5.7.1 «Выезд на дорогу с односторонним движением»


Значение символа

Знак «Одностороннее движение» устанавливается перед дорогой, по всей ширине которой перемещение любых механических транспортных средств должно осуществляться только в одном направлении. Внешне символ представлен в виде квадрата, на синем фоне изображена белая стрелка. Некоторые водители совершают грубые нарушения, путая его с предписывающим знаком «Движение прямо». Визуально символы похожи, но последний представлен в виде круга с заключенной в нем стрелкой. Важно их различать, так как они подразумевают соблюдение разных правил.

Дорожный знак «Одностороннее движение» обозначает начало проезжей части, по которой все транспортные средства должны ехать в одном направлении. Кроме того, он устанавливается и на перекрестках. А именно на пересечении частей, на которых «однопоточной» является хотя бы одна дорога. В этой ситуации установка знака обусловлена тем, что въезжающие на данный участок водители должны своевременно оценивать ситуацию и следовать Правилам дорожного движения.

Как выглядит и что означает знак «дорога с односторонним движением» ?

Начало участка проезжей части, на которой допускается передвижение только в одном направлении, определяется специальным знаком. В ПДД ему отведён номер 5.5 и выглядит он как синий прямоугольник, на котором изображена белая стрелка с направлением вверх.

Только один знак может устанавливать такое ограничение. Иные варианты в Правилах отсутствуют. Есть обозначения, косвенно связанные с 5.5., но прямо устанавливает участок дороги с односторонним движением только один.

Одностороннее движение будет действовать до о. По общему правилу, это производится посредством 5.6 «конец дороги с односторонним движением», который выглядит, как 5.5, перечёркнутый красной линией по диагонали.

После окончания участка с односторонним движением, направления полос определяются разметкой, знаком 5.15.7 или водителями самостоятельно. Например, может быть нанесена разметка на проезжую часть, а если она отсутствует (как и обозначения, определяющие направления полос движения), то считается, что дорога поделена на две части, по одной движение идёт в одну сторону, а по второй – в противоположную.

Знак «одностороннее движение» устанавливается повторно после перекрёстков, которые имеют сложную планировку.

Ещё один знак, на который стоит обратить внимание именуется «выезд на проезжую часть с односторонним движением». Он устанавливается перед проезжей частью, перпендикулярно полосы, на которой начнётся движение только в одну сторону. По сути, с его помощью водители узнают, что на определённом участке можно ехать только в указанном направлении.

Выглядит знак «выезд на проезжую часть с односторонним движением» как синий прямоугольник, на котором изображена белая стрелка с указанием вправо (5.7.1) или влево (5.7.2). Именно она указывает, в какую сторону допускается выезд.

Закон не запрещает пересекать проезжие части с односторонним движением, то есть, если есть необходимость и впереди имеется продолжение полосы, можно проехать прямо, поперёк дороги.

С противоположной стороны участка с односторонним движением знак будет выглядеть как запрет проезда, обозначенный в ПДД под номером 3.1. В народе он именуется «кирпич» за своеобразный внешний вид. Он выглядит, как белый прямоугольник на красном фоне, а сам знак – круглый.

Другие знаки

Знак с устремленной вверх стрелкой является не единственным, указывающим на зоны с односторонним движением. На проезжих частях устанавливаются еще и другие графические рисунки.

К ним относятся:

  1. Знак «Выезд на дорогу с односторонним движением». Предназначен для водителей, перемещающихся по другой проезжей части. Этот знак информирует их о том, что они приближаются к началу дороги с односторонним движением. Причем его можно увидеть на перекрестке, если хотя бы по одному пересекаемому участку нужно двигаться в одном направлении. При этом важно обратить внимание на направление стрелки. В эту сторону и нужно поворачивать. Соответственно, в противоположном направлении двигаться нельзя. В таком случае произойдет выезд на полосу, предназначенную для движения в обратную сторону.
  2. Знак «Конец дороги с односторонним движением». Внешне представляет собой все тот же квадрат и изображенную на синем фоне белую стрелку. Но при этом знак перечеркнут красной линией. Данный символ устанавливается в конце проезжей части с односторонним движением. Он нужен для того, чтобы водители могли оценить обстановку и своевременно перестроиться в крайний ряд, дабы не оказаться случайно на полосе, предназначенной для передвижения автомобилей во встречном направлении. Как правило, знак устанавливается совместно с предупреждающим символом «Двустороннее движение».

С обратной стороны дороги всегда устанавливается знак, который называется «Въезд запрещен», более известный водителям как «кирпич». Игнорирование данного символа во многих случаях приводит к возникновению ДТП. Это обусловлено тем, что невнимательные водители въезжают на дорогу с односторонним движением, но с другого конца, то есть оказываются на встречной полосе.

Другие знаки, регулирующие одностороннее движение

Поскольку в ПДД предусмотрены еще и другие знаки, регулирующие одностороннее движение, либо используемые в связи со знаком 5.5, коротко расскажем о каждом.

Знаки 5.7.1 и 5.7.2

  • Указатели располагаются перед боковыми выездами на те участки дороги, движение по которым дальше продолжается в одном только заданном ими направлении.
  • Изображение всех указателей очень похоже, кроме направления, задаваемого стрелкой, что можно использовать для удобства запоминания этой серии знаков.
  • Если дорога, с которой осуществляется выезд, и так с односторонним движением, то выезд может специальными указателями не обозначаться. Эта ситуация не вызывает у водителей вопросов.
  • Разворот в обратном указанному стрелкой направлении категорически запрещается.

Зачастую именно с этим знаком при выезде с дороги с двусторонним движением связаны трудности у начинающих и неопытных автомобилистов, неуверенно оперирующих своими знаниями. Именно здесь они могут растеряться, и более того даже ошибиться с его квалификацией.

Знак 5.6

Означает прекращение действия режима одностороннего движения. Иных способовдля этого не предусмотрено. Рядом с ним обычно размещают следующий знак.

Знак 1.21

Выезд на обычную дорогу с двусторонним перемещением.

Этот знак устанавливается не всегда. Примеры, когда возможно обойтись без него:

  • если протяженность дороги с односторонним движениемне более 100 м,
  • когда дорога с односторонним движением заканчивается перекрестком в форме буквы Т, переходит в площадь, или автодорогу с круговым движением

Знак 3.1

Красный круглой формы указатель с белым прямоугольником – так называемый «кирпич». Применение этого знака не связано только с рассматриваемыми нами случае, но в данном контексте его используют во избежание выезда ТС на встречку. В этом конкретном случае устанавливают на другом конце улицы с односторонним движением.

Знак 5.14

Размещается над конкретной полосой, по которой могут двигаться только маршрутные ТС и ТС такси в том же направлении, что и на других полосах. Движение других автомашин, не являющихся маршрутными, запрещено.

На эту полосу разрешается заезжать при повороте направо, при перестраивании, в случае, если она не отделена сплошной линией. Возможно заезжать на такую полосу при выезде на дорогу с правым поворотом и для посадки и высадки пассажиров при соблюдении условий п. 18.2 ПДД.

Зона действия

Двигаться в одном направлении необходимо до появления соответствующего знака, отменяющего предыдущий. В этом случае речь идет о символе «Конец дороги с односторонним движением».

Кроме того, знак действует до ближайшего перекрестка. Если водитель едет по участку, имеющему несколько пересечений проезжих частей, то он должен знать, что на другой стороне символ уже не актуален. Другими словами, за перекрестком лицо, управляющее транспортным средством, вправе совершать те или иные маневры, на которые по умолчанию накладывает запрет знак «Одностороннее движение».

Правила установки знака «одностороннее движение» по ПДД

Знак «одностороннее движение» должен быть установлен правильно, то есть в соответствии с действующим законодательством. Правила установки дорожных обозначений определяются в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004.

Так, в пункте 5.6.6 определяется, что знак «одностороннее движение» устанавливается на участках, где разрешается движение транспорта только в одном направлении.

ГОСТ допускает не устанавливать знак «одностороннее движение» в следующих случаях:

  • перед началом съездов, если пересечение производится на разных уровнях, при проездах к сервисным объектам, по которым изначально движение производится в одном направлении;
  • перед дорогой с односторонним движением, которая отделена от проезжей части соответствующей разметкой или бульваром, если дороги имеют раздельное трассирование, если обеспечена достаточная видимость с каждой стороны.

Знак 5.5 «одностороннее движение» должен устанавливаться повторно после каждого перекрёстка, имеющего сложную планировку.

В соответствии с пунктом 5.6.7 ГОСТа Р 52289-2004, знак, означающий конец участка с движением в одну сторону, ставится в конце дороги, то есть перед самым окончанием одностороннего режима. Закон допускает устанавливать предварительный знак, в Правилах он обозначен номером 8.1.1.

Пункт 5.6.8. определяет правила установки, означающего выезд на одностороннюю дорогу. Такие обозначения ставятся перед боковыми выездами. Если имеются иные знаки, то все могут располагаться на одной опоре, но тот, что означает выезд на одностороннюю полосу, размещается в самом верху.

Знак может не устанавливаться вовсе, при условии, что выезд с прилегающей территории будет возможен только с того участка, который обозначается знаком «одностороннее движение»

Въезд в зону действия символа и выезд из нее

На дороге, являющейся «однопоточной», действуют особые правила. Их несложно запомнить. Но, несмотря на это, в действительности очень часто у людей, управляющих транспортными средствами, возникают сложности при въезде на данный участок и выезде из него.

При появлении знака «Дорога с односторонним движением» рекомендуется перестроиться в правую полосу. Это оптимальный способ передвижения. Кроме того, автоматически отпадает необходимость совершения тех или иных маневров.

В ряде случаев возникают следующие сложности:

  1. Знак «Одностороннее движение» находится за перекрестком, попасть на который можно только при повороте направо. В подобной ситуации необходимо съехать с пересечения, перестроившись в крайнюю полосу. Другими словами, повернуть направо, как и при обычных обстоятельствах. После этого водитель вправе ехать по любой полосе дороги, предназначенной для одностороннего движения.
  2. Знак установлен на повороте слева. В этом случае алгоритм действий аналогичен описанному выше. Только перед началом маневра нужно перестроиться в крайнюю левую полосу.
  3. По ходу движения размещены трамвайные пути. В подобной ситуации выезд на дорогу с односторонним движением должен осуществляться с них. Но при этом транспортное средство не должно совершать помех для трамваев. Кроме того, маневр нельзя осуществлять при наличии знаков его запрещающих. Также важно следить за тем, чтобы не попасть случайным образом на трамвайные пути, предназначенные для встречного направления.
  4. При выезде с дороги с односторонним движением необходимо повернуть налево. Для этого нужно своевременно перестроиться в соответствующую полосу. Однако важно помнить о том, что до перекрестка движение продолжает носить односторонний характер. Именно при совершении данного маневра фиксируется самое большое количество нарушений.

Важно помнить о том, что знак «Одностороннее движение» размещается в начале правой полосы проезжей части. Он предназначен для водителей, которые продолжают ехать прямо. Или же намереваются совершить поворот направо.

Зачем и где устанавливается

По какой причине в мероприятия по организации порядка на дорогах вносятся ограничения, препятствующие проезду по какой-либо из улиц в обоих направлениях? Для ответа на этот вопрос возможно привести три логических обоснования:

  1. Объём транспортных средств, движущихся по заданному маршруту в одном из направлений, заметно преобладает над противоположным потоком, что делает неразумным существование двустороннего движения на конкретном участке путей сообщения.
  2. Технические критерии улицы относят её к разряду узкой, что является аварийно опасным для двустороннего движения механических транспортных средств.
  3. Улицы или дороги являются проездами к второстепенным элементам путей сообщения, что обоснованно относит их к разряду односторонне направленных.

Данное средство организации движения устанавливается в самом начале участка проезжей части. Также согласно предписаниям законодателя знак № 5.5. обязан дублироваться после каждого перекрёстка. Так автолюбителям будет предельно ясно, чего ожидать от иных авто и позволит им брать во внимание соответствующие нормы ПДД при совершении манёвров.

Одностороннее движение относится к категории особых режимов. Определить его без специальных обозначений не представляется возможным за некоторым количеством исключений.

Знак № 5.5. позволительно не внедрять в обустройство дорожного сооружения в случаях:

  • начала примыкание дорог на пересечениях, расположенных на разнообразных уровнях их сопряжения;
  • наличия объездных путей к сервисным объектам инфраструктуры. Если на них воплощено попутное перемещение авто исключительно в одну сторону;
  • наличия дорожной конструкции, которая отделена от участков дороги с встречным движением конструктивными полосами или бульварами;
  • Передвижения по дорогам с раздельным трассированием, когда обеспечивается достаточная видимость каждой из проезжих частей.

Во всех обозначенных выше четырёх случаях одностороннее движение определяется без специальных знаков.

Ещё более детализированную ясность в организацию попутного перемещения автомобилей оказывают вспомогательные технические средства безопасности — № 5.7.1 и № 5.7.2. Они оформлены в виде стрелок, указывающих направо либо налево. Эти указатели означают, что автовладельцы выезжают на часть пути, где перемещение в пространстве может производиться исключительно в одну сторону.

Знак показывает, что дорога с односторонним движение направлено влево, соответственно, поворот направо запрещён

Устанавливают названные обозначения по периметру всех перекрёстных путей сообщения, если дорожные элементы, которые пересекает автовладелец, являются односторонними. Поворот указателя конкретизирует, в какую сторону маршрута нужно двигаться владельцу авто.

Движение в противоположную сторону стрелки категорически запрещено

Одним из самых неосторожных нарушений, которое может случиться на инженерном сооружении с односторонним движением, является выезд на полосу для маршрутного транспорта. Несмотря на то что этот элемент проезжей части является попутным, заезжать в его пределы не представляется допустимым. В обратном случае, автовладельцу будет грозить денежное наказание.

Движение в прямом направлении

Все водители обязаны выполнять условия предписывающего символа. Независимо от того, какой знак «Одностороннее движение» устанавливается (начало зоны или выезд на данный участок), лицо, управляющее транспортным средством, должно перемещаться в направлении, указанном на стрелке. То есть в таком случае ехать в прямом направлении – это оптимальный вариант. Но есть один нюанс. Важно внимательно оценивать ситуацию, чтобы не оказаться на полосе, предназначенной для движения в обратном направлении.

Поворот направо

В этом случае возможны несколько вариантов развития событий:

  1. При выезде с дороги с односторонним движением водитель не должен столкнуться с какими-либо трудностями. Необходимо предварительно перестроиться в крайнюю полосу и осуществить поворот.
  2. Водителю нужно повернуть направо в зоне действия знака. В подобной ситуации также нужно занять соответствующее положение и заехать на прилегающую территорию, например, во двор.

Таким образом, в зоне действия знака «Одностороннее движение» повороты направо не запрещены. Водители не должны бояться осуществлять данный маневр ни на пересечениях проезжих частей, ни на менее оживленных дорогах.

Поворот налево

Знак «Одностороннее движение» запрещает его осуществлять. Это правило, в котором исключений нет. Если водитель движется в прямом направлении, он не может повернуть налево, так как в этом случае он неизбежно попадет на встречную полосу. Это существенно повышает риск возникновения ДТП. Кроме того, на нарушителя в подобных ситуациях накладывается административная ответственность. Как показывает практика, чаще всего у человека, управлявшего транспортным средством, изымают водительское удостоверение.

Разворот

Данный маневр также находится под запретом. Это обусловлено тем, что развернувшийся водитель окажется на полосе, предназначенной для перемещения транспортных средств в обратном направлении.

Иная ситуация складывается, если человек едет по дороге и видит знак «Выезд на одностороннее движение». В этом случае возможны два варианта развития событий. Водитель вправе повернуть направо и оказаться в зоне действия знака. Начало одностороннего движения подразумевает, что человек больше не может развернуться или повернуть налево. Он должен двигаться в прямом направлении или уехать направо.

Во втором случае водитель может не выезжать на дорогу с организованным на ней односторонним движением. В подобной ситуации он беспрепятственно может совершить разворот. У многих водителей данный вопрос вызывает разногласия. Обусловлены они тем, что при развороте транспортное средство неизбежно окажется на полосе встречного движения. Однако нужно понимать, что разворот – это маневр. Он не подразумевает движения по встречной полосе. Таким образом, это не является нарушением.

Дорожные знаки «Въезд запрещен» и «Движение запрещено»

Первая группа знаков – это знаки, запрещающие движение или въезд. Знак, запрещающий въезд, представляет собой красный круг с белой горизонтальной линией посередине, который в простонародье называется «кирпич» (знак «Въезд запрещен» – знак 3.1 ПДД).

Смотрите также: Как не попасть в ловушку ГИБДД на дороге

Этот дорожный знак запрещает въезд всех транспортных средств. «Кирпич» можно увидеть на дорогах с односторонним движением, а также на въездах, где он установлен для того, чтобы не допустить движение по встречной полосе. Также напомним, что этот дорожный знак действует до первого перекрестка. В том числе этот дорожный знак можно увидеть на полосах общественного транспорта и на автобусных конечных пунктах. В большинстве случаев знак «кирпич» не распространяет свои действия на общественный транспорт.

Знак «Движение запрещено» (знак 3.2 ПДД) – белый круг с красной круглой рамкой. Этот знак обозначает, что впереди дороги нет – движение транспорта запрещено. Этот знак касается всех видов транспорта, исключая:

  • маршрутные транспортные средства
  • автотранспортные средства, управляемые инвалидами 1 и 2 групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид»
  • автотранспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и транспортные средства, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне, а также обслуживают граждан или принадлежат гражданам, проживающим или работающим в обозначенной зоне. В этих случаях транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестке.

Знак «Движение запрещено» действует до первого перекрестка.

Остановка и стоянка

Водители вправе парковаться как на правой, так и на левой стороне проезжей части. Но это только тогда, когда речь идет о населенном пункте, а также отсутствуют соответствующие запрещающие знаки.

Грузовым автомобилям, масса которых составляет более 3,5 тонн, запрещено стоять на левой стороне проезжей части. Им можно лишь остановиться с целью погрузки/разгрузки. Если на проезжей части имеется полоса, выделенная для перемещения маршрутных транспортных средств, парковаться на левой стороне запрещено всем автомобилям. Вне населенного пункта для остановки или стоянки следует использовать обочину. Парковаться допустимо исключительно на правой стороне проезжей части.

Стоянка и остановка в зоне действия знака «одностороннее движение»

Остановка – это кратковременное прекращение передвижения, используемое для посадки или высадки пассажиров или погрузки-разгрузки авто. А вот стоянка – это уже длительный процесс.

По общему правилу, остановка и стоянка разрешаются по правой стороне обочины (пункт 12.1 ПДД). Однако, одностороннее движение имеет свои особенности. Так, во втором абзаце пункта 12.1 ПДД указано, что ставить машину на левой стороне можно на дорогах с односторонним направлением. При этом есть ограничение для грузовых автомобилей (запрещается стоянка, если масса более 3.5 тонн, можно лишь сделать остановку для разгрузки или погрузки).

Ещё один важный момент! Остановка по левой стороне будет разрешена только в пределах населённых пунктов. В остальных случаях она не допускается.

Задний ход

При въезде на начало дороги с односторонним движением знака пугаются многие водители. Важно помнить, что символ запрещает разворот и поворот налево. Перемещаться задним ходом разрешено. Но перед совершением данного действия водитель должен убедиться в том, что он не создаст помехи иным транспортным средствам.

Наиболее ярким примером является следующий: автомобилист случайно проехал въезд во двор направо и не знает, можно ли ему включить заднюю передачу, затем переместиться на прилегающую территорию. Данное действие разрешено, оно не влечет наложения административной ответственности. Но предварительно нужно убедиться в безопасности его совершения.

Иная ситуация обстоит с перекрестками. На любых пересечениях дорог перемещение задним ходом категорически запрещено. Если водитель проехал нужный участок, он обязан перемещаться в прямом направлении до тех пор, пока не появится возможность повернуть направо.

Административная ответственность: меры наказания

Данный вопрос регламентируется КоАП (статьей 12.16). Если водитель нарушил ПДД в зоне действия знака «Дорога с односторонним движением», ему грозит денежный штраф. Его размер составляет 5 тысяч рублей.

Альтернативная мера наказания – изъятие водительского удостоверения на срок минимум 4 и максимум 6 месяцев. При повторном совершении нарушения у автомобилиста могут изъять права на 1 год.

Выбор меры наказания осуществляется судом. В большинстве случаев данный орган принимает решение в пользу изъятия водительского удостоверения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]