Учитывать ли полосу для МТС в целях применения нормы п. 9.4 ПДД?

Знак 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств»

Знак «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» применяют для обозначения дороги, по которой движение маршрутных ТС, а также других ТС, допущенных к движению вместе с маршрутным транспортом, осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Знак 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных тс» устанавливают в начале участка дороги над проезжей частью или с обеих сторон дороги. Повторный знак 5.11.1 устанавливают после перекрестков со сложной планировкой.

Нужно обратить внимание на то, выделенная полоса на дороге, обозначенной знаком 5.11.1, встречная! Соответственно, за выезд на нее могут быть применены санкции как за движение по встречной полосе (штрафы за это нарушение в конце статьи).

В каких случаях можно пользоваться выделенной полосой 2020

Из всех правил есть исключения. Это в полной мере относится и к выделенным полосам для движения общественного транспорта, перемещение личных автомобилей по которым в обычных условиях запрещено.

С выделенными полосами связано несколько «городских легенд», «вымышленных фактов» и преувеличений. Они возникли из-за различий в региональных КоАПах на раннем этапе внедрения автобусных полос в РФ.

Так некоторые автомобилисты считают, что пользоваться выделенными полосами можно в случае образования дорожного затора, другие предполагают, что выезд на «выделенку» допустим если не создается помех в движении общественного транспорта. Третьи утверждают, что по «выделенкам» разрешено ездить в выходные дни. Все три приведенных утверждения ложны!

Перечень условий, позволяющих автомобилистам пользоваться выделенной полосой:

  1. Информационные таблички (К примеру, выделенки могут функционировать только в будни, или только в светлое время суток)
  2. Статья 2.7. «Крайняя необходимость». (На выделенную полосу можно выезжать в попытке избежать к примеру наезда на пешехода.)
  3. Прерывистая линия (Рядом с перекрестками или около съездов и выездов дороги)
  4. Отсутствие разметки или знака «выделенная полоса»
  5. Нечитаемая разметка или разметка, занесенная снегом/песком
  6. Для посадки и высадки пассажиров. (однако при этом нельзя создавать помех общественному транспорту и пересекать сплошную (надо искать разрыв).

Знаки 5.13.1, 5.13.2 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств»

Знаки 5.13.1 и 5.13.2 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств» применяют для обозначения выездов на дорогу, обозначенную знаком 5.11.1, и устанавливают перед всеми боковыми въездами.

Знаки 5.13.1 и 5.13.2 сообщают, что на пересекаемой дороге имеется выделенная полоса для маршрутных ТС. Соответственно, после знака 5.13.1 всем ТС, которым не разрешено движение по выделенной полосе, запрещается поворот налево, а после знака 5.13.2 им запрещается поворот направо.

Если в месте выезда на дорогу имеется несколько знаков на одной опоре, знаки 5.13.1, 5.13.2 обычно располагают над другими знаками, т.е. выше всех, но так бывает не всегда.

Допускается не устанавливать знаки на выездах с прилегающих территорий, если на эти территории возможно въехать только с дороги с полосой для маршрутных ТС.

Когда можно ездить по выделенной полосе таксистам?

Автобусная полоса предназначена в том числе для движения легковых такси (п18.2 ПДД). Однако данный автомобиль должен обязательно соответствовать ряду требований:

  • ТС должно быть покрашено в желтый цвет, а по бокам необходимо нанести так называемые «шашечки».
  • В салоне должен располагаться специализированный счетчик.
  • На крыше требуется установить специальный фонарь.

Только при одновременном соблюдении всех перечисленных условий водитель автомобиля получает право двигаться по выделенной полосе для общественного транспорта. Кроме того, для Москвы действует дополнительное требования. А именно, наличие у автомобиля номерных знаков на желтом фоне.

Таким образом, частные извозчики, не оборудовавшие должным образом свой автомобиль, не имеют право двигаться по автобусной полосе. При нарушении – им начисляется штраф от 1500 до 3000 рублей.

Знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств»

Знак 5.14 «Полоса для маршрутных ТС» применяют для обозначения полосы, по которой осуществляется движение маршрутных транспортных средств попутно общему потоку ТС. Такая полоса получила название «выделенная полоса».

Знак «Полоса для маршрутных ТС» устанавливают в начале полосы над этой полосой (сверху), а в случае, если она крайняя правая, допускается устанавливать знак справа от полосы (сбоку от проезжей части).

Знак 5.14 повторяют за каждым перекрестком на протяжении всего участка дороги, где движение маршрутных ТС организовано по этой полосе.

За въезд на выделенную полосу транспорту, не имеющему на это разрешения, предусмотрен штраф (в конце статьи).

Движение по автополосе для ОТ в выходные

Ряд автобусных полос не функционируют по выходным. Они маркируются знаками 5.14 и 8.5.1 (8.5.3). Другой транспорт в выходные сможет по ним ездить.

Должны быть учтены следующие обстоятельства:

  • Отсутствие дополнительных моментов, запрещающих въезд. Если на автополосе установлен «кирпич» (знак 3.1.), то заезжать на нее запрещено в любые дни.
  • Нанесена сплошная линия-разметка. Перемещаться по выделенной автополосе в выходные разрешено, а пересекать сплошную – нельзя. За это правонарушение автомобилисту будет выписан штраф.
  • Перенос выходных. Если рабочий день с другого дня перенесен на субботу, то ездить по указанной автополосе иному транспорту запрещено. И наоборот, передвижение разрешается, если день является официально нерабочим.

Знак 5.14.2 «Полоса для велосипедистов»

Знак 5.14.2 «Полоса для велосипедистов» применяют для обозначения полосы, по которой разрешается движение велосипедов и мопедов. Движение велосипедов и мопедов осуществляется в попутном общему потоку ТС направлении.

Знак «Полоса для велосипедистов» устанавливают в начале полосы над этой полосой (сверху), или справа от полосы (сбоку от проезжей части).

За наезд на полосу, обозначенную знаком 5.14.2 «Полоса для велосипедистов», равно как и за движение по этой полосе транспортных средств кроме велосипедов и мопедов, статьей 12.15 часть 2 предусмотрен штраф в размере 2000 рублей на дату публикации.

Штрафы за выезд на полосу для маршрутных ТС

Выезд на выделенную полосу (для маршрутных ТС) в запрещенном для этого случае может произойти как в попутном, так и во встречном направлениях. Санкции за эти нарушения будут разными.

За выезд на выделенную полосу в попутном направлении — штраф 1500 руб. (в Москве или Санкт-Петербурге — штраф 3000 руб.).

За выезд на выделенную полосу во встречном направлении при объезде препятствия — штраф 1000—1500 руб.

За выезд на выделенную полосу во встречном направлении при любых других причинах, кроме объезда препятствия — штраф 5000 руб. или лишение прав до полугода. При повторном нарушении — лишение прав на 1 год или штрф 5000 руб.

Полный список дорожных знаков особых предписаний с краткими комментариями (пояснениями) на сайте размещен в Приложении 1 ПДД.
Навигация по серии статей<< Знаки особых предписаний 5.5 — 5.10Знаки направлений движения по полосам >>

Полоса для общественного транспорта: можно ли по ней ездить и каков штраф за нарушение


Выезд на полосу для маршрутных транспортных средств – это нарушение. Так справедливо полагают многие автомобилисты, и соблюдение этого правила помогает им избегать штрафов. Однако кое-где по выделенной полосе для общественного транспорта можно ездить, а в некоторых ситуациях водитель даже обязан на нее выезжать. Давайте разберемся в нюансах того, что нельзя, а что можно, и вспомним о том, какое наказание предусмотрено за нарушение.

Как понять, что передо мной полоса для общественного транспорта?

Выезд на полосу, обозначенную в ПДД как «полоса для маршрутных транспортных средств», в большинстве случаев запрещен для легковых автомобилей, так что нужно понимать, как не попасть в «запретную зону». Прежде всего внимание нужно обращать на знак 5.14, который так и называется – «Полоса для маршрутных транспортных средств». Он важен, поскольку обозначает выделенную полосу попутного направления. Окончание такой полосы обозначается знаком 5.14.1.

Следующая важная пара знаков – это 5.13.1 и 5.13.2, обозначающих наличие выделенной полосы для общественного транспорта на дороге, на которую можно выехать на перекрестке. Соответственно, поворот налево или направо на выделенную полосу автомобилистам запрещен.

Ну и еще пара знаков, обозначающих «выделенку» – это 5.11.1 и 5.12.1. Ими отмечают начало и окончание полосы для общественного транспорта встречного направления. На эти знаки нужно обращать внимание, планируя маневры – например, разворот, который будет запрещен.

Еще одна отличительная черта выделенной полосы – горизонтальная разметка 1.23.1, которая расположена на протяженности полосы и помогает водителям помнить о ее наличии. При этом полоса для общественного транспорта может отделяться от других полос попутного направления сплошной полосой разметки 1.1

Кому можно ездить по полосе общественного транспорта?

Движение по полосе общественного транспорта регламентируется пунктом 18.2 ПДД. Согласно ему, по выделенным полосам можно ездить

:

  • маршрутным транспортным средствам;
  • школьным автобусам;
  • легковым такси;
  • автобусам из специального перечня, утвержденного властями Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • велосипедистам в случае, если такая полоса располагается справа.

Всем остальным транспортным средствам запрещаются движение и остановка на полосе общественного транспорта

. То есть, по ней нельзя двигаться в том числе автомобилям каршеринга, частным таксистам на автомобиле без лицензии, мотоциклистам, велосипедистам и так далее. Среди законодателей давно идут обсуждения того, чтобы разрешить движение по «выделенкам» некоторым другим категориям водителей – например, обладателям электромобилей или тем, кто практикует карпулинг (совместное использование автомобиля, когда владелец подвозит попутчиков). Однако пока, по состоянию на начало 2021 года, все эти инициативы остаются лишь разговорами.

Более того, нужно понимать, что даже школьным автобусам и легковым такси движение по полосе общественного транспорта разрешено не всегда

. Они могут въезжать на нее, только если на въезде нет знака 3.1 «Въезд запрещен» (он же «кирпич»). В материале, посвященном проезду под запрещающие знаки, мы выяснили, что «кирпич» как раз не распространяется на маршрутные транспортные средства, а вот всем остальным под него ехать запрещено. Таким образом, знак 3.1, устанавливаемый в дополнение к знаку 5.14, как раз и позволяет обозначать полосы, по которым можно двигаться исключительно общественному транспорту.

Какие исключения есть для обычных автомобилистов?

В запрете движения по выделенным полосам есть одно важное исключение: иногда знак 5.14 может дополняться информационными табличками 8.5.2 и 8.5.3

, которые уточняют, что полоса для общественного транспорта действует только в рабочие дни или, например, с понедельника по субботу. Таким образом, в выходные и прочие дни, выделенные знаком дополнительной информации, полоса перестает быть выделенной, и движение по ней разрешено всем без исключения, как по обычной полосе движения. Иногда это порождает путаницу – таблички могут появляться и исчезать, изменяться и так далее, а к тому же выходными днями в том числе считаются и праздничные, но только официальные. Так что перед выездом на полосу общественного транспорта стоит убедиться в том, что это разрешено.

Еще одно исключение касается выезда на полосу общественного транспорта для выполнения правого поворота. Прямого указания на этот маневр в ПДД нет, но, как помним, пункт 8.5 ПДД указывает, что перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части

, предназначенной для движения в данном направлении. В подробном материале о движении по полосам и поворотах мы выяснили, что поворачивать направо можно только из крайней правой в крайнюю правую полосу. Таким образом,
если перед перекрестком разметка, отделяющая полосу общественного транспорта, сменяется со сплошной на прерывистую, нужно заблаговременно перестроиться на нее для выполнения поворота
. Если же разметка остается сплошной до самого перекрестка, перестраиваться на выделенную полосу нельзя, и поворот направо на таком перекрестке запрещен.

Какое наказание предусмотрено за нарушение?

Выезд на полосу общественного транспорта попутного направления наказывается по статье 12.17 КоАП. Часть 1.1 указывает, что движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения

<�…> влечет наложение административного
штрафа в размере 1500 рублей
. А часть 1.2 уточняет, что нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное
в Москве или Санкт-Петербурге
, влечет наложение административного
штрафа в размере 3000 рублей
.

Еще один штраф можно получить, если выехать на полосу общественного транспорта через сплошную линию разметки. Такое нарушение трактуется по части 1 статьи 12.16 как несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, и влечет предупреждение или

наложение административного
штрафа в размере 500 рублей
.

Штрафы, указанные выше, связаны с выездом на полосу общественного транспорта попутного направления. Если же выехать на полосу общественного транспорта встречного направления через сплошную полосу разметки, то такое нарушение будет караться по стандартам выезда на встречку. То есть при объезде препятствия через сплошную водитель получит штраф от 1000 до 1500 рублей, а при обгоне – штраф в размере 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Повторный же обгон через сплошную в течение года влечет лишение прав на год при остановке инспектором или штраф в 5000 рублей при фиксации нарушения камерами.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]