Виды ДТП и их причины
Классификация дорожно-транспортных происшествий необходима, потому что:
- является элементом выяснения причины ДТП;
- позволяет явно указать степень вины участника;
- позволяет ограничить степень материального ущерба;
- является основанием при классификации степени виновности (административная, уголовная) в зависимости от нанесенного пострадавшим вреда.
Для ДТП есть как общие причины, такие как управление в неадекватном состоянии, несоблюдение дистанции, разговор по телефону во время управления транспортным средством, так и специфические при определенных ДТП.
Именно поэтому в части случаев уже из самой классификации ясна наиболее вероятная причина, что может служить для статического анализа и планирования мер по предотвращению данного типа ДТП на определенном участке, где они случаются значительно чаще, чем в среднем.
Классификация для указания степени виновности важна страховым компаниям при решении спора в суде, поэтому неправильно классифицированное ДТП может повлечь неправомерное решение суда или отказ в страховом возмещении.
Правильная классификация позволяет страховщику ограничить страховое возмещение суммой, указанной в договоре именно для этого страхового случая.
Существенный ущерб здоровью или смерть пострадавшего может стать основанием при возбуждении уголовного дела.
ДТП можно классифицировать:
- по объективности повода возникновения;
- по его причине;
- по способу возникновения;
- серьезности последствий;
- по предотвратимости.
Самые частые нарушения ПДД, которые приводят к авариям на парковке
Во дворах , несмотря на кажущуюся безобидность обстановки и малые скорости движения, происходит немалое количество дорожно-транспортных происшествий. Увы, порой с очень тяжелыми последствиями, особенно когда речь идет о наездах автомобилей на пешеходов.
О мерах предосторожности и методах борьбы с авариями на придомовых, дворовых территориях, где действуют знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости», ограничивающие скорость движения 10-20 км/ч, а также в зоне действия знака 5.21 «Жилая зона» должен знать каждый автомобилист. Вот несколько основных правил, которых стоит придерживаться, чтобы не попасть в неприятности во дворе:
1. Не превышайте скорость.
2. Перед началом маневра убедитесь в его безопасности. Этот пункт знают все, но мало кто понимает, как его применять на практике.
Объясним: каждый раз перед началом движения (особенно задним ходом), посмотрите в сторону, куда вы начнете движение. Даже если вы уже включили передачу и, посмотрев по зеркалам на обстановку сзади автомобиля, по какой-то причине отвлеклись, скажем кратковременно посмотрели на телефон, на который пришло СМС, не поленитесь вновь перепроверить по зеркалам, не появилось ли помех в той стороне, куда вы планируете двинуться. Даже в том случае, если взгляд отвели на секунду-другую.
Дело в том, что обстановка может измениться очень быстро, и нужно быть всегда начеку, контролируя ее. Например, за это время из-за соседнего авто мог выйти ребенок. Или подъехать автомобиль. Не убедившись в том, что за вами свободно, можно очень просто попасть в неприятности.
3. Предоставляйте приоритет другим участникам движения. Если сомневаетесь, кто кого должен пропустить, а коллега по рулю явно не хочет предоставлять вам проезд, пропустите его. Здесь, как и на дороге, работает «правило трех Д»: Дай Дорогу Дураку.
4. И не будьте слишком самонадеянны. То, что во дворе все ездят медленно, абсолютно не означает, что автомобиль в безопасности, – аварии происходят именно тогда, когда их не ждешь!
Подборка примеров с реальными ДТП во дворах тому доказательство. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, верно?
Смотрите также
Превышение скорости даже на 5 км/ч, например во дворе, может быть опасно для пешеходов
Забегая вперед, сразу скажем, что наиболее частое нарушение ПДД, приводящее к авариям во дворах и иных прилегающих территориях, связано с игнорированием пункта 8.12 ПДД:
8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.
То есть водители по невнимательности, малоопытности или из-за спешки бьют свои автомобили о чужие, когда производят движение задним ходом. В целом в этом нет ничего необычного. В ограниченном пространстве, заполненном машинами, порой бывает крайне сложно совершить маневр безопасно.
Классификация по объективности факторов возникновения
Все ДТП по поводу (факторам) возникновения можно разбить на имеющие:
- объективный повод возникновения: качество дорожного покрытия, погодные условия (плохая видимость, гололед, сильный боковой ветер), отсутствие предупреждающих дорожных знаков;
- субъективный повод возникновения – все, что касается исключительно личных решений участников ДТП.
При рассмотрении степени виновности участников существование объективных поводов возникновения ДТП является смягчающим обстоятельством.
Классификация по причинам ДТП
Все ДТП можно классифицировать на:
- общие для всех видов ДТП;
- специфические при ДТП определенного вида.
Общие для всех видов ДТП причины это:
- нахождение в неадекватном состоянии (под воздействием психоактивных веществ, транквилизаторов, в больном, уставшем состоянии);
- превышение скорости;
- отвлечение внимания лица, управляющего транспортным средством, на посторонние объекты: сотовый телефон, планшет и т.д.
Специфические причины — это причины, приводящие в большинстве случаев к ДТП определенного механизма возникновения.
Например, непропускание ТС, имеющего преимущество, часто приводит к боковым или касательным столкновениям, техническая неисправность тормозов к задним столкновениям, выезд на встречную полосу к лобовым столкновениям и т.д.
Некоторые виды причин, например, состояние алкогольного опьянения, делают лицо виновным априори, без дальнейшего рассмотрения обстоятельств ДТП.
Классификация по способу возникновения
По способу или механизму возникновения ДТП бывают следующих типов.
Столкновение
Столкновения могут быть следующих типов:
- лобовое;
- заднее;
- боковое;
- касательное.
Лобовое столкновение – столкновение автомобилей, едущих навстречу друг другу. Это наиболее опасный вид ДТП, поскольку энергия транспортных средств, движущихся навстречу, суммируется. Такой тип ДТП часто заканчивается смертельным исходом для его участников. Наиболее часто встречается на междугородних трассах без физического разделения полос при обгоне и выезде на встречную полосу.
Заднее столкновение – это соударение транспортных средств, едущих в одном направлении, но с разной скоростью. Может привести к повреждению нескольких автомобилей. Основными специфическими причинами являются несоблюдение дистанции, отвлечение водителя, технические неисправности тормозной системы, неоснащенность шипованной резиной зимой. Часто к этому приводит также отвлечение внимания водителя и превышение скорости. Обычно происходит на загруженных магистралях при плохих погодных условиях (гололед, дождь). Редко приводит к тяжелым последствиям.
Боковое столкновение – это соударение транспортных средств, движущихся по перпендикулярной траектории. Чаще всего возникает при выезде транспортного средства с боковой второстепенной дороги на главную на нерегулируемых перекрестках и развилках. Возникает обычно в черте города. Причина чаще всего в невнимательности водителя, выезжающего с второстепенной дороги при ограничении обзора при выезде с посторонними объектами (рекламными билбордами, деревьями и т.д.). Второй причиной, а еще чаще, сопутствующей, может являться превышение скорости водителем, едущим по главной дороге.
Касательное столкновение – соударение транспортных средств, движущихся в одном направлении. Возникает на нерегулируемых перекрестках и при кольцевом движении при нарушении правил дорожного движения – непредоставлении преимущества по ПДД транспортному средству, либо при невнимательности в перестроении. Как правило, не сопровождается серьезным ущербом.
Опрокидывание
Опрокидывание возникает при сильном превышении скорости при обстоятельствах, не способствующих устойчивому движению: крутой поворот с уклоном, пробитое или отломавшееся колесо, скользкое дорожное покрытие. Также может возникнуть при резком выходе из бокового заноса.
Является очень опасным ДТП для участников, так как может привести не только к механическим повреждениям автомобиля, но и его возгоранию в результате детонации топлива.
Наезд на стоящее транспортное средство
Наезд на стоящий автомобиль происходит в черте города при невнимательности активного участника, либо при неправильной парковке неподвижного ТС. Может иметь самые разные последствия в зависимости от скорости движущегося участника.
Наезд на пешехода
Столкновение автомобиля с человеком, движущимся по проезжей части или тротуару, относится к наездам на пешехода. Так же интерпретируется ДТП, в котором столкновение с машиной, находящейся в движении, было инициировано пешеходом. Такое может произойти по причине невнимательности водителя, превышении скорости, ограничении обзора и плохих погодных условиях, а также при несоблюдении пешеходом правил дорожного движения. Водитель с точки зрения права несет большую ответственность за такое ДТП, как лицо, обладающее ответственностью за средство повышенной опасности, автомобиль. Поэтому при нарушении ПДД, приведшему к ДТП этого типа, водителя ожидает административная ответственность со штрафом.
В случае смерти пешехода наступает уголовная ответственность.
Наезд на велосипедиста
Наезд на велосипедиста по трактовке вины и правовым последствиям аналогичен наезду на пешехода. Единственным отличием является то, что с точки зрения ПДД велосипед – это тоже транспортное средство и правила езды на велосипеде отличаются от правил передвижения пешехода. Частым примером является наезд на велосипедиста при пересечении велосипедистом проезжей части по пешеходному переходу в процессе управления велосипедом, что запрещено ПДД.
Состояние алкогольного опьянения велосипедиста делает его виновным в ДТП, так же как и управление автомобилем.
Наезд на гужевой транспорт
Наездом на гужевой транспорт называют столкновение автомобиля с повозкой, в которую запряжены тягловые животные. Такой тип ДТП свойственен больше сельской местности. Причиной может быть невнимательность и нарушение ПДД водителем, недостаточность взаимодействия опыт водителя и тягловых животных гужевого ТС.
Наезд на животное
Наезд на животное трактуется как ДТП, даже в случае если водитель транспортного средства не понес ущерба, поскольку домашние животные, согласно праву, являются имуществом хозяев, а дикие животные – имуществом государства (Гражданский Кодекс, ст. 137, Закон о животном мире, ст 4).
Поэтому согласно праву ДТП с участием животных также требует регистрации и возмещения ущерба пострадавшей стороне по ОСАГО.
Падение пассажира
Падения пассажира в общественном транспорте по статистике составляют около 40% случаев, в которых водители общественного транспорта нарушили ПДД. Чаще всего возникают при экстренном торможении. В некоторых случаях падений прослеживается вина пассажиров, нарушающих правила проезда в общественном транспорте. Следует заметить, что если падение пассажира в автобусе трактуется как ДТП, то и продолжение движения автобуса рассматривается как оставление места ДТП, со всеми правовыми последствиями для водителя.
Выпадения пассажира из автомобиля очень опасны, хотя и случаются редко.
Прочие виды ДТП
К прочим типам ДТП по способу возникновения относятся все происшествия, не попавшие в описанную классификацию – например, нанесение ущерба не являющимся участниками движения людям при столкновении с жилым помещением, падение незакрепленного груза с грузового тс, сход с рельсов трамвая и т.д.
В таких случаях ответственная сторона и причины произошедшего достаточно очевидны — это водитель транспортного средства и его поведение, приведшее к ущербу пассивных участников.
Крупнейшие промышленные и транспортные аварии в России за период с 1950 по 2009 гг
Год | Местоположение | Тип аварии | Масштабы аварии и ее последствия |
Район г. Кыштым, Урал | Выброс радиоактивных веществ в результате взрыва | Выброс 2,1 млн. кюри РВ, загрязнение территории размером не менее 1 5 тыс. км2, выселение 10000 чел. | |
Чернобыль | Взрыв реактора АЭС | Выброс РВ с загрязнением части территории РФ, на которой проживает около 6,5 млн. чел. | |
Череповец, европейская часть России | Аварийный выброс 5 т фенола металлургическим заводом | Загрязнение 95 тыс. га Рыбинского водохранилища, образование 100-км подводного шлейфа ядовитого вещества | |
Улу-Теляк, под Уфой, Урал | Взрыв на продуктопрово-де, железнодорожная ка-тострофа | Крупнейшая за все годы существования СССР железнодорожная катастрофа. Энергия объемного взрыва газа соответствовала 300 т тротила, гибель 780 чел., ранено более 800 чел. | |
Уфа | Взрывы на химических предприятиях | Обширные зоны загрязнения воздушного бассейна и речной воды, отравление фенолами сотен тыс. чел. | |
Серов, Свердловская область | Прорыв плотины Киселевского вдхр на р. Каква, наводнение | Ущерб составил 63,3 млрд. руб. в ценах 1993 г.. Погибло 12 чел., ранено 43 чел., пострадало 6,5 тыс. чел, затопление 69 км2. | |
Усинский р-н, Республика Коми | Массовая утечка нефти | Вылив из нефтепровода 100000 т. нефти. Общая площадь загрязнения составила 69,3 га. Пострадало 63,5 тыс. чел. | |
пос. Мамоны, Иркутская обл. | Авиакатастрофа самолета ТУ-154М. | Погибло 125 чел | |
Хабаровский край | Авиакатастрофа самолета ТУ-154. | Гибель 97 чел. | |
Иркутск | Авиакатастрофа самолета АН-1 24 «Руслан» | Гибель 66 чел., разрушено несколько многоэтажных домов. | |
март 2007 | Шахта «Ульяновская» Кемеровская обл. | Взрыв газа метана | Погибло 110 шахтеров. |
май 2007 | Шахта «Юбилейная», в Кузбассе | Взрыв газа метана | Погибло 39 человек. |
август 2009 | Саяно-Шушенс-кая ГЭС | Гидродинамический удар | Погибло 75 человек. Ущерб составил около 40 млрд. рублей. |
В России среднегодовое число транспортных происшествий превышает 150 тыс., а число жертв колеблется в пределах 30-40 тыс. человек. Число погибших пассажиров и членов экипажей на 1 млрд. пассажире- километров составляет: на автомобильном транспорте — 30-35, на авиационном — более 1, на железнодорожном — 0,02-0,03. Необходимо отметить, что транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок на всех видах транспорта около 12%.
Следует подчеркнуть, что подавляющая часть транспортных происшествий (95%) приходится на автомобильный транспорт.
По данным ООН, ежегодно в мире в результате аварий на автотранспорте погибает около 300 тыс. человек, а 8 млн. человек получают повреждения. Кроме того, автотранспорт является основным загрязнителем воздуха в городах.
Наиболее тяжелые последствия имеют аварии, связанные с автотранспортом, перевозящим большие группы людей. Автомашины сталкиваются с железнодорожным транспортом, друг с другом, падают в пропасти на горных дорогах и т.п. Например, в 1994 году в Таиланде произошло лобовое столкновение автобуса с тяжелым грузовым автомобилем. Возник пожар. Погибло 37 человек. В январе 1999 года автобус, двигавшийся ночью по Военно-Грузинской дороге, рухнул с высоты 120 м в ущелье р. Терек. Погибли все находившиеся в автобусе люди. Найдено 28 трупов.
Особенно тяжелыми бывают автотранспортные аварии с пожарами, взрывами, утечкой опасных веществ. В целом, в основной своей массе дорожно-транспортные происшествия имеют локальный масштаб, но из-за огромного их числа суммарно они являются на сегодня самым губительным техногенным бедствием во всем мире
Авиация сегодня стала массовым видом транспорта и в целом по безопасности превзошла автомобильный транспорт. Однако авиационные происшествия, аварии и катастрофы еще относительно часты, а из-за большой вместимости воздушных судов их жертвы многочисленны.
В последние годы ряд тяжелых авиационных происшествий имел место в России. В декабре 1995 года потерял управление и рухнул с десятикилометровой высоты самолет Ту-154, выполнявший рейс с о. Сахалин на Хабаровск. Погибли 97 человек, находившиеся в авиалайнере. В 1996 году при взлете в аэропорту г. Киншаса (Заир) потерял управление и рухнул на городской рынок российский самолет Ан-32. Погибли 300 человек, сотни людей получили ожоги. В августе того же 1996 года на архипелаге Шпицберген (Норвегия) потерпел катастрофу российский самолет Ту-154, в результате чего погибло около 150 человек. В Иркутске в сентябре 1997 года при взлете с аэродрома авиазавода упал на микрорайон города транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Было разрушено полностью или частично несколько многоэтажных жилых домов, школа, детский дом. Погибли 17 человек экипажа, 6 человек, сопровождавших груз и 44 жителя микрорайона, в том числе дети. Авиакатастрофа в июле 2002 г. в небе над Германией при столкновении авиалайнера ТУ-154 и грузового «Боинг-757» унесла жизни всех пассажиров и членов экипажей самолетов.
Несмотря на то, что железнодорожный транспорт значительно безопаснее, чем автомобильный и авиационный, аварийность на нем достаточно высока. Особенно велик риск при перевозке опасных грузов, основные объемы которых доставляются именно этим транспортом. Согласно статистике количество аварий и инцидентов в грузовых поездах с опасными грузами имеет тенденцию роста. Определяющим фактором, влияющим на безопасность железнодорожного движения, остается изношенность технических средств, а также человеческий фактор.
В качестве примеров можно привести некоторые наиболее крупные железнодорожные катастрофы.
Российская история железнодорожных катастроф началась еще в XIX веке. В 1876 году в 15 верстах от Одессы в результате крушения воинского эшелона погибло почти 70 солдат-новобранцев. Аварии на железных дорогах имели и имеют место в последующем. В 1968 году близ ст. Белые Столбы под Москвой произошло лобовое столкновение пригородного электропоезда с грузовым составом. Погибло несколько десятков человек. В 1971 году на ст. Овечко в Ставропольском крае взорвался нефтеналивной состав. Пожар охватил поезд и станцию, более 100 человек получили ожоги и ранения. В 1988 году произошла железнодорожная катастрофа близ ст. Бологое (Калининская область). У поселка Ельниково в Белгородской области в 1990 году пассажирский поезд врезался в последние цистерны товарного поезда. Упавшая цистерна со сжиженным газом перегородила встречный путь, по которому шел пассажирский поезд. Сгорело 17 пассажирских вагонов и 2 локомотива, 11 человек погибли. В Калининской области вблизи г. Нелидово в 1992 году произошло лобовое столкновение пассажирского поезда и грузового состава, в результате которого погибли 43 человека. В 1994 году в Белгородской области пригородный электропоезд столкнулся с вагонами грузового состава, что привело к гибели 21 человека. В 1996 году у Тоцкого (Оренбургская область) и у Мокрого Батая (Ростовская область) произошли наезды локомотивов на автобусы, в результате чего погибли 23 и 21 человек соответственно. Перечисленные катастрофы — лишь часть происшествий на железнодорожном транспорте, имевших место в России.
Морской и речной транспорты, обладая одним процентом в пассажирообороте страны и одиннадцатью в грузообороте, занимают скромное место в проблеме безопасности транспорта. Главную опасность для жизни людей, как показывает статистика, несет здесь маломерный флот. Вместе с тем периодически имеют место и крупные кораблекрушения. Особенно тяжелые последствия имела гибель английского лайнера «Титаник» 15 апреля 1912 гбда, жертвами которой оказались 1500 человек,. Почти столько же, более 1200 человек, погибло, когда в 1926 году на р. Янцзы взорвался китайский войсковой транспорт. Во второй половине нынешнего века произошло несколько тяжелых кораблекрушений, связанных с морскими паромами (Норвегия, Греция, Филиппины, Китай, Бангладеш, Англия, Египет, Эстония). Рекордные по числу жертв последствия имело столкновение филиппинского морского парома «Дона Паз» с танкером «Вектор» в 1987 году, когда гибель кораблей унесла жизни почт 4400 человек.
Катастрофами судов изобилует и история российских военного, грузового и пассажирского флотов. Крупнейшей российской катастрофой с большим количеством жертв стал взрыв и гибель в Севастополе в 1916 году линкора «Императрица Мария»*. Подобная катастрофа произошла в Севастополе и в 1955 году, когда (предположительно от взрыва оставшейся со времен Великой Отечественной войны мины) опрокинулся и затонул линкор «Новороссийск», что привело к гибели 608 человек. В 198$ году на р. Волге в районе г. Ульяновска столкнулся с опорой моста речной теплоход «Суворов». При этом 175 человек погибли. В 1986 году в районе Новороссийска столкнулся с сухогрузом и затонул, унеся с собой более 300 жизней, пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов».
Наиболее древним техногенным бедствием для людей являются пожары. В наше время пожары зданий и сооружений производственного, жилого, социально-бытового назначения. Погибло 20 человек. Парадоксальность ситуации с Киселевским гидроузлом проявилось в том, что в следующем году прорыв этой плотины повторился по тому же сценарию. В августе 1994 года также из-за обильных дождей прорвало плотину Тирлянского водохранилища (Башкортостан). Пострадал г. Белорецк, другие населенные пункты. Погибло и пропало без вести более 90 человек.
Острой эта проблема остается для России и сегодня. В стране эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Имеется около 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд. м3. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов эксплуатируются без реконструкции более 50 лет и находятся в аварийном состоянии. Особенно остро стоят проблемы состояния бетона первых столбов плотины Саяно-Шушенской ГЭС, ремонта плотины и берегоукрепления Боткинского водохранилища в Пермской области, реконструкции берегозащитной дамбы в г. Юрьевце Ивановской области, замены затворов шлюзов и укрепления ограждающих дамб на Волго-Донском судоходном канале, укрепления стен камер и замены ворот шлюзов на водных путях Волжского и Камского бассейнов.
Определенные угрозы населению несет нестабильная работа объектов коммунального хозяйства, что в последние годы характерно для России, где существующие мощности систем жизнеобеспечения практически по всем регионам и населенным пунктам страны недостаточны и не отвечают нормативным требованиям. Дефицит мощностей составляет в год: по водоснабжению — 9,6 млн. м3, канализации — 8,3 млн. м3, теплоснабжению — 13 тыс. Гкал/ч. Кроме того, за последние 10 лет физический износ оборудования коммунального хозяйства возрос в 1,7 раза и в большинстве городов и населенных пунктов достиг критической величины — 50-70% и более. Ветхость систем жизнеобеспечения стала фактором постоянной потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения. Особую опасность в осенне-зимний отопительный период создают аварии на системах теплоснабжения городов. Это происходит из-за того, что объемы предзимних работ из-за нехватки средств систематически недовыполняются, а также вследствие нехватки топлива. Каждую зиму без центрального отопления остаются целые жилые кварталы с десятками тысяч жителей. В наиболее тяжелых случаях население приходится эвакуировать из мест постоянного проживания.
Проведенный выше краткий анализ опасностей и угроз техногенного характера позволяет сделать вывод, что основными источниками техногенной опасности, как правило, являются:
•хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие
•энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов;
•объективный рост сложности производства с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека веществ;
•утраченная надежность производственного оборудования, транспортных средств, несовершенство и устарелость технологий, снижение технологической и трудовой дисциплины;
•опасные природные процессы и явления, способные вызвать аварии и катастрофы на промышленных и других объектах.
Для России, в силу ее особенностей, связанных со структурными изменениями в экономике, к числу источников техногенной опасности следует также отнести:
•остановку ряда производств, обусловившую нарушение хозяйственных связей и сбои в технологических цепочках;
•высокий уровень износа основных производственных средств, достигающий по ряду отраслей 80-100%;
• накопление отходов производства, представляющих угрозу распространения вредных веществ;
• снижение требовательности и эффективности работы надзорных органов и государственных инспекций;
• отсутствие или недостаточный уровень предупредительных мероприятий по уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций.