Тахографы становятся обязательными для грузовиков до 12 тонн: с 1 декабря истекает отсрочка для транспортных средств неопределенного экологического класса

Добрый день, уважаемый читатель.

С 1 января 2021 года начинают одновременно действовать несколько новых документов, связанных с автомобильным законодательством. Информация о них доступна в разделе «Альманах» сайта pddmaster.ru.

В этой статье речь пойдет о новых документах, связанных с эксплуатацией тахографов. Напомню, что тахограф это специальное устройство, необходимое для контроля соблюдения водителем режима управления транспортным средством. В настоящее время тахографы устанавливаются на грузовики и автобусы.

Так вот, с 1 января вводятся 2 новых документа, связанных с тахографами, и именно о них речь пойдет сегодня:

  • Новые категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами с 1 января 2021 года.
  • На какие автомобили нужен тахограф?
  • Исключения, когда тахограф не требуется: отмена исключений для физических лиц;
  • изменения, внесенные в перечень исключений;
  • увеличение минимального возраста для «раритетных» автомобилей.
  • Новый порядок оснащения транспортных средств тахографами.
  • Отмена сроков на установку тахографов для различных категории ТС.
  • На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

    Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:

    • Троллейбусы;
    • Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца»;
    • Военные транспортные средства;
    • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
    • Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
    • Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
    • Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
    • Автомобили, проходящие дорожные испытания.

    Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2021 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

    Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

    • Автобетононасосы;
    • Автобенотосмесители;
    • Автогудронаторы;
    • Автокраны;
    • Автомобили скорой помощи;
    • Эвакуаторы;
    • Пожарные автомобили;
    • Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
    • Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
    • Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
    • Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
    • Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
    • Автолавки;
    • Автобусы для ритуальных услуг;
    • Автомобили-дома;
    • Бронированные транспортные средства;
    • Специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
    • Грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
    • Специальные транспортные средства;
    • Передвижные лаборатории и мастерские;
    • Передвижные телевизионные студии.

    В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

    Нужен ли тахограф на самосвал?

    Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, — это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

    С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

    С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

    Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

    В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

    Нужен ли тахограф на личный грузовик?

    До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

    Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:

    3.

    Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

    Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен

    в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

    Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2019 года

    Требования к тахографам

    Использование аналоговых (шайбовых) тахографов в РФ не допускается — уже достаточно давно их нужно было демонтировать, заменив цифровыми контрольными приборами. Кроме того, важно, чтобы информация, которая хранится в памяти тахографа, была зашифрована. Это обеспечивается использованием различных систем защиты данных, которые предотвращают их изменение/удаление.

    Тип прибора, который необходимо монтировать на ТС, зависит от того, где будут выполняться рейсы:

    • На международных маршрутах допускается использование самописцев ЕСТР. Их конструкция отвечает требованиям европейских соглашений, потому при наличии разрешения на выполнение международных рейсов автобус оснащается именно таким тахографом.
    • Если компания работает только внутри РФ, то автобусы нужно комплектовать тахографом СКЗИ, оснащенные модулем криптографической защиты данных. Этот модуль подлежит регуляторной (раз в 3 года) замене и обеспечивает шифрование поступающей информации по засекреченным алгоритмам. Именно такие тахографы ставят на технику, выполняющую рейсы на внутригородских, пригородных или междугородных маршрутах, а также на служебные автобусы, перевозящие сотрудников предприятий.

    Обратите внимание! Действующее законодательство прямо запрещает вывоз криптографического оборудования, в том числе самописцев с модулями СКЗИ. Попытка вывоза такой техники преследуется в уголовном порядке, потому технику с тахографами СКЗИ не задействуют в международных рейсах.

    Тахограф соответствующего образца должен быть правильно установлен в автобусе, подключён к датчику скорости и бортовым сетям, откалиброван, настроен и активирован. Самостоятельно выполнить монтаж и подключение оборудования на автобус не получится. Все работы должна выполнять организация, у которой есть соответствующие разрешения (в первую очередь лицензия ФСБ РФ).

    Если вам для соблюдения требований законодательства нужно оснастить автобус тахографом, все работы выполнят специалисты нашей компании. Мы:

    • Предлагаем большой выбор контрольных приборов из перечня устройств, разрушенных для эксплуатации в РФ.
    • Выполняем все операции с тахографами — от первичного монтажа до замены модуля СКЗ или калибровки прибора.

    При этом расценки как на само оборудование, так и на услуги по его установке или настройке остаются вполне доступными.

    Эксплуатация автобуса без тахографа: возможные последствия

    Действующее законодательство РФ предусматривает административное наказание за отсутствие тахографа на автобусе, который должен быть оборудован контрольным прибором. Кроме того, сотрудники Ространснадзора или ГИБДД штрафуют за:

    • Эксплуатацию техники с неисправным/неоткалиброванным устройством.
    • Управление автобусом без индивидуальной карточки водителя.
    • Нарушение установленных законом норм по продолжительности вождения/отдыха.

    Максимальная сумма штрафа для водителя составляет 3 тыс. рублей, для должностного лица — до 10 тыс. рублей. Кроме того, выпуск в рейс техники без тахографа установленного образца может расцениваться как нарушение лицензионных условий, потому наказания будут строже:

    • До 20 тысяч для ИП или должностных лиц.
    • До 100 тысяч — для юридических лиц.

    В ряде случаев (например, при неоднократных нарушениях или других отягчающих обстоятельствах) эксплуатация ТС без установленного тахографа может стать причиной приостановки деятельности транспортного предприятия на срок до 3 месяцев.

    Для большинства автобусов, которые перевозят пассажиров на коммерческой основе или используются для подвоза сотрудников к месту работы и обратно, оснащение тахографов будет обязательным. Чтобы в срок выполнить все требования законодательства и не попасть под волну ажиотажа, стоит заранее позаботиться о покупке прибора и его правильном подключении в сертифицированной организации.

    Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

    Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

    Начиная с 1 ноября 2021 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

    Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

    1.

    Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

    Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

    Штрафы за тахограф

    В соответствии с КоАП РФ, статья 11, пункт 23 ответственность за тахографы следующая: «Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации … влечет наложение административного штрафа на граждан (водителей) в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц (механики, инженеры, руководители) — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».».

    В случае задержания ТС сотрудниками ГИБДД, согласно статье 27, пункту 13 КоАП РФ, транспортное средство, не оборудованное тахографом, должно храниться на специализированной стоянке до устранения причины задержания

    Использование неисправных и намеренно блокированных тахографов, отсутствие карты водителя, приравнивается к отсутствию тахографа, следовательно, влечет за собой ответственность согласно ст.11.п.23КоАП РФ.

    Сроки установки тахографов с СКЗИ

    Транспортные средстваСрок установки тахографов
    Автобусы, кроме пригородных и городских1 июня 2014
    Пригородные автобусы1 июня 2018
    Городские автобусы1 июня 2019
    Грузовики для перевозки опасных грузов1 апреля 2014
    Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок1 июля 2014
    Грузовики тяжелее 12 тонн1 сентября 2014
    Грузовики тяжелее 3,5 тонн1 апреля 2015
    Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами1 июля 2016
    Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ1 января 2018

    Порядок оснащения транспортных средств тахографами

    Тахографы, разрешенные для использования в России

    Чтобы не попадать под административную ответственность, владелец транспорта и водитель должны знать, какие тахографы нужно использовать на данный момент.

    Дело в том, что правовые акты, используемые для данной сферы, достаточно часто меняются, и последнее изменение вступило в силу в начале 2021 года.

    Следовательно, просто необходимо разобраться в видах тахографов, принципе их работы и требованиях, предъявляемым к им.

    Еще немаловажной будет информация о том, какие модели прибором могут применяться в Российской Федерации на данный момент.

    Какие есть виды (шайбовых)

    Вообще тахографы разделяются на два вида — механические (шайбовые) и цифровые, которые работают более надежно.

    Механические фиксируют всю информацию на бумажные диски, в то время, как цифровые записывают данные на водительскую карту, что делает подлог или уничтожение данных более проблемным.

    На данный момент механические приборы запрещены, такая норма стала работать еще с июля 2021 года, и водителям остается только выбирать цифровую разновидность.

    Впрочем, до 2021 года тогда продлили эксплуатацию шайбовых приборов. Также есть тахографы с блоком СКЗИ или ЕСТР, которые используются для разных типов перевозки, в зависимости от имеющейся лицензии.

    Принцип его работы

    Тахограф получает информацию с датчика скорости, который устанавливается на коробке передач, а также с помощью GPS-сигнала, транслируемого со спутника.

    После того, как ключ зажигания повернут и вставлена карта водителя, прибор начинает работать и фиксировать не только скорость и маршрут, но и время работы водителя.

    Все данные, которые накапливаются за поездку, копируются на цифровую карту водителя, а также в память самого тахографа, таким образом он выполняет роль черного ящика.

    Водительская карточка требует выгрузки данных раз в месяц, а с самого тахографа информация снимается каждые три месяца, как того требует регламент.

    После этой процедуры, проводимой особыми загрузчиками, данные передаются перевозчику и хранятся на его технике в течение года.

    Кроме обращения к владельцу автомобиля, ответственные лица могут получить информацию как по распечаткам отчетов из тахографа, так и благодаря использованию карты водителя.

    Требования к данному прибору

    Если тахограф устанавливается на автомобиле компании, имеющей лицензию на международные перевозки, то он должен соответствовать нормам ЕСТР, а он допускает и аналоговые варианты.

    Карта водителя для тахографа ЕСТР

    Таким образом, перевозчики-международники могут не переживать о замене приборов на цифровые.

    Для тех же компаний, которые осуществляют перевозки только по России, а также автобусов с количеством мест более 8-ми, следует выбирать только тахографы с блоками СКЗИ.

    Они работают более четко и позволяют записывать больше информации, одновременно работая как авиационный черный ящик.

    Сам прибор по системе СКЗИ имеет криптографическую защиту, которая позволяет сохранять данные в разных условиях.

    Чтобы исключить доработки предприятий или самих водителей, законодательство предписывает установить на тахограф пломбы, которые не должны нарушаться.

    Кроме того, при монтаже следует подключать тахограф к системе ГЛОНАСС, а после этого — проводить все необходимые сервисные действия.

    В частности, при эксплуатации нужно проводить раз в два года процедуру калибровки, а меняется блок СКЗИ раз в три года.

    Если это не будет соблюдено, то автомобиль попросту не может ездить и должен быть снят с маршрута до устранения неисправности.

    Список моделей, допускающихся к применению и опубликованных на сайте Минтранса

    Согласно нормативным актам, которые постоянно меняются и обновляются, в России на данный момент для автомобилей, производящих сугубо внутренние перевозки, применяется техника с приборами СКЗИ.

    Она обеспечивает большую надежность данных, позволяет сохранить их даже в сложных ситуациях, и вместе с тем делает процесс считывания максимально простым.

    Как прочитать распечатку с цифрового тахографа смотрите в статье: распечатка с тахографа. Нужно ли менять европейский тахограф, читайте здесь.

    Но при этом международные перевозки требуют немного другого оборудования, и это продумано в нормативных актах. Поэтому перечень моделей для разных ситуаций все же следует узнать.

    В данной стране

    Поскольку для автомобилей, которые ездят по стране и выполняют грузоперевозки или транспортируют пассажиров, обязательна установка тахографов с системой СКЗИ, перечень приборов сужается.

    Но в то же время, есть вариант установки не только российской техники, но и некоторых вариантов от зарубежных производителей.

    На данный момент для перемещения по России можно устанавливать на авто следующие тахографы:

    • ШТРИХ ТахоRUS (два варианта);
    • КАСБИ DT-20M;
    • Меркурий ТА-001;
    • ТЦА-02НК;
    • Drive 5/Drive Smart;
    • Intellic GmbH — EFAS V2 RUS;
    • Siemens DTCO (VDO) 3283 (единственный зарубежный вариант).

    Для международных перевозок (без СКЗИ)

    Для международных перевозок можно использовать гораздо меньше тахометров, как вариант, это может быть австрийская техника EFAS или тот же DTCO 3281 от Siemens.

    Дело в том, что применение приборов со СКЗИ попросту запрещено, поскольку по законодательству данные на таких тахографах вывозить за пределы страны нельзя.

    Тогда возникает вопрос — как передвигаться по территории страны с прибором без СКЗИ, но при этом двигаясь на территорию Евросоюза.

    Ответ достаточно простой, и заключается в том, что автомобили, оборудованные системой ЕСТР, и имеющие лицензию на международные перевозки, могут без проблем передвигаться по территории РФ.

    Если же владелец авто захочет установить прибор с одновременно работающими разными системами, то это будет попросту невозможно, ведь разные способы шифрования не могут быть объединены.

    Поэтому все чаще можно встретить вопрос, где приобрести разрешение на шайбовый тахограф, а его, как ни странно, можно только получить в государственном органе.

    Транспорт, подлежащий контролю

    В законах Российской Федерации, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, четко оговаривается, какие автомобили должны оснащаться тахографами.

    Подобные нормы были разработаны для обеспечения большей безопасности и возможности установить причину аварии, если таковая произойдет.

    Сроки обязательной установки тахографов

    Кроме того, выгоду из установки тахографа может извлечь и владелец транспорта, если у него работает наемный водитель.

    Такой прибор позволяет не только отследить маршрут, исключив сворачивания и поездки нерабочего характера, но и периоды отдыха.

    Все тахографы обеспечивают отображение информации о плавности движения, расходе топлива и прочих моментах, и водители, которые не относятся к рабочей технике бережно, будут выявлены.

    Видео: кто обязан устанавливать тахографы

    Нужен прибор

    Существует достаточно узкий перечень автомобилей, которые должны быть оборудованы тахографами, но тем не менее, они составляют достаточно большой круг всех ТС России.

    Так, подобные приборы контроля должны быть установлены на:

    • грузовики, используемые для перевозки опасных грузов;
    • автобусы с количеством мест более 8-ми;
    • грузовые машины с полной массой более пяти тонн;
    • грузовики с массой более 3,5 тонн, которые перевозят неопасные грузы.

    Можно сделать вывод, что требование по установке контролирующей техники относится ко всему транспорту, который при неправильной эксплуатации может быть опасен.

    К тому же, учитывая систему ГЛОНАСС, руководитель всегда будет знать, где находятся его автомобили, и в каком состоянии пребывает водитель.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: