Езда по дорогам должна выполняться с соблюдением норм ПДД. Правила направлены на минимизацию риска возникновения аварий и повышения комфорта движения водителей и пешеходов. Несоблюдение норм влечет наложение денежного взыскания. Чтобы водители заблаговременно остановились перед светофором, наносятся стоп-линии. Пересечение стоп-линии в нарушение правил в 2021 году карается штрафом.
Фиксация пересечение стоп-линии перед светофором выполняется автоматически или осуществляется сотрудниками ГИБДД. Наложение денежного взыскания в виде штрафа производится с учетом ряда особенностей, о которых нужно знать заранее.
Штраф за пересечение стоп-линии перед светофором составляет 800 руб (ч. 2 статьи 12.12 КоАП РФ). Наказание применяется, если человек остановился на стоп-линии или дальше, при запрещающем сигнале светофора или жесте регулировщика.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
Что такое стоп-линия?
Стоп-линия – дорожная разметка под номером 1.12 , обозначающая место, где водитель обязан остановиться при наличии знака 2.5 (СТОП), запрещающем сигнале светофора или регулировщика. Информация о линии приводится в пункте 1.12 приложения 2 ПДД РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ №1090 от 23 октября 1993 года.
Потребность в нанесении стоп-линии перед светофором и назначении штрафа за пересечение в 2021 году обусловлена следующими причинами:
- побудить водителей пропустить пешеходов, двигающихся по зебре;
- минимизировать риск возникновения аварий при совершении маневров;
- обезопасить транспортное средство от столкновения с автомобилями, движущимися перпендикулярно.
Если присутствует светофор, и он расположен над проезжей частью, разметку наносят на расстоянии 10 – 20 м от него. Когда устройство размещено сбоку, расстояние составит 3 – 5 метров. Соблюдение параметров выполняется для обеспечения видимости сигналов.
Если присутствует пешеходный переход, разметка 1.12 (стоп-линия) в 2021 году наносится за 1 м перед ним. Когда светофор расположен перед железнодорожным переездом, стоп-линию начертят на расстоянии 5 м. Вышеуказанные правила регламентирует ГОСТ Р 52289 — 2004.
Остановка перед знаком «Стоп-линия»
Автолюбитель обязан четко уяснить, где ему следует сделать остановку.
Если имеется разметка, требуется остановиться перед ней. Обычно линия располагается за 3-5 метров до светофора.
Если горизонтальная линия отсутствует, водителю надо действовать сообразно знаку и сделать перерыв в движении непосредственно перед ним.
При одномоментном использовании знака и разметки остановка осуществляется перед этими указателями. Эта ситуация не вызывает трудностей, когда знак и разметка размещаются на одной линии, то есть устанавливаются в полном соответствии с предписаниями нормативных документов по стандартизации.
Все это имеет значение по отношению к регулируемым перекресткам, то есть тем, где движение регламентируется:
- светофором;
- регулировщиком.
Пренебрежение стоп-линией опасно не только и не столько финансовыми потерями, сколько возможным ущербом для здоровья и даже жизни.
Когда следует останавливаться перед стоп-линиейв 2021 году?
Стоп-линия и разрешающие сигналы светофора фактически противоречат друг другу. Это вызывает затруднение у автолюбителей. Ситуацию регламентирует пункт 6.15 ПДД РФ. Здесь говорится, что водители и пешеходы обязаны руководствоваться требованиями сигналов светофора, даже если они противоречат знакам приоритета. В свою очередь в части 1 Постановления Правительства РФ №1090 от 23 октября 1993 года закреплено, что знаки главнее линии горизонтальной разметки. Из вышесказанного следует, что в первую очередь нужно принимать во внимание сигналы светофора. Ситуация меняется, когда присутствует регулировщик. Водители обязаны выполнять его предписания в первую очередь согласно пункту 6.15 ПДД РФ.
Остановиться перед стоп-линией в 2021 году необходимо, если горит запрещающий сигнал светофора, или регулировщик показывает жест, недопускающий движение. Водитель обязан дождаться зеленого света или разрешающего жеста регулировщика (п. 6.13 ПДД РФ). В противном случае, будет назначен штраф за пересечение стоп-линии перед светофором.
Когда горит зелёный сигнал светофора, движение разрешено. Останавливаться перед стоп-линией не нужно. Аналогичное правило действует и в случае, если регулировщик не запрещает движение.
Существуют ситуации, когда разметка дополнена знаком СТОП. В 2021 году важна следующая особенность – когда стоп-линия и знак СТОП на белом фоне располагаются на разном расстоянии от перекрестка, останавливаться необходимо перед знаком.
Штраф могут вменять не только за неправильную остановку перед стоп-линией, но и при начале движения. Езда на желтый сигнал светофора запрещена за исключением ситуаций, когда водители не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению на перекрёстке, перед железнодорожным переездом, светофором или регулировщиком (6.2 ПДД РФ). Запрет действует и на движение на красный. Нарушение правила повлечет за собой изменение суммы штрафа за пересечение стоп-линии перед светофором.
Законен ли штраф за жёлтый?
Итак, начнём мы с того, что, согласно административному законодательству 2021 года, любые сомнения в вашей виновности трактуются в вашу пользу. Это означает, что если есть хотя бы малейшее сомнение в том, что вы виноваты в нарушении ПДД, то постановление должны отменить. И только когда вина будет на 100% доказана, штраф становится законным. Так диктует нам статья 1.5 КоАП о презумпции невиновности.
Однако, тут же содержится Примечание, что это не работает в случае с камерами видео- или фотофиксации нарушений. Да и штраф здесь выносится собственнику автомобиля. Тем не менее, общий принцип закона должен работать в общем и целом. А это один из главных принципов в «административке».
А теперь вернёмся к нашей теме и поставим вопрос следующим образом: сможет ли камера автофиксации определить, была ли возможность у водителя остановиться без экстренного торможения? Если установка не может чётко ответить на данный вопрос при фиксации, то здесь и нарушается общий принцип законодательства – любые сомнения в виновности лица трактуются в его пользу.
Зачем нам всё это? Вот зачем!
Камеры фотофиксации вообще нельзя настраивать на жёлтый по ГОСТу!
На практике 2021 года вовсе не предусмотрена возможность работы средств автоматической фиксации для выявления такого нарушения, как проезд на жёлтый сигнал. Именно по той причине, что в ПДД существует условие, когда такое движение не запрещено – невозможность остановиться без резкого торможения. Умеет ли камера определять такую возможность? Практически ни одна не умеет.
Тем не менее, подкрепим вышеуказанное утверждение официальной трактовкой. Тот же ГОСТ Р57144-2016, только уже в таблице №3 пункта 6.5 содержит условия для возможности фиксации различных нарушений средствами автофиксации.
И здесь содержатся следующие требования для обеспечения события «Ф3», являющегося фиксацией проезда на запрещающий сигнал светофора.
- Должны быть обеспечены одна или несколько фотографий с расположением автомобиля до стоп-линии, а на изображении должен быть виден сигнал светофора.
- Либо вариант, фотографий машины во время или после проезда перекрёстка, пешеходного перехода (если светофор регулирует его) или же во время проезда ж/д переезда после шлагбаума или светофора и до ближайшего рельса либо после него. И здесь также обязательно наличие в кадре запрещающего сигнала светофора.
Однако, ключ здесь кроется в том, что во всех перечисленных условиях для возможности автофиксации проезда на запрещающий сигнал указывается, что в кадре фотоматериалов, полученных средствами такой фиксации, должен быть именно красный свет, а не жёлтый.
Таким образом, если в отношении вас вынесено постановление со штрафом, и вы уверены (либо на фотоматериалах в копии документа видно), что проехали именно на жёлтый, а не на красный сигнал, то нужно обжаловать штраф. И основание можно указать примерно следующее:
В соответствии с пунктом 6.5.1 Государственного стандарта ГОСТ Р57144-2016, «Технические средства автоматической фотовидеофиксации должны обеспечивать фиксацию событий (в том числе административных правонарушений) и формирование материалов в соответствии с требованиями, приведенными в таблицах 1-3.»
В соответствии с обозначениями материалов событий Ф3, на фотоматериалах в таких технических средства должен фиксироваться запрещающий (красный) сигнал транспортного светофора для определённого направления движения.
На основании изложенного следует сделать правильный вывод о том, что технические средства автоматической фотовидеофиксации не применяются для фиксации нарушения проезда на запрещающий жёлтый сигнал светофора.
Кроме того, я двигался(двигалась) в соответствии с пунктом 6.14 Правил дорожного движения, не имея возможности остановиться в соответствии с требованиями пункта 6.13 на жёлтый сигнал.
Если по фото не видно сигнал светофора?
Как мы указали выше, на фотоматериалах, полученных при проезде перекрёстка, к примеру, на жёлтый светофор под камерой, должен быть виден текущий сигнал во время фиксации нарушения. Если этого нет, то камера работает не по ГОСТу, и это также влечёт законную отмену назначенного штрафа.
Одна фотография должна быть или две?
А вот это уже не имеет большого значения. Дело в том, что Госстандарт предусматривает и одну, и две и более фотоматериалов. А вообще, как правило, камеры снимают видеоматериал, просто вам по почте на бумаге видео ну никак не прикрепить, и потому отправляются просто отдельные кадры с записи в качестве обоснования назначенного штрафа.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Можно ли заказать и законно ездить без штрафа с госномерами без флага России?
- Какой размер штрафа за парковку и движение по тротуару? Обжалование и тонкости ПДД
- Нужно ли соблюдать уменьшенные дорожные знаки по ПДД?
Если фото вовсе отсутствует в материалах?
Это также несущественный недостаток полученной вами копии постановления. Дело в том, что, хотя ГОСТ и предусматривает обязательность хотя бы одной фотографии, нигде не говорится о том, что она обязательно должна быть показана вам.
А при попытке обжалования постановления только на это основании инспектор ЦАФАП может направить в суд или рассматривающему дело должностному лицу имеющуюся фотографию. То есть отсутствие её в копии постановления вовсе не означает её отсутствие в принципе.
Можно ли обжаловать, если у меня не было возможности остановиться без торможения?
Можно, но только если это реально так и есть. Как мы уже описали выше, чаще всего полученный с камеры при проезде на жёлтый материал представляет собой видеозапись проезда. И, если суд, например, решит заморочиться (то есть рассмотреть дело, как того требует закон – всесторонне), то сможет определить по видео, была ли реально у вас возможность встать перед стоп-линией или в другом требуемом месте, не прибегая именно к экстренному торможению.
То есть в таком случае по видеоролику можно легко определить скорость вашего движения и фазу смены сигнала светофора с мигающего зелёного на жёлтый в соответствии с дальностью расположения вашей машины в этот момент от стоп-линии. По определённой скорости примерно понятно, требуется для остановки применять экстренное торможение или нет. Конечно, всё это рассматривающий жалобу будет определять не на глаз, а путём проведения экспертизы.
Способы наложения штрафа
Нарушение может быть выявлено инспектором ГИБДД или зафиксировано автоматически во время съемки с камеры. В первой ситуации лицо остановят, сообщат причину выполнения действия и подготовят протокол о назначении штрафа за пересечение стоп-линии перед светофором. Затем нарушителя отпустят. На почту гражданина будет выслано постановление с требованием о погашении штрафа за пересечение стоп-линии.
Если нарушение зафиксировано камерой, водителя не остановят. Однако он в последующем получит постановление с требованием о денежном взыскании за пересечение стоп-линии перед светофором.
Размеры штрафов за пересечение стоп-линии перед светофором в 2021 году
Если человек не выполнил предписание об остановке перед стоп-линией на запрещающий сигнал светофора или жесте регулировщика, действие повлечет наложение штрафа в размере 800 руб согласно части 2 статьи 12.12 КоАП РФ.
Нарушение может фиксируется камерами автофиксации. Поэтому избежать денежного взыскания не удастся даже при отсутствии инспектора.
В 2021 году штраф налагается за выезд за стоп-линию, когда горит красный и жёлтый сигнал светофора, а также когда регулировщик дает команду, не позволяющую проезд. Исключение составляют ситуации, когда сигнал жёлтый и можно остановиться лишь в случае, если прибегнуть к экстренному торможению.
Заездом считается пересечение стоп-линии перед светофором и касание её колёсами. Если за разметку заходит только бампер, наказание не вменяется.
Если человек задним ходом совершил наезд на линию, размер денежного взыскания составит 500 руб согласно части 2 статьи 12.14 КоАП РФ. Аналогичная мера применяется и в ситуации, когда лицо заехало за стоп-линию, а затем сдало назад и дождалось разрешающего сигнала.
Если человек проехал через регулируемый перекресток или пешеходный переход под красный сигнал или запрещающий жест регулировщика, размер взыскания составит 1000 руб согласно части 1 статьи 12.12 КоАП РФ. Если лицо проехало через стоп-линию, и его действия повлекли за собой создание затора на перекрестке, штраф также составит 1000 руб. Однако наказание накладывается по части 1 статьи 12.13 КоАП РФ. В этой ситуации происходит не только нарушение разметки, но и пересечение перекрестка. Действие чревато созданием пробки и наложением денежного взыскания.
Если присутствует знак Движение без остановки запрещено, а сам перекресток нерегулируемый, размер взыскания составит 500 руб (часть 1 статьи 12.16 КоАП РФ). Выезд за стоп-линию перед светофором на железнодорожном переезде – размер штрафа составит 1000 руб. Наказание накладывается по части 2 статьи 12.10 КоАП РФ.
За повторное пересечение стоп-линии перед светофором правилами более суровое наказание не предусмотрено. Штраф в 2021 году устанавливается в общем порядке. Однако предусмотрены исключения. Если человек пересек стоп-линию на красный свет или запрещающий жест регулировщика и продолжил движение, размер взыскания возрастет до 5000 руб (часть 3 статья 12.12 КоАП РФ).
Спорная ситуация со стоп-линией
На практике не всегда все складывается так же хорошо, как декларируется действующими документами. Итак, рассмотрим, как же правильно останавливаться перед знаком “Стоп-линия”.
Так, информационное техническое средство 6.16 «Стоп-линия» не может конфликтовать с одноименной разметкой 1.12. На реально существующих дорогах, увы, встречается и подобное противоречие. Где тогда следует остановиться водителю? На этот вопрос есть ответ в ПДД и в уже сложившейся судебной практике.
В Приложении 2 Правил указывается, что при возникновении несовпадений между дорожными знаками, в том числе временными, и линиями горизонтальной разметки или при недостаточной различимости разметки лицам, управляющим авто, надлежит ориентироваться прежде всего на дорожные знаки. Сами эти противоречивые обстоятельства не конкретизируются.
Автомобиль остановился перед стоп-линией
Логично предположить, что техническое средство «Стоп-линия», как и прочие знаки, обладает преимуществом перед линиями разметки, а следовательно, автовладелец обязан приостанавливать движение перед ним.
Однако реальная жизнь намного шире тех нюансов, которые могут быть очерчены законодательно.
На практике, проехав линию разметки и остановившись перед одноименным знаком, автолюбитель нарушит правила и будет призван к ответу на основании административного законодательства. Подтверждением этого может служить судебное решение по делу № 33-35706 от 20.10.2014 г.
Также спор между автолюбителем и блюстителем закона часто провоцируется стертой стоп-линией при наличии соответствующей таблички.
Если стоп-линия фактически не видна, то возможны две ситуации:
- Автовладелец заехал за стоп-линию при запрещающем сигнале светофорного объекта.
- Автолюбитель пересек стоп-линию при разрешающем сигнале, а затем при смене сигнала остановился перед перекрестком.
Оспорить вторую ситуацию гораздо проще.
Если разметка по каким-то причинам не видна, но требования к ее размещению со знаком 6.16 соблюдены, избежать наказания за правонарушение водитель вряд ли сможет.
Скидка на штраф
Оперативная оплата штрафа за пересечение стоп-линии перед светофором позволяет рассчитывать на скидку в 50%. Её предоставление регламентирует часть 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ. Снижение стоимости в 2021 году происходит, если платеж был произведен в течение 20 дней со дня вынесения постановления. Исключение составляет вменение наказания за проезд на запрещающий сигнал светофора без оставноки по части 3 статьи 12.12 КоАП РФ. Скидка на оплату штрафа не предоставляется.
Способы фиксации нарушения
Штраф за заезд за стоп-линию назначается сотрудником ГАИ. В настоящее время на особо оживленных участках дорог устанавливаются устройства фото/видео фиксации (ФВФ). Эта аппаратура также может контролировать невыполнение требований разметки 1.12. В такой ситуации автомобилист, совершивший нарушение, получит извещение о назначении наказания по почте.
В работе камер, установленных на дорогах, периодически происходят сбои, и водитель может получить штраф без совершения нарушения. Например, тень автомобиля пересекла разметку, а устройство ФВФ распознало это как наезд на нее колесами машины. В таком случае водителю необходимо написать заявление об обжаловании наказания.
Штраф за пересечение стоп-линии – дисциплинарное наказание, призванное побудить водителей соблюдать требования дорожных указателей и разметки. Статья 32.2 ч. 1.3 КоАП РФ дает возможность погасить штраф за это нарушение со скидкой в размере 50%, которая предоставляется при оплате задолженности не позднее 20-ти дней с момента ее образования.
Как обжаловать?
Обжалование штрафа за пересечение стоп-линии перед светофором производится в соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ. Если взыскание вменил инспектор, или штраф пришел с камеры, потребуется обратиться к начальнику отделения ГИБДД. Альтернативой выступает подача бумаг в вышестоящий орган или районный суд по месту рассмотрения дела.
Срок обжалования регламентирует статья 30.3 КоАП РФ. Обратиться в уполномоченный орган необходимо в течение 10 суток. Период начинает исчисляться со дня получения копии постановления. Пропущенный срок можно восстановить. Действие требует подготовки ходатайства. Оно направляется в адрес лица, уполномоченного рассматривать жалобу. Ходатайство обычно удовлетворяют при наличии уважительных причин. Их перечень в законодательстве не приводится. Решение принимают люди, обладающие правом рассматривать обращение граждан. Сам процесс обжалования штрафа за пересечение стоп-линии выполняется по следующей схеме:
- Гражданин изучает особенности сложившейся ситуации и определяет причины обжалования денежного взыскания. Примером выступают ситуации, когда загорелся желтый сигнал светофора, а водитель не мог успеть остановиться, не пересекая разметку и не используя экстренное торможение.
- Лицо готовит доказательную базу. Основанием для обжалования могут выступать показания свидетелей, запись с видеорегистратора, результаты фотосъемки и пакет документации.
- Водитель оформляет жалобу. Точная форма документа в законодательстве не закреплена. Применяются стандартные правила делопроизводства. Поэтому допустимо использование готовых образцов.
- Документ вместе с доказательной базой предоставляется в учреждение, в которое осуществляется обращение. Допустима передача бумаг в ГИБДД или суд. Выбор зависит от предпочтений гражданина.
- Лицо дожидается процесса рассмотрения. Срок зависит от инстанции, в которую поданы бумаги. Если обращение выполнено в ГИБДД, ответ предоставят через 10 суток. Судебное разбирательство занимает до 2 месяцев.
Если ответ гражданина не устроил, допустимо предоставление апелляции. жалобы на штраф за пересечение стоп-линии перед светофором можно здесь.
Что делать, если не успел остановиться перед стоп-линией?
Перечень действий зависит от особенностей ситуации. Если горел желтый сигнал светофора, и водитель мог успеть остановиться только в случае экстренного торможения, наказание не налагается (пункт 6.14 ПДД РФ). Наложенное денежное взыскание в таких случаях можно обжаловать. Однако потребуется предъявить доказательную базу.
Когда горел красный сигнал светофора, можно остановиться, сдать назад и вернуться за стоп-линию. Такое действие позволит снизить размер взыскания до 500 руб. Штраф будет наложен по части 2 статьи 12.14 КоАП РФ. Если действие не выполнить, размер взыскания составит 800 руб (часть 2 статьи 12.12 КоАП РФ). Полностью избежать наказания в 2021 году не удастся. Выполняя маневр, важно удостовериться, что другие транспортные средства позади отсутствуют. В иной ситуации действие чревато возникновением аварии.
Спорные ситуации и нюансы
На практике можно не увидеть стоп-линию перед светофором. Иногда дорогу заносит снегом. Разметка, нанесенная давно, со временем стирается. В этой ситуации нужно обращать внимание на присутствие знака СТОП. Если водитель пересек его, в 2021 году штраф считается правомерным. Обязательным условием выступает и горящий красный или желтый сигнал светофора. Альтернативой выступает запрет на движение от регулировщика.
Если разметка и дублирующий знак отсутствовали, водитель обязан остановиться за 3-5 м до светофора на перекрестке. В соответствии с такими правилами происходит нанесение стоп-линии, Согласно ГОСТ Р 52289 — 2004. Если указанные требования выполнены, однако штраф за пересечение стоп-линии перед светофором всё равно наложили, можно обжаловать денежное взыскание. Подготавливая документ, необходимо указать, что в действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку разметка или знак отсутствовали. Подобное противоречит положениям пункта 1.3 ПДД РФ.