Страховая компания и независимая экспертиза – очередность обращения после ДТП

независимая экспертиза авто после дтп

ДТП – крайне неприятное и очень затратное происшествие. После него всегда требуется как минимум ремонт поврежденного транспортного средства. И очень часто страховая компания стремится занизить повреждения автомобиля, чтобы выплатить пострадавшему поменьше денег. Можно оградиться от подобного произвола. Чтобы осуществить это и потребуется независимая экспертиза автомобиля после ДТП.

Что такое независимая экспертиза после ДТП

Когда происходит авария, водитель в первую очередь набирает два номера – это телефоны ГАИ и своей страховой компании. Тут же, на месте, происходят следующие действия:

  1. Определение виновника ДТП. Это необходимо, так как именно его страховщик будет подсчитывать нанесенный ущерб и выставлять сумму. Иногда водители настаивают на проведении трасологической экспертизы, поскольку ни один не считает себя неправым.
  2. Описание повреждений, полученных автомобилем. Этим занимается страховой агент.
  3. Выдается извещение о ДТП.

Если повреждения не удается оценить на месте, машина будет отправлена на станцию технического обслуживания, принадлежащую страховой компании. Там пострадавший автомобиль тщательно исследуется на предмет повреждений и СК выдает окончательный вердикт по цене ремонта.

Автотехническая экспертиза при ДТП. Можно ли оспорить автотехническую экспертизу читайте тут.

О вопросах автотехнической экспертизы узнайте по ссылке:

Так что это такое? Это исследование автомобиля, которое проводится незаинтересованным лицом – то есть не представителем ни СК, ни пострадавшего.

Важно! На эксперта не должно оказываться какое-либо давление с той или иной стороны. Поэтому желательно не соглашаться на предоставляемых страховщиками компаниях, а поискать самостоятельно.

Проводятся подобные оценки повреждений специальными компаниями, не относящимися к СК. Бюро по оценке состояния автомобиля после случившейся аварии нужно выбирать очень тщательно, следует обратить внимание на следующие критерии:

  • опыт работы;
  • наличие страхования ответственности бюро;
  • вхождение бюро или его сотрудников в СРО оценщиков.

Зачем нужна независимая экспертиза

Независимая экспертиза после ДТП (автоэкспертиза) имеет цель выставить реальную цену за ремонт пострадавшего автомобиля, не заниженную компанией для уменьшения своих расходов и не завышенную пострадавшим для увеличения своей прибыли. Поскольку занижение стоимости повреждений СК – это частая практика, то существует острая необходимость в специалистах со стороны.

Другая проблема – когда делать независимую экспертизу после ДТП? Требуется знать, что она проводится либо сразу же после аварии, если этого захочет пострадавший, либо же после вынесения вердикта страховщиками, если выставленная ими цена кажется слишком уж заниженной. Оценка ущерба сторонней фирмой вынудит СК выплатить сумму сполна в добровольном или судебном порядке.

Проведение этой экспертизы способно оградить пострадавшего от лишних финансовых расходов. Но на это потребуется время. Чаще всего пострадавший ждет пять дней, пока с решением определится страховщик, и только затем обращается в оценочную компанию. Сроки проведения независимой экспертизы после ДТП уже варьируются в зависимости от степени поврежденности автотранспорта. Но в среднем этот срок равняется двум-трем дням. И только после этого водитель сможет получить действительную цену за ремонт, которую он передаст в страховую компанию. Там вердикт независимого оценщика будет рассматриваться максимум десять дней.

Зачем нужна независимая экспертиза

Что это такое?

фото2

Среднерыночную стоимость определяет и страховщик. У сотрудников компании не всегда достаточная квалификация и надлежащий опыт. Заключение от компании, выдававшей страховой полис и обязанной совершить возмещение понесенного аварией ущерба, не может приниматься в качестве безусловного доказательства размера компенсационных выплат.

Важно! В законодательстве нет норм, обязывающих предоставлять разбитый автомобиль на осмотр для страховой оценки. Но известить (точные время и место) о проводимой независимой оценке необходимо в рамках делового общения.

Получить экспертное заключение следует для положительного решения суда. Грамотности и квалификации техников, рассчитывающих суммы, необходимые для восстановительного ремонта после ДТП, доверяют судьи и страховщики.

Виды независимых экспертиз

Часто при повреждении автомобиля нельзя ограничиться только оценкой стоимости ремонта автомобиля. Бывает нужно проводить и дополнительные проверки. Независимая экспертиза ущерба после ДТП может быть так же:

  1. Трасологическая — анализ места аварии. Осматриваются следы от шин, анализируются траектории движения транспортных средств и оценивается дорожная ситуация. Это исследование позволит установить, по какой причине произошла авария и кто в этом виновен.
  2. Автотехническая — исследование состояния автомобилей. Тут же изучается, как действовал водитель во время ДТП, как повел себя автомобиль на дороге перед столкновением. Помогает определить, кто стал причиной ДТП.
  3. Автотовароведческая — осматривает состояние автомобилей после столкновения. Выявляет все дефекты, как внутренние, так и внешние. Оценивает величину полученного ущерба и цену, необходимую для ремонта. По сути, независимая экспертиза транспортного средства после ДТП.
  4. Комплексная — все вышеуказанные проверки вместе. Это необходимо, чтобы наиболее полно оценить произошедшее на дороге и восстановить все события.

Когда приглашают виновника ДТП и представителя СК

В обязательном порядке приглашения нужно рассылать в следующих случаях:

  1. Если эксперты страховщика не осматривали поврежденное транспортное средство. При намерении провести экспертизу сразу в независимой компании потерпевший обязан пригласить на нее виновника столкновения и сотрудника СК. Уведомление отправляется в письменном виде минимум за 5 дней до процедуры.
  2. Если данное дело решается арбитражным судом и участники конфликта являются юридическими лицами. Уведомление отправляется телеграммой заранее.
  3. Если осмотр экспертом проводится повторно по причине занижения размера возмещения по ОСАГО. Присутствие страховщика при осмотре обязательно.

Проведение независимой экспертизы после ДТП

Независимая экспертиза авто после ДТП может быть заказана пострадавшим лицом в любой момент времени, как только ему этого захочется. Можно доверить оценку ущерба страховым компаниям, но скорее всего в таком случае цена будет заниженной. И все равно придется обращаться к оценочным фирмам.

Если водитель ценит свое время и собственные нервы, то лучшим выходом будет заказать оценку сразу же после аварии, чтобы в случае необходимости иметь все бумаги на руках сразу, а не ждать ещё какое-то время. Можно вызвать оценщика сразу на место происшествия и попросить его описать дефекты одновременно со страховым агентом. Именно поэтому лучше заранее изучить существующие фирмы, выбрать вызывающую наибольшее доверие и записать ее номер, чтобы в экстренной ситуации быть во всеоружии.

Как проводится оценка повреждений авто независимым экспертом:

  1. Место происшествия тщательно осматривается. Состояние автомобиля и место ДТП фиксируется на фото или видео. При этом на фотографиях и съемке должен быть виден VIN-код автомобиля или его регистрационный номер.
  2. После этого оценивается техническое состояние автомобиля после происшествия. По итогам оценки составляется акт, к заключению которого прикрепляется фотоотчёт. Оцениваться полученный ущерб будет примерно в течение трёх суток. В акте должны быть отображены все полученные повреждения с потенциальными затратами на их восстановление.
  3. Составляется итоговый отчет. В нем необходимо отразить: — цель осмотра; — сумму, которую придется потратить на восстановление автомобиля; — список норм и актов, которые были использованы оценщиками во время проверки состояния автомобиля и калькуляции ущерба; — критерии, по которым выносилось решение о повреждениях автомашины и их обоснование, обоснование суммы; — стоимость работы и материалов оценщика.

Полученный документ передается страховому агенту компании, которая должна будет выплачивать страховую компенсацию пострадавшему. Агент должен либо согласиться и подписать акт, либо добиться оспаривания мнения экспертизы в судебном порядке с указанием аргументов, почему нужно провести повторную экспертизу.

Как оспорить заключение судебно медицинской экспертизы?

Как составить исковое заявление на возмещение страховых выплат читайте тут.

О протоколе осмотра места ДТП узнайте по ссылке:

Средняя стоимость на услуги эксперта по оценке:

  • выезд на место – до тысячи руб.;
  • акт осмотра аварии, включая фотосъемку – тысяча руб.;
  • подсчет полученного ущерба – до восьми тысяч руб.;
  • отправление готового акта клиенту на дом – 500 руб.;
  • подготовка иска – до трёх тысяч руб.;
  • поездка с клиентом в страховую компанию и помощь во время переговоров – от 2000 до 3000 тысяч руб.

Отдельно выделяется услуга под названием «полное сопровождение дела». В нее входит все, что связано с данным ДТП – начиная от составления акта осмотра и заканчивая подготовкой иска в суд. Стоит она в районе двадцати тысяч рублей для физического и тридцати тысяч для юридического лица.

Проведение независимой экспертизы после ДТП

Осмотр машины по закону

девушка с ручкой и бумагами

в автосервисе

  1. Страховой компании предоставлено право возвращать без рассмотрения заявление о страховой выплате. При этом потерпевший водитель имеет право подать заявление повторно, но транспортное средство всё-таки придется предъявить на осмотр.
  2. Страховщик не обязан принимать результаты независимой экспертизы для определения размера причиненного материального ущерба, если автовладелец уклонился от своей обязанности предъявить авто на осмотр.

Такие, правила действуют, в том случае, когда была согласована дата осмотра, а потерпевший водитель проигнорировал процедуру осмотра и не предоставил машину.

Особенности проведения независимой экспертизы по ОСАГО

Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО имеет свои особенности:

  1. Страховая компания обязана проводить свой осмотр и экспертизу каким-либо образом поврежденной в итогах ДТП машины в течение пяти суток. И клиент не имеет права отказаться от этого, в противном случае выплата производиться не будет.По ОСАГО есть выбор, провести осмотр или остановиться на независимой экспертизе. Разница: осмотр проводит сотрудник компании, а экспертизу – сторонняя фирма. Необходимо очень внимательно и дотошно прочитать все предлагаемые бумаги и не подписывать, если вдруг указано, что при подписи клиент автоматически соглашается с результатами осмотра и отказывается от независимой экспертизы. Клиента будут шантажировать тем, что выплата не будет произведена, но это не так, поскольку по закону он имеет право потребовать независимую экспертную оценку, касающуюся повреждения имущества. Согласно пункту 45 правил ОСАГО, если клиент не согласен с результатами проведения осмотра, то страховщик будет организовывать экспертизу за свои деньги.
  2. Независимая экспертиза проводится фирмой, с которой у ОСАГО заключен договор о сотрудничестве. На честность рассчитывать не стоит. Однако сумма будет занижена не так сильно, как при простом осмотре.
    Важно! Этот пункт можно обойти, так как в законе существует небольшая лазейка. Если независимая экспертиза не была проведена в течение пяти дней со срока принятия документов, то клиент имеет право обратиться в абсолютно любую компанию по оценке. И перед отправкой на экспертизу желательно заехать на СТО, чтобы независимо оценить внутренние повреждения автомобиля. Так как оценщик от ОСАГО может просто их «не заметить». Но нельзя каким-либо образом ремонтировать автомобиль.
  3. Износ по ОСАГО играет существенную роль в оценке ущерба. Чем старше автомобиль – тем меньше будет сумма по выплате.
  4. Если клиента не устраивают итоги проведенной экспертизы, он имеет право провести свою собственную независимую экспертизу. Желательно уведомить страховщика и виновника аварии, когда и где она будет проходить. После этого пишется исковое заявление, и уже в суде будет выясняться, чья оценка правильнее.

Важно! После этой экспертизы нужно нанять юриста, способного оказать помощь в подготовке иска в суд. Если клиент выиграет дело – то расходы на него и оценку должен будет оплатить ответчик.

Особенности проведения независимой экспертизы по ОСАГО

Можно ли выбрать самому организацию?

У пострадавшего в аварии есть право на организацию исследования автомобиля для выяснения реального размера ущерба. Избежать ошибок в выборе нужной организации поможет выяснение следующих позиций:

  • насколько положительна тенденция выданных заключений без оспаривания каких-либо позиций в суде;
  • как долго функционирует организация в данном виде деятельности;
  • предусмотрена ли страховка ответственности;
  • заключаются ли договора на оказание услуги;
  • является ли организация членом СРО по оценке.

Требования к эксперту и организации

Согласно нормам Постановления Правительства № 238 от 24 апреля 2003 г., проводить оценку ущерба может профессионально переподготовленное для этой цели физическое лицо, прошедшее аттестацию и занесенное в реестр экспертов-техников Минюста РФ.

Организация не обязана иметь лицензию или сертификат на оказание услуг, но должна представлять документы на членство СРО.

Ответственность эксперта и организации

Независимый специалист материально не заинтересован в проводимом исследовании. Его отчет должен быть объективным, без принятия позиции виновника аварии или пострадавшего.

За подлог в заключении и отражение неверной информации умышленно предусмотрена не гражданская, а уголовная ответственность (ст. 307 УК). При рассмотрении уголовного дела можно пробовать заявлять гражданский иск по возмещению убытков, понесенных в связи с оплатой за некачественно выполненную услугу.

Привлечь к ответственности организацию или техника можно только при отвержении его заключения судом. Если судья признал ошибочность и незаконность проводимого исследования и принял в качестве основы решения экспертное заключение другого специалиста.

Стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП?

Эта процедура способна заметно уменьшить расходы на ремонт пострадавшей машины. Правильно проведенная оценка повреждений увеличивает сумму выплаты, которую можно будет получить от страховой компании.

Плюсы:

  • реальная оценка полученных повреждений;
  • независимость оценки повреждений;
  • повышение страховой выплаты.

Минусы:

  • возможно, придется обращаться в суд для разрешения ситуации, если страховщик решит не соглашаться с мнением эксперта;
  • необходимы дополнительные расходы на оценку повреждений у фирм-оценщиков;
  • в случае проигрыша дела никто не покроет расходы на юристов и оценку;
  • в случае страховки по ОСАГО есть много подводных камней, с которыми поможет разобраться только юрист.

Требования к экспертам

Что касается экспертов, то получить лицензию может далеко не каждый желающий. Для проведения экспертизы по ОСАГО следует соответствовать следующим требованиям:

  • знание общих методик, требований и законодательных актов;
  • прохождение постоянной аттестации МАК Министерства транспорта РФ;
  • наличие знаний, по правилам проведения осмотра, фиксации автомобиля;
  • правильное составление необходимой отчетности;
  • наличие профильного высшего образования;
  • наличие дополнительного высшего образования;
  • обязательное включение в государственный реестр.

Получается, если вы решили работать экспертом, то одного профильного образования будет мало. Вам предстоит пройти еще аттестацию, в ходе которой проявить и доказать свои профессиональные качества.

Важно! Стоит отметить, что по итогам оценки все сведения вносятся на портале государственного реестра. Опытные эксперты рекомендуют проверять сведения о мастере, прежде чем предоставить авто на осмотр. Если на момент проверки лицензия мастера отсутствует или приостановлена, в судебном порядке результаты оценки могут быть признаны недействительными.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: