Главная / Жалобы, суды, права потребителей / Услуги и защита прав потребителей
Назад
Опубликовано: 06.10.2018
Время на чтение: 6 мин
0
654
Проведение восстановительного ремонта автомобиля после его повреждения, если оно входит в число страховых случаев, производится по программе страхования КАСКО.
- Порядок действий автовладельца при наступлении страхового случая
- Что влияет на продолжительность ремонтных работ
- Максимальные сроки ремонта автомобиля
- Сроки ремонта у официального и неофициального дилеров
- Порядок действий при нарушении сроков ремонта
При этом страховая компания должна придерживаться установленных законом или договором максимальных сроков проведения ремонтных работ. В случае их нарушения страховщику грозит ответственность.
Что говорит законодательство
Если в Правилах страхования и договоре КАСКО время восстановительных работ не определено, клиент может смело руководствоваться следующими нормативными актами:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации
Статья 314 п. 2 ГК гласит, что, если срок выполнения ремонтных работ нигде не указан, они должны быть выполнены в разумный срок.
- Закон о защите пав потребителей,
Устанавливает, что максимальный срок выполнения работ не может превышать 45 дней.
От чего зависит и кто отвечает
Сроки проведения восстановительного ремонта регламентируются правилами работы страховой организации и обязательно фиксируются в страховом договоре (статья 943 ГК РФ).
Таким образом, за сроки ремонта по КАСКО по закону отвечает именно страховая компания, с которой заключено соответствующее соглашение. Ремонтная организация обязана четко соблюдать установленные правила.
От каких факторов зависит рассматриваемый параметр, кроме действующих правил? На определение сроков влияют:
- тяжесть полученных повреждений. Для устранения серьезных повреждений, требующих полной замены каких-либо узлов и агрегатов требуется больше времени, чем для проведения мелкого ремонта. Кроме этого, если застрахованный автомобиль пострадал на 75% и более, то сроки ремонта могут затянуться из-за страховой компании, которая будет принимать решение о целесообразности восстановительных работ. В некоторых ситуациях лучше выплатить компенсацию по риску «Полная гибель», нежели производить восстановление автотранспорта;
- индивидуальность поврежденных деталей. Ремонт иностранного автомобиля (особенно высокого класса и люксовой комплектации) может затянуться из-за отсутствия в организации необходимых деталей, а на доставку агрегатов требуется дополнительное время;
- договоренность между страховой и ремонтной организациями. В большинстве случаев компании работают на основании соглашения, в котором отдельным пунктом оговариваются сроки проведения ремонта по направлению. Если автотранспорт направляется в организацию, с которой такого соглашения нет, то сроки могут быть затянуты по вине ремонтной организации;
- наличие/отсутствие очереди на ремонт. В крупных страховых компаниях, имеющих множество обязательств, сроки восстановления транспортного средства могут быть затянуты из-за большого количества страховых случаев. Достаточно часто такие ситуации складываются, например, после выпадения первого снега и образования гололедицы.
Необходимые документы
Для того, чтобы получить компенсацию (денежную или в виде ремонта машины) без задержек, владелец авто при наступлении страхового случая должен строго руководствоваться основными положениями договора страхования. Каждый договор каско содержит записи, регламентирующие порядок действий и сроки уведомления страховой компании о наступлении страхового случая. Обычно в страховую организацию нужно подать заявление с пакетом следующих документов:
- Паспорт владельца авто;
- Оригинал договора страхования и полис каско;
- Водительское удостоверение лица, управлявшего застрахованным автомобилем;
- Технический паспорт автомобиля участника происшествия;
- Справка формы 31 из дорожной полиции с описанием характера повреждений машины;
- Протокол с места происшествия с записями о ДТП;
- Экспертное заключение по оценке автомобиля;
- Акт выполненных работ по обслуживанию на СТО для оплаты, в ситуации когда неотложный ремонт был проведен автовладельцем самостоятельно.
После этого представитель страховой компании должен выдать направление на проведение ремонтных работ к одному из партнеров компании, где пострадавший автомобиль будет тщательно осмотрен. По итогу осмотра составляется официальная дефектная ведомость, в которой детально описываются все нуждающиеся в устранении неполадки. Итогом посещения автосервиса становится формирование заключения о состоянии автомобиля, возможности и сроках его ремонта, точной дате начала обслуживания. Только на основании этого заключения компания может установить конкретные сроки и условия проведения ремонтных работ.
Когда выдается направление
Сроки выдачи направления на ремонт поврежденного автомобиля регламентируются заключенным с компаний страховым договором.
В стандартных ситуациях для получения направления на ремонт автомобиля необходимо:
- подать автостраховщику письменное заявление по страховому случаю;
- собрать и передать компании набор документов, которые определяют все важнейшие факторы страхового случая;
- пройти экспертизу по установлению повреждений.
Установленный договором срок будет исчисляться с момента проведения всех перечисленных операций. В среднем на выполнение обязательств автостраховщику требуется не более 30 дней.
Однако следует учесть, что исчисление данного срока будет начинаться:
- с момента подачи документов, если автомобиль поврежден в результате каких-либо обстоятельств;
- с момента получения справки в отказе/закрытии уголовного дела, если автотранспорт был угнан.
Страховой договор КАСКО может устанавливать перечень страховых случаев, по которым не требуется предоставлять документы, например, ремонт по КАСКО лобового стекла. В этой ситуации сроки предоставления направления на ремонт могут быть сокращены.
Это тоже важно знать:
Как происходит возврат товара в интернет-магазин: все что нужно знать
Таким образом, чтобы самостоятельно контролировать соблюдение сроков проведения ремонта застрахованного автомобиля надо внимательно ознакомиться с заключенным договором на автострахование.
Позиция суда на основании отдельных случаев, представленных в Обзоре 2017 года
Ежегодно рассматриваются тысячи дел, связанных с судебными исками между сторонами страхового процесса. Верховным Судом регулярно проводятся разъяснения относительно трактовки закона в отношении страхователя и компании, выдавшей полис.
В конце 2021 года в последнем Обзоре ВС РФ по добровольному автострахованию, были приведены описания рассмотренных в суде ситуаций и даны определения рекомендованной позиции суда, исходя из текущей практики.
В последнем обзоре содержатся следующие нормы, установленные в процессе первичных судебных исков и повторных рассмотрений дел в вышестоящих инстанциях:
- Нельзя оспорить стоимость застрахованной собственности, установленной по договору, если только компания не проводила независимую оценку рисков и приняла со стороны клиента ложные сведения о реальном значении.
- Подписанты договора вправе самостоятельно определять ситуации, которые могут быть отнесены в страховым случаям и их исключениям, если со стороны закона нет препятствующих этому норм.
- Допускается исключение из договора положений об обязательности учета УТС при расчете компенсации.
- При создании спорной ситуации и появлении сомнений в правильности толкования правил страхового договора, обстоятельства должны трактоваться с позиции наиболее благоприятной для страхователя.
- Подлежит страховому возмещению ситуация, произошедшая в момент действия договора, даже если заявление от автовладельца поступило после завершения страховой защиты.
- Обоснование отказа в выплате тем, что гражданин не обжаловал постановление об отказе в разбирательстве по переданному в правоохранительные органы заявлению, считается неправомочным и не освобождает от обязательств по договору.
- Изменение полной суммы страховой выплаты возможно, если в подписанном сторонами соглашении установлена возможность корректировки размера возмещения и учета данной возможности при определении стоимости полиса КАСКО. При полной выплате страхователь передает право на транспортное средство в пользу автостраховщика и принимает выплату, определенную к моменту страхового случая.
- Если компания не может организовать надлежащий ремонт с восстановительными работами, учитывающими специфику транспортного средства на СТО, сотрудничающем с СК, держатель полиса КАСКО вправе взыскивать сумму, которая покроет расходы на качественный ремонт. Но не более той суммы, которая определена как полная страховая выплата.
- В ситуации, когда в процессе восстановительного ремонта обнаружились излишне выплаченные и не потребовавшиеся суммы, их надлежит вернуть в пользу СК. В противном случае, ситуация рассматривается как неосновательное обогащение.
- По добровольному страхованию применимы случаи цессионной передачи прав требования выгодоприобретателя, переоформив их на другого гражданина. Это становится возможным после принятия страхователем мер, установленных п. 2 ст. 956 ГК.
- В обязанности страхователя входит предоставление достаточной доказательной базы, подтверждающей наличие заключенного договора КАСКО и наступивших обстоятельств, определяемых как страховой случай. Компания-ответчик должна представить доказательства наличия права, освобождающего ее от исполнения условий договора, связанных с возмещением. Например, обоснованно указать на иной источник возникновения убытков страхователя.
- Если выдвигаются претензии в части нарушения прав потребителей, сторона истца должна доказать, что транспортное средство, покрытое страховой защитой, не использовалось в коммерческих целях.
- Факт того, что страхователю были перечислены деньги в требуемом размере, не является причиной отказа в удовлетворении иска в отношении рассматриваемой суммы. Однако она может использоваться для зачета по возникшим финансовым обязательствам при исполнении судебного решения.
- После частичного перечисления от СК и уточнения выгодоприобретателем требований по иску, этот факт не является обоснованным поводом освобождения от выплаты штрафных сумм, рассчитанных в заявлении, которые первоначально были заявлены при обращении в суд.
- Если компания добровольно произвела часть выплаты, данный факт служит основанием считать страховой случай доказанным, предполагая в дальнейшем доплату по компенсации. При удовлетворении требований по иску, ответчик не освобожден от взыскания штрафных санкций и возмещения морального ущерба.
- Требование о выплате неустойки возникает на основании ст. 28 ФЗ №2300-1. В связи с отказом СК произвести страховую выплату, размер неустойки исчисляется соразмерно сумме страховой премии.
- Максимальный размер выплаты, взыскиваемой за просрочку исполнения договора, определен ст. 5 ФЗ №2300-1, т. е. исходя из общих норм защиты потребителей, не более суммы, уплаченной в качестве страховой премии.
- Обязать ответчика выплатить штраф можно не только через личное присутствие выгодоприобретателя на суде, но и через лицо, представляющее его интересы в суде на законных основаниях.
- Если ремонт выполнен некачественно, в рамках общего законодательства это расценивается как недобросовестное исполнение условий заключенного договора одной из сторон. В рамках п. 1 ст. 29 ФЗ о правах потребителя, при возмещении страховки в натуральном выражении клиент вправе настаивать на выплате, соответствующей расходам на устранение выявленных недочетов.
- Права наследников страхователя сохраняются в отношении добровольного автострахования, с применением норм защиты прав потребителей, если цель услуг страховщика не имеет коммерческой основы и не направлена на извлечение дохода от предпринимательства.
Какие документы нужны
Для получения направления на ремонт необходимо в страховую компанию предоставить ряд документов, который зависит от вида страхового случая.
В любой ситуации потребуются:
- действующий полис КАСКО и квитанция об оплате стоимости страхового полиса;
- гражданский паспорт собственника автомобиля;
- регистрационные документы на автотранспортное средство (ПТС, СТС);
- водительское удостоверение человека, управлявшего автомобилем в момент дорожного происшествия;
- диагностическая карта, подтверждающая исправность застрахованного автотранспорта.
Если ущерб получен в результате дорожной аварии, то дополнительно предоставляются:
- Справка об участии в дорожной аварии. Документов устанавливается факт ДТП, стороны – участники и полученные повреждения.
- Справка о происшествии. В документе отражаются данные о водителях и транспортных средствах, участвующих в ДТП. А так же указываются составленные документы и полученные повреждения.
- Копии протокола и постановления о совершенном административном правонарушении (предоставляются, если такие документы были составлены). Указанные документы могут быть заменены извещением о ДТП (европротоколом).
- Копии документов об отказе в возбуждении административного дела (документ предоставляется, если на месте дорожной аварии не составлялся протокол).
Если ущерб автомобилю был нанесен незаконными действиями третьих лиц (ремонт по КАСКО без ДТП), то автостраховщику предоставляются:
- Уведомление из ОВД о наступлении страховой ситуации.
- Справка из ОВД, подтверждающая обстоятельства наступления страхового случая и наличие повреждений.
- Документы, подтверждающие возбуждение или отказ в возбуждении уголовного дела.
Если повреждения получены при иных обстоятельствах, то предоставляются:
- справка из Гидрометеослужбы (стихийное бедствие);
- справка из пожарной инспекции и акт о пожаре (возгорание);
- справки из соответствующих инстанций (техногенная авария, аварии на трубопроводах и так далее).
Если страховым договором предусмотрена возможность ремонта по КАСКО без справок, то для получения направления на восстановительный ремонт предоставляется исключительно стандартный набор документов.
Не подлежат оплате следующие ситуации
- Нефизический ущерб (моральный урон), возможная выгода, потерянное рабочее время и прочие потери, в том числе и коммерческие риски страхователя, произошедшие в результате страхового случая.
- Повреждение любого имущества, находящегося в момент наступления случая в ТС.
- Ущерб по естественным причинам (коррозия, простой), в ходе рабочего использования оборудования, если данное оборудование не включено в комплектацию изготовителем или не застраховано отдельно.
- Ущерб всему дополнительному инвентарю, инструментам, средствам спасения в аварийной ситуации, декоративной отделке кузова и салона, если таковой не устанавливался изготовителем или не страховался отдельно.
- Урон при хищении или повреждении бортовой автомагнитолы, в случае оставления панели передней съемной в данном транспортом средстве в момент отсутствия водителя.
- При утере или хищении государственных знаков регистрации.
- Повреждение колес и дисковых аксессуаров без повреждения технических узлов транспортного средства.
- Урон при незначительном повреждении эмали кузова, без деформации и повреждения самой детали кузова.
- Ущерб от сколов остекления кузова, источников света, указателей поворотов, трещины, полученные в результате резкого перепада температур на остеклении, приборах освещения ТС, без явных следов механического повреждения, если данные источники рисков не были обусловлены ранее при заключении страхового договора.
- Утрата любым способом ключей зажигания, брелоков, элементов цифровой электроники управления и активации типа карт и чипов.
- Любое оборудование и запасные части ТС, а также детали, находящиеся вне ТС в момент наступления страхового случая.
- Хищение запаски, кожуха запаски, произошедшие без нанесения ущерба непосредственно ТС.
- Вред любой степени, причиненный ТС или потерпевшим, при использовании ТС третьими лицами, не имеющими на это прав.
- Урон имуществу, причиненный хищением отдельных механических агрегатов, деталей и частей и прочего оборудования, при нарушении правовой сферы третьими лицами, если данное ТС не имело в договоре страхования риска «Хищение».
Срок ремонта по каско
Поскольку каско — добровольное страхование, срок ремонта по каско по закону не определен. В положениях ГК РФ и Закона о страховом деле указано, что условия компенсации ущерба, в том числе сроки выполнения ремонта по каско, должны определяться страховым договором или правилами страхования. Существует Положение о техобслуживании и ремонте транспортных средств, утвержденное в 1992 году Приказом Минпрома. На данные этого документа могут ориентироваться автовладельцы, получившие направление на ремонтные работы в СТО страховщика, в случае если иные сроки не указаны в договоре страхования каско.
Максимальный срок
Положение Минпрома дает комментарии по срокам ремонтных работ для транспортных средств отечественного производства, указывая максимально допустимое время на восстановление, которое зависит от вида повреждений. Так, ремонт двигателя не должен превышать 2 дней, покрытие краской кузова с учетом снятия старого лакокрасочного покрытия — не более 15 дней, действия, связанные с жестяницко-сварочными работами — не более 20 дней. Самый большой срок — 50 дней — дается для сложных жестяницко-сварочных работ с полной покраской автомобиля.
В статье 20 закона о правах потребителей указано, что максимальный срок устранения неполадок не должен быть больше 45 дней. В случае, если между сторонами договора было заключено дополнительное соглашение о сроках выполнения ремонтных работ автомобиля, но процесс затягивается из-за отсутствия необходимых деталей или иных причин, то это не может служить основанием для пересмотра первоначально установленного срока и освобождения компании от ответственности перед своим клиентом.
У официального дилера
Ремонт по каско у официального дилера обычно не превышает 30 дней и в зависимости от сложности повреждений, полученных в ДТП или иной ситуации, может сократиться до 1-14 дней. Клиент имеет право получать от автосервиса отчеты о ходе выполнения работ, о времени, затраченном на восстановление тех или иных деталей.
Это тоже важно знать:
Как осуществить возврат денежных средств покупателю
В случае, если после выполнения всех восстановительных работ автовладелец найдет неустраненные дефекты, станция техобслуживания в соответствии с пунктом 2 статьи 314 ГК РФ обязана устранить их в течение 7 следующих дней.
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Задать вопрос
Задать вопрос
У неофициального дилера
По условиям некоторых договоров страхования ремонт по каско может осуществляться неофициальными дилерами. Иногда организация выдает направление к неофициальному дилеру в обход условий договора. Такое решение может быть мотивировано тем, что у официального дилера при ремонтных работах используются только оригинальные запчасти, иногда их нет в наличии и приходится терять время на ожидание их доставки.
У неофициальных таких ситуаций по большей части не возникает. Они при работах могут использовать и неоригинальные детали, что для страховщика будет экономически выгодно, ведь стоимость таких деталей ниже. Часто в таких ситуациях работы затягиваются, поскольку на таких СТО нет должного технического оборудования и специалистов высокой квалификации. Несмотря на это, срок не может быть больше 45 дней, установленных законом о правах потребителей.
Если сам виноват
В случае, если полис каско и правила страхования предусматривают риск получения ущерба автомобилем по вине самого владельца машины и в качестве возмещения может быть использованы ремонтные работы поврежденного имущества в автосервисе, то работы осуществляются в те же сроки — не более 45 дней. Если же ДТП по вине владельца авто по договору не является страховым случаем, то в выплате страховки и предоставлении направления на СТО ему будет отказано, ведь причины выполнять обязательства у страховщика не будет.
Причины отказов в выплате по КАСКО
Основания, при которых страховая компания имеет право отказать в предоставлении выплаты перечислены в заключаемом договоре.
Таких ситуаций может быть довольно много:
- грубое нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда. К серьезным нарушениям принято относить: превышение скорости более, чем на 60 км/ч, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, движение по встречной полосе. По этому же основанию страховщик может отказать, если водитель не прошел в установленное время технический осмотр. В любом из случаев необходимо доказать, что авария произошла именно в результате совершения водителем определенных действий, иначе страховщик обязан выплатить компенсацию;
- нарушение порядка действий после произошедшего ДТП. Нередко страхователь сам лишает себя возможности получить компенсацию. Нельзя писать расписку, либо заявление об отсутствии претензий к виновнику, поскольку в таком случае страховщик не сможет предъявить к нему требования, а страхователь лишится выплаты;
- нарушение правил оформления ДТП. Для того, чтобы избежать проблем со страховой компанией, необходимо сразу после аварии вызывать сотрудников ГИБДД. Только на основании правильно оформленного ДТП можно получить выплату. Также важно следить за предоставляемой информацией, она должна соответствовать действительности;
- самостоятельный ремонт транспортного средства. Если были начаты работы по самостоятельному восстановлению автомобиля, страховой эксперт не сможет точно определить размер причиненного ущерба, в результате чего будет дан отказ.
Выше перечисленные случаи являются общими и распространяются на любой страховой договор.
Кроме этого, каждый страховщик может предлагать иные неоднозначные условия, из-за которых возникнут проблемы с получением компенсации:
- повреждение автомобиля в результате возгорания другого автомобиля, стоящего рядом;
- повреждение автомобиля в следствие падения предметов, либо груза с другого ТС;
- прочие нарушения установленных правил собственником.
Чтобы знать о всех основаниях в каждом конкретном случае, следует максимально подробно изучить подписанный договор.
Где производить ремонт
Если предполагается не выплата возмещения деньгами, а оформляется направление на ремонт, то, как правило, он выполняется на станции, с которой у страховой компании заключен договор. В то же время, страхователь в заявлении на возмещение убытка может указать то учреждение, где собирается произвести восстановление. Также этот момент оговаривается еще на этапе заключения договора, что автовладелец должен предусмотреть, а представитель СК должен уточнить. Также есть вариант восстановления в сервисе, обслуживающем машину по гарантии.
По франшизе
При использовании в договоре франшизы, водитель должен понимать, что некоторую сумму оплачивать ему придется самостоятельно. В случае вины в происшествии другого водителя, то можно получить возмещение по франшизе с его компании. Выплата по КАСКО и по ОСАГО с разных компаний по одному и тому же случаю является незаконным.
Гарантийный автомобиль
Машина, которая находится на гарантии, что относится к новым авто, в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Суда по обзору дел, связанных с добровольным страхованием, должна ремонтироваться у официального дилера. Причина этого тот факт, что в случае не соблюдения такого требования гарантия аннулируется и при последующем ремонте собственник будет вынужден восстанавливать машину за свой счет.
Важно! Если в пределах доступности станции техобслуживания нет, то пострадавший может требовать выплаты возмещения для восстановления машины по цене, соответствующей стоимости работ у дилера.
Случаи, когда нельзя получить выплату
Страховая компания отказывает в выплате, если:
- Случай не является страховым. Ситуация, при которой было повреждено ТС, может не входить в список рисков.
- Автомобиль используется для работы в такси. Такие моменты прописываются в договоре. Это касается и участия в гонках.
- Авария произошла, когда за рулем находилось незастрахованное лицо.
- При фиксации страхового случая были допущены нарушения. К таким ошибкам относят отказ от вызова инспекторов ГИБДД.
- Период действия полиса завершился. В выплате будет отказано, если ТС было повреждено, когда страховка еще действовала, но клиент поздно подал заявление на компенсацию.
- Страховой случай возник за границей. Действие полиса при выезде за пределы России приостанавливается. При необходимости использования полиса за рубежом вносят дополнительную плату.
- Машина была зарегистрирована на другого человека. Выплата не назначается, если в полис не будут внесены соответствующие изменения.
Порядок и нюансы
Чтобы в установленное время получить направление на ремонт поврежденного автомобиля, а не получить отказ в страховой выплате надо:
- в кратчайшие сроки уведомить автостраховщика о наступлении страхового случая. Дополнительно рекомендуется уточнить перечень требуемых для оформления документов;
- не пропустить сроки подачи заявления и документов в страховую компанию. Пропуск сроков достаточно часто является причиной отказа в выплате страхового возмещения. Срок, отведенный для подачи документов, так же регламентируется договором на автострахование КАСКО;
- предоставить автотранспорт для проведения экспертизы. Без результата осмотра получить направление на ремонт не возможно;
- если страховой договор предусматривает наличие франшизы, то сопоставить стоимость ремонта и размер установленной не выплачиваемой суммы.
- Ремонт по КАСКО франшизой оплачивается исключительно в том случае, если для восстановления транспортного средства требуется большая денежная сумма;
- предоставить автотранспорт для проведения ремонта в соответствующую организацию.
Это тоже важно знать:
Постановление № 55: перечень товаров не подлежащих возврату или обмену, когда перечень не действует
В течение 2 недель СТОА обязаны определить стоимость ремонта и согласовать перечень работ со страховой организацией. Страхователю должно быть направлено уведомление о начале выполнения работ.
После завершения восстановления транспортного средства составляется акт, который регламентирует передачу отремонтированного автомобиля собственнику.
Если ремонт произведен качественно и никаких претензий к автосервису автовладелец не имеет, то акт подписывается обеими сторонами. В противном случае подписывать документ не нужно.
Претензия по качеству ремонта направляется страховой организации, которая обязана устранить все выявленные недостатки. В случае отказа автостраховщика свои права можно отстаивать в судебном порядке.
Расчет возмещения ущерба
Сумма возмещения по причиненному ущербу рассчитывается с учетом фактического состояния ТС и его износа.
Страховщик определяет размер выплат на основании соответствующих документов, в которых подтверждается фактическая величина ущерба с уменьшением на соответствующую величину франшизы, в том числе с учетом износа ТС, установленного оборудования, в том случае, если страхователь выбрал порядок расчета именно по износу ТС с установленным оборудованием (если таковое имеется).
Нарушение сроков и неустойка
Если ремонтные работы затягиваются, и страховая компания не объясняет причин задержки, то страхователь имеет право:
- забрать и отремонтировать автомашину в другой организации;
- обратиться в суд с иском о возмещении понесенных на ремонт расходов.
Все с суммой, затраченной на ремонт, собственник автомобиля имеет право взыскать со страховой компании неустойку за допуск просрочки исполнения обязательств.
Сумма штрафных санкций, как правило, устанавливается страховым договором из расчета определенного процента за каждый лень просрочки.
Однако перед выполнением описанной схемы необходимо соблюсти досудебный порядок решения спора. Досудебный порядок подразумевает подачу письменной жалобы руководителю страховой компании.
В документе требуется указать все аспекты сложившейся ситуации. К претензии так же прикладываются все документы о наступлении страхового случая и принятых действиях.
Большинство разногласий со страховыми организациями устраняются именно в процессе досудебного разбирательства.
Сроки обращения при некачественном ремонте
Довольно часто основной проблемой при урегулировании убытка по КАСКО может стать некачественная починка авто. Помимо того, что плохо отремонтированная автомашина теряет свою стоимость, ездить на таком транспортном средстве иногда просто опасно для жизни водителя, участников дорожно-транспортного движения и пешеходов.
Претензии потерпевшая сторона предъявляет в письменном виде сервисному центру, при отказе – страховой компании. Если же и организация отказывается проводить повторный ремонт, владелец полиса имеет полное право обратиться в суд.
При обнаружении недостатков или некачественного выполнения ремонтных работ сервисным центром, важно иметь заключение независимых экспертов об этом. Оно будет несомненным доказательством этого факта, если потерпевшая сторона обратится в суд.
В качестве компенсации по решению суда страхователю причитаются:
- отплата расходов за устранение последствий некачественно выполненных ремонтных работ;
- проведение работ по устранению последствий некачественных ремонтных работ;
- оплата услуг сторонних лиц или организаций – юристов, независимых экспертов;
- в некоторых случаях моральная компенсация.
Претензию за низкокачественные ремонтные работы по КАСКО можно подать в течение двух лет после их проведения. Если же недостатки имеют более существенный характер, срок подачи претензии увеличивается до десяти лет.
Время поставки запчастей
Наиболее существенной причиной задержки ремонта является отсутствие запасных частей для замены.
В среднем доставка запчастей осуществляется:
В течение 7 – 14 дней | если требуемые агрегаты заказываются в компаниях, расположенных на территории Российской Федерации |
В течение 15 – 30 дней | если доставка необходимых запасных частей осуществляется из иного государства |
Однако ситуации с доставкой могут быть разными. Например, данного агрегата нет в наличии, и требуется дополнительный заказ элемента у официального производителя автотранспортного средства или проблемы возникли у транспортной компании, в которой заказана доставка.
Если задержка выполнения ремонтных работ происходит по причине отсутствия запасных агрегатов, то ремонтная организация обязана письменно уведомить страховую компанию и страхователя о причине.
Страхователь, по предварительному согласованию с автостраховщиком, имеет право:
- заменить ремонтную компанию;
- заменить способ получения компенсации на денежное возмещение.
Итак, сроки выполнения ремонта автомобильного транспорта по КАСКО регламентируются законом (максимальный срок) и правилами работы автостраховщика.
Чтобы избежать задержки в ремонте страхователю необходимо четко прописать сроки выполнения работ в страховом договоре и самостоятельно контролировать процесс ремонта.
Неустойка при нарушении
Размер и порядок выплаты неустойки за просроченное страховое возмещение или ремонт автомобиля по каско на СТО определяется условиями договора страхования. Чаще всего неустойка равна 1% или доле процента от суммы восстановительного ремонта (размера страховой выплаты) за каждый день пропущенного срока. Требовать выплату сначала нужно в досудебном порядке, направив в адрес страховой компании претензию. Если страховщик откажется в добровольном порядке исполнять требования автовладельца, нужно подать иск в суд.
Пример судебного решения о взыскании неустойки
Истец подал в суд исковое заявления с требованиями взыскать со страховой страховое возмещение в сумме 37 944 рубля, УТС в размере 8000 рублей, услуги оценщика в сумме 8000 рублей, а также неустойку, сумма которой равна 22 993 рубля. В обоснование своих требований истец заявил следующее: 15 июля 2021 года застрахованный по каско автомобиль получил повреждения. В установленное время после наступления страхового случая он обратился в страховую компанию с пакетом документов и заявлением о выплате страховки за ущерб автомобиля. В августе 2021 года страхователь получил направление на ремонт в СТО, но до ноября 2021 года ремонтные работы так и не были закончены. Страховой компании направлялась досудебная претензия в письменном виде, но она не была удовлетворена и никаких комментариев страховщик не дал.
На судебном заседании пояснили, что клиент страховой в сентябре 2016 года, после месяца ожидания ремонта направил на станцию технического обслуживания заявление о переносе ремонтных работ на ноябрь 2021 года, чтобы за это время была произведена независимая экспертиза повреждений автомобиля.
Ответчик в своих возражениях заявил, что согласно правилам страхования каско под возмещением ущерба понимается только ремонт автомобиля, о выплате денежных средств в документе ничего не сказано, поэтому он отказался исполнять требования досудебной претензии страхователя. Исковые требования истца считает незаконными.
Суд выяснил, что в 2015 году между сторонами был заключен договор страхования каско, страхователем выполнены обязательства по уплате страхового взноса в полном объеме и получен полис каско. В июле 2021 года в отношении автомобиля истца наступил страховой случай, все документы и заявление в страховую компанию были направлены вовремя. Страховщик осмотрел транспортного средства, завел выплатное дело и выдал направление в СТО на ремонт одной позиции из списка повреждений. В августе автосервис направил в адрес страховщика акт разногласий, поскольку калькуляция убытка показала, что оплаченная сумма денежных средств меньше на 1 275 рублей. Правила ремонта по каско предполагают, что разногласия должны быть устранены в течение 7 дней с момента заявления о них. Этого страховой компанией сделано не было, соответственно, ремонт не был завершен. Несмотря на возражения, страховщик не смог предоставить документы, подтверждающие оплату суммы разногласий. Из-за вопросов о стоимости и сроков ремонта истец обратился в независимую экспертизу об оценке повреждений авто. Полученную калькуляцию стоимости ремонта истец приложил к письменной претензии о выплате страховки, но получил отказ. Суд посчитал результат независимой экспертизы верным и не стал направлять авто на судебную экспертизу.
Суд, основываясь на пункте 42 Постановления ВС №20, статье 3 закона №4015-1 о страховом деле, статье 13 закона о защите прав потребителей решил удовлетворить требования истца частично, взыскать страховку и оплату за дополнительные услуги в полном объеме, а размер неустойки снизил до 10 000 рублей.
В законе о защите прав потребителей (пункт 5 статьи 28) указано, что в случае невыполнения работ в заявленные сроки, а также отказа от них клиент может требовать выплату неустойки в размер 3% от стоимости работ (в данном случае — стоимости восстановления транспортного средства) за каждый день просрочки. Если после расчета выясняется, что размер неустойки превысил 100% от стоимости выполнения работ, то страховщик должен будет выплатить только 100% стоимости, не больше. Статьи 333 ГК РФ указывает, что суд может уменьшить размер выплаты, если посчитает ее несоизмеримой последствиям нарушения обязательства.
Дополнительные вопросы
Что делать, если период восстановления действительно затянулся
Если страховщик не спешит с ответом на поданное заявление, лицо его подававшее может смело писать жалобу, руководствуясь вышеуказанными нормативными актами.
Первым этапом урегулирования конфликта может быть досудебное разбирательство. Страхователь обращается к страховой организацией с письменной жалобой. В ней необходимо указать, когда было подано заявление. К нему нужно приложить соответствующие документы.
Как правило, страховщик решает вопрос и выплачивает потерпевшему неустойку, оговоренную заранее в полисе КАСКО. Если же компания отказывается разрешать конфликт, страхователь должен забрать транспортное средство и обратиться в суд с иском к страховщику или ремонтной организации.
Статья 430 Гражданского Кодекса РФ говорит, что ответственность по договору, заключенному в пользу третьих лиц, наступает как у кредитора, так и у должника. То есть, если станция техобслуживания считает, что она не несет никакой ответственности перед страхователем, то это не соответствует действительности. Страхователь имеет право контролировать устранение поломок и узнавать причины задержки ремонта.
В качестве компенсации по решению суда страхователю причитаются:
- оплата ремонтных услуг (если страхователь проводил ремонт за счет собственных средств);
- выплата неустойки;
- в некоторых случаях — моральная компенсация.
Как оградить себя от возможных проблем со сроками
Некоторых конфликтов с затяжным ремонтом авто можно избежать, если:
- сразу же после наступления страхового случая написать заявление об этом в СК. Это поможет избежать претензий. Сроки подачи устанавливаются Правилами страхования (максимальный срок — 3-5 дней);
- постараться указать точные сроки, чтобы иметь возможность ссылаться на них (если они не оговорены в Правилах страхования);
- постоянно контролировать ситуацию, и в случае нарушений обращаться в СК или СТО.
Как принимать автомобиль после ремонта
Чтобы прием авто проходил правильно, следует заранее побеспокоиться о его правильной сдаче. Для этого автовладелец должен присутствовать во время сдачи машины в работу. Осмотр ТС должен выполняться также в его присутствии и в условиях хорошего освещения. Обращаться внимание должно и на мелкие царапины, вмятины.
Это тоже важно знать:
Причины обращения граждан в прокуратуру и срок рассмотрения заявления
Документ, который является подтверждением успешно выполненной работы или выполнением обязательств со стороны страховой компании, называется актом приемки. Его подписание собственником автомобиля означает отсутствие каких-либо претензий и что работа выполнена качественно. Производится приемка в срок 1 – 3 дней.
В самом акте должна значиться следующая информация:
- Перечень повреждений, которые поручила устранить СК
- Список деталей, которые нужно было заменить
- Дефекты, которые не входили в задачу СТО для устранения
- Скрытые дефекты
- Опись полной комплектации
- Отметки с замечаниями владельца авто или пожелания по выполнению услуг
На руки владелец получает и другие документы:
- акт о реально выполненных действиях
- оригинал заказа-наряда
- квитанция, которая подтверждает оплату работ собственником ТС
- платежка от СК
- платежки, подтверждающие оплату деталей мастерской
- гарантия от автомастерской
Важно понимать, что подписывать какие-либо бумаги стоит только после того, когда будет нужный результат по оказанным услугам. Если будут определены работы, которые были сделаны без согласования с собственником, он имеет право обращаться на СТО с жалобой и требовать компенсацию. С ней можно обратиться и в суд.
Некачественный ремонт — что делать
Низкое качество ремонта или его не полноценное выполнение снижает стоимость автомобиля, который и так пострадал. Такое часто случается во время рихтовки, покраски, установки новых конструктивных частей.
В такой ситуации можно сделать следующее:
- обратиться в мастерскую с просьбой переделать выполненное
- в случае отказа обратиться в СК
- идти в суд, РСА, Центробанк, Общество по защите прав потребителей
Важно
Просьбы, претензии, жалобы оформляются письменно и передаются лично или заказным письмом. Один вариант нужно оставлять у себя для подтверждения обращения. На нем ставится подпись представителя организации. Обращение в суд актуально, если были использованы некачественные детали, в связи с чем машина тормозит, плохо трогается с места, есть царапины на кузове, плохо выполнены работы по салону.
Как получить деньги вместо ремонта
Определить что лучше: деньги или ремонт легче при страховом случае и в зависимости от особенностей полученных повреждений. Если урон незначительный, значит лучше выбрать деньги. Чтобы получить их свои требования нужно указать в заявлении на возмещение. Согласно условиям некоторых договоров, выплата денег может быть не предусмотрена. В таком случае о своем требовании можно написать, но будет оно одобрено или нет, будет зависеть от решения страховщика.
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Звоните: 8 800 511-39-66
Задать вопрос
Некоторые компании предлагают более выгодные предложения по полисам, предоставляя возможность ремонтироваться в СТО, с которым у него заключен договор. Идеальным решением будет предоставление альтернативы, когда клиент будет иметь право выбора в отношении определения варианта выбора между ремонтом и деньгами на него.
По данному вопросу есть документ – Постановление Пленума Верховного Суда РФ №20 от 27.06.2013г. в соответствии с которым пострадавший при таких обстоятельствах может доверить ремонтировать машину другим людям (третьим лицам) или сделать самому, а после этого востребовать нужную сумму в пределах страхового покрытия на восстановление машины.
Ремонт будет целесообразным в таких ситуациях:
- Автомобиль гарантийный и восстанавливаться будет в центре от официального дилера.
- В договоре значится выплата денег с учетом износа.
Это тоже важно знать:
Что такое качество товара и как его определить
Деньги преимущественнее в таких случаях:
- Машина на ходу, повреждения не существенны.
- Между СК и СТО есть недоразумения, конфликт, неоплаченные счета, нет согласования в перечне необходимых работ.
Таким образом, ремонт транспортного средства по КАСКО зависит от особенностей случая и Правил, организации деятельности конкретной страховой компании. О том, как может производиться выплата или восстановление машины собственник должен узнавать еще на стадии оформления договора. Причина – возможные ситуации, которые не предполагают наличие выбора. Доверяя СК, не следует забывать о бдительности, так как на сколько быстро, правильно, квалифицировано будет выполнены обязательства страховщика, зависит состояние и товарная стоимость ТС.
Что делать, если отказали
В случае получения отказа, такое решение должно быть передано в письменном виде на руки. Следующим шагом будет обращение в экспертную организацию. Она должна быть аттестована. На основании отказа и заключения эксперта можно обращаться в суд. Он может помочь получить компенсацию или оплату по ремонту, деньги на адвоката, моральный вред.
Почему могут отказать
Отказ по обращению за восстановлением может быть. Наиболее часто встречаемые причины этого, следующие:
- Страховщик не перечислил деньги на ремонт или перечислил не всю сумму.
- В работу СТО поступил автомобиль, не соответствующий документации к нему.
- Договор КАСКО просрочен.
- Нет нужных запчастей или мастера.
- Не согласован объем работ между СТО и страховщиком.
- Умышленные действия владельца в отношении повреждения автомобиля.
- Водитель не вписан в полис.
- Страховой случай соответствует списку исключений по Правилам СК (водитель был не трезвый, машина была неисправна, что привело к ДТП).
Если требуют доплату
Очень распространённая ситуация, когда, приехав в автосервис, Вам говорят о том, что перечисленных страховой денег не хватает для полного восстановления автомобиля, и просят:
- либо доплатить из своего кармана,
- либо Вам поставят б/у запчасти или оставят неотремонтированными некоторые элементы.
Это на 2021 год незаконно! По закону Об ОСАГО страховая компания обязан полностью возместить ущерб без каких-либо доплат. В отличие от выплаты деньгами, когда калькуляция ущерба идёт с учётом износа автомобиля, при выдаче направления на ремонт износ не учитывается.
Нехватка перечисленных денег – это не Ваша проблема. Но и не проблема автосервиса. Это проблема страховой компании. В этом случае предоставляйте авто в СТОА под видеозапись, зафиксируйте отказ принять автомобиль с оговоркой основания отказа. Далее обратитесь в страховую и оповестите её об этом.
При попытке предоставить машину Вами формально начался срок 30 дней для проведения ремонта. Потому что в ФЗ Об ОСАГО прямым текстом прописано начало этого срока:
…срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);
Если просят подписать допсоглашение
Ничего подписывать не нужно. Допсоглашением с большой долей вероятности будут подразумеваться невыгодные для Вас условия – те же замена новых деталей на подержанные, доплаты и прочее.
Помните, что законодательство 2021 года не требует от Вас никаких документов при сдаче машины в СТОА по ОСАГО.
Франшиза безусловная 50 %:
При возникновении следующих случаев, которые привели к фактическому вреду, утрате, выводу из строя, гибели ТС с действующей страховкой. Производятся франшизные выплаты (безусловные) в размерном эквиваленте 50 % от суммы страхового договора.
- Завладение ТС лицом, не имеющим оснований на управление данным ТС и ТС вообще. Также лицам, находящимся под фармакологическим влиянием медикаментозных веществ, запрещенных при управлении ТС, как и при отказе прохождения медицинской процедуры освидетельствования.
- При проведении разгрузочно-погрузочных работ с участием ТС, любых транспортировок ТС как груза, а также участии в испытательных мероприятиях и обучении водительскому мастерству без согласования данных действий в письменном виде со страховщиком!
- В случае нарушения как самим страхователем, так и иным лицом, имеющим законное право на управление застрахованным ТС, любых возможных правил, обязательных для соблюдения при управлении и содержании ТС, таких как пожарная безопасность, хранение и транспортировка опасных веществ или иных схожих предметов, требований по перевозке и транспортировке, перечисленных в ПДД.
- Самопроизвольное начало движения ТС на парковке или стоянке (кроме рисков «Несчастный случай», «Гражданская ответственность владельцев ТО»).
- Самовольное оставление водителем места ДТП, что привело к нарушениям норм ПДД.
В том случае, когда ТС, имеющее действующую страховку, потеряло способность к самостоятельному передвижению, страхователь обязан вызвать через службу диспетчеров страховщика, автомобиль для эвакуации аварийного ТС. Только в том случае, если страховщик не имеет возможности оказать данную услугу, то страхователь вправе претендовать на компенсацию расходов на эвакуацию от места совершения ДТП до места проведения ремонтных работ либо стоянки. В случае легкового автомобиля сумма составляет не более пяти тысяч рублей (категории А, В), не более десяти тысяч рублей для остальных категорий, в случае представления соответствующих документов. Кроме того, в договоре может быть указан и иной лимит по возмещению расходов эвакуатора.