Что такое велосипедная зона?
В пункт 1.2 правил дорожного движения введено новое понятие:
“Велосипедная зона” – территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.
Данное определение говорит лишь о том, что велозона должна быть обозначена специальными знаками. То есть при наличии знаков территория является велосипедной зоной, при отсутствии – не является.
Понятие велозоны
Документ, принятый правительством, ввел в правила дорожного движения новое понятие – «велосипедная зона». Это специальный участок, предназначающийся для передвижения велосипедистов. Границы велосипедной зоны обозначаются специальными знаками. Также на протяжении всей дороги для велосипедистов наносится специальная информирующая водителей разметка.
Какая дорога может быть признана велозоной?
Специальная зона для передвижения велосипедистов может быть выделена только на спокойных улицах, где нет слишком загруженного автомобильного трафика. Официально признанной велосипедной зоной может являться только участок дороги, ограниченный действием соответствующих знаков и разметки.
Что случилось?
Министерство транспорта РФ подготовило важные изменения в ПДД — это проект поправок, который изменяет целый ряд пунктов Правил и вносит новые пункты, а также дорожные знаки и новые термины. Новые Правила важно знать не только велосипедистам, но и автолюбителям.
На 22 Мая 2021 года проект изменений не вступил в законную силу и пока не действует официально. Мы ежедневно следим за информацией о новых законах и обновим статью, как только изменения вступят в силу. Вы можете подписаться на изменения этой статьи по ссылке ниже.
Дорожные знаки велосипедных зон
Дорожки для велосипедистов бывают разделенными с пешеходной либо проезжей частью или совмещенными.
Они прокладываются вдоль автомобильных трасс с параллельным или встречным направлением движения по отношению к основному потоку автомобилей.
Действующие дорожные знаки выделенных велосипедных зон с обозначениями:
- Большая стрелка, разделенная вертикальной линией с маленькой, повернутой в обратную сторону, и велосипедом на синем фоне (5.11.2). На этой дороге выделена линия для движения велосипедов по встречной полосе.
- Изображения с предыдущего знака перечеркнуты (5.12.2). Окончание выделенной для велосипедистов встречной полосы движения.
- Большая стрелка, разделенная горизонтальной линией с маленькой стрелкой, повернутой в обратную сторону, и велосипедом (5.13.2; 5.13.4); велосипед и вертикальная стрелка (5.14.2). Дальше начинается велосипедная дорога.
- Изображения с предыдущего знака перечеркнуты (5.14.3). Дальше заканчивается велосипедная дорога.
Какими знаками должны руководствоваться велосипедисты
Правила, которые обязаны изучить водители двухколесного транспорта, регламентированы в пунктах 24.1 – 24.6 ПДД.
Места на дороге, где разрешено двигаться велосипедистам, выделены специальными полосами с обозначением знаков:
1Белая стрелка вверх с велосипедом в синем квадрате.
2Перечеркнутое красной линией вышеописанное изображение.
По этим полосам разрешено двигаться только на двухколесном транспорте.
Водители двухколесных транспортных средств вправе начать движение по полосам, предназначенных для общественного транспорта. Этот момент учтен в пункте 18.2 ПДД.
Если установлен знак кирпич в красном кругу, то велосипедистам въезд запрещен.
Знак 3.1
Знаки дорожного движения для велосипедистов в картинках с названиями по ПДД вы найдёте в начале страницы.
Знак в билетах ПДД
Какие из указанных знаков запрещают движение водителям мопедов?
Подробнее
Знаки особых предписаний отвечают за ввод или отмену определенных режимов движения. Например, знаки особого предписания могут оповестить участников дорожного движения о том, что дальше начинается автомагистраль, где действуют отличные правила от тех, что были на предыдущем участке дороги. Также к знакам особого предписания относятся все знаки, которые указывают на особенность дальнейшего промежутка дороги. Начало населенного пункта, жилой зоны, зоны с ограниченной стоянкой или их конец, все это относится к знакам особого предписания. Помимо такой функции, этот вид знаков также указывает на различное движение по полосам на разных участках.
Следует отметить, что несоблюдение правил, которые устанавливают знаки особого предписания, грозит наказанием в виде штрафов вплоть до лишения водительских прав. Вид знаков ПДД особого предписания 2019 имеет общую цветовую гамму, что значительно упрощает их запоминание и распознавание на дороге, а также всегда просто определить предписание, о котором говорят данные знаки, так как изображения на них довольно простые и легко идентифицируемые.
Знаки, запрещающие и разрешающие движение на велосипедах
Запрещающий сигнал подсказывает водителю, что дальше ехать на велосипеде нельзя — нужно пройти расстояние до первого перекрестка или окончания населенного пункта, если перекрестков нет, пешком. Велосипедистам разрешается въезжать на полосы, выделенные для маршрутного транспорта, но не всегда. В случае, если на дороге стоит комбинация из 2 символов — запрещающего и разрешительного знаков, то приоритет принадлежит запрету — на полосу выезжать нельзя. Знак начала пешеходной зоны впереди могут игнорировать только велосипедисты до 14 лет.
Пешеходная зона отличается от пешеходной дорожки: по последней могут двигаться водители старше 14 лет, если ехать по правой стороне дороги или обочине невозможно, или если они сопровождают ребенка.
Автомагистралей в России не так много, но и на них ошибочно въезжают велосипедисты. Этого делать нельзя. Двигаться по скоростной трассе на легковесном 2-колесном транспорте, развивающем скорость менее 40 км/ч, запрещено. А на выделенных велосипедных полосах приоритет движения принадлежит уже водителям велосипедов, а не автомобилистам или пешеходам.
Запрещающие и разрешающие дорожные сигналы с обозначениями:
- Пешеход, автомобиль, ребенок с мячом и дом (5.21). Дальше въезд в зону жилых домов, движение в которой регулируется ПДД РФ.
- Пешеход в синем круге с красной звездочкой на сером фоне с надписью «Зона» (5.33). Дальше участок дороги, на котором разрешено двигаться только пешеходам.
- Белые полосы, пересеченные мостом, на зеленом фоне (5.1). Дальше начинается автомагистраль.
- Пешеход на «зебре» в белом треугольнике на синем фоне (5.19.1; 5.19.2). Пешеходный переход слева или справа.
- Белая линия в красном кружке; «кирпич» (3.1). Въезд запрещен для всех, кроме маршрутных транспортных средств.
- Белый круг, обведенный красным (3.2). Движение ограничено для всех, кроме маршрутных, служебных, почтовых транспортных средств, ТС сотрудников предприятий и инвалидов 2-й или 3-й групп.
- Велосипед на сером фоне, обведенный красным (3.9). На велосипедах въезд запрещен.
Знаки для обозначения велозоны
Для обозначения велосипедной зоны введены 2 новых дорожных знака:
5.33.1 «Велосипедная зона».
Место, с которого начинается велосипедная зона.
5.34.1 «Конец велосипедной зоны»
Продублировать знак можно дорожной разметкой.
В велосипедной зоне больше свободы и пешеходам. Там отменен пункт 4.3.
Отмена пункта 4.3 в велосипедной зоне. |
4.3.Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны. |
Когда пересечение дороги по велодорожке и пешеходному переходу совмещено, то применяется один велопешеходный светофор.
Сигнал светофора |
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов). |
Ограничение скорости движения в велосипедных зонах — 20 км/ч.
Ограничение скорости в велосипедной зоне
Скорость движения в велосипедной зоне |
10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч., а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч. |
Велосипедистам разрешен сквозной проезд через жилые зоны |
17.2. В жилой зоне запрещается сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест. |
Помните, что велосипед не является механическим транспортным средством?
Выезд из жилой зоны на велосипеде
Конечно же в велосипедной зоне — главные велосипеды и вся проезжая часть принадлежит велосипедистам.
Правила движения в велосипедной зоне |
24.11. В велосипедной зоне: велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.11 — 9.3 и 9.6 — 9.12 настоящих Правил;пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом месте при условии соблюдения требований пунктов 4.4 — 4.7 настоящих Правил. |
Большая часть 9-й главы правил расположения на проезжей части транспортных средств в велосипедной зоне распространяется на велосипедистов. Особенности этой главы теперь необходимо выучить, если Вы передвигаетесь на велосипеде. Не стоит забывать, что ограничение скорости в 20км/ч распространяется и на велосипедистов.
Пешеходам хоть и можно пересекать проезжую часть в любом месте велосипедной зоны, но остальные правила безопасности остаются в силе. Движение по проезжей части пешеходам в велосипедной зоне, в отличии от жилой зоны, — запрещено. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеход перед любыми транспортными средствами преимущества не имеет.
Водители автомобилей в велосипедной зоне — гости. При любом пересечении траекторий они обязаны уступать дорогу велосипедистам.
Еще одна поправка, вводящая исключения для запрета левого поворота на велосипеде.
Левый поворот на велосипеде |
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается: … поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах)>; |
Слабо представляются 3-х или 4-х полосные дороги в велосипедной зоне, а вот на Т-образных перекрестках встречается возможность поворота налево из крайней правой полосы. Кроме того на таких перекрестках может быть запрещен поворот направо, например при выезде на одностороннюю дорогу, тогда велосипедисту просто двигаться некуда. Этот недочет исключен данной поправкой.
Это все изменения ПДД для велосипедистов с 14 декабря 2021 года
Знаки 4.5.2 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением» и 4.5.3 «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещенным движением»
Знак 4.5.2 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением» применяют для обозначения дорожек, которые предназначены для совместного движения пешеходов и велосипедов в случаях, когда пешеходы и велосипеды не разделяются на самостоятельные потоки.
Велосипеды движутся, маневрируя между пешеходами, не опасаясь получить претензию за неудобство совместного передвижения.
Основной знак 4.5.2 устанавливают в начале дорожки, повторный знак — после каждого пересечения с дорогой или аналогичной пешеходной (велосипедной) дорожкой, а также их совмещенным вариантом.
Знак 4.5.3 обозначает, соответственно, конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещенным движением. Таким образом, зона действия знака 4.5.2 распространяется до знака 4.5.3.
Знаки 4.5.4 — 4.5.7 «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения» и «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения»
Знаки «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения» применяют для обозначения дорожек, предназначенных для совместного движения пешеходов и велосипедов, когда потоки пешеходов и велосипедов разделяются на самостоятельные потоки.
Другими словами, между потоками пешеходов и велосипедистов имеется или конструктивное разграничение, и (или) оно обозначено горизонтальной разметкой 1.2 (сплошная линия), 1.23.2 (символ пешеход) и 1.23.3 (символ велосипед).
Основные знаки 4.5.4, 4.5.5 устанавливают в начале дорожки, повторные знаки — после каждого пересечения с дорогой или аналогичной пешеходной (велосипедной) дорожкой, а также их совмещенным вариантом.
Знаки 4.5.6 и 4.5.7 обозначают конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения, и устанавливают в конце дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов, символизируя конец зоны действия знаков 4.5.4 и 4.5.5 соответственно.
Знак «Пересечение с велодорожкой»
Знак 1.24
Прямое отношение к немеханическим транспортным средствам имеет дорожный знак «Пересечение с велосипедной дорожкой» ( 1.24). На него нужно обращать внимание всем участникам дорожного движения.
Знак 1.24 располагается:
1В городах и сёлах – за 100 – 150 м до места пересечении автомобильной и велосипедной дорог.
2Вне населённых пунктов – за 150 – 300 м до пересечения.
3На расстоянии, указанном на знаке «Расстояние до объекта», если данный знак установлен рядом с 1.24.
На сегодняшний день в ПДД говорится о том, что это пересечение является перекрёстком, соответственно на нём действует «помеха справа» – необходимо уступить дорогу транспортному средству, приближающиеся справа.
Знак 5.15.4 «Начало полосы»
Знаком 5.15.4 «Начало полосы» обозначается начало участка средней полосы трехполосной дороги, предназначенного для движения в данном направлении. Т.е. до знака 5.15.4 на проезжей части было две полосы, после этого знака слева добавляется еще одна полоса и дорога становится трехполосной.
Знак 5.15.4 устанавливают у начала переходной линии разметки. Его допускается применять для обозначения полосы, предназначенной для поворота налево или разворота.
Если на знаке 5.15.4 изображен знак, запрещающий движение каким-либо транспортным средствам, то движение этих транспортных средств по соответствующей полосе запрещается.
Бывают случаи, когда новые полосы, образованные перед перекрестками знаками «Начало полосы», и предназначенными для поворотов направо или налево, используются не по прямому назначению, а например, для того чтобы объехать своих попутчиков на более высокой скорости.
Нет смысла разбираться в причинах таких нарушений, нужно просто иметь в виду, что такое случается, и быть внимательным. Два похожих случая рассмотрены в статьях Опережение по «новой» полосе и Опережение по полосе, предназначенной для поворота направо.
Если возникнет соблазн самому объехать поток машин по полосе, предназначенной для поворота, то нужно помнить, что за это нарушение предусмотрен штраф 1500 рублей (на момент публикации) по ст.12.15 ч.1 КоАП РФ.
Как выглядит знак
Предписывающий или информационный знак выглядит так:
- Форма — круг.
- Фон — синий.
- Контур — белый.
- Картинка — белый бицикл.
С декабря 2021 г. в ПДД появилось понятие «Велосипедная зона». Внешний вид знака: на белом прямоугольнике в верхней части выполнена надпись, снизу изображен велосипед. Конец зоны или дорожки обозначается перечеркнутой красной полосой.
В России существует еще один знак с рисунком педального средства передвижения, но он относится к предупреждающим.
Его внешний вид:
- Форма — треугольник.
- Фон — белый.
- Контур — красный.
- Картинка — велосипед черного цвета.
Назначение знака:
- Обозначает пересечение автомобильной дороги с велосипедной дорожкой.
- Предписывает водителям транспорта, которые планируют выполнить правый поворот с переездом велодорожки, пропустить двигающийся по этому ряду транспорт (в т.ч. скутер, мопед и самокат).
Где встречается знак велосипедная дорожка
Знак устанавливается на участке дорожного полотна, по которому осуществляется движение данных транспортных средств.
Различают несколько видов велодорожек:
- С односторонним движением. Она может находиться на одной или по обеим сторонам проезжей части.
- С 2-сторонним движением. Такие дорожки чаще всего располагаются в местах, где часто используется велосипед. Например, в зонах активного отдыха граждан (на туристических маршрутах, в парках и скверах).
- Если дорожка служит и для прохода пеших граждан, то на предписывающем знаке вместе с велосипедом изображается пешеход.
- Самостоятельная. Может быть как одно- , так и двухсторонней. Но это уже полноценная велодорога. В некоторых случаях она оборудована индивидуальным освещением, и вдоль нее может быть проложен тротуар для пешего перемещения граждан.
В Нью-Йорке, например, велосипедная дорожка находится на правом краю проезжей части и отделена от нее двойной сплошной полосой или буферной зоной. Знак о возможном проезде велосипедиста, по предписанию мировой конвенции безопасности движения, должен находиться на каждой дороге, по которой им разрешено движение.
Устанавливается с правой стороны от велосипедной дорожки, если она отделена:
- газоном;
- бордюром;
- барьером;
- металлическим или ж/б ограждением и т.п. приспособлением.
Знак «Велосипедная дорожка» может быть вывешен над самой дорожкой, если данный вид крепления конструктивно возможен.
Каким образом знак отображается на асфальте
В начале дорожки устанавливается дорожный знак, дополнительно может быть раскрашена поверхность асфальта. Эта раскраска – горизонтальная разметка 1.23.3. Она имеет рисунок белого велосипеда. Бывает, что дополнительно рисуется стрелка, которая показывает направление движения.
Знак, изображенный на асфальте, аналогичен знаку, который располагается над дорогой и имеет такую же силу.
Проезд немеханических транспортных средств по данной разметке запрещен.
Как выглядит на асфальте, раскраска
Там, где начинается велосипедная дорожка, есть знак, бывает и раскраска на поверхности дороги. Это горизонтальная разметка 1.23.3. Она представляет собой выполненное белым цветом изображение велосипеда. Иногда чуть ниже бывает начерчена стрелка, показывающая направление движения.
Знак «Велосипедная дорожка» на асфальте имеет тот же смысл, что и расположенный над дорогой. Он указывает, что от этого места проезд разрешен только немеханическим ТС и мопедам. Заканчивается территория символом 4.4.2.
Знак «Велосипедная дорожка» запрещена
На некоторых участках проезжей части езда на велосипеде может быть опасна и потому недопустима. Тогда там обязательно находится знак «Велосипедная дорожка запрещена». Он имеет номер 3.9, и называется несколько иначе. Символ круглый, представляет собой выполненное на белом фоне изображение немеханического ТС, по краю идет красная кайма.
Точное название 3.9 – «Движение на велосипедах запрещено». В нем заключено требование, которое и должно выполняться от места установки. 3.9 можно обнаружить:
- перед мостом, туннелем, эстакадой;
- в начале скоростного участка пути;
- перед промышленной зоной;
- в начале охраняемой природной территории.
Иногда на немеханическом ТС не позволяется ехать лишь в одном направлении. Тогда рядом с 3.9 ставят таблички 8.3.1-8.3.3.
Ещё на AutoLex.Net:
Как правильно трактовать знак «Движение без остановки запрещено», проезд и остановка под знаком
Заканчивается его влияние на ближайшем перекрестке. А если рядом с 3.9 есть табличка, 8.2.1, по ней и нужно судить о том, где завершится зона действия символа. Ведь этот указатель обозначает дистанцию, на которой следует выполнять его требования.
Смотрите в этом видео о понятии «Велосипедная дорожка»:
Знак «Пересечение с велодорожкой»: вид, правила проезда
Непосредственное отношение к немеханическим ТС имеет знак «Пересечение с велосипедной дорожкой» (1.24). К нему следует быть внимательными и другим участникам движения. Ведь символ предупреждает о том, что на пути автомобиля может оказаться велосипедист.
Знак 1.24
1.24 по ГОСТу устанавливается:
- в городе или селе – за 100-150 м до точки пересечения велосипедной и автодороги;
- вне населенного пункта – за 150-300 м до нее;
- на дистанции, указанной на табличке 8.1.1, если она находится рядом с 1.24.
Прежде этот символ определял приоритет механического ТС. А велосипедист или водитель мопеда были обязаны пропустить машину. Но теперь этот пункт из ПДД исключен. И пересечение велодорожки с автодорогой считается перекрестком. Если он не регулируется, нет символов приоритета, правила проезда таковы:
На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
То есть когда с этой стороны едет велосипедист, уступает автомобиль. Если они меняются ролями, подождать должен водитель немеханического ТС.
Все это означает, что автомобилист не может ехать в зоне действия 1.24, как по скоростному участку. На границе указателя ему следует замедлить движение, чтобы в случае чего успеть плавно затормозить.
Кроме того, не следует забывать о пункте 13.1 ПДД:
При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
В зоне влияния 1.24 нельзя обгонять, маневр на этом участке опасен. Запрещено также ехать, сдавая назад, как требует пункт 8.12 ПДД:
Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.
Где запрещен знак «Велосипедная дорожка»
Есть места дороги, где ездить на двухколесном не механическом транспортном средстве не только недопустимо, но и опасно. В таких местах в обязательном порядке расположен знак «Велосипедная дорожка запрещена», имеющий нумерацию 3.9. Он демонстрирует знак в форме круга с красной окантовкой, где на белом фоне изображен велосипед. Этот знак можно заметить:
- Перед въездом в туннель, в начале мостов, на эстакадах;
- в местах, где находится отправная точка участка скоростного пути;
- при въезде в промышленно-коммунальную зону;
- при въезде на природоохранную местность.
Знак 3.9
Знак направление движения по полосам
Сразу же замечу, что дорожный знак, имеющий похожее название, в рамках этой статьи уже рассматривался.
Что касается знака «Направление движения по полосам», то он обычно применяется на дорогах, где количество полос для движения в одну сторону превышает количество полос для движения в другую:
Знак предназначен для того, чтобы помочь водителю ориентироваться при сложной организации дорожного движения.
На знаке 5.15.7 могут быть изображены миниатюрные запрещающие знаки, требования которых также следует соблюдать.
Новые правила ПДД для владельцев двухколёсного ТС
Передвигаясь на велосипеде в специально по предусмотренной для этого дороге, владелец двухколесного транспортного средства обязан соблюдать правила, которые также прописаны в .
Разметка для велосипедной зоны
Для дублирования дорожных знаков в правила введена также и разметка 1.24.6:
Разметка | Описание |
1.24.6 – дублирование дорожного знака 5.33.1 “Велосипедная зона” |
Обратите внимание, данная разметка может использоваться только совместно с дорожными знаками. Это связано с тем, что в определении велосипедная зона разрешается использовать только знаки. То есть если Вы встретили указанную разметку, а знаков нет, то территория велосипедной зоной не является.
Приоритет в велосипедной зоне
Рассмотрим пункт 24.11 ПДД:
24.11. В велосипедной зоне:
- велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.11 – 9.3 и 9.6 – 9.12 настоящих Правил;
1. Обратите внимание, в отличие от пешеходной зоны, по велосипедной зоне могут ездить автомобили (механические транспортные средства).
2. При движении велосипедисты имеют преимущество перед автомобилями.
3. Велосипедисты могут двигаться по всей попутной стороне проезжей части. Напомню, что на других дорогах велосипедисты могут двигаться только у правого края проезжей части.
Расположение велосипедистов на проезжей части
4. Велосипедисты должны соблюдать следующие правила:
- Не выезжать на встречную, если она отделена сплошной разметкой.
- Не выезжать на встречную, если на дороге 4 полосы или более.
- На трехполосных дорогах выезжать на среднюю полосу только для обгона, объезда, поворота налево и разворота.
- Не выезжать на встречные трамвайные пути.
- Пересекать разметку только при перестроении между полосами.
- Не выезжать на разделительные полосы, обочины, тротуары и пешеходные дорожки.
- Соблюдать дистанцию.
- Объезжать островки безопасности и элементы дорожных сооружений справа.
При желании Вы можете самостоятельно обратиться к разделу 9 ПДД и прочитать полный текст пунктов правил, относящихся к движению велосипедистов по велозоне.
Поворот налево и разворот
Рассмотрим пункт 24.8 ПДД:
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
Из этого пункта следует, что велосипедистам запрещается поворачивать налево на дорогах, если в данном направлении есть более 1 полосы для движения. Однако в велозонах это правило не действует. То есть поворачивать налево и разворачиваться можно на любых дорогах внутри велосипедной зоны.
Кроме того, данное правило не действует и вне велосипедных зон, если поворот налево разрешен из правой полосы.
Например, если на Т-образном перекрестке разрешен поворот только налево и знаки позволяют повернуть налево из правой полосы, то на таком перекрестке велосипедист может выполнить поворот налево.
Скорость движения в велосипедной зоне
Пункт 10.2 ПДД:
10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонахи на дворовых территориях не более 20 км/ч.
Обратите внимание, скорость внутри велозоны ограничена цифрой 20 км/ч.
С одной стороны, это может вызывать недовольство велосипедистов, т.к. внутри велозон им придется притормаживать. С другой стороны, я ни разу не слышал о том, что велосипедисту был выписан штраф за превышение скорости, так что вряд ли за этим будут строго следить и внутри велосипедных зон.
Что касается автомобилей, то они смогут ездить внутри зон только со скоростью 20 км/ч. То есть скорость всех транспортных средств будет примерно одинаковой.
Знак 5.15.3 «Начало полосы»
Знаком 5.15.3 «Начало полосы» обозначается начало дополнительной полосы на подъеме или начало полосы торможения на пересечениях и примыканиях дорог. Этот знак также применяют при увеличении числа полос для движения в данном направлении справа.
Дорожный знак 5.15.3 устанавливают у начала отгона такой полосы.
Данный знак с изображением знака 4.6 «Ограничение минимальной скорости» применяют в тех случаях, когда необходимо установить минимально допустимую скорость на левой полосе (или полосах), ведущей (ведущих) на подъем.
Это делается с целью увеличения пропускной способности данного участка дороги, поскольку на левых полосах машины должны двигаться быстрее.
Принцип простой, он применим на любых дорогах — кто не может двигаться быстро — занимает правую полосу, и едет не спеша, тем более, если дорога ведет на подъем. Кто может ехать быстрее — занимает левые полосы, опережая остальных.
Как обозначается полоса для велосипедистов?
Начало полосы для велосипедистов обозначается знаком 5.14.2:
Если этот знак установлен над дорогой, то полосой для велосипедистов является полоса непосредственно под данным знаком. Если знак расположен справа от проезжей части, то полосой для велосипедистов является правая полоса дороги.
Конец полосы для велосипедистов обозначается специальным знаком 5.14.3:
Выше приведены основные знаки, обозначающие полосу для велосипедистов. Кроме них используются несколько дополнительных знаков.
Знаки 5.11.2 и 5.12.2 устанавливаются на дорогах, где единственная встречная полоса является полосой для велосипедистов:
Знаки 5.13.3 и 5.13.4 устанавливаются перед перекрестками, если на пересекаемой дороге есть выделенная полоса для велосипедистов, направленная навстречу основному потоку транспортных средств.
Знак 5.15.6 «Конец полосы»
Знаком 5.15.6 «Конец полосы» обозначается конец участка средней полосы на трехполосной дороге, предназначенного для движения в данном направлении. После этого знака дорога становится «Уже» с левой стороны, т.е. потребуется перестроиться вправо.
Знак устанавливают у начала переходной линии разметки, но готовиться к перестроению нужно раньше, не дожидаясь, когда в конце полосы образуется скопление машин. В часы пик такое происходит часто.
Рекомендации по перестроению такие же, как изложено «под» знаком 5.15.5 (выше по тексту). С общими правилами перестроения, а также с решением некоторых спорных вопросов, возникающих в процессе перестроения, можно ознакомиться в серии статей Перестроение.
Кто может двигаться по полосе для велосипедистов?
В первую очередь рассмотрим пункт 9.9 ПДД:
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 – 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов.
Таким образом по выделенным полосам для велосипедистов могут двигаться только велосипеды и мопеды. Обратите внимание, автомобили не могут выезжать на выделенную полосу для велосипедистов ни при каких условиях. Даже в том случае, если полоса отделена от остальных прерывистой линией разметки.
В этом заключается существенное отличие полосы для велосипедистов от выделенной полосы для маршрутных транспортных средств.
Перейдем к велосипедистам и водителям мопедов.
Велосипедисты должныдвигаться по полосе для велосипедистов:
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
Данное требование распространяется только на велосипедистов старше 14 лет. Велосипедисты младше 14 лет по выделенной полосе ездить не могут.
Отмечу, что при наличии выделенной полосы велосипедисты старше 14 лет не должны ехать по обочине или по тротуару.
Водители мопедов также могут ездить по полосе для велосипедистов, причем независимо от возраста (права категории М выдаются с 16 лет):
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Движение пешеходов в велозоне
Рассмотрим пункты 24.11 и 4.3 ПДД:
24.11. В велосипедной зоне:
- пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом месте при условии соблюдения требований пунктов 4.4 – 4.7 настоящих Правил.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.
Особенность велозоны заключается в том, что пешеходы могут переходить дорогу в любом месте.
При этом при переходе проезжей части пешеходы не должны создавать помех велосипедам и другим транспортным средствам (пункт 4.5 ПДД):
При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помехдля движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Что касается правил движения пешеходов по дороге, то они здесь точно такие же, как и в других местах. То есть пешеходы должны идти по тротуару, а не по проезжей части.
В заключение предлагаю Вам ознакомиться с полным текстом обновленных правил дорожного движения:
ПДД от 8 апреля 2021 года
Ну а в следующей статье рассмотрены остановка транспортных средств сотрудниками таможни, обновленные правила остановки, а также еще несколько интересных нововведений.
Какие штрафы предусмотрены
В статье 12.29 КоАП части 2 и 3 указано, что водитель 2-колесного транспортного средства несет административную и материальную ответственность за игнорирование велосипедных знаков. Наказанием служит штраф в размере от 800 рублей.
Если в результате неправомерного действия был нанесен ущерб здоровью или имуществу третьих лиц, то велосипедист должен возместить стоимость причиненного урона пострадавшему, а сумма административного штрафа вырастает в несколько раз по отношению к первоначальной.
Штрафы за велодорожку
По территории, обозначенной символом 4.4.1, можно ехать только на немеханическом ТС, а также на мопеде или скутере. Автомобилям там делать нечего. Но нередко водители игнорируют запрет. Нарушителям грозит ч.2 ст.12.15 КоАП:
Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
Остановливаться и парковаться в зоне влияния 4.4.1 тоже запрещает одно из положений пункта 12.4 ПДД. За эти действия водитель автомобиля получит штраф в 500 р. в соответствии с ч.1 ст.12.19 Кодекса. И в обоих случаях сотрудник ГИБДД имеет право применить ч.1 ст.12.16 КоАП (игнорирование требований знаков и разметки), то есть потребовать выплаты еще 500 р.
Ещё на AutoLex.Net:
Правила проезда и наказание за их нарушение на островке безопасности
Теоретически наказать за использование велодорожки могут и пешехода. Ведь эта категория участников движения имеет право перемещаться в зоне влияния символа 4.4.1 только в отсутствие тротуара. Пешеходы должны держаться правой стороны и не мешать велосипедистам.
В противном случае можно нарваться на штраф в 500 р. по ч. 1 ст. 12.29 КоАП или предупреждение от инспектора ГИБДД. Это, конечно, не означает, что водитель немеханического ТС или мопеда могут безнаказанно сбить пешехода.
Знак «Велосипедная дорожка» в России можно видеть пока нечасто. И у многих автомобилистов он вызывает недоумение, а кое-кто вовсе пренебрегает им. И напрасно, ведь количество велосипедистов с каждым годом растет. Значит, будет увеличиваться и число обособленных полос, отдельных зон для них.