Что такое амортизация?
Износ по ОСАГО – это амортизация запчастей транспортного средства, полученная в ходе его эксплуатации. Этот параметр применяется страховщикам и для снижения выплат по страховым полисам и является законным. Все дело в том, что при аварии, большинство запчастей машины не новы, а значит, их рыночная стоимость до аварии ниже, чем у нового автомобиля (о том, как рассчитать стоимость запчастей по ОСАГО на сайте РСА, читайте здесь). В итоге при расчете страховой выплаты страховщики выплачивают не 100% от среднерыночной стоимости детали, а несколько меньше.
В каких случаях необходим
После заключения договора на обязательное автострахование автовладелец имеет возможность получить компенсацию при наступлении страхового случая.
К страховым случаям относятся следующие ситуации:
- столкновение произошло между двумя автомобилями, один из которых двигался;
- определены потерпевший и виновный;
- у обеих сторон есть действующие автогражданки.
Ремонт автомобиля по ОСАГО не будет произведен, если:
- в страховом полисе указано транспортное средство, которое не принимало участия в аварии;
- столкновение автотранспортных средств произошло в результате проведения испытаний, соревнований или учебной езды;
- за компенсацией обращается водитель, ставший виновником столкновения;
- ущерб транспортному средству нанесен грузом, требующим оформления отдельной страховки или при выполнении погрузки/разгрузки товаров.
Таким образом, ремонт автотранспорта производится исключительно при наступлении страхового случая, подтвержденного документами.
Законодательное регулирование для СК
Законность и правомерность износа по ОСАГО регулируется двумя законодательными документами:
- Статья №12 Федерального закона №40 с редакцией в 2017-ом году, который вводит понятие обязательной «автогражданки».
- Глава №9 Постановления Правительства №263, которое регулирует обязательное страхование автомобилей. Размер начисляемого износа, регламентируется другим документом: Приложение Центробанка России №432-П. Этот документ был принят в 2014-ом году. Описанный способ исчисления износа по ОСАГО, является обязательным для использования страховщиками, их сотрудниками и независимыми экспертными оценщиками.
Как и кем считается?
Законным расчетом износа по ОСАГО, который имеет юридическую силу, могут быть только данные, которые получены от аттестованного экспертного агентства, с которым у страховой компании должен быть в обязательном порядке заключен договор.
При этом, нужно понимать, что в подавляющем большинстве случаев, страховщик не обращается к услугам таких агентств и рассчитывает износ самостоятельно. Это не является незаконным, если страховая компания не выдает официального заключения по данному вопросу, а только применяет самостоятельный расчет для формирования суммы страховой компенсации.
Что лучше выбрать деньги или ремонт
Итак, после наступления страхового случая и оформления всех соответствующих документов автовладелец встает перед выбором способа получения компенсации.
Что лучше: деньги или ремонт по ОСАГО? Чтобы разобраться с этим вопросом необходимо выяснить отрицательные и положительные аспекты каждого способа получения компенсации.
К плюсам денежной компенсации относятся:
- сниженные сроки получения возмещения ущерба. На проведение оценки и принятия решения о признании ситуации страховым случаем отводится 20 дней;
Если страхователь выбирает деньги вместо ремонта, то по истечении этого времени сумма компенсации будет переведена на банковский счет пострадавшего. Для проведения восстановительного ремонта автотранспорта потребуется дополнительное время (ремонт может производиться в период до 35 дней).
- возможность самостоятельного выбора организации, которая будет впоследствии восстанавливать поврежденный автомобиль;
- возможность самостоятельного выполнения ряда работ по восстановлению транспортного средства;
- возможность определения, какие работы необходимо выполнить на данный момент, а какие можно отложить.
Недостатками денежного возмещения являются:
- необходимость самостоятельного выбора ремонтной организации и согласования перечня производимых работ, на что требуется определенное время;
- после получения компенсации транспортное средство так и остается не отремонтированным, что приводит к невозможности его эксплуатации;
- недостаточность средств для полного восстановления автотранспорта. Сумма компенсации рассчитывается с учетом износа основных агрегатов автомашины;
- окончание дела в страховой компании по определенному страховому случаю.
После выплаты компенсации в денежной форме считается, что страховая компания полностью исполнила свои обязательства по страховому договору.
Восстановительный ремонт, как способ получения страхового возмещения, имеет следующие положительные стороны:
- автовладельцу не надо самостоятельно заботиться о ремонте авто. Эту функцию полностью выполняет страховщик;
- восстановление автотранспорта производится в короткие сроки, так как в этом заинтересованы все стороны.
К отрицательным чертам ремонта можно отнести:
- ограниченный выбор организации для проведения ремонта. Страховая компания заключает договора на ремонт автотранспорта с определенным кругом компаний и страхователю необходимо выбрать ремонтников из представленного списка;
Очень часто ремонтные организации, представленные на выбор не имеют необходимой для ремонта квалификации, оборудования и так далее, что сказывается на качестве выполняемых работ.
- автовладелец не получает никаких денежных средств. Между страховой компанией и ремонтной организацией заключается договор на восстановление авто и денежные средства после проведения ремонта поступают непосредственно на счет компании, выполнившей работы;
- собственник транспортного средства не имеет возможности следить за ходом выполнения ремонта.
Таким образом, каждый способ страхового возмещения имеет свои преимущества и недостатки. Каждый автовладелец вправе самостоятельно выбирать, какой именно способ подходит для него лучше всего.
Формула и коэффициенты
Износ запчастей автомобиля по ОСАГО можно посчитать самостоятельно или при помощи онлайн калькуляторов для расчета страховых выплат с учетом процента амортизации. Ниже будет разобран каждый из этих способов. Итак, чтобы рассчитать износ по «автогражданке» на онлайн калькуляторе, потребуется ввести следующие данные:
- дата выпуска транспортного средства;
- дата, когда произошла авария;
- вид транспортного средства;
- пробег автомобиля, на дату дорожно-транспортного происшествия;
- высота протектора шин на дату дорожно-транспортного происшествия.
Введя все указанные выше данные, можно получить общий износ деталей автомобиля, износ аккумулятора машины и износ покрышек. Чтобы рассчитать износ машины самостоятельно, придется воспользоваться формулой, которая определена единой системой просчета, установленной Центробанком России.
Чтобы посчитать износ, нужно 2,72 возвести в степень, значение которой равно — (ΔТ*Тки+ΔL*Lки), где:
- ΔТ – коэффициент, определяемый сроком эксплуатации машины.
- Тки – годы, в течение которых эксплуатировался автомобиль.
- ΔL – коэффициент, определяемый пробегом транспортного средства.
- Lки – километры, которые проехала машина.
Полученное значение нужно вычесть из 1 и умножить на 100.
Полученное значение покажет износ деталей в процентах.
Отдельного внимания заслуживают параметры ΔТ и ΔL. Их значения должны быть определены по таблице, которая представлена ниже.
Вид транспортного средства | Значение ΔТ | Значение ΔL |
ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, ТагАЗ, ЗАЗ | 0,057 | 0,003 |
Brilliance, BYD, Chery, Derways, FAW, Geely, Great Wall, Hafei, Haima, Lifan, Luxgen, Xin Kai | 0,057 | 0,0029 |
Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Jaguar, Maserati, Porsche, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mini, Rover Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Ford, Opel, Peugeot, Renault, Saab, SEAT, Skoda, Volkswagen, Volvo | 0,042 | 0,0023 |
Acura, Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Dodge, Hummer, Infiniti, Jeep, Lexus, Lincoln, Mercury, Pontiac | 0,045 | 0,0024 |
Daewoo, Hyundai, Kia, Ssang Yong, | 0,052 | 0,0026 |
Toyota, Mitsubishi, Daihatsu, Honda, Isuzu, Mazda, Nissan, Subaru, Suzuki, | 0,049 | 0,0025 |
Грузовые транспортные средства | 0,077 | 0,0023 |
Автобусы | 0,113 | 0,0008 |
Троллейбусы и трамваи | 0,098 | 0,0008 |
Прицепы для грузовых машин | 0,09 | 0 |
Прицепы для легковых машин | 0,06 | 0 |
Мотоциклы | 0,07 | 0 |
Сельскохозяйственная, пожарная, строительная и другая спецтехника | 0,15 | 0 |
С полной формулой для расчета ОСАГО и таблицей всех коэффициентов можно ознакомиться в этом материале.
На какие запчасти автомобиля начисляется, а на какие нет?
Износ по ОСАГО, начисляется на все запчасти транспортного средства, кроме определенного законом списка. В этот список входит следующее:
- Воздушные подушки безопасности водителя и пассажиров.
- Ремень безопасности, а также все его компоненты.
- Компоненты и узлы пневматической, электронно-пневматической и гидравлической тормозных систем.
- Компоненты и узлы управления рулевым колесом.
- Компоненты и узлы системы сцепления транспортного средства.
Что делать, если страховая компания занижает выплаты?
Случаи, когда страховщики завышают износ деталей не редкость. Это связано с тем, что целью любого игрока страхового рынка является извлечение прибыли, чтобы они не заявляли в своей рекламе. К сожалению, практика показывает, что в переговорах со страхователем, страховщик не воспринимают доводов по неверному расчету износа. Единственный выход, который остается страхователю – обращаться в суд.
Но тут есть один серьезный подводный камень: к судебному иску придется приложить заключение аттестованной компании, которой разрешено проведения таких экспертиз, а это дополнительные расходы, которые в случае победы – лягут на плечи страховой компании, а в случае неудовлетворения иска, останутся дополнительными расходами страхователя.
Обратите внимание: После подачи заявления в суд, будет назначено слушание, на котором судья, выслушав мнения сторон, назначит третью экспертизу в торгово-промышленной палате или похожей государственной структуре.
Именно на основе заключения этих экспертов и будет вынесен вердикт по иску на пересмотр износа по ОСАГО. В целом, износ по ОСАГО – это переменная, которая имеет точную формулу расчета, что не мешает страховщикам пытаться обмануть страхователей, завышая износ или применяя его к деталям, к которым по закону его применять нельзя.
Поэтому, каждому владельцу транспортного средства, необходимо разобраться с формулой износа, чтобы он мог проверить правильность исчисления этой переменной и, в случае необходимости, обратиться в суд для восстановления справедливости.
Для того, чтобы быть уверенными в правильности расчета страховки и выплат по ней, предлагаем ознакомиться со следующей информацией:
- тарифы на ОСАГО и его расчет;
- как рассчитать электронный полис ОСАГО на онлайн-калькуляторе;
- класс водителя и его влияние на стоимость страховки;
- как посчитать утерю товарной стоимости автомобиля;
- как рассчитать сумму выплаты по ОСАГО при ДТП;
- как рассчитать ущерб через базу РСА.
Закон об износе ТС по ОСАГО
Об износе для выплаты ОСАГО говорится в «Правилах страхования», которые были утверждены ЦБ России. В частности, там сказано следующее: «Страховая компания, определяя размер расходов на восстановление автомобиля, обязана учитывать износ деталей, механизмов, электрооборудования и других элементов автомобиля. Объем расходов на запчасти должен устанавливаться с учетом износа комплектующих, которые подлежат замене в процессе проведения восстановительных ремонтных работ. Причем на комплектующие части не может быть начислен износ в размере более 50% от их изначальной стоимости.
Статья по теме: Полис Е-ОСАГО на автомобиль и как он должен выглядеть