своевременно пополнять баланс для оплаты проезда по федеральным трассам.
Как взимается плата
Оплата проезда большегрузов осуществляется с помощью установленного тарифа в размере 1,9 руб/км. Данное значение соответствует требованию Постановления, принятого 24.03.2017. Простые граждане могут ознакомиться с информацией о действующем тарифе на официальном сайте «Платон».
Размерность тарифа прямо указывает на принцип взимания платежей: значение тарифа умножается на число пройденных километров. Отследить движение большегруза для налоговых служб не составляет труда. Информация о количестве километров берется с помощью предназначенного для этого оборудования спутниковой навигации.
Центр информподдержки предоставляется специальное устройство, которое позволяет определить координаты ТС. Обработка и отправка данных с бортового приспособления осуществляется в Центр обработки данных автоматическом режиме.
В автоматическом режиме происходит и списание средств пользователя системы «Платон». При отсутствии рамки стационарного отслеживания, будет произведено мобильное. Владельцы большегрузов вносят средства за проезд по федеральным трассам на справедливых основаниях.
Принципы снятия средств автомобилиста в системе «Платон»:
- платеж производится только за пройденный путь;
- средства взимаются непрерывно;
- мониторинг осуществляется с помощью спутниковых систем (GPS и ГЛОНАСС);
- контроль над большегрузами регулярен благодаря использованию стационарного и мобильного контроля.
Таким образом, владельцы ТС с массой более 12 тонн освобождены от неудобств при возмещении причиняемого большегрузами вреда дорожному покрытию. Практически весь процесс происходит в автоматическом режиме.
Когда сумма налога не может быть уменьшена?
Если платон оплачивает то же лицо, что и транспортный налог 2019, то льготы не будут действовать. Данное правило действует также в отношении тех ТС, которые находятся в лизинге.
В этой ситуации не получится учесть размер оплаченных сумм по «Платону» в форме вычета на владельца авто.
Помимо всего, организации, которые имеют льготу освобождаются от уплаты авансовых взносов по налогу на транспорт.
Кроме того, налогоплательщики, которые переведены на упрощенную систему налогообложения(УСН) или единый сельскохозяйственный налог, могут вносить платежи по «Платону» в колонку расходов.
Закон обладает обратной силой, поскольку улучшает состояние налоговых плательщиков. Закон начал действовать с 1 января 2015 года.
Это означает, что лица могут произвести пересчет налога с этой даты и вернуть излишне уплаченные средства.
Налогоплательщики по упрощенной системе налогообложения и единому сельскохозяйственному налогу могут произвести перерасчет налоговых сумм с 1 января 2021 года.
Кому можно воспользоваться
Льготой могут воспользоваться все пользователи системой «Платон».
Согласно нововведениям, пользователи программы «Платон» теперь могут воспользоваться льготами при оплачивании налога на транспорт, т. е. система «Платон» уменьшает транспортный налог.
Платежи по программе можно вычесть из суммы транспортного налога за соответствующий налоговый период. Данная льгота распространяется как на юридических, так и на физических лиц.
Если размер платежей по системе «Платон» больше чем транспортный налог, или равен ему, то оплачивать налог на транспорт не нужно.
Физические лица, также как и индивидуальные предприниматели, могут запросить предоставление льготы в налоговой службе при подаче заявления и проверочной документации(документы такие же как и при расчете НДФЛ).
Юридические лица должны запрашивать льготу через налоговую декларацию.
В налоговом отчете в графе расходы прописывается та сумма, которая получается при вычете транспортного налога из общей суммы платежей в систему «Платон». Если платежи больше налоговой суммы, то нужно поставить 0.
Например, налог за год составил 15 000 рублей, а сумма платежей «Платону» — 10 000 рублей. В расходах надо написать 5 000 рублей, а платежи учету не подлежат.
Если налог составил 4000 рублей, а плата «Платону» — 7 000 рублей, то в расходах прописывает 3000 рублей, а налоговая сумма не учитывается.
В этом отчете приводятся следующие данные:
Номер расчетной записи, баланс, количество большегрузов и затем детализация операций в разрезе дат и большегрузов.
Дата движения | ГРЗ | Тип операции | Путь по фед. трассам, км | Зачисление | Списание |
30.12.2016 | Е285ВА174 | Начисление платы (БУ) | 75,129 км | 114,88 руб. | |
30.12.2016 | Е275МА174 | Начисление платы (БУ) | 74,03 км | 115,22 руб. |
По итогам года подтвердить право на вычет транспортного налога можно с помощью отчета «Сведения об автомототранспортных средствах, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также сведения о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам», который формируется в разрезе каждого большегруза (Письмо ФНС РФ от 26.08.2016 г. №БС-4-11/15777).