Что говорят ПДД?
По прямому ответу на наш главный вопрос абсолютно ничего полезного не говорят. ПДД регулируют состояние шин и колёс, а также комбинацию их использования на разных осях.
А вот можно ли ездить на зимней резине летом, равно как и возможность эксплуатации летних покрышек зимой, регулирует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных ТС». Именно он запрещает использовать в летние месяцы шины, маркированные как зимние, но только шипованные.
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, в летний период (июнь, июль, август). …. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.
Таким образом, Вы можете ездить летом на зимних шинах, если они не шипованные, а вот на ошипованных – запрещено.
Вас также заинтересует:
- Есть ли штраф за езду на летней резине зимой и зимней летом на сегодня? С какого числа вступит?
- Можно ли выбить катализатор? Какие последствия: штраф и техосмотр?
- Зимой на летней резине: какие требования и штраф?
Езда на зимней резине летом
Кроме шипованной резины опасность для водителей влечет и эксплуатация так называемой «лысой» резины. Разрешается использовать шины с минимальным протектором 1.6 мм, максимальным 4мм. Несоблюдение предписанных норм международного права и несоответствие резины принятым стандартам повлечет наложение штрафа в 500 рублей.
Доказывание именно этого факта происходит сложно. Споры о величине протектора между инспектором и водителем нередки, наложение штрафа о толщине протектора не зависит от сезонности. Но нужно отметить, что стандарты, указанные в техническом регламенте, применяются во всем мире и обязательны для применения в России нашими водителями.
Езда на шипованной резине летом вредит не только протекторам, но и портит дорожное покрытие
Эксплуатация зимних шин опасна по следующим причинам:
- Она более мягкая по сравнению с летней.
- Происходит повышенное нагревание шин.
- Протектор выходит из строя быстрее.
Какой бы ни был штраф за зимнюю резину в летнее время принят депутатами со временем, личная безопасность на дорогах должна быть важнее.
Какой штраф?
А вот и хорошие новости! Несмотря на прямой запрет управления транспортным средством с зимней резиной в летнее время, наказания за это на 2021 год нет: ни штрафа, ни запрета эксплуатации, никаких иных санкций со стороны КоАП.
Если сотрудник ГИБДД пытается Вас «развести», требуйте указать конкретную статью КоАП. Она в любом случае указывается в постановлении и протоколе – эту обязанность регламентирует Административный кодекс. И в КоАП есть статья – 12.5, часть 1, предусматривающая штраф 500 рублей за езду при условиях, при которых такая езда запрещена.
Вот только эта статья имеет прямую отсылку к ПДД, а в последних нет никакого запрета. Выше мы уже упомянули, что таковой запрет содержится в Техрегламенте.
За что может быть выписан штраф?
Но есть другие требования к резине – конкретно даже к зимней, ведь в данный момент Вы её и эксплуатируете. О том, как формально различается зимняя и летняя резина, мы подробно рассказали в другой статье о летней резине зимой. Если кратко, то это маркировка снежинки в горе с тремя пиками или значение «M+S», «M&S», «M S».
Вот так она выглядит:
То есть даже если покрышки даже шипованные, но указанной маркировки нет, то формально Вы ничего и не нарушаете.
Итак, все требования к зимней резине, за которые может быть выписан штраф, регулируются ПДД, конкретно, разделом 5 Основных неисправностей (Приложение к ПДД). Перечислим их:
- глубина протектора не менее 4 мм (и не важно, что Вы эксплуатируете зимнюю резину летом, меньшая остаточная глубина запрещена именно для маркированной как зимняя шины); но требование актуально, только если на покрышках нет индикаторов износа. Если есть, то, согласно этим индикаторам;
- на резине есть повреждения в виде: порезов, отслоений, разрывов, если виден корд (не важно, порвались нити корда или нет),
- отслоения протектора от «бочины»;
Если не соблюсти указанные выше требования, то штраф 500 рублей становится правомерен.
Существуют ли штрафы за несезонные шины
Если вы внимательно проштудируете КоАП, то заметите, что штрафов за отсутствие зимней или летней резины нет.
Первые попытки исправить эту ситуацию предпринимались в 2009 г. Тогда был представлен закон о выписке штрафа суммой в 500 руб. за езду не на тех шинах зимой или летом. В 2010 г. он был отклонен.
В 2014 году планировалось внести поправки в кодекс, которые бы устанавливали санкции в отношении водителей, установивших шины не по сезону.
Это статья 3.2, по которой водителям бы выписывали штраф в размере 2000 руб. за подобное правонарушение. Как и все новые поправки в КоАП она должна была пройти рассмотрение в трех чтениях в Государственной думе, чтобы попасть в Совет Федерации и затем на подпись к Президенту. Только при прохождении всех трех этапов законопроект вступает в силу и обнародуется.
Эта новая статья обсуждалась только в первом чтении, но дальше дело не продвинулось.
Поправка так и не попала в кодекс, а значит и никакой административной ответственности водители не несут за езду на шинах не по сезону.
Если на шипованной резине вылетели шипы
Рассмотрим несколько более сложную ситуацию – когда на машине стоит зимняя резина, но без оставшихся шипов – можно ли на такой ездить? Да. Согласно букве цитаты из Техрегламента в запрете речь об «укомплектованной шинами с шипами» на машине, а без шипов она не перестаёт быть таковой.
То же самое относится и к липучке – зимним покрышкам, априори не комплектующимся шипами.
Но если шипы остались, то Вас ждёт ещё одно требование с штрафом. О нём ниже.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Когда нужно переходить на летнюю резину с зимней по новому закону?
- Проехали под камерой на жёлтый сигнал светофора: будет ли штраф и как обжаловать?
- Есть ли штраф за езду с разбитым, лопнутым или треснувшим лобовым стеклом и какой?
Штрафы ГИБДД за летние шины зимой
Давно по стране ходят слухи о том, что нельзя будет ездить на покрышках не по сезону — такие указы много раз вводились в законопроекты, но по различным причинам отменялись. Были предложены следующие правила:
- Обязательное применение зимних шин в холодное время года — с ноября по март.
- Назначение штрафов ГИБДД за резину не по сезону.
- Назначение штрафов ГИБДД за резину с шипами летом.
- Неоплата страхового взноса при эксплуатации несезонной резины.
В следующем году ожидается введение штрафов ГИБДД за зимние шины летом и наоборот, также будут штрафовать за лысую, истертую резину. Серьезной причиной послужило принятие ТР ТС 018/2011 О безопасной эксплуатации транспортного средства, который вступил в законную силу в 2015 году.
Про знак «Шипы»
За сам факт эксплуатации зимней резины летом штрафа не будет, хотя ездить так нельзя. Это мы выяснили выше. Но есть ещё одна обязанность, если речь идёт о шипованной резине. И обязанность эта заключается в том, что на автомобиле должен быть обязательно установлен (наклеен, прилеплен на магните и т.п.) знак «Шипы».
Согласно действующим на 2021 год ПДД, знак «Ш» обязателен для всех автомобилей, на которых установлена такая резина. И ни слова о том, что обязанность появляется только в зимнее время.
О том, какие требования к этому знаку, могут ли «завиноватить» в ДТП при его отсутствии, а также Вы можете на нашем сайте.
Можно ли как то уклониться от оплаты штрафа
Как мы уже выяснили, штрафов ГИБДД за зимнюю резину на колесах летом или зимой за летнюю накладывать не имеет права. Единственное за что вас могут оштрафовать, — отсутствие знака “Шипы” при использовании “шиповки” или большая изношенность шин в зимний период.
Если вы полагаете, что инспектор ДПС выписал штраф вам неправомерно, то вы можете оформить жалобу через сайт ГИБДД, заполнив простую форму. Это можно сделать и на Едином портале Госуслуг при наличии регистрации на сайте.
Обжаловать наказание можно и через суд при наличии обоснованных доказательств вашей правоты. Для этого нужно составить жалобу по установленному образцу.
Штраф за шины с разным протектором на осях
Техрегламентом Таможенного союза (Приложение 8 ст.5.7.4) и Перечнем неисправностей (ПП №1090 р.5 Приложения) введён запрет на использование разномастных шин в одной осевой связке, при этом не накладывается табу на различие протекторов передней и задней осевой пары.
Единственный случай, когда требование «одинаковости» касается всех четырёх колёс, относится к покрышкам с шипами: «ошипованность» и «неошипованность» обязательны одновременно для обеих осевых пар.
Требование идентичности покрышек в осевой паре означает недопустимость одновременной установки на оси:
- различающихся по размеру;
- различающихся по конструкции;
- различающихся по модели;
- различающихся по сезонности;
- с отличным протекторным рельефом;
- новой покрышки и прошедшей восстановление;
- новой и с углубленными канавками протектора.
Различие в естественном износе покрышек одной осевой пары не оговорено и не запрещено. Следует помнить, что одновременное использование новой пары и б/у (на разных осях), которое не попадает под запрет, ощутимо снижает качество сцепления с дорожным покрытием, а потому не должно практиковаться без серьёзных на то причин. Для собственной безопасности следует стремиться к минимальному различию передней и задней осевых пар.
Примечанием к ст.5.7.4 Техрегламента оговаривается неприменимость данных требований к исключительной ситуации, потребовавшей использования запаски, чтобы добраться до СТО.
Штраф за разномастность шин на автомашине возможен лишь при комбинировании шипованной и нешипованной резины и разнотипности покрышек в осевой связке. КоАП ст.12.5.п.1 устанавливает размер в 500 рублей, но теоретически можно отделаться предупреждением.
Штрафы ГИБДД за истертую резину?
Применение шин с лысым протектором также попадает под штрафы. По правилам нельзя выезжать на дорогу с лысой шиной, если высота изображения протектора легкового автомобиля меньше 1.6 мм, грузового — 1мм, автобуса — 2 мм, мотоцикла — 0.8 мм. Штраф за нарушение такого правила нужно обозначается статье 12.5 КОАП и составляет 500 рублей. В дальнейшем штраф будет увеличен до 2000 рублей. Такой рост суммы не считается необоснованным, так как истертые шины могут спровоцировать разные аварийные ситуации, в особенности, в зимнее время. Лысая резина не позволяет получить полноценного соприкосновения с асфальтом, в итоге автомобили попадают в кювет.
Чем грозит «обувка» не по сезону
То, что зимой автомобиль на зимней покрышке становится неуправляемым – понятно, это связано с маленькой глубиной протектора, твердостью резины. Зимняя покрышка мягче по составу, поэтому при езде на ней летом возможны:
- более длинный тормозной путь, связанный как раз с тем, что резина сильнее плавится при трении о разогретый асфальт;
- плохое сцепление с асфальтом и, как следствие, слабая управляемость;
- сильный нагрев резины, причем не только в жаркую погоду;
- быстрый износ – буквально несколько поездок, и резину придется менять.
Опытные водители говорят, что зимние колеса летом в дождь ведут себя хуже, чем зимой, на льду – как на коньках.
Учитывая опасность несезонного использования зимних шин, еще в 2013 году в России были предприняты попытки ввести в законодательство наказание за эксплуатацию несезонной «обувки» автомобиля. Однако до 2015 года никаких штрафов не предусматривалось за это.
Можно ли оспорить штраф
При составлении постановления о назначении штрафа укажите, что не согласны с ним, так как инспектор выписал его при соответствии характеристик резины её свойствам, прописанным в ПДД.
Штраф обжалуется в вышестоящем органе ГИБДД или суде по месту, где было совершено правонарушение. Вы имеете право оспорить постановление о назначении штрафа в течение 10 дней со дня его вручения.
Органы ГИБДД примут решение по жалобе через 10 дней, суд – через 2 месяца.
Обратите внимание! В случае обжалования постановления о назначении штрафа вы теряете возможность оплатить его с 50 % скидкой!
Что не рекомендуется делать
При выборе резины многие могут отдать предпочтение шинам не соответствующим параметрам автомобиля.
Нельзя:
- Ставить на колеса покрышки не подходящего диаметра.
- Менять стандартного размера колеса на более маленькие или наоборот – увеличенные.
- Самостоятельно ставить шипы в покрышку универсального типа.
Цель смены покрышек посезонно – обеспечение безопасного движения. Не стоит пренебрегать данной обязанностью, ведь речь идет не о пятистах рублях штрафа, а о жизни людей.
В чем опасность
Использование несоответствующего вида резины на автомобиле может привести к созданию аварийной ситуации на дороге и стать причиной трагических последствий ДТП.
Риски, связанные с неверным обмундированием колес автомобиля:
- Порча покрышки. Зимняя резина в летний сезон стирается об асфальтное теплое покрытие в десятки раз быстрее.
- Увеличение тормозного пути за счет повышенного скольжения зимней резины – по теплому покрытию, летней – по гололеду.
- Заносы и риск перевернуться из-за недостаточного сцепления с покрытием и плохим входом в повороты.