А зачем нам ГИБДД? Выплаты за оформление ДТП без инспектора увеличиваются в несколько раз

Когда можно не вызывать ГИБДД при ДТП?

Последствиями аварии могут быть как причинение вреда автомобилям, так и нанесение ущерба жизни и здоровью сторонам дорожного происшествия.

В одном случае происшествие подлежит оформлению сотрудниками Госавтоинспекции, а при другом варианте развития событий можно избежать общения с ГИБДД. Нам предстоит разобрать ситуации, когда владельцы автомобилей могут сами оформить аварию, и одновременно узнать все тонкости этой процедуры.

Порядок оформления ДТП без участия ГИБДД

Более пяти лет в России существует возможность оформления мелких ДТП без вызова сотрудников ГИБДД – по так называемому европротоколу. С августа 2014 года была проведена реформа процедуры оформления аварий в упрощенном порядке и повышены суммы страхового возмещения. Например, в два раза, до 50 тыс. руб., была увеличена максимальная сумма выплат по европротоколу, а при соблюдении особого порядка оформления ДТП, случившегося на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Ленинградской области, можно получить выплату до 400 тыс. руб.
Так, оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД можно, если:

  • ДТП произошло с участием двух транспортных средств;
  • в нем не погибли и не ранены люди;
  • в результате аварии не повреждено какое-либо имущество, кроме автомобилей участников ДТП;
  • у обоих участников происшествия есть действующий полис ОСАГО;
  • оба участника ДТП одинаково оценивают его обстоятельства и повреждения автомобилей, не имеют разногласий по виновности в аварии и согласны оформить происшествие в упрощенном порядке.

При этом следует иметь в виду, что оформлять по европротоколу имеет смысл только действительно мелкие ДТП, поскольку сумма страхового возмещения при таком порядке оформления сильно ограничена и составляет 50 тыс. руб. (25 тыс. руб., если гражданская ответственность обоих участников ДТП была застрахована до 2 августа 2014 года). Это ограничение не применяется и страховое возмещение может быть выплачено в полном объеме (400 тыс. руб.) при соблюдении следующих условий:

  • ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области или Ленинградской области;
  • гражданская ответственность обоих участников ДТП была застрахована после 1 сентября 2014 года;
  • участники ДТП имеют возможность зафиксировать (с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации) и представить страховщику данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате аварии.

Следует обратить особое внимание на соблюдение сроков передачи информации о происшедшем ДТП в свою страховую компанию. И потерпевший, и виновник аварии обязаны сделать это в течении пяти рабочих дней с момента аварии. Кроме того, в течение 15 календарных дней (за вычетом нерабочих праздничных дней) запрещено ремонтировать или утилизировать пострадавшие автомобили без разрешения страховщика. При нарушении виновником ДТП этих условий страховая компания получит право взыскать с него всю сумму выплаты в полном объеме.

В каких случаях можно оформить ДТП без вызова сотрудников полиции, какие документы при этом потребуется оформить и какую сумму страхового возмещения можно получить, узнайте из нашей инфографики.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Документы по теме:Новости по теме:
  • Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  • Постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002 «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации»
  • Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»
  • Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  • Утверждены справочники расчета расходов на восстановительный ремонт автомобиля – ГАРАНТ.РУ, 16 октября 2014 г.
  • Участникам ДТП окажут консультационную помощь по вопросам оформления аварий без участия полиции – ГАРАНТ.РУ, 14 октября 2014 г.
  • Определены правила представления информации о ДТП страховщику – ГАРАНТ.РУ, 3 октября 2014 г.
  • Утвержден новый порядок оформления ДТП – ГАРАНТ.РУ, 15 сентября 2014 г.
  • Банк России разработал методику расчета выплат по ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 29 августа 2014 г.
  • За незаконный отказ страховщика от заключения договора ОСАГО могут установить ответственность – ГАРАНТ.РУ, 18 июня 2014 г.
  • Общественников не устраивают предлагаемые Правительством РФ поправки в закон об ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 28 марта 2014 г.
  • Компенсацию за утрату товарной стоимости автомобиля хотят включить в страховую выплату по ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 20 февраля 2014 г.
  • Автомобилистов могут обязать брать справку из налоговой об отсутствии задолженности для заключения договора ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 19 ноября 2013 г.
  • Первое чтение прошел законопроект о возможности заключения договоров страхования в электронном виде – ГАРАНТ.РУ, 24 октября 2013 г.
  • Вопрос о разработке методики оценки ущерба в рамках ОСАГО может быть вынесенна рассмотрение Госдумы – ГАРАНТ.РУ, 25 сентября 2013 г.
  • Нормы об учете износа комплектующих при возмещении убытков по договорам ОСАГО могут быть отменены – ГАРАНТ.РУ, 18 января 2013 г.
  • Минфин РФ предлагает дополнить систему возмещения в ОСАГО ремонтом машины – ГАРАНТ.РУ, 9 сентября 2011 г.

Что такое европротокол

Европротокол является бланком извещения об автоаварии, на основании которого автомобилист получит компенсацию при страховом случае. Рассматриваемый документ заполняется самостоятельно лицами, участвующими в ДТП. Законодательством установлены условия, которые позволяют оформить ДТП по европротоколу.

Внимание! К ним относятся следующие:

  • участие в ДТП не больше двух средств передвижения;
  • все автомобилисты, участвующие в аварии, имеют страховой документ (ОСАГО);
  • отсутствуют погибшие или пострадавшие лица. Был нанесен только имущественный вред, то есть были повреждены только средства передвижения и прицепы;
  • лица, участвующие в ДТП, пришли к взаимному согласию, и они не обвиняют друг друга в произошедшем;
  • размер имущественного вреда составляет меньше 100 тыс. руб. Если потерпевшее лицо уверяет, что указанной суммы недостаточно для осуществления ремонта поврежденной машины, то автомобилисты должны вызвать ГИБДД.

В остальных случаях стороны должны решить данную проблему с привлечением работников ГИБДД.

Необходимо учитывать, что владельцы транспортных средств, зарегистрированных на территории иного государства, при аварии на территории РФ также могут оформить ДТП без привлечения в дело сотрудников ГИБДД, если они обладают международным страховым полисом под названием «Зеленая карта».

Для этого участники ДТП должны предварительно проконсультироваться посредством осуществления телефонного звонка по номеру +.

Оформление ДТП без вызова ГИБДД: новые правила в 2021 году и советы юриста

Постоянно растущее количество автотранспортных средств на дорогах крупных российских городов и реформа МВД (сокращение штатного состава) привели в 2015 году к изменениям правил оформления дорожно-транспортных происшествий. В условиях напряжённого дорожного трафика (особенно в часы пик) любое небольшое столкновение автомобилей, вызывало парализацию движения. Ведь по старым правилам водители не имели права покидать место происшествия до приезда наряда ГАИ, т.к. за это грозило лишение прав.

Вот и стояли участники ДТП, оформление которого должен осуществить прибывший по вызову экипаж ГИБДД, долгими часами, создавая существенные проблемы городскому движению. Хоть и повреждения несущественные и ОСАГО у всех в наличии, а уехать нельзя. С 1 июля 2015г (в последующем вносились лишь незначительные изменения) этот порядок изменился. Теперь в ПДД обозначены случаи, когда участники аварии могут разъехаться, не дожидаясь инспектора ГИБДД, или даже не обращаться к правоохранителям вовсе.

Европротокол: как оформить бланк

Бланк, который выдают автомобилисту в СК при оформлении страхового документа, или который можно будет скачать с интернета, следует заполнить надлежащим образом.

В случае автоаварии водители должны заполнить бланк, который называется «Извещение о дорожно-транспортном происшествии».

Европротокол состоит из двух листов. На вкладыше копируются данные, которые были внесены в основном листе. После того как лицевая сторона бланка заполнена, основной лист отделяют от вкладыша.

При оформлении рассматриваемого документа участники аварии обязываются соблюсти следующие законодательные требования для того, чтобы избежать разногласий со страховой фирмой:

  • документ заполняется разборчиво с использованием простой шариковой ручки;
  • заполнять документ следует без помарок и исправлений;
  • заполнению подлежат все графы и поля.

Внимание! На лицевой стороне нужно указать сведения насчет:

  • даты и места автокатастрофы (если автокатастрофа произошла на трассе, то указывается наименование трассы, а также километр);
  • количества транспортных средств, которые были повреждены во время автокатастрофы;
  • отсутствия пострадавших лиц;
  • свидетелей ДТП;
  • поврежденных средств передвижения, автовладельцев, лиц, управляющих транспортным средством в момент автоаварии;
  • страховщика автомобилиста, номера страхового документа, срока его действия;
  • деталей и узлов автомобиля, которые были повреждены;
  • схемы аварии.

Надо учесть, что нет единых правил, по которым водители должны рисовать схему ДТП. Рисунок должен быть понятным и не вызывать вопросов у страховщика.

На бумаге должно быть нанесено положение дорожного участка, где произошла авария. На ней также необходимо указать название соседних улиц, номера домов, расположенных поблизости, а также должны быть указаны светофоры, дорожные знаки, разметки и т. п.

На рисунке водители изображают точное местоположении ТС во время ДТП. Автомобили, как правило, изображаются в форме треугольников и обозначаются кодами «А», «В». Движение машин по определенному направлению, обозначается стрелками.

Когда можно не обращаться в ГИБДД?

Для действий по самостоятельному оформлению ДТП (без привлечения ГИБДД) есть масса возможностей. Главное, чтобы ДТП не затронуло людей, а отразилось только на состоянии машин.

Чтобы разобраться в вопросе более подробно, для начала рассмотрим, каков порядок действий при ДТП согласно действующим на сегодня (2020 г.) правилам. Он (порядок) устанавливается п.2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД. Эти правила гласят, что человеку, находящемуся за рулём, при попадании в ДТП первым делом необходимо:

  • остановиться и заглушить машину;
  • сообщить окружающим об опасности нажав кнопку «аварийки»;
  • обозначить место аварии с помощью специального знака.

Далее водитель обязан:

  • проверить состояние людей, попавших в аварию, в случае, если есть пострадавшие – вызвать медиков и правоохранителей (единый телефон службы спасения – 112);
  • если нужна экстренная помощь – организовать её. Отправить раненых на попутке в расположенное рядом медучреждение или отвезти самому;
  • после доставки раненых, вернуться на место аварии.

Если со здоровьем все обошлось благополучно, и пострадало только «железо», то в действие вступает п. 2.6. Он даёт участникам аварии четыре варианта возможных действий. При этом они должны освободить проезжую часть (если пострадавшие ТС, создают помехи движению), предварительно проведя фото-видео фиксацию места аварии. Сняв положение ТС на дороге, тормозной след и прочие факты, позволяющие установить обстоятельства ДТП.

За невыполнение требования правил по освобождению проезда, водителям может грозить штраф размером в 1000 рублей.

Четыре варианта действий при ДТП без пострадавших

Вариант 1. У водителей, управлявших столкнувшимися а/м, нет общего мнения на причины произошедшего (по виновности в случившемся), на размеры нанесённого ущерба и прочее. В этом случае необходимо собрать данные (Ф.И.О., плюс контакты) свидетелей и позвонить в дежурную часть (связаться с представителем ГИБДД). Должностное лицо, на основании полученной информации примет решение о направлении к месту аварии экипажа (если информация со слов непонятна и требует дополнительного изучения). Либо укажет адрес отделения (или поста), в который участникам инцидента надо подъехать для оформления. Как правило, предлагается проехать в отделение. В этом случае, участникам перед поездкой надо нарисовать схему аварии, сделать видео и фото автомобилей, следов и прочих фактов, связанных с происшествием.

Группа разбора в отделе ГИБДД исследует обстоятельства дела, определяет, кто виноват и составляет протокол и выносит постановление. Справку о ДТП, по принятому в 2021 г. регламенту, более не выдают (только протокол и постановление). Именно эти документы пострадавшая сторона предоставляет страховщику для обоснования своего права на возмещение.

Вариант 2. Среди участников инцидента нет разночтений в оценке того, кто виноват в произошедшем, и характере повреждений. Но, при этом, столкнулись более чем два ТС, не у всех участников актуальные ОСАГО, кроме того, есть ещё ряд препятствий для применения «Европротокола». В данной ситуации, тоже придётся обращаться в ГАИ. Как и в предыдущем варианте — позвонить в дежурную часть и получить адрес, по которому можно ехать для оформления. Предварительно подготовив схематическое изображение ДТП, произведя фото и видео съёмку.

Вариант 3. «Полюбовный». Когда ущерб мал (и компенсируется на месте), а третьи лица никак не пострадали, правила разрешают никуда не сообщать и ничего не оформлять. То есть на вопрос, о том нужно ли вызывать ГАИ при незначительном ДТП, законодатель даёт прямой отрицательный ответ.

Вариант 4. Европротокол. Самый продвигаемый современными властями и правозащитниками вариант разрешения ситуации с ДТП. По мнению представителей силовых органов, полностью отказаться от услуг по участию ГИБДД в оформлении аварий, в которых присутствует только материальный ущерб, не позволяет факт того, что ДТП, как правило, является нарушением ПДД. Некоторые из нарушений влекут за собой наказание по КоАП РФ, а это зона ответственности силовых структур.

Изменения в законодательстве

В прошлом году (01.07.2017) были внесены законодательные изменения, согласно которым был принят новый порядок и правила оформления ДТП, в соответствии с которыми можно не вызывать ГИБДД на место аварии.

Внимание! Если при автоаварии нет пострадавших людей, то автомобилисты обязываются осуществить действия:

  • по торможению ТС, во время которого они не должны менять положение транспорта или элементов аварии;
  • по включению аварийной световой сигнализации;
  • по выставлению на месте автокатастрофы аварийного знака.

При отсутствии в автоаварии пострадавших лиц сотрудники ГИБДД не будут выезжать на место автокатастрофы. При таком обстоятельстве участники аварии могут также не обратиться в ДПС ̶ данный вопрос водители решают посредством заполнения извещения.

Итак, сотрудники ГИБДД могут быть вызваны, если по причине автоаварии имеются пострадавшие лица, или размер ущерба составляет более 100 тыс. рублей. Здесь также нет необходимости привлечения в дело свидетелей ̶ достаточно иметь доказательства в виде фотографий и видеозаписи, которые зафиксировали момент автокатастрофы.

Водителям необходимо лишь самостоятельно заполнить бланк извещения, прочертив в нем схему ДТП, после чего им следует обратиться в страховую компанию (СК), которая и должна производить компенсационную выплату или выдать потерпевшему направление на ремонт автомобиля, поврежденного во время автокатастрофы.

Что делать, если попал в ДТП без ОСАГО?

Что делать, если виновник ДТП не признает свою вину, читайте тут.

Как составить жалобу на действия сотрудников ГИБДД, читайте по ссылке:

Каким образом можно самостоятельно оформить ДТП?

«Извещение о ДТП» является официальным документом, к оформлению которого предъявляются определённые требования.

При заполнении извещения, пишите печатными буквами, так чтобы любой мог прочитать ваши записи. Ручку применяйте только шариковую, тогда на втором листе самокопирующегося бланка сформируется чёткий отпечаток. Каждому водителю надо заполнить обе страницы бланка, без пропусков. Все исправления нужно заверять (ставить свою подпись).

На первом листе извещения, который является общим для участников инцидента, должно быть по две подписи каждого из участников (в случае отсутствия исправлений). Первой подписью каждый водитель заверяет правильность внесённых им данных, второй – отсутствие разночтений в трактовке обстоятельств ДТП.

Максимальная выплата по Европротоколу

При упрощённом оформлении ДТП, законодательно установлены следующие максимальные выплаты:

Для всех регионов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга с областями) – 100 000 р. С 01.06.2018 (в соответствии с 448-ФЗ от 29.12.2017г)

Для жителей Москвы и Питера с областями – максимальный размер выплаты может достигать максимального предела компенсации по ОСАГО. Сегодня это 400000р. Но, только при обязательном предоставлении видео-фото свидетельств полученных совместно с данными геопозиционирования. Сделано это с целью борьбы с мошенничеством. Благодаря спутниковым системам, происшествие, которое произошло во Владимирской области, нельзя будет представить, как событие имевшее место в Московской области.

Начисления производятся по полису участника аварии, признанного виновным. Это отразится для него увеличением стоимости страховки в дальнейшем.

Где взять бланк Европротокола?

Данный бланк выдаётся компанией-страховщиком при продаже страховки, в комплекте с полисом и памяткой. В случае приобретения электронного полиса, автовладелец может заехать в офис любой страховой компании и получить его бесплатно.

Бланк протокола представляет единый собой «пирог» из 3 листов самокопирующейся бумаги формата А4.

При его отсутствии надо:

  • заехать в офис любого страховщика;
  • распечатать бланк установленной формы с интернет-сайта РСА (Российского Союза Страховщиков). Кстати, здесь же можно проверить и подлинность полисов.

В случае с распечаткой, заполнять придётся в два раза больше, так что лучше иметь оригинальный бланк. Главное чтобы он имелся в наличии хотя бы у одного из водителей, решившихся на оформление аварии без ГИБДД.

Как по новым правилам можно сообщить страховой компании о ДТП?

Раньше каждый из участников ДТП должен был передавать в страховую компанию свой экземпляр европротокола.

С октября этого года сообщать о ДТП можно будет через кнопку ГЛОНАСС (спутниковая связь) или с помощью специального приложения (в этом случае в месте ДТП должен быть доступен мобильный Интернет) 1 . У «кнопки» и приложения будет свой оператор, который должен обрабатывать информацию и передавать ее страховщикам. Передача информации оператору будет означать, что водитель исполнил свою обязанность по извещению о ДТП.

Как быть, если в ДТП пострадали люди?

Если при аварии есть пострадавшие оформить ДТП без ГАИ невозможно. Если такое произошло, Правила однозначно предписывают:

  1. Сообщить в дежурную часть сведения об аварии и количестве пострадавших. К месту ДТП будут направлены экипаж ДПС и карета скорой помощи.
  2. При острой ситуации, организовать оказание первой медпомощи и отправку раненых в ближайшую больницу. С помощью проезжающих, или самому.
  3. Доставив пострадавшего в медучреждение, вернуться обратно для оформления ДТП (совместно с органами полиции).

Если необходимость в срочной транспортировке пострадавших отсутствует, аварийные автомобили не блокируют полностью движение. То, участники аварии должны собрать данные очевидцев и принять меры к сохранению следов происшествия до приезда наряда ДПС.

В ситуациях, когда вследствие столкновения, движение полностью заблокировано, необходимо произвести фото-видео фиксацию, и отогнать ТС на обочину. После чего заняться зарисовкой схемы ДТП.

Упрощённое оформление в такой ситуации невозможно. В этом случае, важно внимательно следить, чтобы не были сфабрикованы сведения, которые могут неверно определить виновную в инциденте сторону.

Нюансы процедуры

Правильно оформить ДТП без ГИБДД, чтобы получить страховку нужно сразу, не отъезжая с территории столкновения. А успеть подать заявку в страховую фирму следует не позднее пяти суток после происшествия. Все вопросы между субъектами аварии необходимо уладить сразу, дабы потом не возникало непредвиденных обстоятельств. С собой нужно прихватить документацию, доказывающую факт происшествия и невиновность водителя.

Оформляем ДТП чтобы не остаться без выплаты:

Все графы, которые должны быть заполнены, указаны в примечании к разделам. Обязательно писать разборчиво и прочесть инструкцию. Если информация будет нечитабельной или некорректной, то в выплате могут отказать.

Сроки обращения

Для получения возмещения по страховке, владелец ТС (или его доверенный) в 2021 году должен обратиться в офис своей компании (для предоставления документов) в течение 5 дней. Это же касается и второго участника (виновного в аварии). Он должен отвезти в свою компанию свой экземпляр извещения (с тем, чтобы известить её о случившемся). Сдавая извещение в офисе компании, необходимо получить взамен копию с входящим номером. Это будет подтверждением сдачи документа в срок.

Поскольку у страховщика есть право провести свою оценку (экспертизу) повреждений, закон запрещает обоим водителям ремонтировать свои машины на протяжении 15 дней.

Документы для обращения в страховую

Важно! Для получения компенсационной выплаты водителю в пределах 5-дневного срока следует обратиться в страховую фирму, для чего он должен запастись:

  • документом, удостоверяющим личность заявителя. Если шофер имеет иностранное гражданство, то ему надо предоставить в компанию перевод паспорта, заверенный нотариусом или заверенный в посольстве;
  • доверенностью на транспортное средство, в случае если автомобилист не является собственником автомобиля;
  • правоустанавливающими документами на ТС (ПТС) или договором лизинга или аренды, предметом которого является транспортное средство;
  • справкой об аварии, которая составлена в форме №154. В последнем документе обязательно указываются: уголовный штамп, ФИО инспектора ГИБДД, который оформил данную справку, сведения о времени и месте, обстоятельствах автоаварии, названии страховщика, машинах-участниках, перечне повреждений;
  • протоколом о правонарушении;
  • извещением насчет автокатастрофы.

Справки не нужны, если был составлен европротокол.

Надо учитывать, что:

  • не нужно ставить свою подпись в чистые бланки документов;
  • в протоколе обязательно должны быть указаны сведения о свидетелях;
  • при несогласии автомобилиста с определением факта нарушения ПДД должностным лицом составляется протокол;
  • при наличии несогласия автомобилиста с изложенными в документе сведениями ему рекомендуется отметить свою точку зрения в графе, зачеркнув слово «нарушитель» и дописав, что он не является правонарушителем.

Знайте! Сейчас законодательство не требует от участников автоаварии вызывать ГИБДД, если:

  • в ДТП нет пострадавших;
  • между участниками автокатастрофы нет разногласий насчет обстоятельств ДТП;
  • если сумма ущерба не превышает 100000 рублей.

В таком случае ДТП оформляется водителями самостоятельно.

При наличии соответствия аварии определенным условиям оформить ее можно посредством заполнения европротокола, при котором у водителей вряд ли возникнут трудности.

Документы для получения выплаты

В рамках европротокола, автовладельцу для того, чтобы получить выплату по страховке необходимо предоставить компании-страховщику следующий набор документов:

  • заявление на имя директора компании (о получении возмещения);
  • заполненное надлежащим образом «Извещение о ДТП»;
  • информационный носитель с доказательствами (фото/видео).

Носитель должен быть исходным: карта памяти из регистратора, фотоаппарата, мобильный телефон (если фото хранятся в его внутренней памяти) и т.п.

Плюс к этому, необходимо будет предоставить (для идентификации личности, подтверждения права собственности и прочего):

  • паспорт гражданина и его доверенного лица (в случае наличия) получающего компенсацию с приложением копий первой страницы и страницы с пропиской;
  • доверенность, если получатель – доверенное лицо;
  • полис ОСАГО;
  • свидетельство о регистрации, или, при его отсутствии (например, если машина снята с учёта) — ПТС. Прилагаются копии, сделанные с обеих сторон документа;
  • справка из банка с реквизитами расчётного счёта, на который нужно перечислить компенсацию.

В случае, если все же в оформлении ДТП приняли участие сотрудники ГИБДД, необходимо будет добавить выданные ими документы:

  • протокол об осмотре места происшествия со схемой ДТП;
  • постановление о возбуждении административного дела.

В варианте, когда есть пострадавшие – прилагается справка из медицинского учреждения. При разночтении в оценке размера ущерба – заключение независимой техэкспертизы.

Как избежать проблем?

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Оформляем ДТП по европротоколу: сам себе инспектор

Правила позволяют оформить аварию самостоятельно. Что нужно знать, чтобы не остаться без страхового возмещения?

Оформление аварии по европротоколу — это удобно! Не нужно часами ожидать приезда инспектора, достаточно лишь заполнить специальный бланк, затем предъявить в свою страховую компанию заполненное извещение — и ждать выплаты по ОСАГО или каско. Но есть моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы не остаться без денег на ремонт.

Существенные условия

Не любую аварию можно оформить по европротоколу — только мелкие столкновения, в которых пострадало два транспортных средства. А если в аварии были повреждены также объекты дорожной инфраструктуры, например дорожный знак или павильон автобусной остановки, самостоятельно оформлять происшествие не дозволяется. Кроме того, нельзя воспользоваться упрощенной схемой, если пострадали люди. Или если у второго водителя нет полиса ОСАГО. И, естественно, если между водителями возникли разногласия при выяснении, кто виноват. В этих случаях придется вызывать ГАИ или ехать в ближайшее подразделение дорожной полиции.

Основное условие, которое отпугивает большинство водителей от самостоятельного оформления, — максимальная сумма, которую могут выплатить по страховке: всего 50 000 рублей. Обсуждается возможность увеличить этот лимит вдвое, но дальше разговоров дело пока не движется.

Теоретически можно получить и максимум по ОСАГО (400 000 рублей), если оба автомобиля оборудованы фиксирующими аварию модулями системы ЭРА-ГЛОНАСС (допускается применение приборов, работа­ющих совместно с другими спутниковыми навигационными системами). Но такие устройства пока встречаются редко, ведь производители обязаны устанавливать их на свои новые модели только с января 2021 года.

И еще. Оформить по европротоколу можно даже аварию, в которой участвовала не зарегистрированная в России машина. Главное условие — наличие у ее водителя «зеленой карты».

Уроки правописания

В заполнении граф нет ничего сложного, многие просто боятся ошибиться. По словам Светланы Ефремовой, специалиста отдела урегулирования убытков , водители часто упускают из виду, что необходимо заполнить все графы. Например, не отмечают нужные клетки в разделе «Обстоятельства ДТП» или не ставят подписи, подтверждающие отсутствие разногласий. Из-за такой невнимательности страховая компания может отказать в выплате.

Рассмотрим конкретный пример заполнения бланка извещения. Предположим, ситуация следующая. Я выезжал задним ходом со двора и зацепил пропускавший меня Opel. Понимая, что сам виноват, а на ремонт потребуется не больше 50 тысяч, предлагаю водителю Опеля оформить аварию по европротоколу.

Указываем, где и когда произошло столкновение (графы 1 и 2)

, отмечаем число поврежденных машин
(графа 3)
. Сообщаем об отсутствии пострадавших
(графа 4)
и том, что освидетельствование на опьянение не проводилось
(графа 5)
.

Пишем «Нет» в разделах о материальном ущербе другим транспортным средствам и имуществу (графа 6)

. Указываем, что авария оформлена без инспектора ДПС
(графа 8)
и сообщаем о свидетелях, если таковые есть
(графа 7)
.

Графы с 9 по 12

: пишем о своем автомобиле — кто им управлял, кто собственник, указываем номер страховки и название страховой компании. Левую часть заполняет один водитель, правую — другой (для наглядности я заполнил половинки чернилами разного цвета). Если нет полиса каско, о
в пункте 12
.

В разделах с 13 по 15

указываем, куда пришелся удар (отмечаем стрелочкой на изображении автомобиля), описываем видимые повреждения и пишем замечания, если таковые имеются. Например, бампер у машины был поврежден изначально и в этом конкретном столкновении не пострадал.

В разделе 16

«Обстоятельства ДТП» каждый водитель на своей стороне бланка отмечает нужный квадратик, соответствующий тому или иному обстоятельству ДТП (перечислены самые распространенные обстоятельства). В нашем случае я (как водитель автомобиля А) ставлю следующие отметки:
4
(выезжал со стоянки, с места парковки, остановки, со двора, второстепенной дороги),
17
(двигался задним ходом),
21
(совершил наезд на неподвижное ТС, препятствие, пешехода и т. п.). В строке «Указать количество отмеченных клеток» нужно будет поставить цифру 3. Второй участник сделает о и напишет: «Ожидал выезда ТС А», а в строке «Указать количество отмеченных клеток» поставит цифру 1.

В графе 17

рисуем место аварии. Достаточно изобразить улицу с выездом и номером дома, два автомобиля и стрелкой показать направление движения.

И самое главное: ставим подписи. Каждый водитель оставляет пару автографов в указанных местах.

После этого самокопирующийся бланк можно разъединить. Каждый водитель оставляет себе по экземпляру, на обороте которого нужно вкратце описать обстоятельства аварии (разделы 1 и 2)

.
В разделах 4, 5, 7
следует поставить прочерки, а
в разделе 6
— указать, может ли машина передвигаться своим ходом.

В конце также нужно расписаться.

Получение страхового возмещения

Для получения денег на ремонт передаете в свою страховую компанию бланк извещения об аварии, заявление на выплату и показываете разбитый автомобиль.

Важно знать, что виновнику запрещено ремонтировать свою машину в течение 15 дней после аварии

. Если машину нужно отремонтировать раньше, рекомендую сначала предъявить ее на осмотр в страховую компанию. Или получить письменное согласие от страховой на ремонт без осмотра. Иначе страховая компания предъявит вам регрессное требование после выплаты потерпевшему.

Поясню. Допустим, вы разбили другому автомобилю фару. Свою вину не отрицаете, оформили всё по европротоколу. Ваша машина повреждена минимально — появился скол на бампере. Не показав машину своей страховой компании и не получив от нее согласия на ремонт, вы отремонтировали бампер сами. В этом случае ваша страховая компания, выплатив пострадавшему, допустим, 20 000 рублей за разбитую фару, сможет потребовать с вас эту сумму. Если же в течение двух недель ваша страховая компания не потребовала предоставить машину на осмотр, можете смело приступать к ремонту.

Самостоятельное оформление аварии — дело несложное, на всё уйдет не больше получаса. Главное — не волноваться и не спешить.

Оформление европротокола

Учтите! В случае ДТП нужно предпринять действия:

  • по остановке транспортного средства и фиксации его ручным тормозом;
  • по включению аварийной сигнализации;
  • по выставлению знака аварийной остановки на расстоянии больше чем за 15 м от машины в черте населенного пункта и 30м ̶ за его пределами. Аварийный треугольник в обязательном порядке выставляется каждым участником автокатастрофы, иначе за бездействие на правонарушителя будет наложена штрафная санкция, размер которой составляет 1 000 руб. (часть 1 статья 12.27 КоАП РФ);
  • по проверке состояния всех участников автоаварии и, при надобности, по оказанию медпомощи;
  • по вызову скорой помощи при надобности;
  • по проведению видеосъемки и фиксации места происшествия фотографиями. Нужно зафиксировать на фотографиях каждую поврежденную деталь, тормозные следы, а также номерные знаки ТС участников автокатастрофы;
  • по вызову сотрудников ГИБДД. При таком обстоятельстве участникам аварии рекомендуется ничего не трогать и обеспечить объезд места происшествия для иных автомашин;
  • по составлению схемы ДТП, которая подписывается обоими участниками автокатастрофы;
  • по убиранию транспортного средства с места аварии, иначе за бездействие водители будут оштрафованы в размере 1 000 руб.

Соблюдая вышеуказанный алгоритм, автомобилист исполнит все необходимые действия, которые предусмотрены ПДД, окажет своевременную медпомощь, а также составит нужные документы для получения компенсационных выплат. Выполняя все эти действия, водитель сможет избежать возможных штрафных санкций и без проблем сможет оформить страховое дело.

Специальный бланк

Любое оформление в упрощенной форме должно производиться на специальном бланке. С 2021 года изменилась форма и использование бланков старого образца невозможно. По этой же причине нельзя оформлять происшествие в произвольной форме. Несоблюдение правила влечет непризнание страховой компанией факта, произошедшего и отказ в предоставлении выплаты.

Форма протокола всегда прилагается к страховому полису ОСАГО или КАСКО. Но даже при его отсутствии можно воспользоваться специальными информационными базами (например, Гарант) и распечатать оттуда. Также попросить бланк можно у сотрудников ГИБДД.

ВНИМАНИЕ !!! Форма состоит из нескольких листов, которые заполняются по очереди. При этом документ будет иметь юридическую силу, только если все страницы находятся вместе. Необходимо как можно внимательнее заполнять бланк, чтобы избежать неприятных ситуаций со страховщиком в дальнейшем.

Следует обратить внимание на следующие нюансы:
  • заполнять лучше шариковой ручкой во избежание размазанности текста;
  • на бланке не должно быть исправлений или ошибок;
  • бланк заполняется целиком, не должно быть пропусков полей.
Бланк содержит в себе следующую информацию:
  • сведения о месте произошедшей аварии. Указывать можно как адрес, так и километр трассы, если столкновение произошло за пределами населенного пункта;
  • об участниках и о пострадавших автомобилях. В любом случае их не может более 2, поскольку иначе вызов ГИБДД становится обязательным условием;
  • сведения об очевидцах, если такие присутствуют и удалось получить контактные данные;
  • информация об автомобилях. Указываются данные из соответствующих документов;
  • сведения о страховом полисе каждого из водителей;
  • перечень поврежденных частей автомобилей, а также схема произошедшего ДТП.

Специальных правил по составлению схемы не существует, однако по нему должно быть легко разобрать обстоятельства произошедшего. Изображение делает схематичным и не требуется рисовать в подробностях. Следует сделать пометки, чтобы можно было легко отличить автомобили на рисунке.

ВАЖНО !!! При наличии ошибок в составленном документе необходимо перенести всю информацию на другой бланк. В конце ставятся подписи участников.

Важным требованием является совпадение позиций водителей. Если по составленной информации невозможно определить виновного, либо извлечь иную важную информацию, документ не может быть признан действительным.

При описании необходимо правильно употреблять термины, а обстоятельства излагать максимально подробно. Еслине выполнять порядок действий и без бланка оформить ДТП, документ будет признан недействительным, либо придется доказывать свою правоту в суде.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: