Категории прав на погрузчик
Всем желающим легально управлять погрузочной техникой следует определиться с решением нескольких вопросов:
- Как и где выдают права на автопогрузчик?
- Какая категория прав и разряд необходимы для работы на ТС?
Разобравшись с организационными вопросами, определитесь с выбором специализированной автошколы, сдайте документы и приступайте к занятиям, чтобы через 2 — 3 месяца получить категорию на управление автопогрузчиком.
Далее, в статье: категории прав и разрядов, список необходимых документов, процедура оформления и получения новых водительских прав.
Необходимость классифицировать в строгом порядке существующую автопогрузочную технику вызвана разнообразием видов и функциональными особенностями транспортных средств.
Типы категорий:
- А (I — IV) — управление отдельными видами «внедорожников» — квадроциклами, снегоходами, складскими погрузчиками мощностью до 4 кВт;
- В — для колёсной и гусеничной техники мощностью: 4 — 25.7 кВт;
- С— для колёсной техники 25.7 – 110,3 кВт;
- D — для колёсных ТС от 110, 3 кВт ;
- Е— для гусеничных погрузчиков от 25.7 кВт;
- F— для сельскохозяйственной техники.
Всем, закончившим курсы по выбранной специальности, выдают удостоверение тракториста-машиниста с пометкой: категория-разряд.
Разъяснения по получению удостоверения тракториста-машиниста
Как руководителю учебного центра мне приходится регулярно сталкиваться с фактами, когда учащиеся, да что там учащиеся – руководители предприятий, направляющие специалистов на обучение вождению той или иной техники, не представляют себе, какие удостоверения им для этого требуются. Между тем этот вопрос обеспечения безопасности труда на предприятии крайне важен как для рабочих, так и для самих руководителей. Ведь в случае каких-либо инцидентов на складе проводится расследование, и управление самоходной машиной одной категории водителем, имеющим удостоверение тракториста-машиниста другой, квалифицируется как управление без прав.
К ответственности, а в зависимости от последствий она может быть вплоть до уголовной, в таких случаях привлекаются как непосредственные исполнители, так и руководители (должностные лица), допустившие управление техникой не имеющим на это права персоналом. Между тем разобраться в категориях самоходных машин и удостоверениях, необходимых для управления ими, достаточно просто. Нам поможет в этом Постановление № 796 от 12.07.1999 г. Правительства РФ «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», где типы машин и необходимые удостоверения разложены по полочкам.
Итак, документ, разрешающий управление самоходной машиной и выдаваемый на руки водителю, называется удостоверением тракториста-машиниста. В нем присутствуют записи о следующих категориях техники.
Категория A – автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее. В нее входят:
• I – внедорожные мототранспортные средства (под эту категорию попадают квадроциклы и снегоходы);
• II – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тыс. кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (в нее входят так называемые болотоходы – четырехколесные машинки с двумя местами типа side-by-side и, как правило, с кузовом);
• III – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тыс. кг (за исключением относящихся к категории A IV). Примером машин этой категории может послужить карьерный самосвал или вездеход типа «Урал – Полярник»;
• IV – внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие помимо сиденья водителя более восьми сидячих мест (в частности, перронный автобус, который применяется в аэропортах).
Категория B – гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт, неважно какого типа – хоть дизельным, хоть бензиновым или электрическим. Под нее попадают как мини-тракторы и мини-экскаваторы, так и большинство электропогрузчиков. Наиболее распространенные особые о, «тракторист», «водитель электропогрузчика».
Для водителей электропогрузчиков достаточно удостоверения машиниста-тракториста с открытой категорией В и особой о, либо, в случае если машина имеет мощность до 4 кВт, – удостоверения, выданного учебным центром
Категория C – колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт. Это пожалуй, самая популярная категория: к ней относятся как большинство вилочных дизельных погрузчиков, так и фронтальные ковшовые погрузчики, начиная от их мини-варианта – «бобкэта» – до некоторых моделей «Амкодор». Наиболее распространенные особые о, «машинист экскаватора», «тракторист». Особые отметки могут быть такими же, как и в категории С.
Категория D – колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт. Мощные фронтальные погрузчики таких марок, как Dresta, Volvo, Caterpillar и др., предназначенные для перегрузки крупнотоннажных морских контейнеров, – вот представители этой категории. Особые отметки могут быть такими же, как и в категории С.
Категория E – гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт. Наиболее распространены такие особые о и «тракторист».
Категория F – самоходные сельскохозяйственные машины.
Пункты постановления определяют, какие записи и отметки допускается делать в удостоверении:
5. В целях обеспечения контроля за соответствием выполняемых работ присвоенной квалификации в графе для особых отметок удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) делается ограничительная или разрешительная запись о наличии квалификации (квалификациях).
6. При наличии в удостоверении тракториста-машиниста (тракториста) разрешающей отметки (о, «C», «D» и «E» не требуется внесения дополнительных записей для выполнения работ, соответствующих квалификации тракториста.
Автослесари, пользующиеся древней «Рохлой», вряд ли подозревают о том, что они должны быть еще и трактористами-машинистами категории С.
Что же такое особые отметки? Дело в том, что все трактористы-машинисты, как и любые рабочие, обучаются в учебных заведениях по определенным программам. Есть программы обучения на трактористов, есть – на машинистов экскаватора, есть – на водителей погрузчика. Существуют и другие, но эти – самые распространенные. Считается, что во время обучения учащиеся получают знания и навыки, необходимые для безопасной эксплуатации именно погрузчика, трактора или экскаватора. То есть водителю погрузчика или штабелера мало иметь права соответствующей категории: чтобы допустить его до работы, нужна и соответствующая особая отметка в удостоверении. В пункте «6» Правил сказано, в каком случае ее может и не быть – если у водителя открыты категории B, C, D и E.
Есть ли возможность не учиться 2,5 месяца (а именно такая продолжительность обучения на тракториста-машиниста)? -Да, есть. Если у вас есть погрузчики с мощностью двигателя до 4 кВт, «гостехнадзоровские» права для их вождения не нужны. Достаточно иметь удостоверение водителя электропогрузчика либо штабелера мощностью до 4 кВт. Обучение на эту специальность занимает меньше времени и стоит дешевле. Но у такого удостоверения имеется один недостаток: если владельцы обычных прав тракториста-машиниста просто меняют их раз в 10 лет, то для водителей погрузчиков мощностью до 4 кВт предусмотрена ежегодная переаттестация. Ее можно пройти как в учебном центре, так и в комиссии предприятия.
Надо ли иметь отдельное удостоверение на право управления погрузчиком мощностью до 4 кВт, если у водителя уже есть права категории В с особой о? -Нет, не надо. Ведь в удостоверении такого водителя написано: «колесные и гусеничные машины с мощностью двигателя до 25,7 кВт». Никакого упоминания о технике «от 4 кВт» там нет. Как определить мощность электропогрузчика, ведь у него есть электродвигатель механизма передвижения, и зачастую не один, электродвигатель гидросистемы, который может быть даже мощнее электродвигателей хода, и отдельный двигатель электроусилителя руля? По мощности двигателя или суммарной мощности двигателей передвижения машины.
Мощность двигателей этих погрузчиков более 150 л.с. либо 110,3 кВт – следовательно, для управления ими нужна категория D
Итак, мы определились с необходимыми (но не достаточными) для работы на погрузчике или штабелере документами. Подведем итоги.
Для тех, кто управляет техникой мощностью до 4 кВт, достаточно удостоверения, выданного учебным центром. Переаттестация – один раз в год.
Если работник управляет электрическим погрузчиком мощностью свыше 4 кВт, но не более 25,7 кВт, то ему необходимо иметь при себе удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией В и особой о. В свидетельстве об окончании учебных курсов необходима запись о присвоении 3 разряда.
Удостоверение тракториста-машиниста категории С с особой о
Кандидат в водители дизельного погрузчика должен иметь удостоверение тракториста-машиниста категории С, 4 разряд и особую о. Но только в том случае, если погрузчик не мощнее 110, 3 кВт, а говоря по-русски – не более 150 «лошадей».
Еще один момент: у всех работников склада, управляющих погрузчиками, электротележками и штабелерами (ричтраками) должны быть действующие медицинские справки. У имеющих удостоверение тракториста-машиниста они должны быть такие, как у водителей автомобилей, с отметкой об отсутствии противопоказаний к управлению самоходными машинами. В них должно быть написано: «годен к управлению тракторами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами». Следует разъяснять персоналу, что, проходя водительскую комиссию, работник может и должен сообщить комиссии об имеющейся у него категории «обычного» водительского удостоверения. Зачем 10 раз проходить комиссию, если отсутствие медицинских противопоказаний к управлению как автомобилями и мотоциклами, так и самоходными машинами может быть отражено в одной медсправке?
Для работников, управляющих техникой мощностью до 4 кВт, подойдут и обычные справки, выдаваемые в любой поликлинике. Наличие у использующего погрузчики, тележки и штабелеры персонала удостоверений на право управления ими и медицинских справок – необходимые, но далеко не достаточные условия безопасной работы.
Разряды
ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник) — документ, регламентирующий назначение разрядов. Задача документа — определять уровень планируемых работ и присваивать разряды исходя из сложности управления и обслуживания ТС. Справочник также используют при составлении программ по обучению и переквалификации персонала.
Классификация разрядов:
- 2 гусеничные и вагонные погрузчики, приспособления для захвата груза при складировании, транспортировке, погрузке (выгрузке), под контролем квалифицированного специалиста.
- 3 — аккумуляторные ТС и грузозахватные механизмы при погрузочно-разгрузочных работах всех видов.
- 4 — 7 — тракторные, вагон погрузчики, и другие автопогрузочные механизмы. Расчёт и распределение 4-7 разрядов производится в соответствии с мощностью ТС, от менее к более мощным.
7 разряд — означает максимальный уровень квалификации и высшую сложность ТС. Как правило, это мощные фронтальные погрузчики от 200 кВт для серьёзных погрузочно-разгрузочных работ больших объёмов.
Документы для фронтального погрузчика
Выдача прав на управление специальной техникой — обязанность Гостехнадзора, государственной организации, контролирующей использование самоходных машин.
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик, и что представляет собой данное ТС?
Фронтальный погрузчик — самоходный механизм для подъёма, захвата и перемещения грузов, в частности, сыпучих материалов — это одновременно экскаватор, планировщик, бульдозер и пр.
Занятия и сдача экзаменов для допуска к работе на фронтальном погрузчике предполагает освоение теоретической части и получение практических навыков при тестировании на тренировочных полигонах.
О
собенности занятий для работы на погрузчике:
- Продолжительность курса — 1.5 мес.
- Обязательный экзамен после окончания учёбы.
- Выдача временного свидетельства.
После оформления документа об окончании курса, будущему водителю придётся сдать дублирующий экзамен в Гостехнадзоре и получить полноценные права с открытой категорией.
Как проходит экзамен на водителя погрузчика?
Экзамены проходят на территории учебного центра ООО “ЦПИА”, в присутствии инспектора Гостехнадзора. Сначала необходимо сдать теоретическую часть, потом – экзамен на площадке.
Благодаря качественному обучению и спокойной, доброжелательной обстановке на экзамене, в ЦЕНТРЕ ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ успешно сдают с первого раза 95 % учеников.
Дизельный погрузчик
Дизельные погрузчики — транспорт для складских помещений с двигателем внутреннего сгорания. Дизельные погрузчики предназначены для транспортировки грузов внутри складских помещений.
Срок обучения в сертифицированном учебном центре для водителей дизельных погрузчиков — 3 мес. Процесс обучения идентичен курсу занятий для фронтальных автопогрузчиков — это теоретическая часть на знание ПДД и практическое вождение, на автодроме, под руководством инструкторов, затем, сдача тестов представителю Гостехнадзора и получение прав.
Права на управление дизельным погрузчиком действительны 10 лет, после чего водитель обязан пройти переобучение, сдать экзамен и получить новое удостоверение.
Обязательное правило для водителей дизельных погрузчиков — ежегодная переаттестация, позволяющая убедиться в необходимом уровне квалификации.
Кто может получить
Кандидат для получения прав на автопогрузчик должен иметь возраст не менее 18 лет. при этом нет никаких противопоказаний относительно состояния здоровья. Наличие противопоказаний устанавливает медицинская комиссия, которая является обязательной для всех абитуриентов.
Предполагается также наличие у учащегося курсов управления транспортным средством. Связано это будет с тем, что специальная техника может передвигаться по общим дорогам аналогично с прочими транспортными средствами.
Обращаются по вопросу получения прав лица, которые планируют пройти не только обучение, но и переаттестацию, выбрав работу, связанную с эксплуатацией специальной техники.
Как проходит обучение и получение прав на погрузчик:
Электропогрузчик
Электрический вилочный автопогрузчик — вид складской техники с функционалом аналогичным дизельному погрузчику.
Преимущества электропогрузчика:
- эргономичность в обслуживании и ремонте;
- бесшумность при работе;
- экобезопасность, возможность использовать транспорт для работы в «чистых» помещениях.
Складские электропогрузчики работают на аккумуляторах с переменным током.
Права на управление электропогрузочной техникой выдают в сертифицированных автошколах. Время занятий — 2 месяца. Курс состоит из теоретической и практической части. Далее, ученики сдают тесты, получают временные права и проходят стажировку. Завершает учёбу экзамен в Гостехнадзоре. В случае успеха водитель электропогрузчика получает постоянные права (категория ВС) сроком на 10 лет.
Особенности учебного курса
Легальное управление погрузочно-разгрузочной техникой подразумевает наличие у водителя ТС соответствующего удостоверения с указанием категории допуска. Категория включает определённые разновидности автопогрузчиков, отличающиеся устройству и функциональным особенностям.
Перед началом обучения, водитель определяет на каком транспортном средстве он планирует работать и выбирает соответствующий курс, после чего появляется возможность подсчитать стоимость и продолжительность обучения.
Общая характеристика категорий прав на погрузчик:
- Категория В — ТС малой мощности, вес до 5т., (мини-техника).
- Категория С — погрузчики мощностью: 25-110 Квт.
- Категория D — автопогрузчики свыше 110 Квт.
Обучение длится от 1.5 до 3 месяцев, в зависимости от сложности выбранной категории. Законодательство РФ указывает на обязательное требование для водителей автопогрузчиков: для получения удостоверения следует пройти курс обучение в сертифицированном центре и сдать экзамен в Гостехнадзоре.
Сдача теории обязательна для водителей с «чистыми» правами, без открытых категорий.
Тест на практическое вождение ТС сдают все, независимо от наличия (отсутствия) прав. После сдачи практической части на управление погрузчиком экзаменуемые получают бланки с результатом экзамена.
Госавтоинспекция не занимается выдачей права на спецтехнику, в том числе и автопогрузчики. Оформление водительских удостоверений подобного типа — прямая обязанность Гостехнадзора.
Документы и оформление
При поступлении на курсы водителя погрузчика убедитесь, что выбранный центр имеет государственную лицензию и пакет документов, позволяющий проводить занятия и выдавать временные свидетельства на управление ТС.
После получения свидетельства об окончании спецкурса, будущий водитель обязан обратиться в местное отделение Гостехнадзора и предоставить документы для обмена временных прав на постоянные:
- паспорт РФ;
- временное свидетельство;
- квитанцию об уплате пошлины;
- фотографии (3х4);
- справку о состоянии здоровья;
- копию бланка о сдаче экзамена.
Оформив документы в Гостехнадзоре и сдав итоговый тест, водителю придётся подождать 7 — 10 дней, пока изготовят удостоверение нового образца для водителя погрузчика, после чего он может на законных основаниях приступать к работе.
Стоимость курсов в Москве
Полный пакет
Все документы на руках
Популярный тариф — подходит, когда Вам нужна специальность, например, для трудоустройства.
- Выдача сканов за 1 день ⏱
- Свидетельство государственного образца о присвоении профессии ✅
- Удостоверение государственного образца о присвоении рабочего разряда ✅
- Выписка из протокола обучения
- Прописанная в договоре гарантия возврата средств, если документы не принял работодатель❗️
- Бесплатная доставка ✈️
- Бесплатная консультация менеджеров по всем вопросам ☎️
(1 день)
4 500 р.
6 500 р.
Только удостоверение
Когда уже есть специальность
Подходит, если у Вас уже есть специальность и Вам нужно только повысить разряд.
- Выдача сканов за 1 день
- Свидетельство государственного образца о присвоении профессии
- Удостоверение государственного образца о присвоении рабочего разряда
- Выписка из протокола обучения
- Прописанная в договоре гарантия возврата средств, если документы не принял работодатель
- Бесплатная доставка
- Бесплатная консультация менеджеров по всем вопросам
(1 день)
3 500 р.
4 500 р.