Требования, предъявляемые к водителю
Согласно правилам перевозки людей в кузове грузового автомобиля, водитель не может транспортировать пассажиров (включая едущих на объект грузчиков!), если он не имеет документа, подтверждающего право на управление автомобилями следующих категорий:
- «С» – категория (можно перевозить до 8 человек, учитывая пассажиров в кабине)
- «С», «С1», «Д1» – категории (можно перевозить до 16 человек)
- «Д» – категория (можно перевозить более 16 человек)
Кроме того, водитель обязан иметь стаж вождения автомобилей, попадающих в данные категории, свыше трёх лет.
Перевозка людей — ПДД 2021
22.1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими удостоверение на право управления транспортными средствами категории «С» (при перевозке более 8 человек, включая пассажиров в кабине, – категорий «С» и «Д») и стаж управления транспортными средствами данной категории более 3 лет.
Примечание
Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке.
22.2. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей не допускается.
22.2.1 Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «А1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.
22.3. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
22.4. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.
Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.
22.5. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей» автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, предназначенным для перевозки людей. При организованной перевозке группы детей с ними должен находиться взрослый сопровождающий (сопровождающие). Перевозка стоящих детей запрещается. (п. 22.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
22.7. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.
22.8. Запрещается перевозить людей:
- вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
- сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
Абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 767.
22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла. (п. 22.9 введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
Требования к автомобилю
Согласно правилам дорожного движения, для обеспечения безопасности пассажиров, кузов машины должен быть оборудован в соответствии со следующими требованиями:
- Сиденья должны быть надёжно закреплены, а высота их не может превышать половины метра над полом (и не ниже 0,3 м)
- Высота борта над сиденьями не должна быть менее 0,3 м
- Расположенные сзади и по бокам лавочки должны быть оснащены надёжными спинками;
- Промежуток между лавочками должен составлять 0,6 м
- Необходимо наличие крыши над кузовом
- Внутри должно быть установлено работающее освещение
- Обязательно наличие сигнальной кнопки для контакта с водителем машины
Внутри кузова недопустимо присутствие острых элементов; края сидений и спинки должны быть ровными и нетравмоопасными. Лестница для пассажиров устанавливается со стороны заднего борта, справа по отношению к движению машины.
Бортовые затворы «обязаны» пребывать в исправном состоянии и надёжно предохранять кузов от непредвиденного открывания. Для этого используется дополнительная фиксация.
Важно: в кузове в обязательном порядке должны иметься полностью укомплектованная аптечка и исправный огнетушитель.
Моральная ответственность за безопасность детей в автомобиле
Правила придуманы не просто так. Каждый пункт правил направлен на две важные задачи. Первая — это обеспечение безопасности и порядка при перевозке людей. Вторая — наполнение бюджета государства. Потому лучше пользоваться первым вариантом задач и не наполнять бюджет со своего кармана в виде отчисления штрафов. Это важный момент взаимоотношение полиции и водителей.
Нарушая правила перевозки пассажиров, вы создаете дискомфортные условия поездки, часто портите свой автомобиль, а самое главное — подставляете под опасность чье-то здоровье и даже жизнь. Такие риски недопустимы, потому стоит соблюдать выглядящие вполне естественными требования перевозки. Особенно это касается транспортировки детей, ведь в данном случае правила определяют следующие моменты:
- транспортировка детей до 12 лет исключительно в специальных удерживающих устройствах;
- удерживающим устройством не является адаптер ремня безопасности;
- бустеры также не могут служить полноценным устройством для перевозки ребенка;
- полную безопасность передвижения ребенок получает только в кресле специальной конструкции.
Детское кресло может показаться многим водителям настоящим испытанием и непотребной покупкой. Хорошая вещь стоит очень дорого, а некачественную покупать не имеет смысла. Потому нашим водителям и предлагают различные бустеры и адаптеры, которые на самом деле не защищают ребенка и не обеспечивают его безопасность в ДТП.
Кресла разработаны так, что даже в серьезной аварии не позволяют ребенку вылететь из него и повредить жизненно важные части тела. Также качественные детские кресла противостоят деформации, защищая голову и брюшную полость малыша при сильных авариях. Если не верите в эффективность кресел, посмотрите фото и почитайте отзывы тех, кто реально испытал их надежность.
Предлагаем посмотреть интервью с сотрудником ГИБДД о противоречиях в правилах перевозки пассажиров, в особенности детей:
Правила для пассажиров
Зачастую переезжая на новое место жительства, люди обращаются в транспортные компании, чтобы арендовать грузовой автомобиль. При этом, желая «присмотреть» за перевозимым имуществом, кто-то предпочитает сопровождать груз, сидя в кузове во время транспортировки.
Это не возбраняется даже в тех случаях, когда кузов машины не оснащён всеми необходимыми приспособлениями, дающими право перевозить в нём людей. Тем не менее, и тут придётся соблюдать некоторые правила:
- Нельзя сопровождать острые и опасные предметы без упаковки, гарантирующей их изоляцию
- Во время движения машины запрещается передвигаться по кузову, тем более – перевешиваться через стенки или усаживаться на края бортов
- Сидение должно располагаться ниже уровня борта хотя бы на 0,15 м
Естественно, груз должен быть надёжно закреплён внутри кузова, при помощи специальных приспособлений.
Все эти правила нужны, чтобы свести к минимуму риск, которому может подвергаться жизнь и здоровье человека во время езды в кузове грузового автомобиля. Если вы переезжаете, прибегнув к помощи добросовестной логистической организации, то её сотрудники обязательно позаботятся о вашей безопасности. Если же справляетесь с переездом собственными силами, не забывайте об этих условиях. За нарушение предусмотрен штраф!
Размеры штрафов за нарушение правил перевозки пассажиров
Количество нарушений правил перевозки пассажиров в легковом автомобиле значительно увеличилось. Мы настоятельно рекомендуем не ограничиваться прочтением выжимки из правил, а прочесть все обновления в данном Законе, иначе вы не будете иметь полного представления о введенных изменениях.
Штрафы сегодня приняли новые облики, стали более ужасающими и серьезными, что явно мотивирует многих водителей не нарушать. Тем более, принципиальность сотрудников ГИБДД также значительно повышается, что становится причиной все менее приятного общения с полицейскими на дороге. Потому лучше запомнить следующие цифры, означающие штрафы за неправильную перевозку пассажиров:
- пассажир с непристегнутым ремнем безопасности будет стоить вам 1000 рублей, а также 500 рублей самому пассажиру;
- если вы будете перевозить лишнего пассажира, придется отдать в казну 500 рублей за данное нарушение;
- перевозка людей вне кабины автомобиля (на крыше, капоте или крышке багажника) обойдется водителю в 1000 рублей;
- возможны комбинированные штрафы, в данном случае не работает мера самого сурового наказания.
Во многих случаях последствия правонарушения упрощаются тем, что самая серьезная мера поглощает все остальные. То есть, раньше при совершении ряда нарушений, самое дорогое из которых каралось штрафов в 2000 рублей, вы заплатили бы именно две тысячи, а не суммарное количество санкций. Сегодня же все гораздо менее интересно для водителя.
То есть, самая неприятная ситуация в таком случае будет, если человек, едущий на капоте, окажется шестым в машине с максимальным количеством в пять пассажиров, а также не будет пристегнут. Вот тогда водителю и придется познать все особенности новой редакции правил. Вы можете подумать, что такие ситуации вообще невозможны, но прецеденты наложения подобных штрафов уже есть.
Права и обязанности пассажиров
Не стоит сосредотачивать внимание исключительно на параметрах, которые касаются транспортных средств или профессиональных качеств водителя. Пассажиры, как полноценные участники дорожного движения, тоже имеют определённые права, среди которых выделяют возможность:
- Требовать от транспортной компании предоставления оплаченных услуг по перевозке и провозу ручной клади.
- Провозить с собой личный багаж в пределах установленных правилами норм веса (бесплатно или по тарифу).
- Запрашивать в соответствии с законодательством России возмещения вреда жизни, здоровью и имуществу, причинённого при перевозке.
- Получать максимально полную информацию о работе транспорта и условиях перевозки пассажиров.
С другой стороны, клиент такси, автобусов или иных транспортных средств общественного пользования имеет чётко фиксированный перечень обязательств, которые тоже закреплены на законодательном уровне. Так, каждый пассажир обязан в оговоренные сроки поездки:
- оплатить услуги по перевозке и провозу руной клади сверх нормы;
- соблюдать правила пользования определённым видом транспорта;
- иметь документ, который подтверждает возраст ребенка или льготы;
- сохранять проездной билет до окончания маршрута (кроме жетонов).
Существуют также иные права и обязанности пассажира, но они уже устанавливаются отдельно на основании смежных правил эксплуатации транспортных средств, поэтому сообщаются по запросу.