Главная / Транспортные средства
Назад
Опубликовано: 10.04.2020
Время на чтение: 2 мин
0
589
— Здравствуйте. В Правилах дорожного движения есть пункт, который запрещает выполнение маневров по обгону или объезду препятствий в случае, если транспортное средство впереди само выполняет обгон или объезд препятствия? Грозит ли лишением прав «обгон паровозиком»? Какой автомобиль запрещено обгонять по правилам: то, которое выполняет обгон, или обгоняемое?
- Что говорят Правила дорожного движения об обгоне паровозиком
- Можно ли совершать обгон паровозиком
- Ответственность за несоблюдение правил
Разбираемся с понятиями
Прежде чем озвучить штраф за обгон паровозиком, как и за двойной обгон, следует понять, что это означает.
Двойным обгоном принято считать обгон 2 и более транспортных средств путем выезда на встречную полосу движения. То есть во время такого маневра, опередив первую машину, водитель не возвращается на свою часть дороги. Либо же таковым считается обгон авто, которое в этот момент совершает обгон.
Но еще есть понятие обгона паровозиком. Также называют гуськом. В этом случае осуществляется выезд на встречку за машиной, которая пошла на обгон. В этот момент на встречной стороне автодороги оказывается 2 и более автомобиля.
Относительно обгонов есть целый раздел в действующих ПДД. Здесь прописаны все правила для безопасных маневров, существующие запреты, а также условия, при которых совершить обгон можно.
Наказание следует не за сам факт обгона. Здесь вопрос в выезде на чужую полосу движения.
Да, в теории при обгоне всегда нужно выехать на встречку. Но не всегда, выезжая на встречную полосу, водитель совершает обгон. Иногда это опережение, как в случае с обгоном тихоходных ТС, о которых уже говорили ранее.
А те же обгоны в опасных поворотах запрещены всегда. Нет условий, позволяющих без нарушения правил выполнить подобное действие.
Что говорится в ПДД
Согласно пункту 11 действующих правил водитель перед началом маневра должен убедиться в том, что встречная полоса свободна для выезда, и он не будет создавать препятствий для остальных членов дорожного движения.
В правилах дорожного движения не существует термина «двойной обгон».
Там написано, что водителям не разрешается обгонять движущееся впереди них транспортное средство в случаях:
- если оно само совершает обгон, а также объезд препятствий;
- передний автомобиль включил левый поворотный сигнал и начал выезд для опережения машины, едущей перед ним;
- транспортное средство за ним приступило к обгону;
- невозможно будет завершить маневр без помех обгоняемому авто.
Водитель впередиидущей машины не должен создавать трудностей для обгона, в частности, увеличивать скорость движения.
Кроме того, двойной обгон будет запрещен в тех же случаях, что и обычный, а именно:
- если происходит на регулируемом перекрестке, при движении по второстепенной дороге на нерегулируемых перекрестках;
- на обозначенных пешеходных переходах;
- при подъезде к железнодорожным переездам, начиная от ста метров и менее;
- в тоннелях, при завершении автомобилем крутого подъема, во время опасного поворота, в зоне пониженной видимости.
Если на автодороге осложнен встречный разъезд, уступить обязан водитель с той стороны, где находится это препятствие. В присутствии знаков «крутой спуск» или «крутой подъем» уступает движущаяся вниз машина.
Поговорим о двойном обгоне
В ПДД есть запреты и предписания относительно подобного маневра. Получается, что когда запретов нет, то это разрешено.
В действующих ПДД за 2021 год нет никаких пунктов, запрещающих выполнить двойной обгон. Причем вне зависимости от количества автотранспортных средств, принимающих участие в подобном маневре.
Есть только одно условие. Водители обязаны удостовериться предварительно в том, что их действие не повлечет за собой никаких опасных последствий. То есть маневр безопасный.
Вывод о проверке безопасности маневра зависит от последствий. Если никакого ДТП не произошло, то все было сделано по правилам. Если случилась авария, то придется заплатить штраф, либо лишиться удостоверения.
Но нужно внести уточнения. По ПДД, совершая рассматриваемое действие, водители обязаны проверить несколько моментов:
- на встречной полосе нет машин, либо находятся на достаточном расстоянии, чтобы успеть завершить маневр;
- впереди отсутствует сплошная разделительная полоса;
- нет установленного знака, запрещающего обгон;
- не располагается никакой путепровод, пешеходная зона, а также железнодорожный переезд;
- это же относится к тоннелям, эстакадам, опасным поворотам и подъемам;
- в этот момент машина позади не пошла на обгон вашего транспортного средства;
- ни одна из впереди идущих машин не активировала левый поворотный сигнал.
Этот список в полной мере определяет условия, при которых можно и нельзя осуществлять обгон с выездом на встречную часть дороги. Это же относится и к двойному типу маневра.
Обгон «паровозиком»: запрещен или разрешен?
Сразу нужно отметить, что свод дорожно-транспортных правил за 2019 год никаких запретов по поводу двойного обгона не имеет. Но важно помнить, что совершения любых опасных действий на дороге, влечет опасность не только для водителя, но и для всех участников движения, пассажиров и груза. Подобные маневры осуществляются на страх и риск водителя. Перед началом обгона необходимо убедиться, что действия водителя полностью безопасны. В случае аварии ответственность полностью ложиться на водителя, который совершал двойной обгон, ведь если ДТП случилось, безопасность этого маневра была не оценена.
Теперь об обгоне паровозиком
Здесь ситуация несколько иная. И рассматривать нужно отдельно.
Напомним, что здесь речь идет о маневре, при котором ваша и еще минимум 1 машина пошла на обгон другого авто, двигаясь друг за другом. Своего рода колонна.
Плюс существует понятие обгона уже обгоняющего автомобиля. Представьте ситуацию. Впереди на полосе медленная машина. Вы движетесь быстрее. По левому борту передний автомобиль начал обгонять другой транспорт. В этот момент вы также нажали на газ, повернули налево, включив поворотник. И теперь самое главное. Выезжаете еще левее авто, которое пошло на обгон. И в итоге обходите сразу 2 машины, одна из которых также обгоняет другое ТС. Звучит может и несколько запутанно, но все должно быть понятно.
А такой маневр считается запрещенным.
Только есть свои нюансы. Подобное действие в виде паровозика или гуська запрещается лишь той машине, которая создала подобный эффект. То есть существует условно первая машина, которая включила поворотник, и нажала на газ. При выполнении всех выше описанных условий, такие действия нарушением не считаются.
Но если за этой машиной выстроилась очередь, и они также включили поворотники и нажали на газ, то тут уже создается эффект паровозика. Все авто позади вас нарушают правила.
Сложность в том, что доказать свою невиновность, даже если ваше ТС было первым в созданном паровозике, проблематично. Единственным весомым аргументом станет видеозапись с регистратора.
В пункте 11.2 действующих правил прописано, что водителям нельзя совершать обгон, если:
- впереди находящееся ТС осуществляет обгон, либо объезжает препятствие;
- машина, находящаяся позади, начала обгонный маневр.
Получается следующее. Инспектор видел, что ваше автотранспортное средство находилось впереди условной колонны (паровозика). В теории вы не виноваты. Но это в теории. На практике инспектор не мог видеть, что вы не выехали на встречку в тот момент, когда иное ТС уже зашло за маневр.
Принимая это во внимание, совсем не исключено, что водителя, действующего вроде как в рамках правил, не оштрафуют, или не попытаются лишить прав.
«Паровозик»: можно ли так обгонять?
Под такого рода опережением подразумевается способ, при котором машина обгоняет сразу несколько других транспортных средств. Однако кроме этой трактовки обгона «паровозиком» есть еще одна. Она заключается в том, что происходит обгон машины, которая сама при этом занимается обгоном. Автомобиль продолжает двигаться по встречной полосе не возвращаясь на свою.
Именно такой способ объезда не разрешен. Но данное правило распространяется только на тех, кто является вторым или последующим обгоняющим. Доказать, что водитель не совершал нарушение ПДД можно при наличии видеодоказательств нарушения. Запрет на обгон паровозиком указан в пункте 11.2 правил ДД РФ.
Даже если представитель ГИБДД заметит движение водителя впереди остального транспорта, это не будет означать, что собственник первого транспортного средства заехал на встречную полосу первым. В данном правиле есть еще одна тонкость, которую можно назвать недоработкой. В правилах есть фрагмент, который запрещает обгон уже обгоняющего транспортного средства на любом расстоянии.
Стоит представить ситуацию: степная дорога, большая видимость, но обгонять кого-либо автомобилист не имеет право, так как уже есть другой обгоняющий. Даже если автомобили разделяют 10-15 километров. Обгонять нельзя и при отсутствии движущихся навстречу водителю транспортных средств. Очевидно, что такой пункт добавлялся для запрета совершать обгон паровозиком. Однако в случае со степной трассой о такой ситуации не идет даже речи.
Сотрудник из ГИБДД может легко лишить прав водителя, если увидит обгон при подобной ситуации. Судебный орган во время разбирательства не учтет, что данное правило разрабатывалось для предотвращения обгона «паровозиком».
Таким образом, автомобилист должен учесть, что в нынешнем году производить двойной обгон разрешено. Нельзя совершать опережение «паровозиком», данный запрет продиктован сразу 2 правилами ПДД.
Возможные наказания
Смотрите также
Прицеп кунг: какие бывают, характеристики, как сделать своими руками
Напоминает, что как такового наказания за обгонные действия не предусмотрены. И не важно, будет это двойной, либо паровозик.
Факт в другом. Любое подобное действие зачастую трактуется по 4 части 12.15 КоАП. А здесь речь идет о штрафе или лишении прав за выполненный выезд с нарушением правил на встречную часть автодороги. Есть и следующая за ней статья, где наказание будет намного серьезнее.
В итоге возможно 3 варианта наказания. Все зависит от конкретной ситуации:
- Водитель выехал на встречную полосу, нарушив при этом ПДД. Трактуется по 4 части статьи 12.15. Здесь в лучшем случае придется отдать в государственную казну 5 тысяч рублей. В худшем водитель окажется без прав на срок от 4 и вплоть до 6 месяцев;
- Автомобилист повторно нарушил предыдущее правило. В теории можно снова заплатить 5 тысяч рублей. Но при условии, что нарушение было зафиксировано с помощью специальной камеры. Но есть и более неприятный исход. Это лишение удостоверения. Только теперь на 1 год;
- Водитель вынуждено выехал на встречную часть дороги, чтобы объехать препятствие. И никого не будет волновать, что сторона дороги, по которой должен есть водитель, оказалась непригодной для этого. Либо возникло иное препятствие. Если выехал, то будь любезен заплатить от 1 до 1,5 тысяч рублей.
Теперь знаете и о возможной ответственности.
Да, если инспектор или дорожные камеры не зафиксировали нарушение, то его как бы и не было. Но это не повод совершать откровенно опасные маневры.
Обгон «паровозиком»: как не попасть на лишение прав
Согласитесь, обычное же дело! Вы устали после тяжелой недели и торопитесь на загородный участок. Впереди идущий автомобиль, дождавшись появления прерывистой разделительной полосы, включает левый указатель поворота и начинает обгон грузовика. Вы пристраиваетесь за ним и безопасно совершаете маневр, благо участок хорошо просматривается, а встречного транспорта нет. Возвращаетесь на свою полосу через прерывистую линию и… попадаете в лапы инспектора, который окатывает вас холодным душем. Оказывается, обгон будет стоить вам лишением прав. Но как? Ведь вы, казалось бы, ничего не нарушили – и разметка позволяла, и перекрестков на вашем пути не было. Увы, подобные случаи происходят и ставят в тупик не только вчерашних выпускников автошкол, но и водителей с большим стажем, ибо рядовая и совершенно стандартная ситуация, как оказывается, может превратить вас в пешехода сроком до полугода. Объяснения, что «да мы же всю жизнь так, и отцы, и деды наши…» предлагаем попридержать и действовать строго по букве закона.
Сотрудники ДПС апеллируют к нарушению первого абзаца пункта 11.2 Правил дорожного движения, перечисляющего нарушения правил обгона, а, именно: «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия». Наказание, по их словам, определено в 4 части статьи 12.14 КоАП РФ: «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев». Впрочем, иногда аргументация инспекторов поражает.
Приводим фрагмент сообщения одного автомобилиста, который прошлым летом был свидетелем подобной ситуации: «Едем по трассе, начинаю обгонять, следующая за мной машина также начинает обгон, обогнали и в таком же порядке вернулись на свою полосу. В общем-то наиобычнейшая рядовая ситуация на трассе… Тут же вторую машину тормозит доблестный прапорщик ДПС с двумя стажерами и инкриминирует следующее – обгон паровозиком, лишение 4-6 месяцев! Начали спорить с ними, они показали статью нарушения (статья 11.2.). Говорим – покажите наказание (ибо я вообще ни разу не слышал, чтоб кого-то лишили за «паровозик»). Стажер долго копался в своей книжке, в итоге через 10 минут показал строчку с наказанием лишение/штраф 5 т.р., но статьи 11.2 там не было. Мотивировал он это тем, что «ну, наверное, не вписали».
Интересно, что в интернете по данному вопросу нет единогласия. Одни ресурсы, пытающиеся докопаться до истины, утверждают, что маневр, даже противореча ПДД, не может квалифицироваться по 4 части статьи 12.15 КоАП, в то время как другие настаивают на правомерности и справедливости наказания.
За разъяснениями мы обратились к автоэксперту и юристу Сергею Смирнову. Получив их, в очередной раз подивились ловкости гаишников, гораздых притягивать нарушения под статьи, не относящиеся к конкретной ситуации. «В Правилах дорожного движения прописан порядок обгона. Так, перед обгоном мы должны убедиться, что встречная полоса свободна на достаточном расстоянии и наш маневр будет безопасен (пункт 11.1 ПДД). Кроме этого, в пункте 11.2 Правил установлен запрет на обгон, если впереди движущееся транспортное средство производит подобный маневр. Это означает, что обгонять мы можем только в том случае, если на безопасном расстоянии нет встречных машин и никто из попутных не совершает обгон. Исходя из этого, обгон «паровозиком» будет противоречить ПДД. Однако, наказывать в этой ситуации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ нельзя. Дело в том, что такое наказание грозит за выезд на встречку, в нарушение Правил. Здесь же на встречную полосу формально выезжать не запрещено (позволяет разметка). Однако, обгонять нельзя, так как другой автомобиль уже приступил к такому маневру. Другими словами, пункт 11.2 указывает обстоятельства, при которых мы не можем обгонять. Получается, что законодатель не предусмотрел прямого наказания за подобный проступок», – поведал нам эксперт.
Другое дело, что обгон «паровозиком» иногда сопряжен с рисками – в интернете немало пугающих роликов с видеорегистраторов, как автомобиль, обгоняющий вторым или третьим, не успевает безопасно завершить маневр. Но, мы сейчас говорим о другом. Не позволяйте себя «разводить» и будьте готовы к дискуссии как в одном отечественном фильме: «Это еще не статья, но до статьи добавим».