Теория столкновения
Для понимания масштаба повреждений автомобиля после ДТП, надо четко представлять, что происходит непосредственно в момент удара с кузовом автомобиля, какие участки подвержены деформации. И Вы будете неприятно удивлены узнать, что при фронтальном ударе появляется перекос задней части кузова.
Соответственно, после недобросовестного кузовного ремонта передней части, даже если автомобиль был на стапеле, Вы будете наблюдать заедание крышки багажника, перетирание уплотнительной резинки и многое др. Если Вас заинтересовала эта тема, предлагаю ознакомиться с учебным материалом по теории столкновений, который подготовили специалисты нашего учебного центра.
Общие сведения
Теория
столкновения–этознаниеипониманиесил,возникающихидействующихпристолкновении.
Кузов сконструирован так, чтобы противостоять ударам при обычном движении и обеспечить безопасность пассажиров в случае столкновения автомобиля. При конструировании кузова особое внимание уделяется тому, чтобы он деформировался и поглощал максимальное количество энергии при серьезном столкновении и в то же время оказывал минимальное воздействие на пассажиров. Для этой цели передняя и задняя части кузова должны до определенного предела легко деформироваться, создавая конструкцию, поглощающую энергию удара, и в то же время эти части кузова должны быть жесткими, чтобы сохранить зону отделения для пассажиров.
Определение нарушения положения элементов конструкции кузова:
- Знание теории столкновения: понимание того, как конструкция автомобиля реагирует на силы, возникающие при столкновении.
- Осмотр кузова: поиск признаков, указывающих на повреждение конструкции и его характер.
- Проведение измерений: основные замеры, используемые для выявления нарушений положения элементов конструкции.
- Заключение: применение знаний по теории столкновения совместно с результатами внешнего осмотра для оценки фактического нарушения положения элемента или элементов конструкции.
Определение параметров движения автомобилей при перекрестном столкновении
При перекрестном столкновении оба автомобиля обычно совершают сложные движения, так как в результате столкновения каждый из автомобилей начинает вращаться около своего центра тяжести. Центр тяжести, в свою очередь, перемещается под некоторым углом к первоначальному направлению движения.
Рассмотрим перекрестное столкновение автомобилей, которые перед столкновением тормозили и оставили тормозные следы SЮ1
и S
Ю2
. После столкновения центр тяжести автомобиля 1 переместился на расстояние Sпн1 под углом
у1 ,
а центр тяжести автомобиля 2 — на расстояние S
ПН2
под углом
у2.
Все количество движения системы можно разложить на две составляющие в соответствии с первоначальным направлением движения автомобилей 1 и 2. Поскольку количество движения в каждом из указанных направлений не изменится, то
где v1 /
и
v2 / —
скорости автомобиля 1 к 2 после удара.
Эти скорости можно найти, предположив, что кинетическая энергия каждого автомобиля после удара перешла в работу трения шин но дороге во время поступательного перемещения на расстояние SПН1(SПН2) и поворота центра тяжести на угол
1( 2).
Работа трения шин по дороге при поступательном движении автомобиля 1:
То же, при повороте его относительно центра тяжести на угол
1: .
где а1 и b1— расстояние от переднего и заднего мостов автомобиля 1 до его центра тяжести;
R
z1
, R
z2
—
нормальные реакции дороги, действующие на передний и задний мосты автомобиля 1;
1 — угол поворота автомобиля 1, рад;
у
— коэффициент поперечного сцепления. При этом
где L
1 — база автомобиля 1,
Отсюда скорость автомобиля 1 после столкновения
где L2 — база автомобиля 2;
а2 и
b2 — расстояния от переднего и заднего мостов автомобиля 2 до его центра тяжести.
Рисунок 3. Схема перекрестного столкновения автомобилей.
Подставив величину скорости автомобиля после столкновения в формулу количества движения, получим:
Зная скорости v1и v2автомобилей непосредственно перед столкновением, можно найти скорости в начале тормозного пути и перед началом торможения.
Скорость автомобиля 1 в начале тормозного пути
Скорость автомобиля 1 перед началом торможения
Аналогично определяются скорости второго автомобиля.
Скорости автомобилей перед перекрестным столкновением, определенные таким способом, являются минимально возможными, так как в расчетах не учтена энергия, затраченная на вращение обоих автомобилей. Фактические скорости могут быть на 10-20 % выше расчетных.
Установление момента возникновения опасности для движения.
В экспертной практике под моментом возникновения препятствия (опасности для движения) понимают момент развития дорожно-транспортной ситуации, начиная с которого водитель должен был принимать меры к предотвращению дорожно-транспортного происшествия в соответствии с Правилами дорожного движения и на который определяется техническая возможность у водителя предотвратить дорожно-транспортное происшествие.
В общем случае препятствие или опасность для движения считаются возникшими в том случае, когда водитель имел объективную возможность обнаружить, что:
— по полосе движения транспортного средства идут пешеходы во встречном или попутном направлении;
— пешеход вышел на проезжую часть данного направления и приближается к полосе движения транспортного средства (для случаев, когда пешеход до наезда не менял тем и направление движения);
— пешеход возобновил движение после остановки на проезжей части (для случаев изменения темпа и направления движения пешеходом), если проверка показывает, что к моменту разъезда автомобиля с пешеходом последний не представлял бы опасности для движения транспортного средства. Если бы пешеход к указанному моменту по-прежнему представлял опасность, то за момент возникновения опасности принимается начало его движения по проезжей части данного направления;
— пешеход появился из-за объекта (подвижного или неподвижного), ограничивающего видимость водителю транспортного средства;
Вопрос о моменте возникновения препятствия или опасности для движения в каждом конкретном случае решается с учетом особенностей дорожно-транспортной ситуации, связанной, в том числе, с интенсивностью движения, поведением участников движения и т.п.
При перекрестном столкновении
этот момент возникает, когда водитель имеет возможность обнаружить, что другое ТС на таком расстоянии от места столкновения (где он должно было бы остановиться, чтобы уступить дорогу), на котором его водитель при избранной скорости движения этого уже не может (то есть когда другое ТС приблизилось к этому месту на расстояние, равное пути торможения).
Виды столкновений
Когда два или большее число объектов сталкиваются друг с другом возможны следующие варианты столкновений
По начальному взаиморасположению объектов
- Оба объекта движутся
- Один движется, а другой неподвижен
- Дополнительные столкновения
По направлению удара
- Столкновение спереди (фронтальное)
- Столкновение сзади
- Боковое столкновение
- Опрокидывание
Рассмотрим каждый из них
Оба объекта движутся:
Один движется, а другой неподвижен:
Дополнительные столкновения:
Столкновение спереди (фронтальное):
Столкновение сзади:
Боковое столкновение:
Опрокидывание:
Влияние сил инерции при столкновении
Под действием сил инерции движущийся автомобиль стремиться продолжить движение в прямом направлении и при ударе о другой объект или автомобиль действует как сила.
Автомобиль, стоящий неподвижно, стремиться сохранить неподвижное состояние и действует как сила, противодействующая другому автомобилю, который на него наехал.
При столкновении другим объектом создается «Внешняя сила»
В результате инерции возникают «Внутренние силы»
Какая существует классификация ДТП
Министерство внутренних дел подразделяет дорожно-транспортные происшествия на следующие виды:
- столкновение;
- наезд (на препятствие, на пешехода, на стоящее транспортное средство; на гужевой транспорт);
- опрокидывание;
- падение пассажира. Здесь нередко возникает путаница. Например, когда пассажир входил или выходил, скажем, из автобуса на остановке и при этом упал, такой случай не будут считать дорожно-транспортным происшествием и, следовательно, не отнесут к данной категории ДТП.
- иные ДТП.
Типы повреждений
Сила и поверхность удара
Повреждение будет разным для данных автомобилей одинаковой массы и имеющих одинаковую скорость в зависимости от объекта столкновения, например, столба или стены. Это может быть выражено уравнением f = F / A, где f – величина силы удара на единицу поверхности F — сила А – поверхность удара Если удар приходится на большую поверхность, повреждение будет минимальным. Наоборот, чем меньше поверхность удара, тем более серьезным будет повреждение. На примере справа бампер, капот, радиатор и т. д. серьезно деформированы. Двигатель сдвинут назад и последствия столкновения доходят до задней подвески.
Два типа повреждений
Первичное повреждение
Столкновение между автомобилем и препятствием называется первичным столкновением, а создаваемое при этом повреждение — первичным повреждением. Непосредственное повреждение Повреждение, вызываемое препятствием (внешней силой), называется непосредственным повреждением. Повреждения от волнового эффекта Повреждения, создаваемые при передаче энергии удара, называются повреждениями от волнового эффекта. Вызванное повреждение Повреждение, вызываемое в других частях, испытывающих растягивающее или толкающее усилие в результате непосредственного повреждения или повреждения от волнового эффекта, называется вызванным повреждением.
Вторичное повреждение
Когда автомобиль сталкивается с препятствием, создается большая сила замедления, которая останавливает автомобиль в течение нескольких десятков или сотен миллисекунд. В этот момент пассажиры и предметы внутри салона автомобиля будут пытаться продолжать свое движение со скоростью автомобиля до столкновения. Столкновение, которое вызывается инерцией и которое имеет место внутри автомобиля, называется вторичным столкновением, а получающееся в результате этого повреждение называется вторичным (или инерционным) повреждением.
Категории нарушения положения частей конструкции
- Прямое смещение
- Косвенное (непрямое) смещение
Рассмотрим каждое из них отдельно
Прямое смещение
Косвенное (непрямое) смещение
Что происходит с автомобилем при столкновении на большой скорости
Физика процесса столкновения
При столкновении автомобилей все происходит молниеносно, в течение долей секунд. В результате столкновения происходит деформация, а иногда и полное разрушение автомобилей. Основными факторами, которые влияют на степень разрушения, являются конструкция автомобиля и его скорость. По линии удара действует ударный импульс. Направление линии удара во время столкновения автомобилей зависит и от направления, и от скорости движения. Если автомобили двигаются с разными скоростями, то линия удара пройдет под меньшим углом к оси автомобиля с большей скоростью.
Энергия, которая образуется при столкновении.
Рассмотрим столкновение автомобиля с каким-либо препятствием. Здесь можно выделить 2 этапа: момент соприкосновения, длящийся до момента наибольшего сближения; и момент перемещения автомобиля, длящийся до их разъединения.
На первом этапе кинетическая энергия движения автомобилей переходит частично в потенциальную энергию упругой деформации, в тепловую энергию, и др.
Во всем мире инженеры изучают последствия лобовых столкновений легковых автомобилей. Существуют специальные полигоны. На таких полигонах испытывают автомобили на столкновения. Значительные повреждения получают обычно узлы и детали передней части: бампер, капот, крылья, радиатор. Такие повреждения происходят в считанные доли секунд.
Даже если автомобиль движется с умеренной скоростью, кинетическая энергия его велика. При ударе автомобиля в неподвижную прочную стену большой массы, поглощается вся энергия удара. Жесткая стена практически не подвергается деформации. При лобовом столкновении двух одинаковых легковых автомобилей весом по 1800 кг на скорости 50 км/ч получим эффект аналогичный удару о неподвижную стену. А если один автомобиль движется медленнее другого, то суммарная энергия, которая выделяется при столкновении, будет меньше, чем в предыдущем случае. Автомобиль же с меньшим весом или движущейся с меньшей скоростью получит большую энергию, чем та, которой он обладал к моменту столкновения.
Имейте в виду, что при скорости уже в 100 км/ч результаты от удара будут иметь самые плачевные последствия для людей, находящихся в автомобиле. Проводились неоднократные испытания. Трудно вообразить, какой должна быть «безопасная» конструкция автомобиля, позволяющая поглотить такую огромную энергию и еще и гарантировать безопасность для людей в автомобиле.
Главное для водителя предотвратить лобовое столкновение. Именно лобовое столкновение приводит к наибольшим разрушениям кузова автомобиля. При лобовом столкновении вероятность получения тяжелых травм водителю и пассажирам многократно увеличивается.
1. Во избежание лобового столкновения, следует постараться направить автомобиль в сторону от дороги. Это может быть кювет, кустарник, сугроб, и т.д. Не забывайте, что пологие откосы, а также мелкий кустарник, и сугробы менее опасны при наезде, чем большие деревья, столбы или стена.
2. Не забывайте, что удары, полученные по касательной или сзади, даже съезд с дороги с опрокидыванием менее опасны, чем лобовое столкновение.
4. Аналогично можно посоветовать и в ситуациях, когда на дороге появляется крупное животное. Если у Вас нет возможности избежать такого столкновения, то, поверьте, лучше уж сбить животное, чем удариться о неподвижное препятствие, которым может быть дерево или столб. Последствия могут быть более драматичными.
Поглощение удара
Автомобиль состоит из трех секций: передняя, средняя и задняя. Каждая секция из-за особенностей ее конструкции при столкновении реагирует независимо от других. Автомобиль не реагирует на удар как одно нераздельное устройство. На каждой секции (передней, средней и задней) воздействие внутренних и (или) внешних сил проявляется отдельно от других секций.
Места разделения автомобиля на секции
Конструкция для поглощения удара при столкновении
Главное назначение этой конструкции — эффективно поглощать энергию удара всей рамой кузова дополнительно к разрушаемым передней и задней частям кузова. В случае столкновения эта конструкция обеспечивает минимальный уровень деформации пассажирского салона.
Передняя часть кузова
Поскольку вероятность столкновения для передней части кузова относительно высока, в дополнение к передним лонжеронам предусмотрены верхние усилители фартука крыла и верхние боковые панели торпедо кузова с зонами концентрации напряжения, предназначенные для поглощения энергии удара.
Задняя часть кузова
Из-за сложного сочетания панелей задней боковой части кузова, короба заднего пола и элементов, сваренных с помощью точечной сварки, поверхности поглощения удара относительно трудно заметить в задней части кузова, хотя концепция поглощения удара остается аналогичной. В зависимости от расположения топливного бака поверхность поглощения удара лонжеронов заднего пола изменена так, чтобы поглощать энергию удара от столкновений без повреждения топливного бака.
Типовые определения и характеристики повреждений транспортного средства
Приложение 2 к приложению к Положению Банка России от «19» сентября 2014 года No 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»
Типовые определения и характеристики повреждений транспортного средства
Характеристика вида повреждения
Отклонение от правильного взаимного расположения поверхностей во вращающихся (колеблющихся) цилиндрических деталях машин и механизмов
Изменение геометрии лакокрасочного покрытия и пластичных конструктивных материалов в виде выпуклости
Нарушение режима работы агрегатов и узлов транспортного средства, характеризующееся звуком с достаточно постоянной частотой и повышенным уровнем громкости относительно допустимого уровня
Изменение геометрии конструктивного элемента транспортного средства по части или всей площади его поверхности в виде углубления круглой или овальной формы со сглаженными краями без разрывов поверхности элемента (вдавленное место)
Нарушение соединения одной детали (как правило, более мелкой) с другой деталью (как правило, более крупной), сопровождающееся выпадением первой детали с места посадки, расположенного на второй детали
Изменение геометрии конструктивного элемента по части или полной площади его поверхности в виде сферически выгнутой наружу формы со сглаженными краями без разрывов поверхности элемента
Полное отделение (с отрывом) от узла, агрегата, детали его фрагмента
Одностороннее без отрыва отделение поверхностного слоя части, детали с образованием, например, заусениц или полосок.
Полная потеря подвижности движущихся во время рабочих процессов деталей узлов и агрегатов, вызванная взаимным смещением деталей в пространстве от конструктивно заданного положения
Изменение геометрии конструктивного элемента в виде его сгибания вверх, вниз или назад
Вид деформации конструктивного элемента транспортного средства, характеризующийся дугообразным искривлением (изменением кривизны) оси симметрии элемента либо его части или поверхности. Основные виды изгибов: поперечный, продольный, продольно-поперечный
Искривление и (или) сгибание поверхности конструктивного элемента с появлением неровностей
Несквозное повреждение конструктивного элемента небольшой глубины с ровными краями без отделения части материала, длина которого превышает его ширину
Связанное с процессом следообразования перенесение материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого. При дорожно-транспортном происшествии встречаются наслоения краски, пластика, резины или других конструктивных материалов с одного транспортного средства на другом.
Частичное уничтожение конструктивного элемента транспортного средства в результате температурных воздействий, в том числе с обугливанием его оставшейся части
Отделение фрагмента конструктивного элемента
Разделение многослойных материалов, из которых изготовлены конструктивные элементы, на несколько слоев
Взаимное смещение конструктивных элементов транспортного средства (например, каркаса кузова, кабины, салона, платформы, проемов дверей, капота, крышки багажника, ветрового и заднего стекла, лонжеронов, рамы) в пространстве от конструктивно заданного положения с нарушением сверх допустимых пределов местоположения контрольных (базовых) точек
Разделение конструктивного элемента на несколько мелких частей или полная потеря им формы и свойств
Сквозное отверстие малой величины, как правило, круглой формы
Сквозное или несквозное узкое повреждение в основном линейной формы, длина которого превышает его ширину, в мягких материалах (например резина, ткани)
Сквозное повреждение конструктивного элемента неправильной формы с неровными краями без отделения части материала (длина повреждения превышает его ширину)
Повреждение поверхностного слоя конструктивного элемента в виде линии незначительной глубины и длины
Разрушение металла по всей толщине детали в результате химического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой
Полное отделение незначительного по площади фрагмента основного материала от поверхности детали. Особым видом скола является скол лакокрасочного покрытия – незначительное по площади отделение фрагмента лакокрасочного покрытия без повреждения материала детали.
Изменение геометрии конструктивного элемента с образованием неровности в виде волнообразного или прямолинейного сгиба
Изменение формы конструктивного элемента в виде деформации вокруг воображаемой оси
След сквозной коррозии
Признак, косвенно указывающий на наличие сквозной коррозии (например, разрушение лакокрасочного покрытия металлической детали изнутри, без повреждения его поверхностного слоя, подтеки ржавчины)
Нарушение взаимного положения конструктивных элементов, не предусмотренное его конструкцией
Нарушение режима работы агрегатов и узлов транспортного средства, характеризующееся звуком в виде ударных нагрузок и повышенным уровнем громкости относительно допустимого уровня
Частичное или полное вытекание топливно-смазочных материалов и специальных жидкостей через образовавшиеся трещины и щели
Узкое сквозное или несквозное повреждение конструктивного элемента транспортного средства, длина которого превышает его ширину
Источник
Волновой эффект
Энергия удара характеризуется тем, что легко проходит по прочным участкам кузова и, наконец, достигает более слабых участков, повреждая их. На этом основан принцип волнового эффекта.
Передняя часть кузова
В заднеприводном автомобиле (FR), если энергия удара F приложена к передней кромке А переднего лонжерона, она поглощается посредством повреждения зон А и В и вызывает также повреждение зоны С. Затем энергия проходит через зону D и после изменения направления достигает зоны Е. Повреждение, создаваемое в зоне D, показано смещением назад лонжерона. Энергия удара затем вызывает повреждение от волнового эффекта панели щитка приборов и короба пола, прежде чем распространится по более обширной площади.
В переднеприводном автомобиле (FF) энергия фронтального удара будет вызывать интенсивное разрушение передней части (А) лонжерона. Энергия удара, вызывая выпучивание задней части В лонжерона, в конце концов приводит к повреждению панели щитка приборов (С) от волнового эффекта. Тем не менее, волновой эффект на заднюю часть (С), усиление (нижней задней части лонжерона) и кронштейн рулевого механизма (в нижней части щитка приборов) остается незначительным. Это происходит потому, что центральная часть лонжерона будет поглощать большую часть энергии удара (В). Другой характеристикой переднеприводного автомобиля (FF) является также повреждение опор двигателя и соседних участков.
Если энергия удара направлена к участку А фартука крыла, будут также повреждаться более слабые участки В и С по пути распространения энергии удара, обеспечивая гашение некоторой части энергии по мере ее распространения назад. После зоны D волна будет воздействовать на верхнюю часть стойки и продольный брус крыши, но воздействие на нижнюю часть стойки будет незначительным. Как результат, передняя стойка будет наклоняться назад, причем ее нижняя часть будет действовать в качестве оси поворота (в месте соединения с панелью). Типичным результатом этого перемещения является сдвиг в зоне посадки двери (дверь становится смещенной).
Задняя часть кузова
Энергия удара по панели задней боковой части кузова вызывает повреждение в зоне контакта и затем у боковины задка. Также панель задней боковой части кузова будет сдвигаться вперед, исключая любой промежуток между панелью и задней дверью. Если прилагается более высокая энергия, задняя дверь может быть подана вперед, деформируя центральную стойку, и повреждение может распространяться на переднюю дверь и переднюю стойку. Повреждение двери будет концентрироваться в подогнутых участках в передней и задней частях наружной панели и в зоне замка двери внутренней панели. Если стойка повреждена, то типичным симптомом является плохо закрываемая дверь.
Другим возможным направлением волнового эффекта является путь от стойки боковины задка к продольному брусу крыши.
В этом случае задняя часть продольного бруса крыши будет толкаться вверх, создавая больший зазор у задней части двери. Затем деформируется участок соединения панели крыши и задней боковой части кузова, приводя к деформации панели крыши над центральной стойкой.
Классификация по способу возникновения
По способу или механизму возникновения ДТП бывают следующих типов.
Столкновение
Столкновения могут быть следующих типов:
- лобовое;
- заднее;
- боковое;
- касательное.
Лобовое столкновение – столкновение автомобилей, едущих навстречу друг другу. Это наиболее опасный вид ДТП, поскольку энергия транспортных средств, движущихся навстречу, суммируется. Такой тип ДТП часто заканчивается смертельным исходом для его участников. Наиболее часто встречается на междугородних трассах без физического разделения полос при обгоне и выезде на встречную полосу.
Заднее столкновение – это соударение транспортных средств, едущих в одном направлении, но с разной скоростью. Может привести к повреждению нескольких автомобилей. Основными специфическими причинами являются несоблюдение дистанции, отвлечение водителя, технические неисправности тормозной системы, неоснащенность шипованной резиной зимой. Часто к этому приводит также отвлечение внимания водителя и превышение скорости. Обычно происходит на загруженных магистралях при плохих погодных условиях (гололед, дождь). Редко приводит к тяжелым последствиям.
Боковое столкновение – это соударение транспортных средств, движущихся по перпендикулярной траектории. Чаще всего возникает при выезде транспортного средства с боковой второстепенной дороги на главную на нерегулируемых перекрестках и развилках. Возникает обычно в черте города. Причина чаще всего в невнимательности водителя, выезжающего с второстепенной дороги при ограничении обзора при выезде с посторонними объектами (рекламными билбордами, деревьями и т.д.). Второй причиной, а еще чаще, сопутствующей, может являться превышение скорости водителем, едущим по главной дороге.
Касательное столкновение – соударение транспортных средств, движущихся в одном направлении. Возникает на нерегулируемых перекрестках и при кольцевом движении при нарушении правил дорожного движения – непредоставлении преимущества по ПДД транспортному средству, либо при невнимательности в перестроении. Как правило, не сопровождается серьезным ущербом.
Опрокидывание
Опрокидывание возникает при сильном превышении скорости при обстоятельствах, не способствующих устойчивому движению: крутой поворот с уклоном, пробитое или отломавшееся колесо, скользкое дорожное покрытие. Также может возникнуть при резком выходе из бокового заноса.
Является очень опасным ДТП для участников, так как может привести не только к механическим повреждениям автомобиля, но и его возгоранию в результате детонации топлива.
Наезд на стоящее транспортное средство
Наезд на стоящий автомобиль происходит в черте города при невнимательности активного участника, либо при неправильной парковке неподвижного ТС. Может иметь самые разные последствия в зависимости от скорости движущегося участника.
Наезд на пешехода
Столкновение автомобиля с человеком, движущимся по проезжей части или тротуару, относится к наездам на пешехода. Так же интерпретируется ДТП, в котором столкновение с машиной, находящейся в движении, было инициировано пешеходом. Такое может произойти по причине невнимательности водителя, превышении скорости, ограничении обзора и плохих погодных условиях, а также при несоблюдении пешеходом правил дорожного движения. Водитель с точки зрения права несет большую ответственность за такое ДТП, как лицо, обладающее ответственностью за средство повышенной опасности, автомобиль. Поэтому при нарушении ПДД, приведшему к ДТП этого типа, водителя ожидает административная ответственность со штрафом.
В случае смерти пешехода наступает уголовная ответственность.
Наезд на велосипедиста
Наезд на велосипедиста по трактовке вины и правовым последствиям аналогичен наезду на пешехода. Единственным отличием является то, что с точки зрения ПДД велосипед – это тоже транспортное средство и правила езды на велосипеде отличаются от правил передвижения пешехода. Частым примером является наезд на велосипедиста при пересечении велосипедистом проезжей части по пешеходному переходу в процессе управления велосипедом, что запрещено ПДД.
Состояние алкогольного опьянения велосипедиста делает его виновным в ДТП, так же как и управление автомобилем.
Наезд на гужевой транспорт
Наездом на гужевой транспорт называют столкновение автомобиля с повозкой, в которую запряжены тягловые животные. Такой тип ДТП свойственен больше сельской местности. Причиной может быть невнимательность и нарушение ПДД водителем, недостаточность взаимодействия опыт водителя и тягловых животных гужевого ТС.
Наезд на животное
Наезд на животное трактуется как ДТП, даже в случае если водитель транспортного средства не понес ущерба, поскольку домашние животные, согласно праву, являются имуществом хозяев, а дикие животные – имуществом государства (Гражданский Кодекс, ст. 137, Закон о животном мире, ст 4).
Поэтому согласно праву ДТП с участием животных также требует регистрации и возмещения ущерба пострадавшей стороне по ОСАГО.
Падение пассажира
Падения пассажира в общественном транспорте по статистике составляют около 40% случаев, в которых водители общественного транспорта нарушили ПДД. Чаще всего возникают при экстренном торможении. В некоторых случаях падений прослеживается вина пассажиров, нарушающих правила проезда в общественном транспорте. Следует заметить, что если падение пассажира в автобусе трактуется как ДТП, то и продолжение движения автобуса рассматривается как оставление места ДТП, со всеми правовыми последствиями для водителя.
Выпадения пассажира из автомобиля очень опасны, хотя и случаются редко.
Прочие виды ДТП
К прочим типам ДТП по способу возникновения относятся все происшествия, не попавшие в описанную классификацию – например, нанесение ущерба не являющимся участниками движения людям при столкновении с жилым помещением, падение незакрепленного груза с грузового тс, сход с рельсов трамвая и т.д.
В таких случаях ответственная сторона и причины произошедшего достаточно очевидны — это водитель транспортного средства и его поведение, приведшее к ущербу пассивных участников.
- Астрономия
- Биология
- Биотехнологии
- География
- Государство
- История
- Лингвистика
- Литература
- Менеджмент
- Механика
- Образование
- Охрана труда
- Педагогика
- Политика
- Право
- Психология
- Социология
- Физика
- Химия
- Экология
- Электроника
- Электротехника
- Энергетика
- Юриспруденция
- Этика и деловое общение
Спорт Столкновение транспортных средств.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СТОЛКНОВЕНИЯ
I. По направлению движения ТС.
1. Продольное —
столкновение без относительного смещения ТС в поперечном направлении, ᴛ.ᴇ. при движении их параллельными курсами (угол α равен 0 или 180 градусам).
2. Перекрестное —
столкновение при движении ТС непараллельными курсами, ᴛ.ᴇ. когда одно из них смещалось в поперечном направлении в сторону полосы движения другого (уголαне равен 0 или 180 градусам).
II. По характеру взаимного сближения ТС.
Признак ДТП определяется величиной угла столкновения.
По этому признаку столкновения делятсяна:
1. Встречное —
столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого противоположна этому направлению; ТС сближались с отклонением навстречу друг другу (угол α > 90; 270 градусов).
3. Поперечное —
столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого равна О (угол α равен 90; 270 градусам).
III. По относительному расположению продольных осей ТС.
Признак определяется величиной угла взаимного расположения их продольных осей.
По этому признаку столкновения делятся на:
1. Прямое —
столкновение при параллельном расположении продольной или поперечной оси одного ТС и продольной оси второго ТС (угол α равен 0; 90 градусам).
2. Косое —
столкновение, при котором продольные оси ТС’ располагались по отношению друг к другу под острым углом;
(угол α не равен 0; 90 градусов).
IV. По характеру взаимодействия ТС при ударе.
Признак определяется по деформациям и следам на участках контакта.
По этому признаку столкновения делятся на:
1. Блокирующее
— столкновение, при котором в процессе контактирования относительная скорость ТС на участке контакта к моменту завершения деформаций снижается до 0.
2. Скользящее —
столкновение, при котором в процессе контактирования происходит проскальзывание между контактировавшими участками вследствие того, что до момента выхода ТС из контакта друг с другом скорости движения их не уравниваются.
3. Касательное —
столкновение, при котором вследствие малой величины перекрытия контактировавших частей ТС получают лишь несущественные повреждения и продолжают движение в прежних направлениях (с незначительным отклонением и снижением скорости). При таком столкновении на участках контакта остаются горизонтальные трассы (царапины, притертости).
V. По направлению удара относительно центра тяжести.
Признак определяется по направлению вектора равнодействующей векторов ударных импульсов.
По этому признаку столкновения делятся на:
1. Центральное —
когда направление линии столкновения проходит через центр тяжести ТС.
2. Эксцентрическое —
когда линия столкновения проходит на некотором расстоянии от центра тяжести, справа (правоэкс-центрическое) или слева (левоэксцентрическое) отнего
.
VI. По месту нанесения удара.
По этому признаку столкновения делятся на:
1. Переднее (лобовое) —
столкновение, при котором следы непосредственного контакта при ударе о другое ТС расположены на передних частях.
2. Переднее угловое правое и переднее угловое левое—
столкновение
, при котором следы контактарасположены на задних и прилегающих к ним боковых частях ТС.
3. Боковое правое и боковое левое —
столкновение, при котором удар был нанесен в боковую сторону ТС.
4. Заднее угловое правое и заднее угловое левое —
столкновение, при котором следы непосредственного контакта расположены на задних и прилегающих к ним боковых частях ТС.
5. Заднее —
столкновение, при котором следы контакта͵ возникшие при ударе, расположены на задних частях ТС.