Угодил в яму — попал в ДТП?
Для начала нужно разобраться, было ли ДТП. Не быть голословным поможет пп. 1.2. п. 1 ПДД. О том, что подпадает под ДТП, мы уже подробно писали ранее. Нас из этого определения интересует та часть, которая говорит о повреждении транспортного средства
и причинении
материального ущерба
(а именно — пробито колесо, поврежден диск, подвеска, кузов и т.д). А раз речь идет о ДТП, то и последовательность действий должна соответствовать требованиям п. 2.5, 2.6, 2.6.1 ПДД РФ.
Что делать, если поймал яму на дороге: инструкция
Как выиграть суд с дорожными службами? Никто из автолюбителей не застрахован от неожиданных дорожных препятствий. И даже новейшие модели транспортных средств нередко страдают вследствие образовавшихся ям на асфальте.
Состоятельные люди покупают дорогие машины, и страдают от халатности служб, ответственных за дорожное покрытие. Убытки при этом исчисляются десятками тысяч.
Чтобы возместить нанесенный ущерб по максимуму, следует опираться на определенный алгоритм действий. Его вполне допускается изложить в виде таких действий.
Шаг 1. Фиксация места
Чтобы получить в будущем нанесенный ущерб в желаемом размере, требуется правильно оформить в виде фотографий, иных материалов место дорожного происшествия. И тут следует соблюдать несколько правил.
Так, нужно сделать привязку к местности. Для этого создаются несколько фотографий с изображением окрестных домов. Необходимо учесть, что на снимках должна быть видна адресная табличка.
Что же касается самой ямы, то возле ее краев лучше всего положить рулетку. Она будет обозначать границы дорожного препятствия. Если ее нет под рукой, полезно попросить помощи у других водителей (как выход из положения).
Кроме того, нужно сфотографировать те дефекты, которые получил автомобиль. Тоже желательны снимки с нескольких ракурсов. Их потом легко приобщить к предстоящему исковому заявлению.
Шаг 2. Свидетели
Чрезвычайно полезно заручиться очевидцами при оформлении ДТП. В их роли выступают пассажиры машины, водители проезжающего транспорта. Могут при определенных условиях помочь жители окрестных домов или сотрудники близлежащих офисов.
Часто очевидцев происшествия находят через объявления в газетах. При оформлении аварии свидетели вправе вписать собственные пояснения в составляемый протокол.
Обратите внимание! Их сразу следует предупредить о том, что их могут вызвать в суд по делу о возмещении ущерба. И они будут обязаны подтвердить существенные для дела обстоятельства.
Шаг 3. Вызвать сотрудников ГИБДД
Чтобы зафиксировать попадание в аварию, присутствие дорожной полиции обязательно. Ее экипаж в любом случае необходимо дождаться для того чтобы произвести оформление ДТП из-за ямы на дороге.
Ко времени приезда стражей порядка целесообразно провести определенные действия со своей стороны. Например, провести опрос очевидцев и получить от них контактные данные.
Когда экипаж дорожной полиции прибыл на место, водитель должен проследить за тем, чтобы грамотно была составлена схема инцидента.
На ней наглядно указываются:
- место события с привязкой к конкретным улицам, номерам домов;
- расположение автомобиля;
- контуры ямы.
В схеме также должны присутствовать указание на то, что отсутствовали ограждение, специальные знаки, свидетельствующие о проведение дорожных работ на конкретном участке проезжей части.
Шаг 4. Проведение независимой экспертизы ущерба автомобилю
Чтобы выяснить достоверные цифры понесенных убытков требуется заключение авторитетных специалистов, которые обследуют транспортное средство. С этой целью понадобится проведение независимой экспертизы ущерба автомобилю.
Перед ее началом желательно не делать восстановительные работы по машине. Так, сумма нанесенного вреда окажется для суда наиболее достоверной.
Затраты на услуги эксперта затем дополнительно возлагаются на ответчика по иску. Поэтому нужно не забыть включить соответствующее требование в заявление, подаваемое в суд.
Шаг 5. Выяснить ответственного за дорогу и направить претензию
После ДТП изначально стоит понимать, кто несет ответственность за ямы на дорогах. Ведь дальше эта коммунальная организация будет ответчиком по иску пострадавшего автолюбителя.
Данные о соответствующем юридическом лице довольно просто узнать из протокола, который составили сотрудники ГИБДД. В интернете доступно отыскать дополнительные координаты дорожной службы.
Кстати, за ненадлежащее исполнение обязательств по поддержанию дорожного покрытия предусмотрена административная ответственность. Устанавливает размер штрафа ст. 12.34 КоАП РФ, санкция которой предусматривает взыскание на организацию в сумме 200-300 тысяч рублей.
Однако ключевой момент состоит в другом. Постановление о привлечении дорожной организации (компании, фирмы) к административной ответственности свидетельствует о наличии признаков вины в части образования ям.
Чтобы не доводить дело до суда, пострадавший автолюбитель вправе направить претензию с копиями собранных материалов. Желаемый срок рассмотрения разрешено указать в ее тексте.
Шаг 6. Подать иск и участвовать в суде
Когда собраны доказательства в отношении ДТП, размера ущерба и виновника образовавшейся ямы, пришло время написания искового заявления.
Иск на дорожную службу должен содержать изложение деталей происшествия, сумму нанесенного вреда и ее обоснование. А также взыскание ущерба за яму на дороге через суд предполагает уплату государственной пошлины.
Она рассчитывается применительно к имущественным искам по алгоритму, прописанному в пункте 1 статьи 333.19 Налогового кодекса исходя из цены иска.
Следует присутствовать на всех предстоящих судебных заседаниях. Если пострадавший при аварии водитель не имеет возможности сделать это лично, он вправе оформить доверенность на юриста, адвоката с набором необходимых полномочий.
Шаг 7. Получить решение и обратиться к приставам
Одного вердикта суда о взыскании с дорожной службы нанесенного ущерба недостаточно. Соответствующее решение должно еще вступить в законную силу. Это происходит после апелляции ответчика (если таковая будет подана).
О том, что судебный документ является действующим, свидетельствует отдельная отметка на нем. Решение должен сопровождать исполнительный лист, оформляемый первой инстанцией.
Он прилагается к заявлению относительно возбуждения исполнительного производства. Подается такое обращение в отдел ФССП по месту нахождения коммунального предприятия.
Вывод
Чтобы избежать неприятных ситуаций и не угодить колесом в яму, постарайтесь минимизировать риски и выполняйте требования ПДД.
- Соблюдайте скоростной режим (снижайте скорость, если заприметили знаки ремонта на дороге). Особенно внимательно проезжайте лужи.
- Увеличивайте дистанцию до впереди идущего автомобиля, оставляя пространство для маневра. Особенно актуален этот совет ночью и в плохую погоду.
Но если, даже предприняв все меры предосторожности, ДТП избежать не удалось, следуйте четкому алгоритму и постарайтесь не упустить ни одной детали из внимания.
Удачи на дорогах!
Фото: depositphotos.com
Попал в яму и повредил колесо — как получить компенсацию? Инструкция ЗР
Допустимый размер выбоин на дорогах
Проезжую часть обычно невозможно представить себе идеально гладкой в течение долгого промежутка времени. Природа, погода делают свое, и бороться с этим дорожные строители пока не научились.
Поэтому, в РФ существуют стандарты в части максимально допустимого размера разрушений дорожного покрытия.
Так, с 1 сентября 2021 года вступили в силу положения ГОСТ Р 50597-2017, носящего название «Дороги автомобильные и улицы». Правда, в нем не описано, что считается ямой на дороге. Вместо этого используются такие понятия, как выбоина, пролом, просадка.
В пункте 5.1 рассматриваемого документа содержится таблица, определяющая размер вероятных дефектов. Если говорить о яме (в бытовом смысле этого слова), то она не должна превышать по длине 15 см., и в части глубины 5 см..
Комментарий эксперта
Селиванов Александр Андреевич
Юрист, специализация гражданское право.
Задайте вопрос
Если водитель столкнулся с такой неприятностью, он должен сам произвести необходимые замеры. И обязательно настаивать на том, чтобы это сделал экипаж ГИБДД. При этом все данные должны быть вписаны в протокол об административном правонарушении.
Какие повреждения оплачивает страховая
Объем компенсации за ущерб, причиненный автомобилю по факту ДТП, а также вероятность ее предоставления зависят от специфики деятельности страховой компании. Ниже представлены нюансы предоставления выплат в рамках ОСАГО и КАСКО.
Рис. 4 Выплаты страховой компанией
ОСАГО
По факту попадание автомобилем в яму не входит в перечень страховых случаев в рамках действия ОСАГО. Обусловлено это тем, что к категории таковых приравниваются только дорожно-транспортные происшествия с участием двух лиц. Однако если ущерб был нанесен во время движения автомобиля и признанным является факт отсутствия вины водителя, вероятность получения выплат все же имеется. Как подтверждает практика, чаще произведение компенсации осуществляется только после обращения пострадавшего в суд.
КАСКО
Тарифы, предоставляемые КАСКО, подразделяются на два вида: частичный и полный. В соответствии с первым вариантом владелец авто вправе самостоятельно выбрать пункты, которые являются необходимыми. В такой ситуации произведение компенсационных выплат зависит от того, входит ли факт попадания автомобиля в яму в перечень страховых случаев.
Полный тариф предоставляет выгодные условия. Владелец транспортного средства вправе потребовать произведение компенсационных выплат при любых повреждениях автомобиля, возникших в результате попадания в яму. Для получения выплат водителю требуется обратиться в страховую компанию с заявлением и документами, предоставленными ГИБДД.
Важным моментом называют следующее: независимо от того, в какой компании застраховано транспортное средство, компенсация за причиненный ущерб не предоставляется, если ДТП произошло по вине водителя.
Резина и диски — оцениваем визуальный ущерб
Наезд на большие неровности первым делом сказывается на состоянии колес автомобиля. Не стоит продолжать движение, если вы въехали в глубокий кратер на дороге, не сбавив скорость. Лучше всего в такой ситуации остановиться, выйти из автомобиля и убедиться в том, что нет визуальных неприятных последствий вашего дорожного приключения. Внешне можно оценить состояние резины и металлических дисков. Убедитесь в том, что отсутствуют такие повреждения:
- резина прорезана на месте удара, колесо спущено и выглядит так, что восстановить его уже невозможно, в этом случае нужно установить запаску и ехать за новой парой колес;
- резина визуально целая, но на боковой части вылезла шишка — это довольно распространенное явление для покрышек со слабой боковиной и не самой лучше технологией производства;
- резина визуально не повреждена, но колесо спущено и при накачивании не набирает давление — стоит съездит на шиномонтаж и попробовать восстановить колесо после повреждения;
- диск погнут в месте удара — продолжат движение на таком колесе стоит осторожно, при возможности лучше заменить его на запаску и ехать на ближайший сервис монтажа колес;
- металлическая часть диска треснула — в этом случае не стоит продолжать движение на данном колесе, иначе могут возникнуть неприятности с автомобилем, которые приведут к трагедии.
Шишки и порезы на колесах — проблемы российских дорог. Производители резины даже стали делать особые серии для российских условий эксплуатации. Это резина с усиленной боковиной, которая обладает меньшим комфортом, но при этом не образует шишки и другие проблемы. Диски также стоит выбирать осторожно. По плохим дорогам лучше ездить на штампованных колесах без дизайнерских изысков. А про дешевые китайские легкосплавные решения лучше и вовсе забыть.
Выяснить, является ли случай страховым
Повреждение автотранспортного средства, возникшее в результате попадания в яму, относится к категории страховых случаев. Однако на практике возмещение причиненного ущерба производится не всегда, и зависит от вида страховки. Если было оформлено КАСКО, осуществление выплат производиться всегда. Добиться компенсации по ОСАГО практически невозможно, так как в данном случае авария не входит в категорию страховых случаев.
Рис. 1 Выяснить, является ли случай страховым
Важно обратить внимание, что для обращения в суд или страховую компанию требуется соблюдение ряда условий:
- Яма, наличие на дороге которой повлекло ДТП, имеет параметры, превышающие принятые согласно ГОСТу нормативы.
- Над поверхностью полотна выступает препятствие, высота которого составляет более 2 сантиметров.
- Отсутствие уборки дорожного покрытия на протяжении шести часов после выпадения снега.
Вероятность получения отказа в выплате страховой суммы велика в том случае, если дорожно-транспортное происшествие было совершено по вине водителя. Как правило, подобное происходит, если дорожное полотно оснащено знаками, указывающими на наличие препятствий и необходимость снижения скоростного режима. Чтобы подтвердить отсутствие вины, водителю транспортного средства требуется привести доказательства, подтверждающие движение в рамках допустимой скорости.
Важно! При получении отказа и обращении в суд с целью компенсации ущерба, причиненного ДТП, владельцу ТС рекомендуется озаботиться привлечением свидетельских показаний, которые помогут доказать факт отсутствия вины.