В марте 2021 года вступили в силу поправки, которые касаются пассажироперевозок. Одним из нововведений федерального характера является необходимость лицензирования при использовании автобусов, которые имеют больше 8 мест. Сама процедура получения спецлицензии не занимает много времени, но при этом требует прохождения определенных этапов и сбора всех необходимых документов.
Получение разрешительной документации требуется для самостоятельных перевозок группы лиц или для коммерческой деятельности.
Зачем потребовались такие поправки?
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию. Однако Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ до введения поправок было установлено, что если перевозка осуществлялась по заказу, то лицензия не требовалась, и начало осуществления предпринимательской деятельности носило уведомительный характер.
Этим и пользовались перевозчики, которые во избежание исполнения лицензионных требований, предусмотренных Положением о лицензировании, осуществляли, по сути, регулярные перевозки под видом заказных.
При этом игнорировались установленные правила пассажирских перевозок и требования обеспечения безопасности пассажиров — не проводился регулярный технический осмотр транспортного средства и медицинское освидетельствование водителя, путевые листы и договоры фрахтования не оформлялись. Выявление таких перевозчиков и составление соответствующих протоколов об административном правонарушениях также вызывало серьёзные сложности: для проведения проверки обязательно одновременное участие представителей ГИБДД и Ространснадзора.
В результате резко возросло количество аварий в сфере транспортных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, многие из которых повлекли за собой гибель и нанесение серьёзных повреждений здоровью граждан.
Поправки приняты с целью урегулирования механизма проверок перевозчиков, устранения лазейки для недобросовестных представителей рынка и, в конечном итоге, для повышения безопасности дорожного движения.
Когда нужна лицензия Ространснадзора на перевозку пассажиров
Лицензия на перевозку пассажиров – документ, который выдается и физическим, и юридическим лицам. Она даёт право использовать в деятельности автобусы и другие ТС с количеством мест больше 8. Соответствующий документ необходим крупным и небольшим компаниям. Бумага понадобится для внутригосударственных и международных перевозок. Присутствие лицензии подтверждает следующие аспекты:
- Компания способна обеспечить безопасность пассажиров;
- Перевозчик не нарушает законодательство;
- В организации работают сотрудники с достаточным опытом и квалификацией.
Если количество мест для пассажиров в транспортном средстве меньше 8, соответствующее разрешение не нужно. Отдельного внимания заслуживают организации, осуществляющие прокат автомобилей. Разрешение потребуется, если транспортное средство предоставляется вместе с водителем. Когда гражданину передают только авто, лицензировать деятельность не нужно.
Как добавить дополнительный автобус в лицензию?
Если организация приобрела дополнительный автобус, то до начала его работы следует включить его в реестр лицензий. Для этого нужно подать в Ространснадзор следующие документы:
- заявление;
- копию свидетельства о регистрации автобуса;
- копию документа, подтверждающего основание владения автобусом (договора аренды), если автобус принадлежит другому лицу.
В заявлении указываются следующие данные:
- наименование лицензиата;
- номер ИНН;
- номер и дата выдачи лицензии;
- номер автобуса (регистрационный знак);
- способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично).
Срок включения дополнительного автобуса — 3 рабочих дня с момента получения документов.
Требования при использовании лицензии
Выше приведен перечень документов, которые потребуются для получения лицензии. Ничего дополнительного от организации на данном этапе требовать не должны.
Однако в процессе эксплуатации автобусов следует также соблюдать дополнительные требования, перечисленные в пункте 8 Положения о лицензировании:
- Использовать только автобусы, принадлежащие лицензиату.
- Осуществлять деятельность по обеспечению БДД.
- При коммерческих перевозках использовать договоры обязательного страхования пассажиров.
- Заполнять путевые листы.
- Проводить предсменный или предрейсовый контроль технического состояния.
- Использовать тахографы.
- Использовать спутниковую навигацию ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
- Проводить техобслуживание автобусов в сроки, предусмотренные изготовителем.
- Обеспечить автобусы парковочными местами для стоянки между рейсами.
- Передавать сведения о пассажирах и персонале автобуса в централизованную базу данных (при осуществлении международных перевозок или перевозок между разными регионами РФ).
- Допускать к работе только водителей, имеющих трудовой договор и водительское удостоверение категории D. Данный пункт более подробно рассмотрен ниже.
- Соблюдать режим труда и отдыха водителей.
- Осуществлять инструктаж водителя, планирование мероприятий по предупреждению ДТП, анализ ДТП, учет и хранение обращений о нарушении водителями ПДД.
- Проводить стажировки водителей.
- Проводить предрейсовые (послерейсовые) медосмотры водителей.
Боле подробно рассмотрим подпункт и, который содержит в себе требования к водителям:
и) допускать к управлению автобусами лицензиата водителей, состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, которые имеют российское национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «D» или иностранное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «D» — для водителей, являющихся гражданами Киргизской Республики, а также гражданами государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка, а в случае организованной перевозки группы детей — водителей, которые соответствуют также требованиям правил организованной перевозки группы детей автобусами, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
Обратите внимание, этот пункт разрешает допускать водителей к управлению только в двух случаях:
- Граждан РФ и других стран с российскими национальными правами.
- Граждан Киргизии и стран, где русский язык является официальным, с международными правами.
Все остальные водители к управлению автобусами допускаться не должны.
До 31 декабря 2021 года данный пункт был сформулирован по-другому, и получалось, что граждане других стран, имеющие российские национальные права, к управлению автобусами не допускались.
Например, гражданин Белоруссии живет и работает в России. В России он сдал экзамены и получил водительское удостоверение категории D. Однако работать водителем автобуса до 31 декабря 2020 год он не мог.
Требование было довольно странным, оно вступало в противоречие с требованиями, приведенными в законе «О безопасности дорожного движения» и рассмотренными в этой статье. С 1 января 2021 года граждане любых государств, имеющие российские национальные права, могут работать водителями автобусов.
Требования к соискателю
Как получить лицензию на такси? Как видно из сказанного, она выдаётся только юридическим лицам, поэтому его наличие — первое обязательное требование к соискателю. Для получения лицензии на такси индивидуальный предприниматель (или же организация) должен иметь в собственности (или на условиях лизинга) минимум одну автотранспортную единицу, которая и будет использоваться для перевозок пассажиров.
Кроме того, организация или ИП должны:
- располагать помещением, в котором может производиться техническое обслуживание и, при необходимости, ремонт автомобилей (или просто договором с какой-либо автомастерской, которая оказывает услуги такого рода);
- обладать возможностью проверки технического состояния машин перед их выездом на линию (для ИП с одним автомобилем это формальность — понятно, что сам он и будет заниматься этой проверкой, а для крупных организаций данное требование подразумевает наличие специалистов);
- иметь возможность осуществлять медицинский осмотр водителя или водителей такси (опять же, это означает либо наличие в штате медработника, либо наличие договора с частной клиникой или другой медицинской организацией).
Автомобиль (или автомобили) соискателя должны в полной мере удовлетворять тем требованиям, которые обозначены в том же Федеральном законе №69.
К ним относятся:
- прохождение регулярного технического осмотра (каждые полгода);
- наличие цветографической схемы на боковых поверхностях кузова автомобиля: квадраты контрастных цветов, расположенные в шахматном порядке;
- наличие опознавательного фонаря оранжевого цвета, который обязательно должен быть закреплён на крыше машины;
- наличие таксометра (в Москве, помимо таксометра, автомобили следует дополнительно оборудовать датчиком ГЛОНАСС);
- единообразное цветовое оформление. Впрочем, этот пункт целиком зависит от требований регионального законодательства — если он не предусмотрен законом конкретного субъекта РФ, то для исполнения не обязателен. Например, с 1 июля 2013 года в столице разрешения на такси выдаются исключительно автомобилям жёлтого цвета.
К водителям такси закон предъявляет требования относительно стажа. Каждый из представителей этой профессии должен иметь за плечами как минимум 3 года водительского стажа (подтверждённого документально) или общий, суммарный стаж вождения автотранспорта более 5 лет.
Где получить лицензию на перевозку пассажиров автобусом?
Выдачей лицензий на перевозку пассажиров более 8 человек занимается Ространснадзор. Если речь идет о регионах, соответствующая функция возложена на подразделения Госавтодорнадзора. Рассмотрение заявки занимает около полутора месяцев. Лицензия предоставляется на 5 лет. Если близится дата завершения срока, потребуется выполнить процедуру продления. Мы советуем начать заниматься этим хотя бы за месяц до окончания действия разрешения. Разрешительный документ на перевозку пассажиров может быть продлён на тот же срок, на который был выдан первоначально.
Стоимость
В первую очередь требуется подготовить комплект бумаг. Стоимость подготовки будет зависеть от наличия необходимых документов. Кроме этого, оплачивается госпошлина в 7500 рублей. Если соискатель переоформляет разрешение, то оплата равна 3500 рублей при дополнениях в документе, а также 750 рублей при иных ситуациях.
В ряде случаев используют услуги посредника, который помогает значительно ускорить процесс. В таком случае кроме основных расходов потребуется оплатить набор услуг. Сумма может варьироваться от 20000 до 40000 рублей.
Список документов для получения лицензии
Для получения лицензии требуются следующие документы (пункт 6 Положения о лицензировании):
- заявление;
- копия приказа о назначении ответственного за обеспечение БДД;
- копия договора о проведении медицинских осмотров водителей;
- копии свидетельств о регистрации всех автобусов, которые должны быть включены в лицензию;
- если автобусы не являются собственностью организации, то требуются копии документов, подтверждающих основание владения (договор аренды и т.п.).
- опись документов.
Все перечисленные документы следует направить в Ространснадзор в электронном виде, подать лично, через МФЦ или направить заказным письмом с уведомлением о вручении.
Примечание. В 2021 году для получения лицензии не требуются документы о категорировании автобуса.
Как исключить автобус из реестра?
Удаление автобуса из реестра может потребоваться в случае его продажи. Если текущий владелец не удалит автобус из реестра, то покупатель не сможет добавить этот автобус в свою лицензию.
Для исключения автобуса из лицензии потребуется только заявление, содержащее те же самые данные.
- наименование лицензиата;
- номер ИНН;
- номер и дата выдачи лицензии;
- номер автобуса (регистрационный знак);
- способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично).
Автобус исключается из реестра в течение 3 рабочих дней с момента получения заявления.