ПДД «вызвали» в суд: поступила жалоба на термин «зона видимости»


Что это такое

Пешеходный переход представляет собой участок автомобильной дороги, который предназначен для пересечения пешеходами проезжей части и обозначен одноименным дорзнаком и/или специальной разметкой на самом дорожном полотне. Также данный элемент может быть выполнен в виде искусственно созданного сооружения для обеспечения возможности пешим гражданам перейти на противоположную сторону автодороги без пересечения проезжей части.

Специализированный дорожный указатель существует в двух вариантах: человек движется налево (5.19.1) и направо (5.19.2).

Основные требования и правила к обустройству пешеходных переходов по ГОСТ в России зафиксированы в документе 32944-2014.

Автономное освещение пешеходных переходов: преимущества, описание, цели

Современные дорожные покрытия все чаще оформляют с учетом практичности в эксплуатации осветительных устройств, а также минимального использования дорогостоящих источников электроэнергии. Так, освещение пешеходных переходов на солнечных экобатареях – наиболее популярный вариант.

Читать по теме: Геосетка для дорожного строительства

Уличные светильники на солнечных альтернативных источниках питания чаще всего используются в местностях с продолжительным солнечным днем, поскольку эффективность такого осветительного устройства напрямую зависит от количества потока солнечного света.

В каких случаях необходим

Для организации пересечения дороги пешими лицами должны иметься определенные показатели интенсивности движения участников дорожного движения:

  • на протяжении восьми часов подряд в рабочий день интенсивность транспортного потока составляет 600 единиц в час и более (для автодорог с разделительной полосой – 1000 ед./час) по основной дороге в обоих направлениях;
  • или 150 граждан за час, пересекающих проезжую часть, на протяжении тех же 8 ч.

Если эти параметры не достигнуты, то оснований для обустройства пешей зоны на дороге нет.

Справка. Ширина пешеходного перехода, расположенной на наземной части автодороги, должна быть не менее 2,5 м.

Также создание данных участков в населенных пунктах требуется, когда в течение последнего года на перекрестке случилось не меньше трех аварий, имеющих отношение к наезду транспортных средств на переходящих дорогу граждан, которых можно было бы избежать при наличии зоны для пешеходов.

Определение видимости дороги и конкретной видимости объекта в темное время суток

Общая видимость (видимость дороги в направлении движе­ния) — максимальное расстояние от передней части ТС, на кото­ром с места водителя четко различаются элементы дороги на пу­ти движения, ориентирование на которые позволяет вести ТС в полосе, рекомендуемой Правилами дорожного движения. Как правило, такими элементами дороги могут являться: линия до­рожной разметки, кромка проезжей части, кромка разделитель­ной полосы, кромка бордюра, кромка ограждения и т.д.

Конкретная видимость — максимальное расстояние от перед­ней части ТС, на котором с места водителя объект (пешеход, велосипедист, стоящее ТС и т. д.) может быть четко опознан по его характерным признакам.

Условия проведения эксперимента по определению видимости

Данный эксперимент проводится в условиях, максимально приближенных к условиям ДТП. Здесь должны учитываться все факторы, влияющие на видимость, в частности:

• погодные условия (снег, дождь, туман и т.д.);

• тип, состояние и цвет покрытия, наличие дорожной разметки;

• продольный профиль, кривые в плане, конфигурация дороги;

• освещенность (искусственное и естественное освещение не должно существенно отличаться от того, которые были на момент ДТП).

Участок проведения эксперимента и вспомогательные средства

Как правило, эксперимент по определению видимости про­водится на участке дороги, где произошло ДТП. При обстоя­тельствах, о которых говорится выше, допускается проведение эксперимента на участках, аналогичных участку места ДТП. Прочие ТС должны быть остановлены на таком расстоянии от места проведения эксперимента, чтобы свет их внешних прибо­ров не оказывал влияние на видимость на участке проведения эксперимента.

ТС, участвовавшие в ДТП в темное время суток, во многих случаях получают значительные повреждения. В этом случае ТС необходимо заменить однотипным, имеющим аналогичные мощ­ность ламп фар, степень загрязненности фарных рассеивателей и лобового стекла.

Если в эксперименте не может быть использован объект, види­мость которого следует установить, то при выборе аналогичного объекта следует в первую очередь обратить внимание на элемен­ты, способные оказать влияние на возможность его видимости и распознавания. Например, если данным объектом является вело­сипедист, то надо учитывать цвет щитков и рамы велосипеда, а также необходимо:

• чтобы велосипед, используемый в эксперименте, был оборудован такими же световозвращателями, как и велосипед, причастный к ДТП;

• световозвращатели должны быть установлены и закреплены так же, как при ДТП (в частности, оптическая ось световозвращателя должна быть под таким же углом, как при ДТП), и иметь такой же цвет. Поверхность световозвращателя должна иметь аналогичную прозрачность и рисунок рифления;

• если на велосипеде имелось световое оборудование, то на экспериментальном велосипеде оно также должно быть установлено и иметь аналогичные характеристики;

• чтобы велосипедист (демонстратор) был одет в ту же одежду, что и пострадавший. Когда это невозможно, то на демонстратора надевается аналогичная по виду и цвету одежда. Если на одежде пострадавшего имелись какие-либо участки, обладающие световозвращающим эффектом, то и на одежде демонстратора должны быть такие же участки

Определение видимости дороги и конкретной

Видимости неподвижного объекта при отсутствии света фар

Встречного транспортного средства

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает мероприятия по подбору участников эксперимента, ТС, участвовавшего в ДТП либо его заменяющего, объекта, видимость которого требуется установить (ТС, манекен, какое-либо препятствие и т.п.), согласование вре­мени проведения эксперимента, необходимой реконструкции участка проведения эксперимента, а также мероприятия по обес­печению безопасности эксперимента.

Ход эксперимента

После того как участок проведения эксперимента будет ограж­ден постами работников милиции и будут проведены необходимые работы по реконструкции места происшествия, в месте наезда размещается объект, видимость которого необходимо установить. Например, если данным объектом является лежащий человек, то в месте наезда размещается манекен (демонстратор) в одежде пострадавшего либо в сходной по типу и расцветке. ТС, из которо­го будет определяться видимость, размещается от места наезда в направлении, противоположном направлению движения перед наездом, на расстоянии, с которого объект не просматривается. С места водителя наблюдатель и понятые определяют место, до которого дорога просматривается, например, граница правой кромки проезжей части с обочиной. В случае если проезжая часть имеет разметку в виде прерывистых линий, достаточно подсчитать количество линий, видимых с места водителя, и измерить расстоя­ние от передней части ТС до конца последней видимой линии.

Если же правая граница проезжей части просматривается на большее расстояние, чем продольная разметка, а также если про­дольной разметки не имеется, видимость дороги определяется расстоянием, на котором еще различается правая граница проез­жей части и обочины.

Расстояние видимости дороги может быть также определено по видимости дорожных столбиков ограждения. Видимость до­рожных знаков либо других сооружений, обозначенных или не обозначенных вертикальной разметкой, не во всех случаях позво­ляет судить о направлении и ширине проезжей части, поэтому вопрос о видимости дороги, исходя из видимости дорожных зна­ков и сооружений, решается в каждом случае отдельно.

Для определения места, до которого просматривается граница правой кромки проезжей части с обочиной, посылают от стояще­го ТС вперед по дороге одного из участников эксперимента, несу­щего световозвращатель. Световозвращатель следует нести вдоль правой границы проезжей части на высоте не более 15—20см, периодически поворачивая его активной стороной к водителю-наблюдателю. Водитель-наблюдатель, ориентируясь на проблески световозвращателя, указывает (по рации или морг­нув светом фар), в каком месте должен остановиться человек, не­сущий световозвращатель (в месте, до которого граница проез­жей части и обочины просматривается), после чего измеряется расстояние от передней части ТС до этого места. Это и будет яв­ляться расстоянием видимости дороги в направлении движения.

Вместо световозвращателя можно воспользоваться белым листом бумаги, который переносится и периодически поворачи­вается так же, как и световозвращатель.

В зимнее время цвет бумажного листа следует подобрать контрастным к снежному покрытию.

Необходимость пользования световозвращателем или листом бумаги, как показала практика, определяется тем, что человек, удаляющийся от ТС, становится невидимым для водителя-наблю­дателя, и его нельзя остановить в месте, до которого просматри­вается граница проезжей части и обочины.

При определении видимости необходимо обратить внимание на следующее. При остановках ТС двигатель работает на холостых оборотах. В случаях слабозаряженной аккумуляторной батареи интенсивность накала фарных ламп будет снижаться. Поэтому обороты двигателя следует поддерживать в пределах, соответству­ющих его оборотам для скорости движения перед наездом.

После установления расстояния видимости дороги ТС, из ко­торого определяется видимость, со скоростью 3—4 км/ч переме­щается в направлении объекта, конкретную видимость которого необходимо установить. Водитель-наблюдатель останавливает ТС в месте, с которого объект можно опознать по внешним приз­накам (силуэту, очертаниям ног, элементам одежды и т.д.). Изме­рив расстояние от передней части ТС до опознанного объекта, по­лучим расстояние конкретной видимости данного объекта с места водителя.

Определение видимости дороги и конкретной

Видимости подвижного объекта при отсутствии света фар

Встречного транспортного средства

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает мероприятия по подбору участников эксперимента, транспортного средства, участвовав­шего в ДТП либо его заменяющего, объекта, видимость которого требуется установить (ТС, велосипедиста, пешехода, гужевой по­возки и т.п.), согласование времени проведения эксперимента, необходимой реконструкции участка проведения эксперимента, а также мероприятия по обеспечению безопасности эксперимента.

Исходя из сведений о скорости транспортного средства и по­движного объекта (например, пешехода) определяются расстоя­ния, проходимые ими за одну секунду. Для ТС его скорость в км/час делят на 3,6.

Например: 40 км/ч: 3,6 = 11,1м/с; 60 км/ч: 3,6 = 16,6 м/с и т.п.

Путь, проходимый за одну секунду подвижным препятствием (пешеходом, велосипедистом и гужевой повозкой), как правило, определяют экспериментально, моделируя темп их движения, ко­торый корректируется очевидцами происшествия (включая води­теля ТС, совершившего наезд), замеряя время прохождения им участка определенной длины с помощью секундомера. Разделив длину участка, по границам которого определялось время его прохождения, на время прохождения участка в секундах, получим путь, проходимый препятствием за одну секунду. Например, под­вижное препятствие (пешеход) преодолел участок 10 м за 7,4 с. Разделив 10 м на 7,4 с получим 1,35 м/с.

Далее от места наезда в направлении, противоположном дви­жению ТС, и по пути его движения отмечают участки, равные расстоянию, проходимому транспортным средством за одну се­кунду (если скорость составляла 60 км/ч, то отмечают участки длиной 16,6 м). Достаточное число таких участков, как показала практика, — 5 (при необходимости их количество может быть увеличено). От места же наезда в направлении, противопо­ложном направлению движения пешехода, на которого был со­вершен наезд, и по пути его движения размечают также 5 участ­ков, для рассматриваемого случая — по 1,35 м.

Примеры разметки участка для проведения эксперимента по определению конкретной видимости подвижного объекта при отсутствии света фар встречных транспортных средств показа­ны на рис. 2.2—2.5. В данных примерах показаны случаи раз­метки участков для определения конкретной видимости движу­щегося (попутно, навстречу, слева направо и справа налево относительно направления движения ТС, совершившего наезд) пешехода.

Ход эксперимента

Транспортное средство и объект размещаются соответственно в начале участков № 5. При этом транспортное средство устанав­ливается передней частью на границе участка (обычно наезд со­вершается передней частью), а объект — на границе своего 5-го участка устанавливается на уровне места первоначального кон­такта с ним при наезде.

С этого положения определяется видимость дороги и конкрет­ная видимость велосипедиста.

Методика определения видимости дороги не отличается от выше­приведенной методики при определении видимости дороги и конкретной видимости неподвижного объекта при отсутствии встречного объекта.

С места водителя наблюдатель и понятые определяют место, до которого дорога просматривается, например, граница правой кромки проезжей части с обочиной.

Максимальное расстояние от передней части ТС, на котором с места водителя четко различаются элементы дороги на пути дви­жения, — определяемое расстояние видимости дороги.

Далее ТС и объект перемещаются на границы участков № 4. Видимость дороги в этом случае определяется при необходимос­ти, если она изменяется вследствие изменения дорожных усло­вий, например, переход от подъема к спуску, изменение радиуса закругления дороги и т.д. На прямых и ровных участках дороги ви­димость дороги, как правило, меняется незначительно.

Расстояние от передней части ТС до объекта, на котором появилась возможность четко опознать объект по его харак­терным признакам, и будет расстоянием конкретной видимости объекта.

Если возможность обнаружить признаки объекта появляется между границами участков, то следует разбить данный участок на части (например, на 2 части, что будет соответствовать пути за 0,5 с; либо на 4 части, что будет соответствовать пути за 0,25 с) и последующее перемещение ТС и объекта производить не на пол­ный участок, а на соответствующие его части для более точного определения расстояния конкретной видимости.

Условные обозначения: а


расстояние, которое преодолевает транс­портное средства за одну секунду; б

расстояние, которое преодолева­ет пешеход за одну секунду
Рис. 2.5

Виды

Существует две разновидности переходов для пеших граждан, каждая из которых имеет свои подвиды. Они делятся:

  • по способу пересечения гражданами проезжей части, расположению на дорожном полотне, пропускной степени транспорта и пеших лиц;
  • по наличию островка безопасности;
  • по степени ликвидации конфликтных ситуаций.

Основные требования к пешеходным переходам по ГОСТ 32944 2014 регламентируют обустройство данного участка дороги.

Первый тип подразделяется еще на три категории:

  1. Нерегулируемый наземный – определенный участок автодороги, которые предназначен для пересечения гражданами проезжей части с наличием соответствующих обозначений в виде знака и/или горизонтальной дорожной разметки.
  2. Регулируемый тип оборудован светофорной системой.
  3. Разноуровневая пешеходная зона обеспечивает пересечение дороги гражданами без передвижения по проезжей части (под землей или над землей).

По наличию безопасного островка зоны делятся на:

  • без островка;
  • с выделенным островком и сквозным пересечением пешеходами автодороги;
  • с выделенным островком и искривленным пересечением передвижения пеших граждан.

По уровню ликвидации конфликтов пешие участки подразделяются на:

  • регулируемые с конфликтной схемой контролирования движения пешеходов (при включении зеленого цвета светофора одновременно допускается передвижение право- и левоповоротных ТС, но при этом водители должны уступать место пешим гражданам);
  • регулируемые с бесконфликтной схемой (на зеленый сигнал пешеходы не пересекаются с потоком транспорта). Одним из вариантов такой зоны является участок дороги, когда транспорт полностью прекращает движение, а пешеходы пересекают проезжую часть. Он называется переход с полной пешеходной фазой.

Где располагаются

Обозначения пешеходных зон на автомобильных дорогах не должны находиться напротив дверей магазинов, проходных организаций, школьных калиток или других детских учреждений, которые расположены рядом. В такой ситуации на их пути обустраивается ограждение пешеходного перехода по ГОСТ (второй группы), а поток пешеходов поворачивается по тротуару на 20-30 метров (лучше против движения транспортного потока).

Внимание: Нельзя располагать переходы в зонах автодорог и улиц с недостигнутым нормативным показателем видимости встречного ТС на кривых в плане и выпуклых кривых в профиле. Если эти требования не выполняются, то скорость передвижения автомобилей необходимо ограничить.

На тех участках, где движение пешеходов осуществляется по разделительной полосе, необходимо устанавливать разделенные переходы путем обустройства пешеходных заграждений, которые направляют пеших граждан навстречу транспортному движению.

Оформление пешеходного перехода с помощью станций автономного свечения

Автономные электростанции для оформления пешеходного перехода по стоимости значительно превышают затраты по оформлению от источников электроэнергии. Однако именно такой вариант считается наиболее выгодным в отдельных регионах страны. За счет правильного оформления зоны пешеходного надземного перехода, можно не только контролировать качество и интенсивность освещения, но и значительным образом снизить риск ДТП на данном участке.

Читать по теме: Шумовые полосы на дороге

Наиболее часто используемые модели для освещения пешеходного перехода в местах населенного пункта и сельской местности – модели СЭУ-1 (мощностью 40-160 Вт) и СЭУ-2 (мощностью 180-300 Вт).

Принцип оформления энергоэффективными станциями места перехода пешеходов заключается в соблюдении всех нормативов и требований. Согласно действующему ГОСТу. Стоит отметить, что некоторые особенности и моменты в оформлении освящаемой территории могут быть несколько откоррективаны, в зависимости от бюджетирования.

Модернизация

Существующая система организации пешеходных участков дорог несовершенна. На сегодняшний день решено модернизировать ее путем внесения определенных поправок в закон.

На официальной веб-странице ГИБДД предложили улучшить систему со ссылкой на действующие нормы и правила. Многие переходы для пешеходов в России оборудованы неправильно, поэтому в настоящее время выполняется их массовая проверка сотрудниками госавтоинспекции. Также составляется перечень замечаний с целью их устранения.

Безопасность пешеходов зависит от интенсивности транспортного потока. А число автомобилей с каждым годом увеличивается в разы. Поэтому следует пересмотреть системы зон для пешеходов в каждом конкретном населенном пункте и в целом по стране.

Кроме того, на появление аварийных ситуаций оказывает влияние степень дисциплинированности всех участников дорожного движения в совокупности. В первую очередь следует начать с них – сформировать правильный взгляд на процедуру пересечения проезжей части или пешеходной зоны. Наличие идеальной системы не поможет, если граждане будут вести себя на дороге недисциплинированно.

Интересно: В госавтоинспекции предложили провести воспитательные беседы в школьных учреждениям для информирования детей о правильном поведении на проезжей части.

Также выдвинуто предложение установки предупреждающих указателей, увеличить наглядность «зебры» и принять другие меры по повышению видимости пешеходных участков дорог.

Санкции за нарушение правил проезда пеших зон

Если водитель нарушает ПДД в сфере самого дорожного движения, то сумма взыскания начисляется в рублевом эквиваленте согласно действующему КоАП РФ.

За невыполнение условия уступки дороги пешеходу, велосипедисту или другим участникам дорожного движения налагается административный штраф в сумме 1500 руб.

Важно знать: За непропуск пеших граждан, перевозящих детей, размер санкций составит 3 тыс. руб. При досрочной оплате штрафа действует скидка 50%.

За парковку авто на переходе и на расстоянии менее 5 м перед ним на водителя будет наложен штраф 1 тыс. руб.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]