Попал в ДТП я виновник: что делать со страховкой

Дата публикации: 04.03.2019 Количество просмотров: 5703

Автор: Ермаков Андрей Валерьевич Адвокат, партнер Юридического Агентства Санкт-Петербурга Написано статей: 20

Ситуация, когда страховая компания подает в суд на виновника ДТП с целью взыскания материального ущерба по выплаченной пострадавшей стороне компенсации с каждым годом встречается все чаще. Если раньше подобным грешили достаточно малоизвестные организации, имеющие тесную связь с коллекторскими агентствами, то сегодня получить иск по суброгации или регрессу можно практически от любой СК. В последнее время наблюдается повышенная активность со стороны страховой , которая пытается компенсировать свои потери по договорам КАСКО или ОСАГО путем подачи судебных исков в адрес виновников аварии. Прослеживается тенденция: если ДТП было совершено в 2015 или 2021 году (вот-вот истечет срок давности), а сумма выплаченного материального ущерба превышает 100-120 тысяч рублей, можно ожидать скорой повестки из суда. Этому есть много объяснений: нестабильная экономическая обстановка в стране, резко возросшее количество транспортных средств, конкуренция на рынке, ужесточение законодательства в сфере деятельности страховых компаний. Чтобы хоть как-то сохранять активы и не стать банкротом, они вынуждены прибегать к суброгационным и регрессным искам. Что делать, если страховая компания подала в суд на виновника ДТП, в чем разница между регрессом и суброгацией, реально ли снизить размер выплат по судебному иску и как защитить свои имущественные права? Ответы на эти и смежные вопросы дают профессиональные юристы в сфере страхового законодательства и гражданского права.

Разрешение конфликта по согласию двух сторон

Что делать, если у вас отсутствует страховка ОСАГО. Возможно решение проблемы по соглашению двух сторон, без дальнейшего судебного разбирательства. Такое может произойти, если ущерб, нанесенный автомобилю минимальный, скрытых повреждений повпопоППОеждений быть не может, пострадавшие могут самостоятельно определить стоимость проведения ремонта, оба приходят к соглашению, что им проще сразу, мирно договориться и разойтись.

Согласно статье №1064 ГК Российской Федерации, убытки, нанесенные в аварии, подлежат полной компенсации виновным в этой аварии. Поэтому необходимо, в случае отсутствия страхового полиса, быть готовым к возмещению восстановления пострадавшего автомобиля самостоятельно. А кроме того, обязательной будет оплата штрафа за отсутствие страхового полиса ОСАГО и управление транспортного средства без страховки, возможны будут претензии о возмещении морального вреда.

Наилучший вариант, выплатить сумму компенсации непосредственно на месте происшествия, но, иногда, у виновника отсутствуют необходимая сумма денег, и он просит подождать, и выплатить деньги через некоторое время. Лицо пострадавшее в аварии может, взять в виде залога, какую-то ценную вещь. Все действия обязательно отражаются в расписке.

ВАЖНО !!! В залог не берется паспорт виновного, потому что такое деяние, является грубым нарушением законодательства и подлежит уголовному наказанию.

Если, потерпевший не может определиться со стоимостью ремонтных работ, стоимость ремонта определяется экспертами. Оценку причиненного ущерба могут сделать на СТО, или независимые эксперты. При получении денежных средств, в качестве компенсации за восстановление пострадавшего автомобиля, пострадавший должен написать расписку о получении средств. Во избежание дальнейших споров, следует весь процесс договора и оплаты, написания расписки фиксировать на видео, или оставить включенным видеорегистратор.

Существует и такая ситуация. В страховом полисе ОСАГО, на данный автомобиль, вписано более одного водителя, а за рулем автомобиля, участвовавшего в аварии, был водитель, не записанный в полисе, такая ситуация приравнивается к отсутствию полиса, но, страховая компания ОСАГО обязана произвести денежные выплаты. В случае отказа виновного, погасить сумму на восстановление машины, следует в установленные сроки, оформить все нужные документы и обратиться в страховую компанию или далее в судебные инстанции.

Алгоритм действий для возмещения ущерба

Процесс возмещения ущерба начинается сразу после ДТП. После того как обязательные предписания ПДД будут соблюдены, стороны должны:

  • правильно заполнить извещение о ДТП (по Европротоколу, либо с участием представителя ГИБДД);
  • незамедлительно уведомить свою страховую компанию об инциденте (это можно сделать по телефону, либо в офисе компании);
  • подать заявление о страховом случае и возмещении ущерба, передать страховщику извещение о ДТП;
  • представить автомашину для осмотра повреждений и оценки ущерба;
  • представить документы о причинении вреда жизни и здоровью.

Даже если страховая компания выплатит ущерб имуществу и вред здоровью, компенсацию морального вреда все равно придется взыскивать с виновника. Для этого нужно подать иск в мировой или районный суд, обосновать степень физических и нравственных страданий. В качестве доказательств можно приложить выписки из медицинского учреждения о выявленных травмах, квитанции и чеки об оплате медикаментов и медицинских услуг.

Алгоритм выплат по ОСАГО несущественно отличается для извещений по Европротоколу и с вызовом инспектора ГИБДД. В первом случае виновность в аварии определяют и фиксируют в извещении сами водители. Если у них возник спор по этому вопросу, нужно вызывать представителя дорожной инспекции. Если для составления извещения вызывается сотрудник ГИБДД, он дополнительно оформляет протокол о нарушении ПДД. С помощью этого документа подтверждается вина одного или обоих водителей.

Сложности могут возникнуть при обоюдной вине в ДТП. Страховые компании не могут сами оценить степень вины, поэтому возместят ущерб из пропорции 50 на 50. Если водители не согласны с таким вариантом расчета, они могут обратиться в суд с исковым заявлением. По решению суда может устанавливаться другая пропорция по степени виновности (например, 70 на 30, 90 на 10). Для этого изучаются материалы дела о ДТП, проводятся автотехнические и трасологические экспертизы. В этом случае страховая компания обязана возместить сумму ущерба на основании судебного акта.
Нет ОСАГО у виновника ДТП. Что будет? Выплата по страховке при ДТП.

Досудебная претензия

Вторым вариантом является досудебная претензия. Делается в случае отсутствия страхового полиса ОСАГО и невозможности договориться мирным путем, по соглашению двух сторон. Проводится досудебное разбирательство. Сотрудником инспекции фиксируется факт аварии. При составлении протокола на месте дорожно-транспортного происшествия, обязательно фиксируются сведения об отсутствии у виновного страхового полиса.

Потерпевший сам, в обязательном порядке, сохраняет у себя сведения о виновном в аварии:
  • Фамилия и инициалы,
  • Место, где зарегистрирован и место, где проживает,
  • Контактный телефон.
Кроме фиксации данных виноватого в аварии, для подачи досудебной претензии, необходимо подготовить следующие документы.
  1. Отчет независимой экспертизы, в котором подается подробное описание всех, даже если есть и скрытые повреждения автомобиля. Делается расчет суммы денежных средств, необходимых для восстановления автомашины, то есть расчет нанесенного ущерба. Кроме отчета, об экспертизе, обязательно должны прилагаться копии разрешающих документов на проводимую деятельность данной организацией, например, лицензия и т.д. Стоимость экспертизы от 2000 до 7000 рублей.
  2. В случае, когда получены повреждения, в результате которых машина не может быть восстановлена, составляется отчет об утерянной товарной стоимости. Стоимость оформления такого отчета составляет 5000 рублей.
  3. Оформление досудебной претензии виновнику аварии без полиса ОСАГО, стоимость составления претензии 5000 рублей, Претензию можно составить и самому потерпевшему. В документе подробно описывается направления движения транспортных средств, точное место совершения аварии, время и дата аварии, все сопутствующие обстоятельства. Но, каждый пункт претензии, дополняется цитатами из законодательных документов, выдержками из экспертного отчета по калькуляции нанесенного ущерба. Все эти данные должны согласоваться с протоколом с места аварии, составленного сотрудником ГИБДД, поэтому важно при составлении протокола контролировать, какие данные вносятся в протокол. В итоговом обращении указывается сумма денежной компенсации, подлежащей возмещению. Но, эта сумма может быть больше суммы обозначенной в отчете независимой экспертизы, потому что может содержать сумму, состоящую из затраченных денег по оплате услуг технической службы (эвакуатор), оплата стоянки автомобиля, оплата проведения экспертной оценки, оплата юридических услуг, сумма морального ущерба.
Для подачи досудебной претензии, к самой претензии необходимо приготовить пакет документов, куда входят:
  • Копия справка из ГИБДД, о происшествии.
  • Копия постановления о зафиксированном правонарушении.
  • Письмо, уведомляющее о проведении независимой экспертизы.
  • Письмо с приглашением на осмотр.
  • Копии документов на автомобиль
  • Отчет с экспертной оценкой независимого эксперта, о нанесенном ущербе.
  • Кассовые документы, которые могут подтвердить денежные расходы на восстановление автомобиля.

Все копии, необходимые для дальнейших разбирательств, делаются и заверяются на месте аварии сотрудниками ГИБДД, оформляющими протокол о происшествии.

ВНИМАНИЕ !!! Готовое претензионное письмо, следует выслать на почтовый адрес виновного в происшествии, в виде заказного почтового отправления с обратным уведомлением о получении. Почтовые чеки и квитанции сохраняются. Если претензионное письмо не поможет взыскать сумму ущерба, следует составить исковое заявление для подачи в судебные инстанции.

Кроме данных по виновному в совершении аварии и калькуляции денежной суммы компенсации по восстановлению пострадавшего автомобиля, входят данные о потерпевшем, номера контактных телефонов, почтовый адрес и адреса электронной почты. Кроме того, указывается время, которое отводится на урегулирование вопроса без суда. Следует воспользоваться рекомендацией, и в отведенные сроки, указанные в претензии, и выплатить денежную компенсацию. При доведении дела до судебного иска, виновному нужно будет погашать и судебные издержки, и услуги адвоката.

ВАЖНО !!! Если виновный в совершении аварии не имеет никакого имущества (недвижимое и движимое имущество), или не имеет постоянной работы, такие обстоятельства не являются основанием к отказу выплачивать компенсацию, тем более в случае судебного решения вопроса.

Нестандартный случай: ДТП с мопедом

Для управления автотранспортными средствами, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см., не требуется получения прав. К таким транспортным средствам относятся популярные у подростков скутеры и мопеды.

Внимание! Гражданину, ставшему участником дорожно-транспортного происшествия с участием мопеда, следует учесть:

  • несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством управлять скутером или мопедом могут граждане старше 16 лет, чаще всего ими управляют лица, не достигшие данного возраста. Если управлять мопедом, ставшим причиной аварии, будет малолетний ребенок, компенсацию за причиненный вред придется взыскивать с его законных представителей. При этом сам ребенок не может быть привлечен к ответственности;
  • обязательное страхование автогражданской ответственности на мопед или скутер практически не оформляется;
  • чаще всего в результате аварии с участием мопеда либо скутера гражданин, управляющий им, получает тяжелые телесные повреждения.

Ущерб, причиняемый мопедом или скутером автомобилю, чаще всего незначителен. А вот для взыскания ущерба потребуется потратить массу времени и сил. Прежде чем приступить к процедуре взыскания, гражданину следует задаться вопросом: «Стоит ли оно того?».

На транспортные средства с объемом двигателя до 50 м3 права не требуются. К ним относятся скутеры и мопеды.

У пострадавшего в аварии, нет страховки ОСАГО

Если у пострадавшего в аварии, нет страховки ОСАГО, а у виновного таковой имеется, тогда компенсационные выплаты будут произведены в полной сумме, согласно проведенной экспертизы. Но, в таком случае будет вынесено административное решение – штраф, за вождение транспортного средства без ОСАГО. Сумма штрафа – 800 рублей.

Если у виновного в ДТП, выявляется фальшивый страховой полис, такое деяние приравнено к отсутствию страховки.

А вот наказание виновного с поддельным полисом, гораздо серьезнее:
  • такое деяние наказывается изъятием водительских прав,
  • виновник несет уголовную ответственность и административное наказание,
  • выплачиваются серьезные штрафы.

Если страховка, по каким-то причинам, была все-таки выплачена после обнаружения фальшивого страхового полиса, в последствии страховая компания востребует означенную сумму компенсации с виновного в аварии.

Для предупреждения такого развития событий следует:
  1. Оформить заявление на проверку соответствия страхового полиса в РСА (Российский союз автомобилистов).
  2. Оформить досудебную претензию для виновного в аварии, о сумме денежной выплаты согласно независимой экспертной оценке.
  3. При получении отказа на претензию, составить исковое заявление в органы суда, с требованием возмещения нанесенных убытков, включающих денежные затраты на проведение экспертиз и оформление документов, работу юристов.
  4. Подать заявление в отделение полиции, в приложении которого будет ответ на запрос из РСА, в отношении виновника по участию в мошенничестве.

Поэтапные действия виновника аварии


Когда попал в ДТП, не следует бояться ответственности. Если следовать указанным действиям, удастся избавить себя от нечестного наказания. Да, можно сократить ответственность, воспользоваться профессиональными услугами юриста, но в первую очередь нельзя совершать ошибок.

  • Остановиться;
  • Оказать первую помощь;
  • Вызвать госавтоинспекцию;
  • Проверить и подписать протокол.

Действия при ДТП однозначны. Будучи виновником аварии, нужно серьезно отнестись к каждой детали происшествия. В ином случае последствия окажутся не самыми лучшими. Опытным юристам часто приходится разбирать случаи, когда после неправильного выполнения правил независимая экспертиза после ДТП показывала фантастические результаты.

Важно! Порядок действий в момент аварии остается главным вопросом для виновников, если они не хотят столкнуться с ужесточением ответственности.

У пострадавшего в аварии страховой полис КАСКО

Страховая компания КАСКО, ведет добровольное страхование своих клиентов от ущерба, нанесенного транспортному средству. В страховку не входит ответственность за перевозимый груз и здоровье граждан. Ответственность за здоровье граждан страхует ОСАГО.

Рассмотрим ситуацию, когда у потерпевшего КАСКО. Кто будет производить компенсационные денежные выплаты? Что будет с гражданами пострадавшими в аварии. Потерпевший в аварии, получает все выплаты, согласно перечню пунктов страхового полиса. Но, в случае получения травм людьми, компенсационные выплаты ведутся только по страховому полису ОСАГО.

Для получения компенсации на восстановление здоровья, следует договариваться мирно, либо обращаться в суд, за взысканием таковой с виновного в аварии, не имеющего ОСАГО.

Возможны варианты, когда можно не получить выплаты и на восстановление автомобиля:
  • автомобиль поврежден или уничтожен с умыслом получения страховой компенсации.
  • автомобиль вел нетрезвый водитель.
  • автомобиль находился в управлении у лица, не имеющего водительских прав.
  • автомобиль использовали за границей, где действие полиса невозможно (в другой стране и т.д.)
  • произошло превышение эксплуатационных возможностей.

ВАЖНО !!! Во избежание появления таких ситуаций, не предавайте руль автомобиля посторонним лицам и лицам, не имеющим водительских удостоверений, не перегружайте автомобиль.

Для правильного и быстрого разрешения создавшейся при дорожно-транспортном происшествии ситуации, водителю – виновному и пострадавшему, следует твердо запомнить

Чего нельзя делать

Действующее законодательство Российской Федерации четко установило, что нельзя делать гражданам, ставшим участниками дорожно-транспортного происшествия.

Участникам аварии запрещается:

  • покидать место дорожно-транспортного происшествия;
  • изменять расположение автотранспортных средств;
  • ликвидировать следы аварии;
  • предоставлять заведомо ложные данные сотрудникам Государственной инспекции безопасности дорожного движения, врачам и представителям страховой компании;
  • давать взятку прибывшим на место сотрудникам правоохранительных органов;
  • отказываться получать материалы, подготовленные после оформления аварии сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения;

Внимание! Особо отметим, что отсутствие у участников аварии действующего полиса обязательного страхования автогражданской ответственности приведет к наложению административного взыскания независимо от того, является данный участник виновником аварии или пострадавшим.

Как правильно вести себя во время аварии

Каждому водителю стоит запомнить последовательность, производимых после аварии действий.
  1. Включить аварийную сигнализацию, обозначить место аварии, в пределах 15 метров от пострадавших автомобилей.
  2. Если во время аварии пострадали люди, следует позвонить в скорую помощь, вызвать при необходимости реанимобильили оказать приемы первой помощи самостоятельно.
  3. Вызвать полицию и сотрудников ГИБДД.
  4. Опросить собравшихся, на предмет выявления свидетелей случившихся событий, попросить их не покидать место аварии, до прибытия инспекторов ГИБДД.
  5. Обменяться контактами с виновником происшествия, и попытаться решить спор мирным путем.
  6. Дождаться сотрудников инспекции, которые оформят все документы, как положено в таких случаях. Зафиксируют дорожно-транспортное происшествие. Обратите внимание на правильность информации, занесенной в протокол и факт наличия или отсутствия страхового полиса.

Если причиненный ущерб превышает 50 000 рублей, исковое заявление отправляют в местные районные суды.

К исковому заявлению прикладываются:
  • оригинал квитанции об уплате государственной пошлины,
  • копия искового заявления,
  • доверенность на адвоката, который будет защищать права, потерпевшего в суде.
  • Копию досудебной претензии, и все документы из списка досудебной претензии.

Если вопрос не удалось решить мирным путем, по соглашению двух сторон или досудебной претензией, следует готовить исковое заявление в суд. При нанесенном ущербе, который в сумме не более 50 000 рублей, рассмотрение ведет мировой судья.

Составление европротокола

В соответствии с действующим законодательством Российской федерации каждый владелец автотранспортных средств обязан застраховать автогражданскую ответственность.

В случае если дорожно-транспортное происшествие привело к незначительным последствиям, то участники аварии могут самостоятельно заполнить Евро-протокол.

Евро-протокол необходимо заполнять шариковой ручкой, он автоматически копируется на второй экземпляр. Один экземпляр Евро-протокола виновник аварии оставляет у себя, а второй передает пострадавшему участнику аварии.

Как решить ситуацию?


Если попал в ДТП, следует заранее подготовиться к сложным действиям. Водителю придется выполнить все положенные действия, чтобы, сказав, «я виноват», не подписать себе приговор. Сейчас законодательство РФ предусматривает несколько различных способов решения вопроса. Юристы знают, насколько тяжело проходит каждая процедура, но регулярно помогают своим подопечным.

  • Решение на месте;
  • Мирное соглашение;
  • Судебное решение.

Когда попал в ДТП, следует сразу разбираться в ситуации. Виновник также имеет право на подробную оценку места происшествия, поэтому не стоит беспокоиться о неправомерных действиях. Всегда можно и даже нужно участвовать в осмотре и тщательно проверять протокол перед подписанием.

Важно! Все виды ущерба рассматриваются в судебном порядке, а предложения «на месте» лучше сразу оставлять без внимания.

Решение на месте


Водители попали в ДТП, придется решать, что делать. Некоторые автовладельцы предпочитают договариваться на месте, чтобы спокойно разъехаться и не тратить время. Виновники обычно полагают, что подобные действия им полезны. Да, удается сократить потери времени, но результат оказывается категоричным.

Передача денежных средств является явным нарушением законодательства РФ. Порядок действий при любом ДТП точно указан в правилах, поэтому его нарушение приводит к дополнительной административной ответственности. Человек, попадавший в подобную ситуацию, знает, к чему она может привести. Обычно это превращается в штраф со стороны страховой компании, а также рассмотрением нарушения в судебном порядке.

Мирное соглашение


Мирное соглашение – еще одно решение сложной ситуации. Признавая, что «я виноват», водитель получает возможность разобраться до судебного разбирательства. Если человек попал в ДТП, понимает, «я виновник», что делать, понять несложно. Следует связаться с потерпевшим и предложить мирное соглашение. Такой подход остается наилучшим, ведь он помогает сократить время, которое обычно тратится на бесконечное судопроизводство.

Признавшись, «я виноват», водитель делает важный шаг навстречу легкому решению проблемы. Получив данные независимой экспертизы, он может свободно выплатить сумму, соответствующую всем затратам потерпевшего, пообещав, больше не попадать в подобные ситуации. В таких случаях даже смягчается административная ответственность по нарушению правил дорожного движения, но порядок действий при ДТП остается прежним.

Судебное решение


Если попал в ДТП, и я виновник, следует ожидать судебного решения. Разбирательство начнется в обязательном порядке, причем главным участником станет страховая компания. Она чаще всего выдвигает обвинения, но окончательные выводы соответствуют законодательной базе.

Когда попал в ДТП, ситуация всесторонне рассматривается. Инспектор ГИБДД составляет протокол, а потом проводится независимая техническая экспертиза. Только процесс часто затягивается, что связано с длительными проверками. В результате приходится долго ожидать окончательных выводов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]