Пропускать скорую помощь или нет, выезжая на красный свет: мнение специалистов

Автомобиль – это скорость, но у некоторых водителей есть желание ехать быстрее других, и они используют спецсигналы. А ведь сирена, мигалка и другие особые знаки предназначены для служб, которые спешат на помощь попавшим в беду людям. И потому самовольное их использование запрещено КоАП, равно как отказ пропустить машину со спецсигналом.

В этой статье:

Что считается спецсигналом

Автомобили экстренных или просто особых служб отличают световые, цветовые значки, звуковое сопровождение, которых лишены


остальные ТС:

  • проблесковые огни синего и других возможных цветов;
  • сирена или «крякалка»;
  • светосигнальные балки (мигалки);
  • фары-вспышки;
  • цветные и отражающие полосы;
  • стробоскопы;
  • громкоговорители.

Они устанавливаются для того, чтобы прочие автолюбители видели спецтранспорт и обеспечивали ему возможность проехать быстрее.

ГОСТ на спецсигналы

ГОСТ на используемые в России спецсигналы носит номер Р 50574-2002. Он регламентирует внешний вид световых огней автомобилей экстренных служб (полиции, «пожарки», скорой помощи, военной инспекции, ФСБ, СК). Стандарт диктует и типы разрешенных звуковых сигналов, а также цветографические схемы, нанесенные на спецтранспорт.

ГОСТ не затрагивает использование желтых мигалок, устанавливаемых на грузовики или технику для строительно-ремонтных дорожных работ. Это еще одно подтверждение, что они не являются спецсигналами.

Кто имеет право ездить с мигалкой

Право ездить с включенной мигалкой имеют автомобили:

  • скорой помощи, если спешат на вызов или везут в стационар пациента;
  • полиции при следовании на задание;
  • противопожарной службы, когда едут на тушение;
  • военной полиции;
  • МЧС, если машина следует для проведения спасательных работ;
  • ФСО, ФСБ, СК, для каких бы целей не использовались;
  • Нацгвардии.


Разновидности авто со спецсигналами
В России с мигалками могут ездить также депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, министры, губернаторы. Список определен Указом Президента N635 от 19 мая 2012 г.

Обязанности водителей при появлении «Скорой помощи»

В случае, если водители обыкновенных транспортных средств замечают на дороге «Скорую помощь», которая торопится на вызов, обозначая свои намерения включенными специальным сигналами, они должны руководствоваться пунктом 2 раздела 3 Правил дорожного движения. В частности, этот раздел правил предписывает им уступить дорогу приближающемуся экипажу «Скорой помощи», чтобы обеспечить ему возможность беспрепятственного проезда по выбранной траектории движения.
Кроме того, пункт 3 этого раздела предписывает водителю быть внимательным и в случае приближения к машине «Скорой помощи», которая стоит на дороге с включенным проблесковым маячком и сиреной. В этой ситуации водитель обыкновенного транспортного средства должен сбросить скорость настолько, чтобы в случае, если «Скорая помощь» тронется с места, он мог незамедлительно освободить ей дорогу или остановиться.

Таким образом, в некоторых случаях «Скорой помощи» действительно предоставляется право законно нарушать требования правил дорожного движения. А водителям, вынужденным уступить ей дорогу, следует помнить о том, что экипаж спешит на помощь к пострадавшим людям.

Свидетельство на спецсигналы

Для каждого работающего в полиции или иных экстренных службах водителя оформляется свидетельство особого вида – на спецсигналы. Документ выдается после прохождения курсов подготовки в учебном заведении, имеющем особую лицензию.

Водители спецслужб, помимо прочего, должны овладеть навыками экстремальной езды, использования радиосвязи, спецсигналов. После очного или очно-заочного курса они сдают экзамен, только тогда получают документ на допуск к работе. Свидетельство действует максимум 5 лет, после чего нужна переподготовка. Все это осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ №876 от 2007 г.

Что касается разрешений на использования для машин специального оборудования, их выдача регламентируется Приказом МВД №167 от 2007 г. В нем сказано, что:

  • допуск на установку, применение маячков белого цвета дается «Почте России», инкассаторам и машинам, перевозящим ценный груз;
  • возможность использования желтых и оранжевых световых устройств есть у дорожной техники и машин с опасным, негабаритным грузом, автобусов, организованно перевозящих детей;
  • разрешение на применение маячков синего и красного цветов, а также сами приспособления выдаются только в МВД РФ.

То есть при наличии оснований на машину можно установить белый или желтый световой сигнал. Но для красного или синего нужно спецразрешение.

Какие преимущества есть у транспортных средств с мигалками желтого и оранжевого цвета

Специальный транспорт различных служб может оборудоваться не только стандартными проблесковыми маячками синего и красного цвета. Очень часто на дороге можно встретить автомобили с желтыми маячками, которые применяются для выполнения широкого круга задач. Их можно увидеть на строительной технике, тракторах, эвакуаторах и тягачах с тяжелыми прицепами. Для чего на транспортных средствах нужны фонари подобного типа и имеют ли право другие участники движения обгонять их?


В Правилах нет пункта, который бы обязывал других участников движения пропускать транспортные средства с желтыми маячками

Первым делом следует ответить на вопрос — кто может использовать маячки желтого цвета? Ответ на него можно найти в пункте 4 статьи 3 ПДД. Здесь указано, что проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета может применяться в следующих случаях: 1) при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, а также при погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых ТС; 2) при осуществлении перевозки крупногабаритного груза, взрывчатых, легковоспламеняющихся и реактивных веществ, а также ядовитых средств с высокой степенью опасности; 3) при сопровождении ТС, которые занимаются перевозкой крупногабаритного, тяжеловесного и опасного груза; 4) при сопровождении организованных групп велосипедистов; 5) при организованной перевозке группы детей.


Автомобили с желтой мигалкой могут отступать также от требований разметки, выезжать на встречную полосу для осуществления маневров и передвигаться в крайней левой полосе с любой скоростью

Здесь же указано, что включенный маячок желтого или оранжевого цвета не предоставляет водителю преимуществ в движении и необходим только для предупреждения об опасности. Автомобилисты со своей стороны должны реагировать на данные сигналы и корректировать скорость и направление движения, чтобы не создавать опасность.

В статье 3 ПДД также указано, что желтый фонарь на крыше автомобиля позволяет отступать от требований некоторых знаков. Исключениями являются только знаки 3.20 «Обгон запрещен», 2.4 «Уступи дорогу» и некоторые другие, которые ограничивают массу применяемого прицепа. Автомобили с желтой мигалкой могут отступать также от требований разметки, выезжать на встречную полосу для осуществления маневров и передвигаться в крайней левой полосе с любой скоростью.


Автомобиль с желтой мигалкой при сопровождении велосипедистов может выезжать на встречную полосу, чтобы обезопасить последних от наезда автомобилей.

Однако, транспортные средства с мигалкой желтого цвета не могут пробиваться через пробки и требовать уступить дорогу. В Правилах нет пункта, который бы обязывал других участников движения пропускать транспортные средства с желтыми маячками. Но у такого транспорта все же есть преимущества на дороге. Например, автомобиль с желтой мигалкой в сопровождении крупного грузовика, который перевозит габаритную газовую трубу, может выезжать на встречную полосу и перекрывать движение другим водителям в момент, когда грузовик совершает сложный маневр. В таких обстоятельствах даже может образоваться пробка. Еще один пример — автомобиль с желтой мигалкой при сопровождении велосипедистов может выезжать на встречную полосу, чтобы обезопасить последних от наезда автомобилей. Однако, совершать подобные действия разрешено только после того, как будет обеспечена безопасность для других участников дорожного движения.

Итог. Транспортные средства с мигалками желтого или оранжевого цвета имеют несколько преимуществ на дороге, так как могут отклоняться от требований некоторых видов знаков и разметки.

Порядок применения специальных световых и звуковых сигналов

Порядок применения на общих дорогах специальных световых и звуковых сигналов регламентируется п.3 ПДД РФ и заключается в следующем:


  • те, кто имеет право на автомобильный маячок синего цвета, при острой необходимости могут игнорировать светофоры, требовать уступать им дорогу в нарушение правил;

  • то же разрешается ТС, сопровождаемым машинами с огнями синего или красного цветов;
  • нарушать ПДД спецавтомобили могут, только убедившись, что им уступают дорогу;
  • световой сигнал на такой машине обязательно должен дополняться включением звукового сопровождения;
  • остальные автомобили при приближении спецтранспорта должны податься в сторону или сбавить скорость, чтобы пропустить его;
  • запрещается обгонять авто экстренных служб, едущее с работающими сигналами;
  • если оно стоит, но маячок и сирена включены, обычная машина, приближаясь, должна уменьшить скорость;
  • желтые и оранжевые маячки не дают приоритета в проезде, но транспорт с ними может при необходимости игнорировать разметку и дорожные знаки, кроме 2.2, 2.4 — 2.6, 3.11 — 3.14, 3.17.2, 3.20;
  • они могут также не соблюдать правила пунктов 9.4-9.8 и 16.1 ПДД, если это не угрожает безопасности движения;
  • белые маячки на авто «Почты России», инкассаторских, перевозящих ценный груз можно включать только при угрозе нападения на них;
  • перечисленные в предыдущем пункте машины не имеют преимуществ в проезде.

Ещё на AutoLex.Net:

Как обжаловать постановление ГИБДД об административном правонарушении в 2021 году?

Смотрите в этом видео о ПДД при применении специальных сигналов:

Опрос

8 октября Министерство здравоохранения на своем сайте обратилось к водителям транспортных средств с призывом уступать дорогу машине «скорой помощи». Застревая в «пробке», врачи теряют драгоценное время, а вместе с ним, случается, что и пациентов…

Сотрудники УБДД ГУВД города Ташкента уверены: сформировать у водителей высокую личную ответственность и культуру по освобождению дороги машинам «скорой помощи» – вполне посильная задача. Но прилагать усилия для ее решения необходимо не только государственным ведомствам, но и самому обществу.

Представим ситуацию, в которой хотя бы раз в жизни оказывались практически все водители. Позади вашего автомобиля на дороге раздается звук сирены, в зеркалах вы видите автомобиль служб, имеющих право приоритетного проезда, с зажженными проблесковыми маячками.

  1. ЧТО ТРЕБУЕТ ЗАКОН?

Согласно Правилам дорожного движения «при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета или синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемых ими транспортных средств с включенным ближним светом фар водители обязаны уступить им дорогу для обеспечения их беспрепятственного проезда».

Кроме того, «приближаясь к стоящему транспортному средству с включённым проблесковым маячком синего или синего и красного цветов, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости».

Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, в свою очередь, предусматривает наказание на случай, если вышеупомянутое требование законодательства не будет учтено. Согласно части первой статьи 128-5: «Создание водителями транспортных средств помехи для проезда транспортных средств, пользующихся правом беспрепятственного передвижения, — влечет наложение штрафа в сумме пяти минимальных размеров заработной платы». А повторное правонарушение такого рода, совершенное в течение года после применения административного взыскания — влечет наложение штрафа в сумме двадцати минимальных размеров заработной платы или лишение права управления транспортным средством сроком на один год.

  1. ПОНИМАТЬ, ГДЕ ОЖИДАТЬ.

Слыша фразу «пропустить скорую», вы, скорее всего, вспомните видеоролики с разных стран мира, где специальный транспорт приближается сзади. Но стоит помнить: он также может оказаться на пересекаемой вами дороге и имеет право проехать на запрещающий сигнал светофора. Поэтому порой для того, чтобы пропустить спецтранспорт, вам не придется ничего изобретать – достаточно заблаговременно сбросить скорость вплоть до полной остановки автомобиля, даже услышав сирену еще вдалеке. Естественно, резких маневров делать не стоит – всегда помните о водителях, оказавшихся позади вас.

  1. ВАЖНЫ ОБЩИЕ УСИЛИЯ.

Если вы оказались в плотном потоке автомобилей, то от скоординированных действий всех участников дорожного движения, оказавшихся поблизости, зависит общий успех.

В мировой практике специальный транспорт в экстренной ситуации чаще всего движется по левой полосе дороги, а водителям предлагается следующая схема действий. Все, оказавшиеся в левом ряду, сдвигаются влево. Остальные полосы движения – вправо. Важно не делать резких движений и помнить, что ваши действия имеют значение, даже если вы оказались в крайней правой полосе – только общие усилия позволят выстроить «коридор спасения» там, где чуть ранее его было сложно даже представить.

Вполне возможно, что водитель автомобиля справа от вас растеряется. Попросите его о содействии – не только включенным поворотником, но и словом (безусловно вежливым, и при этом слышимым на шумной дороге).

  1. Условие обеспечения безопасности дорожного движения – одно из самых важных. Делая нечто важное вроде создания «коридора спасения», стоит, прежде всего, обязательно предупредить о планируемом маневре остальных водителей, включив поворотник. Маневр перестроения требует осторожности без лишней спешки: будьте внимательны к тому, что водители вокруг вас также совершают маневры в этот момент.

Уступая приоритет проезда транспорту, движущемуся перед вами на пересекаемой дороге, учитесь слышать сирену заранее и снижать скорость заблаговременно, не создавая аварийной ситуации – водитель позади вас может не успеть среагировать.

Сдвинувшись вбок и пропустив специальный транспорт, без лишней спешки вернитесь в свою полосу движения.

  1. СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ ШТРАФА за нарушение правил дорожного движения, сделанное водителем с целью создания «коридора спасения»? Ранее мы неоднократно посвящали этому материалы, но повторим еще раз: нет, не стоит. Согласно статье 271 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии обстоятельств, среди которых имеется «действие лица в состоянии (…) крайней необходимости». Поэтому даже если нарушение ПДД (к примеру, пересечение стоп-линии или сплошной линии разметки) окажется зафиксировано камерами автоматической фиксации, постановление о наложении штрафа подлежит аннулированию.

«Меня этот тоже касается» — девиз, который должен вспоминать каждый водитель, сразу как услышит сирену. Рано или поздно карета скорой помощи, автомобиль органов внутренних дел или пожарная служба будут спешить в ваш дом и к вашим родным. Представьте, что водители на их пути не уступят дорогу, или уступят, но не все. Меняйте сознание окружающих своими собственными действиями уже сегодня – создавайте коридор спасения и учитесь слышать сирену там, где ранее игнорировали её.

Вот как обучают водителей освобождать полосу для проезда машины «скорой помощи» в Германии. Все наглядно и понятно без перевода.

Проблесковый маячок синего цвета

Проблесковый маячок синего цвета может означать, что автомобиль принадлежит:

  • полиции или иной силовой структуре;
  • скорой помощи;
  • противопожарной службе.

Если водителю спецтранспорта необходимо проехать первым, он обязан включить еще и звуковой сигнал. В отсутствие сирены или «крякалки» обычные авто не обязаны уступать путь. Если же водитель не пропустил машину со спецсигналом, ему грозит ч.1 ст.12.17 КоАП, то есть предупреждение или штраф в 500 р.

Какое наказание грозит в 2021 году за непропуск скорой помощи?

Не так давно в закон о непропуске скорой помощи внесен ряд поправок, и если раньше несущественность наказания влекла за собой частые нарушения, то сегодня вряд ли кто-то рискнет сознательно препятствовать автомобилю со спецсигналами.

С текущего года за непропуск скорой помощи предусмотрено два вида ответственности, в зависимости от наступивших последствий:

  1. Административная. Предусматривает два варианта наказания: денежный штраф от 3 до 5 тыс. рублей или лишение прав управления на срок от 3 мес. до 1 года (ст. 12.17 КоАП). Подобные меры применимы, если деяние не повлияло существенно на здоровье пациента. Для сравнения: ранее за подобный проступок предполагался штраф в 500 руб. и лишение права управления ТС максимум на 3 мес.
  2. Уголовная. Здесь серьезность наказания зависит от степени вреда, причиненного пациенту из-за действий водителя, не уступившего дорогу скорой:
  • принудительные работы, ограничение свободы до 2 лет или денежный штраф до 80 тыс. рублей, если причинен серьезный вред здоровью,
  • ограничение свободы до 4 лет, если из-за халатных действий автомобилиста больной скончался.

Подобные поправки в закон были вызваны несколькими громкими случаями, когда из-за действий автовладельцев в каретах медицинских автомобилей скончались пациенты, не успевшие вовремя попасть в больницу.

Юристы считают, что закон несколько недоработан, ведь в случае смерти пациента довольно сложно сказать, что именно послужило тому причиной – действия водителя или некомпетентность врачебной бригады. Скорее всего, в него еще будут внесены некоторые изменения.

Проблесковый маячок бело-лунного цвета

Проблесковый маячок бело-лунного цвета означает, что в машине перевозятся материальные ценности, и на нее напали. Этот сигнал нужен для привлечения внимания полиции, является просьбой о помощи. Если автомобиль просто движется в общем потоке, нет угрозы нападения, маячок не используют. И преимуществ в проезде у него нет. Как и все прочие, его водитель обязан соблюдать ПДД.

Понятие «Уступить дорогу»

Понятие «Уступить дорогу» дается в пункте 1.2 правил дорожного движения:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Рассмотрим понятие поподробнее. Причем особое внимание следует обратить на те действия, которые предписываются водителю. А если говорить еще точнее — на те действия, которые запрещается выполнять водителю.

«Начинать движение» — очевидно, что это действие относится только к тому случаю, когда автомобиль неподвижен.

«Возобновлять движение» — действие похоже на предыдущее с той лишь разницей, что автомобиль непосредственно до остановки находился в движении.

«Продолжать движение» — этот запрет относится к автомобилям, которые находились в движении непосредственно перед тем, как возникла необходимость уступить дорогу. Такие автомобили должны остановиться.

«Осуществлять какой-либо маневр» — запрещается выполнять маневры, например поворот или разворот, которые вынудят других участников движения изменить направление движения или скорость.

Почему у полиции красно-синяя мигалка

У полиции может быть красно-синяя мигалка потому, что такое сочетание привлекает


больше внимания, чем единственный цвет маячка.

Но никаких дополнительных привилегий, кроме установленных п.3 ПДД, у таких машин нет. Им уступают дорогу, если световое сопровождение дополняется звуковым. Обычные авто должны в этом случае дать возможность спецтранспорту развернуться, свернуть, проехать задним ходом и т. д.

Про преимущества «жёлтых мигалок» — нужно ли уступать им дорогу, можно обгонять или нет

Расскажем про жёлтые и оранжевые проблесковые маячки: можно ли их обгонять, как уступать дорогу и существуют ли штрафы за «непропуск» машины с такими мигалками.

* Жёлтые и оранжевые мигалки — по сути и функции одно и то же. Для краткости будем везде писать «жёлтые».

Автомобили с жёлтыми проблесковыми маячками никаких ПРЕИМУЩЕСТВ по отношению к другим участникам движения НЕ ИМЕЮТ

согласно статье 3.4 ПДД:

«Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности».

Поэтому

1. Обгонять

автомобили с жёлтыми мигалками
МОЖНО
2. Уступать дорогу

машинам с жёлтыми проблесковыми маячками
НЕ обязательно
3. Никаких штрафов

за «неправильное» взаимодействие с автомобилями с жёлтыми маячками
НЕТ
. То есть никто вас не оштрафует, если совершили обгон или не уступили дорогу такой машине.

НО! Реагировать на включённые жёлтые мигалки нужно обязательно и адекватно.

Включённые жёлтые маячки дают понять, что на дороге нестандартная ситуация — ремонт, колонна велосипедистов, тягач тащит большой груз и перекрывает большую часть дороги… Поэтому водитель должен быть готов скорректировать скорость движения, траекторию или прибегнуть к экстренной остановке.

Перечислим случаи, когда обязательно включают жёлтые мигалки (согласно пункта 3.4 ПДД): — при строительстве, ремонте, обслуживании дорог на строительной технике, тракторах и т. п., например, при очистке дорог от снега — при погрузке транспорта на эвакуаторе — на тягачах и грузовиках при перевозке крупногабаритного груза либо опасных веществ (радиоактивных, взрывчатых и т. д.) — на транспорте, который сопровождает колонну велосипедистов — на автобусах, которые перевозят группы детей.

То есть все случаи логичны и уступить дорогу, например, снегоуборочному автомобилю — адекватная реакция любого водителя.

Кроме того, включённые жёлтые мигалки отменяют действие некоторых знаков и спецтранспорт с включённым жёлтым фонарём на крыше законно может отступить от некоторых правил дорожного движения.

Например, останавливаться в запрещённых местах, выезжать на встречку для манёвра, ехать с минимальной скоростью в крайней левой полосе и проч. Все случаи прописаны в пункте 3.5 ПДД. Так что осторожность не помешает в любом случае.

Что касается «правил поведения» с автомобилями с синими и сине-красными мигалками, то их мы разобрали в статьях

«В каких случаях и как уступать машинам с синими мигалками»

«Можно ли обгонять скорую помощь или пожарную с включенными проблесковыми маячками»

«Можно ли обгонять машину ДПС с включёнными проблесковыми маячками»

Нужно ли разрешение на желтую мигалку

Разрешение на желтую мигалку специально получать не нужно. Если водителю на его автомобиле приходится выполнять работу, при которой необходим такой маячок, устройство просто покупают в магазине и устанавливают.

Использовать его просто так бессмысленно. Особых преимуществ на дороге желтая мигалка не дает. Лишь машины, участвующие в ремонте дорог, могут игнорировать разметку, а при расчистке путей от снега – выполнять маневры там, где другим нельзя. Но здесь речь о спецтехнике, имеющей соответствующий внешний вид. А установка желтой мигалки на обычную «легковушку» не защитит ее водителя от наказания за нарушение ПДД.

Какой штраф за спецсигналы в 2021 году

За регулирование требований, относящихся к установке спецсигналов, отвечает КоАП РФ, а именно: статья 12.4, пункты 1-2 и статья 12.5, пункты 3-5. Рассмотрим каждое из наказаний за использование спецсигналов подробнее.

    12.4, часть 1

Штраф за мигалки возможно получить даже в том случае, если автомобиль стоял в гараже и не эксплуатировался.

Какой штраф предусмотрен за нарушение

Закрепление спецсигнала на обычном авто вводит в заблуждение других людей, провоцирует хаос на пути, создает повышенную угрозу. Поэтому деяние наказывается денежной выплатой или лишением прав.

За самовольную установку и использование на автомобиль

Запрет устанавливать на обычном ТС спецсигналы есть в Кодексе административных правонарушений. Санкции за подобное отражены в разделе 12.4, точнее в ее 2-й и 3-й частях:


  • если автолюбитель установил на машине знаки оперативных организаций или те, которые имеют право быть только на такси, ТС инвалида, ему придется заплатить за это 5000 р.;

  • то же нарушение, но совершенное должностным лицом, карается штрафом в 20000 р.;
  • аналогичный проступок, в котором замешано юридическое лицо, приведет к выплате им 500000 р.

И в каждом из приведенных случаев неположенные отличительные предметы будут конфискованы. Запрещено делать обычную машину похожей на полицейскую, инкассаторскую, пожарную, авто «скорой помощи». Но раздел 12.4 КоАП касается только случаев установки спецсигналов. То есть она может быть применена и когда автолюбитель не включил запрещенные приспособления.

Ещё на AutoLex.Net:

Возможно, за отсутствие детского автокресла будут лишать прав

Передвижение на транспорте с незаконно установленными и работающими спецсигналами наказывается в соответствии с разделом 12.5 Кодекса:

  • автолюбитель, едущий на ТС с обозначением «инвалид» либо внешними элементами пассажирского такси, заплатит в бюджет 5000 р.;
  • за передвижение на машине, корпус которой украшен цветовыми полосами как транспорт спецслужбы, придется обходиться без удостоверения на вождение до 1,5 лет;
  • езда на автомобиле с включенными световыми и звуковыми элементами, соответствующими тому, что есть на машинах экстренных служб и силовых структур, завершится для автолюбителя оставлением без водительского документа.

Нанесение на корпус цветных элементов, имитирующих машины спецорганизаций, и поездка на раскрашенном авто приведет к требованию сдать удостоверение на тот же отрезок времени. Во всех перечисленных случаях спецсигналы будут конфискованы.

О штрафах при установлении на ТС спецсигналов смотрите в этом видео:

За непропуск машины со спецсигналами

По закону автомобили полиции, ГИБДД, «скорой помощи», пожарной службы, а также принадлежащие госструктурам следует пропускать, если они едут с включенными спецсигналами. Но делают это далеко не все водители личного транспорта. Подобное нарушение может привести к трагедии, поэтому наказуемо. О нем есть раздел 12.17 (часть 2):

Непредоставление преимущества в движении ТС, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом влечет наложение штрафа в размере пятисот рублей и лишение права управления ТС на срок от одного до трех месяцев.

Речь о машинах «скорой», полицейском транспорте, ГИБДД, «пожарке». Эти санкции определены на текущий момент. Но в Госдуму внесен проект о поправках, по которому предполагается штрафовать не пропустивших спецтранспорт водителей на 30000 р.

Об увеличении ответственности за непропуск машин со спецсигналами смотрите в этом видео:

Штраф за стробоскопы

Штраф за установленные на автомобиле стробоскопы налагается по ч.1 ст.12.4 КоАП и составляет 3000 р. После задержания машины инспектором приспособления конфискуются. Цвет и режим работы светящихся приспособлений не имеют значения. И штраф за белые стробоскопы будет тот же, что за красные или синие. Ведь с ними транспорт перестает соответствовать «Основным положениям по допуску ТС к эксплуатации…».

Такой же штраф полагается за стробоскопы в салоне, установленные под лобовое стекло или в другом месте. В этих случаях лишние детали тоже делают машину несоответствующей регламенту. Правда, наказания удастся избежать с большей долей вероятности. Ведь сотрудники ДПС не имеют права досматривать автомобиль без веского повода. А обнаружить световые устройства иначе вряд ли удастся, увидев полицейского, водитель может их быстро выключить.

И все же не стоит рисковать, устанавливая лишние детали в даже салоне. Будучи включенными, они отвлекают, делают процесс управления машиной более утомительным, что снижает безопасность.

Поэтому санкции за подобное существуют и в других странах. Например, штраф за стробоскопы в Казахстане составляет 15 минимальных размеров оплаты труда. Нельзя использовать лишние световые устройства на авто и у ближайших соседей. Штраф за стробоскопы в Украине – несколько тысяч гривен.

Штраф за желтую мигалку

Штраф с водителя за желтую мигалку могут взять, если он обязан ее использовать по закону, но светового приспособления на машине нет, либо оно не включено. Он налагается, если:

  • Транспорт везет опасный, крупногабаритный груз или сопровождает его, участвует в ремонте либо уборке дороги, эвакуации других авто. В этих случаях выплата составит 500 р. по ст.12.20 КоАП.
  • Транспорт используется для организованной перевозки детей. Если отсутствует проблесковый маячок на автобусе, наказание налагается по ч.4 ст.12.23 Кодекса, это штраф в 3000 р.

Специальной санкции за использование желтого светового сигнала в законе нет. Но если авто не выполняет ни один из видов работ, при которых приспособление обязательно, а оно все равно есть, накажут как минимум по ч.1 ст.12.4 на 3000 р. Ответственность за желтую мигалку, если водитель управляет таким авто, налагается по ч.3 ст.12.5. То есть его лишат прав на 6-12 месяцев.

Штраф за «крякалку»

Штраф за полицейскую «крякалку» налагается по ч.2 ст.12.4 КоАП:

Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации)…, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения…

Он полагается только за то, что приспособление на машине есть, но не используется. Сотрудники ГИБДД проводят рейды по выявлению таких авто, и попасть под эту статью очень легко. Если же водитель включил «крякалку», его накажут уже по ч.4 ст.12.5 КоАП:

Управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств.

Автомобили могут использоваться в качестве передвижной рекламы, в этом случае иногда требуется и громкоговоритель. Но разрешение на СГУ следует получать в ГИБДД. Установка приспособления является внесением изменений в конструкцию авто и оформляется соответствующим образом. В регистрационном документе должна быть запись о его наличии, описание типа устройства.

Ещё на AutoLex.Net:

Штраф за парковку на газоне: какое наказание в 2021 и куда жаловаться

Штраф за проблесковый маячок

Штраф за незаконно установленный проблесковый маячок составляет:

  • 3000 р. и налагается по ч.1 т.12.4, если устройство имеет желтый цвет;
  • 5000 р. и оформляется по ч.3 той же статьи, если он такой, как у полиции, «скорой» или МЧС.

То есть штраф за проблесковый маячок синего либо красно-синего цвета – 5000 р., а за желтый или оранжевый – 3000 р.

Если водитель включит на дороге незаконно установленные сигнальные огни, это обойдется ему еще дороже:

Использование при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), установленных без соответствующего разрешения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет с конфискацией указанных устройств.

Штраф за звуковой сигнал в городе

Штраф за необоснованный звуковой сигнал в городе могут выписать по ст.12.20 КоАП, он составит 500 р. Водителям удается отделаться и письменным предупреждением. Аналогично налагается и штраф за сигнал в жилой зоне, где включать автомобильный гудок вообще нет необходимости, а неудобств такое действие водителя приносит немало и сразу многим людям.

Статья КоАП не означает, что сигналить в черте города вовсе нельзя. Звук используют, чтобы предупредить другого участника движения об опасности. Если ее нет, не стоит напрасно пугать прохожих.

Существует и штраф за неработающий звуковой сигнал – 500 р. по ч.1 ст. 12.5 КоАП. Здесь тоже можно обойтись предупреждением от сотрудника ДПС.

Как пропускать спецтранспорт

Эта ситуация может произойти где угодно. Но в больших городах, и в первую очередь в мегаполисах-миллионниках, вероятность много выше. При этом общественное мнение, как правило, встает на сторону спецтранспорта — особенно если это скорая или спецмашина МЧС. И все бы ничего, но иногда, чтобы уступить дорогу спецмашине, требуется… нарушить ПДД. Что делать в таком случае?

В конце прошлого года в новостях показали очередной ролик из серии «не пропускает скорую», где водитель далеко не самого крутого Мерседеса едет по левой полосе Лефортовского тоннеля в Москве. И хотя ряды правее также заняты машинами, включить «поворотник» и уйти в соседнюю полосу при желании можно. Однако Мерседес продолжает ехать прямо — быстрее соседнего ряда, но явно медленнее того, чем требовалось скорой.

В этом случае налицо хамство водителя Мерседеса. Несмотря на то, что позже, на допросе в полиции, он ссылался на сплошную разметку, не позволявшую уйти в сторону, в конце видео отлично видно, что Мерседес не спешит освободить проезд и после того, как сплошная сменяется прерывистой.

Здесь налицо правовая коллизия: на дороге могут возникать (и регулярно возникают!) ситуации, когда для того, чтобы пропустить скорую, необходимо нарушить другие пункты ПДД. И в Сети регулярно появляются сообщения о том, как водителей штрафуют за подобные нарушения.


Один из примеров наказания за благое дело. В данной ситуации на снимке даже видно автомобиль скорой помощи, движущийся в левой полосе

Типовых сценариев вынужденных нарушений при пропуске спецтранспорта два: перестроение через сплошную линию разметки (если дело происходит в движении) и выезд за стоп-линию (когда скорая нагоняет «нарушителя», стоящего перед запрещающим сигналом светофора). Возможны и другие ситуации, когда требование пропустить вынуждает нарушать (к примеру, движение задним ходом там, где это запрещено, или выезд на тротуар для освобождения проезда…), но суть здесь остается одна: не всегда можно пропустить, не нарушая других требований ПДД.

Какие нормы Правил регламентируют обязанность водителя пропускать спецтранспорт?

Пункт, регламентирующий действия водителя в отношении спецтранспорта, находится не в разделе обязанностей водителя, а в разделе применения спецсигналов. Это пункт 3.2 ПДД, гласящий: «При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства»…

В свою очередь водители спецтранспорта обязаны руководствоваться пунктом 3.1: «Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8–18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу»…

Так что же делать, если не нарушить невозможно?

Мы решили задать этот вопрос непосредственно в ГИБДД, воспользовавшись формой обратной связи на официальном сайте — чтобы получить максимально независимый, не «причесанный» специально для СМИ ответ. И вот что нам ответили:

Как видно, ГИБДД признает, что действующая редакция ПДД никак не регламентирует подобную ситуацию. Однако часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусматривает случаи, при которых водитель может быть освобожден от наказания за нарушения ПДД при отсутствии события или состава административного правонарушения, а также при совершении действий в состоянии крайней необходимости и иных предусмотренных Кодексом обстоятельствах. Таким образом, водитель, согласно главы 30 КоАП РФ, может обжаловать штраф, полученный в результате пропуска спецтранспорта. Главное здесь — наличие доказательств вынужденности своих действий. Хорошо, если у вас есть видеорегистратор — он позволит однозначно доказать необходимость нарушения. Если же регистратора нет, то совет один: не пропускайте ту же скорую сильно заранее. Спецмашина должна быть в непосредственной близости от вашего автомобиля, чтобы оба ТС попали в кадр камеры видеофиксации нарушения — как на приведенной выше фотографии: в том случае владельцу отменили выписанный штраф. Да, обжалование потребует времени и личного визита в подразделение ГИБДД (пока возможность обжалования штрафов ГИБДД через интернет до сих пор не запущена), зато ваша совесть точно будет чиста: вы сделали все возможное для спасения чьей-то жизни!

Как оспорить штраф за вынужденное нарушение?

О том, как можно оспорить необоснованный штраф, мы уже рассказывали. Поэтому сейчас просто вкратце напомним алгоритм действий.

  • Написать соответствующую жалобу и отправить ее в выписавшее постановление ведомство по почте или принести лично. В жалобе необходимо указать номер постановления, а также изложить собственную трактовку событий и отметить наличие доказательств (фотографии, видеозаписи или показания свидетелей).
  • Оспорить штраф можно в течение десяти суток после вынесения постановления об административном правонарушении. Но даже если срок упущен, можно дополнительно составить ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления. При наличии уважительных причин ваше ходатайство будет удовлетворено.
  • Если жалобу подает представитель владельца ТС или его водитель, потребуется доверенность от владельца ТС.

Что будет, если не пропускать?

С 6 августа 2021 года штраф за непропуск ТС, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года (статья 12.17 часть 2 КоАП РФ).

Кроме того, если задержка автомобиля скорой помощи повлекла причинение тяжкого вреда здоровью или смерть пациента, водитель не пропустившего скорую автомобиля может быть привлечен и к уголовной ответственности — по статье УК 124.1 «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи».

Однако данные санкции применимы только за непропуск спецмашин в соответствующей раскраске. За непропуск «гражданского» ТС с «мигалкой» предусмотрен только штраф в 500 рублей (статья 12.17 часть 1 КоАП РФ). Иными словами, если вы не дадите дорогу Мерседесу чиновника, лишение вам грозить не будет. И это правильно! — ведь даже если обиженный «слуга народа» или народный же депутат захочет «наказать» неуступчивого водителя, это наказание ощутимо меньше штрафа за, например, вынужденное пересечение сплошной линии разметки или выезд за стоп-линию.

Если отбросить моральную составляющую, то даже последний циник легко просчитает, что штраф за непропуск скорой значительно больше штрафа за перестроение через сплошную. Но спецтранспорт надо пропускать и без подсчетов — просто по-человечески. Безоговорочно. Вне зависимости, можете вы сделать это без вынужденных нарушений или нет. Жизнь, здоровье и безопасность человека важнее любого штрафа.

Частые вопросы

Тема незаконных приспособлений на машине не так проста, в ней есть кое-что неясное:


  • Если спецсигналы установлены и нанесены на корпус автомобиля, но он стоит в гараже, могут ли оштрафовать собственника?

    Это прописано в статье 12.4. Владелец заплатит за нарушение 5000 р.
  • Если водитель на дороге включает полицейскую «крякалку», но машина выглядит как обычно, не имеет полос, это нарушение закона? Да, за проступок он рассчитается лишением водительского удостоверения.
  • Могут ли сотрудники ГИБДД требовать одновременно заплатить штраф и отдать права при наличии незаконных спецсигналов и езде на такой машине? Да, это наказания за то, что запрещенные приспособления установлены (штраф) и за их использование при перемещении (лишение ВУ). Ведь здесь есть два нарушения.
  • Есть ли шанс избежать наказания за непропуск спецтранспорта? Теоретически это реально. Можно пытаться доказать, что автомобиль депутата или полицейская машина не включала спецсигнал, то есть фактически не требовала пропустить ее. Избежать санкций удастся в случае, когда уступить дорогу было невозможно чисто физически.

Еще один путь – доказать, что сотрудники оперативной службы включили спецсигнал незаконно, то есть во время перемещения не по служебным делам, а по личным. Но это очень проблематично, справиться здесь может только хороший адвокат, и отнюдь не всегда.

В использовании незаконных световых, визуальных и звуковых приспособлений нет необходимости. Это прихоть автолюбителя, за которую он может надолго стать пешеходом. Поэтому не стоит даже пробовать устанавливать спецсигналы, чтобы не создавать проблем себе и дорожному движению.

Чем закончится спор водителя с ГИБДД из-за скорой

Доведённое до абсурда противостояние между тольяттинским водителем Виктором Аллиным и местными органами Госавтоинспекции может благополучно разрешиться в пользу здравого смысла. Управление ГИБДД Самарской области готово отменить штраф шофёру, который нарушил не самое значимое правило дорожного движения в попытке уступить дорогу машине скорой помощи.

Инцидент произошёл в Тольятти, на пересечении улицы Фрунзе и улицы Маршала Жукова. Виктор, как и подобает ответственному водителю, остановился перед пешеходным переходом, когда на светофоре загорелся красный свет. Ожидая зелёного, разрешительного сигнала, он увидел сзади машину скорой помощи, которая ехала между двумя полосами, сигналя и мигая проблесковыми маячками.

Виктор понял, что ему следует пропустить медиков, спешащих на срочный вызов. Для того чтобы подвинуть своё транспортное средство, ему пришлось проехать немного вперёд, в результате чего передние колёса заехали за стоп-линию. Аналогичный манёвр совершили водители соседних автомобилей. Один из них также заехал за сплошную черту — вероятно, ему тоже пришёл штраф.


Фото предоставлено Виктором Аллиным

«Все автомобили расступились, и я тоже сдал вперёд и влево, чтобы машина скорой помощи могла проехать», — рассказал Виктор News.ru. Произошедшее запечатлела расположенная над дорогой камера, и 9 августа Виктору выписали штраф в 800 рублей. Сумма не то чтобы значительная, но обидная: ведь водитель пересёк стоп-линию не по невнимательности и не по злому умыслу, а из лучших побуждений.

«На самом деле, я ожидал, что штраф придёт. Я знал, что на перекрёстке стоят камеры, но я же не мог не пропустить скорую», — рассказал Виктор в комментарии News.ru. Он написал жалобу на сайте ГИБДД, но его доводы оставили без внимания. В документе за подписью и.о. начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений регионального управления ГИБДД Евгения Магсумовича Шайдуллина (имеется в распоряжении News.ru) говорится, что Виктор должен был «заранее занять такое положение, чтобы обеспечить данному транспортному средству, а также сопровождаемым им транспортным средствам беспрепятственный проезд».

При этом Виктор заявил, что со штрафом уже разобрался. «У меня нет ни желания, ни времени ездить по судам из-за этого, поэтому я его оплатил. Первые двадцать дней можно оплатить его со скидкой в 50%, я заплатил 400 рублей», — рассказал он в беседе с News.ru. «Мне не совсем понятно это решение. Я не мог заранее перестроиться, потому что к моменту, когда я увидел машину скорой помощи, я стоял на светофоре уже около сорока секунд. Я не мог заранее предположить, что она появится», — недоумевает Виктор.


Предоставлено Виктором Аллиным

«Водитель во время движения в оживлённом городе, конечно же, не может при каждой остановке на перекрёстке учитывать возможность появления машины скорой помощи», — констатировал в беседе с News.ru представитель профсоюза таксистов Евгений Грэк. Он обратил внимание на то, что законодательство недостаточно конкретно регулирует правила поведения в такой спорной ситуации. И речь идёт не только о моментах, когда требуется пропустить скорую помощь.

Например, если таксист высаживает пассажира-инвалида на специальной стоянке, предназначенной только для такой категории граждан, его тоже может ждать штраф, поскольку такси не внесено в специальный реестр, куда вносятся автомобили людей с ограниченными возможностями. «Тут остаётся либо высадить пассажира за два километра от нужного ему места и создать для него лишние трудности, либо потом платить», — сетует Евгений. Однако, по его мнению, скорую помощь шофёр должен пропускать в любом случае, чтобы медики успели вовремя приехать на вызов: спасти человеческую жизнь — важнее любых штрафов.

Многие пользователи социальных сетей также поддержали тольяттинца Виктора Аллина.

vk.com/inzidentmiass

vk.com/life_samara

vk.com/inzidentmiass

vk.com/life_samara

Примечательно, что если водитель не уступает дорогу спешащей на вызов скорой помощи, его также ждёт штраф либо лишение права управления транспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев (ст. 12.17 КоАП РФ). Но пропуская медиков, важно и не переусердствовать, чтобы не создать аварийную ситуацию для других участников дорожного движения.

«От водителя никто не ждёт, что он поднимет свою машину на вертолёте или уедет на красный свет», — пояснил News.ru представитель Академии водительского мастерства Александр Каминский. Он указал, что благие намерения Виктора Аллина очевидны, но нарушение правил дорожного движения камера фиксирует абсолютно беспристрастно и механическое устройство не в курсе ситуации. «Хотя, на разбирательстве я бы его оправдал», — сказал собеседник.

«В данном случае водитель обязан был пропустить карету скорой помощи. В связи с этим и также в связи с малозначительностью нарушения [пересечение стоп-линии менее чем на полкорпуса машины, не создавшее помех или аварийной ситуации] он должен быть освобождён от ответственности на основании статей 24.5 КоАП и 2.9 КоАП», — считает автомобильный юрист общественного движения «STOP Нелегал» Александр Лясковский.

«Я думаю, что штраф Виктору совершенно не оправдан», — высказал мнение в беседе с News.ru адвокат Дмитрий Сотников. По его мнению, российское законодательство позволяет обжаловать такие спорные штрафы через суд, однако большинство водителей предпочитают не ввязываться в судебные тяжбы.

Публикация от Виктор Аллин (@victorallin)2 Июл 2021 в 9:31 PDT

Правда, теперь деньги водителю могут вернуть: в самарском управлении ГИБДД, вероятно, усовестились и позвонили Виктору с предложением отменить несправедливое наказание. «Он [позвонивший представитель Госавтоинспекции] мне сказал, что мне нужно обратиться в суд и он будет ходатайствовать об отмене штрафа со стороны ГИБДД», — указал Аллин. Корреспондент News.ru направил запрос в МВД с просьбой пояснить произошедшее, но ответа пока не поступило (в МВД обещали прислать в редакцию News.ru письмо 30 августа).

Адвокат Дмитрий Сотников советует Аллину всё-таки пойти в суд: только путём регулярных исков удастся изменить правоприменительную практику в области штрафов. «Постановление суда нужно будет отнести на исполнение в ГИБДД. Они вернут уплаченные в качестве штрафа деньги на счёт или на карту списания», — отметил юрист в комментарии News.ru.

Отметим, что произошедшее с Виктором — это отнюдь не единичный случай. В том же городе Тольятти в прошлом году водитель Вячеслав Строченков уступил дорогу реанимобилю и тоже получил штраф. Тогда в ГИБДД также посоветовали водителю обжаловать предписание. К сожалению, в ГИБДД не так часто сразу же исправляют свои ошибки. «Бывает, уже при подаче заявлений говорят, что откажем, можете подавать в суд или жаловаться в прокуратуру», — отмечает Евгений Грэк.

Добавить наши новости в избранные источники

Добавить

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]